Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Неволина Ольга Викторовна

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит подробное описание групповой работы на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_glazami_ekologa.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс

Тема: «Мир глазами эколога»

Тип урока: «открытие новых знаний»

Цель урока: способствовать обогащению представлений учащихся о последствиях влияния человека на природу, об экологических проблемах, которые нужно решать человечеству на современном этапе.

Задачи:

  • Образовательные: Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; раскрыть необоснованность мотивов преследования людьми некоторых животных;формировать правила поведения с этими животными;познакомить учащихся с системой экологических знаний;формировать умения самостоятельно работать с художественным и научным текстом;
  • Развивающие: содействоватьразвитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и учебника, формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации, умению делать сравнение, обобщение, выводы, умению работать и взаимодействовать в группах.
  • Воспитательные: способствовать расширению кругозора учащихся, развивая желание познавать новое; воспитывать гуманные чувства к окружающей среде; формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром.

Методы и методические приёмы: метод постановки проблемы, побуждающий от проблемной ситуации диалог, метод поиска решения, подводящий к знанию диалог, сопоставление «открытого» знания с научной формулировкой учебника, с образцом, продуктивное применение «открытого» знания.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Структура урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)
  2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы (3 мин.)
  3. Совместное открытие знания (20 мин.)
  4. Физкультминутка (2 мин.)
  5. Применение нового знания (13 мин.)
  6. Рефлексия учебной деятельности (5 мин.)

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

СЛАЙД 1,2

Дана нам возможность экологами стать,
Проблемы экологические решать.
Природа дарит людям чудеса,
Мы навечно стали должниками.
Долг природе мы обязаны отдать,
Ведь иначе мы не сможем выжить сами.

– Что пригодится нам для успешной работы на уроке? (наши знания, умения работать вместе, помощь друг другу, умение внимательно слушать) 

СЛАЙДЫ 1, 2

Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

ΙΙ. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

СЛАЙД 3

– В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом? (О жизни первых людей рассказали археологи, они производят раскопки и по останкам восстанавливают когда-то происшедшие события).

– Какая наука занимается изучением первобытного человека? (Археология).

– Как вы думаете, первобытные люди жили в нашей эре или до нашей эры? (Первобытные люди жили до нашей эры).

– С какого события отсчет времени идет в нашей эре? (Отсчет времени в нашей эре идёт от Рождества Христова).

Ледовое побоище 1242 год – 13 век.

Куликовская битва 1380 год – 14 век.

Первое упоминание в летописи о Москве 1147 год – 12 век.

Основание Санкт-Петербурга 1703 год – 18 век.

Год вашего рождения …

Познавательные УУД: развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста; формируем умение представлять информацию в виде схемы; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; формируем умение находить ответы на вопросы Личностные УУД: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙΙ. Совместное открытие знания

СЛАЙД 4

– Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы.

СЛАЙД 5

– Где жили первобытные люди?

– Какой материал требовался первобытному человеку?

– Чтобы выжить, человеку необходима пища. Как добывали пищу? (Охотились, собирали съедобные плоды, коренья).

СЛАЙД 6

– А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни.

СЛАЙД 7

Работа в учебнике.

– Откройте учебник на с. 41.

(Чтение статьи "Сын или покоритель?" с третьего абзаца).

– Что же решил человек? (Человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники).

– К чему привело такое покорение? (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных).

СЛАЙД 8

– Может ли человек господствовать над природой? (Нет, такое господство может погубить ее).

– Кто такой человек по отношению к природе? (Он часть природы).

– Поднимите руку, те кто когда-нибудь болел?

– Что вы чувствовали?

– А может ли планета заболеть?

– Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня мы раскроем и обсудим эти проблемы.

СЛАЙД 9-11

 три экологические проблемы: загрязнение океана, вырубка лесов, как избавиться от мусора.

  1. Разбиться на группы, собрать информацию, обсудить собранные сведения.
  2. Выявить причины проблем.
  3. Сделать вывод, предлагая меры по решению этих проблем.

– На три творческие группы мы уже разбились, распределили обязанности: спикеры, исследователи, оформители.Четвертая группа – это эксперты. Они сегодня будут оценивать нашу с вами работу.

– Нам понадобятся сведения о наблюдениях и исследованиях людей. Здесь нам помогут учебник и книга «Великан на поляне или первые уроки экологической этики».

Группа «Вода» – с.157-158 «Золотое правило»;

группа «Земля» – с.147-148 «Свой мусор всегда с собой», с. 143-144 – «Бутылочная почва»;

группа «Лес» – с. 129-132 – «Горит костер,с. 133-138 «Горит трава».

Обсуждение проблем

– Первая проблема – "Как защитить океан от загрязнения?". Заслушаем докладчика 1 творческой группы.

Докладчик: Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы – бутылки, банки, сети – тоже серьезная опасность. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.

– Что является причинами загрязнения океана?

– 80% загрязнений океана – результат деятельности человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. Особенно тяжелая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного моря. А какие принимаются меры по охране океанов? Заслушаем спикера этой группы.

Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные "суда-губки", они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. Созданы «Красная книга Международного союза охраны природы»,«Красная книга РФ».

Выступление спикера группы:

– Итак мы записали на своей страничке «Зеленной книги»:

Причины загрязнения океана – нефтепродукты, пластмассовые отходы, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, радиоактивные отходы.

Меры защиты океана от загрязнения–Эффективные химические препараты, «Суда-губки», ограничение отлова рыбы, очистительные сооружения на предприятиях.

– Переходим к обсуждению второй проблемы.

«Как спасти тропические леса?»

Предоставляем слово 2 группе – «лес»

Докладчик: Тропические леса – это "лёгкие" нашей планеты. Ученым удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть свое определенное место в этой цепи. Это приведет к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению ее плодородия, вымиранию растений и животных.

Выступление спикера группы:

– Итак мы записали на своей страничке «Зеленной книги»:

Причины уничтожения тропических лесов – Тропические леса безжалостно вырубают, выжигают, выкорчевывают.

Результаты уничтожения лесов

-Нарушаются цепи питания, уменьшается количества кислорода, разрушается почва, гибнут растения и животные.

– Вырубка лесов может привести к изменению климата, опустыниванию.

 Меры защиты тропических лесов

– запретить вырубку и выкорчёвывание деревьев;

– усилить меры пожаробезопасности в лесах.

– Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф.

– Перейдем к обсуждению третьей проблемы: "Как избавиться от мусора?"

Выступление докладчика 3 группы – «Земля».

Выступление спикера группы:

Причины появления мусора

– Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы.

Меры поборьбе с мусором

Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. Существуют заводы по сортировке мусора. А некоторые предметы можно использовать вторично, например, стеклянные банки, бутылки.

ΙV. Физкультминутка

Если я называю вам пагубное влияние человека на природу, вы топаете ногами, если благоприятное – хлопаете в ладоши.

Посадить дерево, бросить бумажку, помыть машину в реке, нарвать букет полевых цветов, убрать мусор вдоль берега реки, растоптать мухомор, развести костёр в лесу и т.д.

V. Применение нового знания

 

Работа в учебнике

– Мы уже говорили, что планета, как и мы с вами может болеть.

– Что к этому приводит? (Загрязнение океана, вырубка леса).

– А может ли один человек вылечить планету? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).

– Да, охрана окружающей среды – задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы узнаете, прочитав статью "Лечить планету сообща" на с.44 – 45.

Учащиеся читают статью под руководством учителя.

– А теперь опираясь на этот текст попробуем ответить на вопросы в рабочей тетради на печатной основе.

Работа в рабочей тетради

– Что такое экологическая проблема?

– А какие экологические проблемы вас волнуют? Запишите. (№1)

– Задание №2. Прочитайте.

– Приведите примеры международных соглашений по охране окружающей среды. Запишите.

– Назовите экологические организации. Запишите.

– Назовите Международные экологические дни. Запишите несколько примеров.

– Ребята, подумайте, обсудите с родителями вопрос: "Для чего объявлены международные дни, посвященные защите природы?"

Подведение итогов (если есть время, можно оформить вопросы в виде теста, если нет – обсудить фронтально)

– Какие экологические проблемы мы с вами решали?

– Отчего возникает и к чему приводит загрязнение океана?

– В чем причины уничтожения лесов? Чем это опасно?

– Почему и как людям приходится бороться с мусором?

– Назовите международные экологические организации.

– Какая экологическая организация имеет эмблему с изображением панды?

– Если люди погубят окружающую природу, смогут ли они сами выжить?

– Ну что, ребята, я могу сказать, что все вы: МОЛОДЦЫ!

Познавательные УУД:

развиваем умение извлекать информацию текста; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; формируем умение находить ответы на вопросы иллюстрации

Личностные УУД: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VI. Рефлексия учебной деятельности

 

Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, понравился вам наш совместный урок? Какое у вас сейчас настроение?

– Понравилось ли вам быть исследователями?

– Какая работа на уроке вам понравилась больше всего?

– Что вызвало наибольшие затруднения?

Самооценка

Оцените свою работу на уроке:

Я всё понял и могу объяснить другому – зелёная сигнальная карточка;

Мне было интересно и понятно, но остались вопросы – жёлтая;

Я ничего не понял – красная.

  Регулятивные УУД: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VII. Домашнее задание

Ответь на вопросы «Проверь себя» на стр.47. Выполнить задания №1 и 2 на стр.47


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Жизнь леса" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока включает в себя тест по ранее изученной теме "Земля-кормилица". При изучении новой темы и на этапе закрепления учащиеся работают в группах....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Путешествие по Москве» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Путешествие по Москве" УМК "Школа России" 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о столице нашей Родины – Москвы, об истории её возникновения и об ее достоприм...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Проект «Музей путешествий»» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о городах нашей Родины. Задачи урокаДидактические:формировать умение показывать города п...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Как живут растения?" (УМК "Школа России" - 1 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления о растениях, как о живых организмах, об их жизненном цикле и правилах ухода за комнатными растениями;Задач...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "В широкой степи" (УМК: "Школа России" 4 класс)

Цель:формирование представлений у обучающихся о зоне степей, знакомство с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром.Планируемые результаты:Предметные:1. В...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Зона арктических пустынь", УМК "Школа России", 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представление о зоне арктических пустынь; о животном и растительном мире АрктикиЗадачи урокаПланируемые результаты...