Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Шмойлова Ирина Сергеевна

Плешаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh_3.docx65.1 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Старосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области

«Рассмотрено»

ШМО

ГБОУ ООШ с. Старосемейкино

________  / ________________/

           Протокол №___

           от «__» __________ 20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________  / ________________/

            от «__» __________ 20___г.

«Утверждено»

Директор

ГБОУ ООШ с. Старосемейкино

________  / Харыбина Г.П.

             Приказ № ___

от «__» __________ 20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету окружающий мир

2015- 2016 учебный год

класс 3

учитель: Шмойлова И.С.

квалификация: учитель начальных классов

Рассмотрено  Педсоветом

ГБОУ ООШ с. Старосемейкино

№__ от «__» _______ 20___г

с. Старосемейкино

2015 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по окружающему миру для учащихся 3 класса разработана на основе программы под редакцией  А. А. Плешакова «Программы по окружающему миру Часть 1»,  М.: «Просвещение», 2010г, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального общего образования на базовом уровне.

В учебном плане ГБОУ ООШ с. Старосемейкино на 2015 – 2016 учебный год на изучение предмета окружающий мир в 3 классе отводится 2  часа в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов  в год.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебником  для учащихся 3-х классов в 2-х частях: А. А. Плешаков   «Окружающий мир» М.: Просвещение, 2010г.

Общая характеристика предмета:

Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер.

 Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;
  • идея экологической целостности мира;
  • идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании само ценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

Шаг за шагом внимание ребенка системно переключается в разные сферы: наблюдение за природой и освоение естественнонаучной картины мира; знакомство с народной картиной мира, отраженной в ритмичном чередовании труда и праздников людей в течение года; сопоставление современной точки зрения на необходимость бережного отношения человека к природе, к своему здоровью и народной точки зрения на окружающий мир как единство человека и природы; сравнение между собой календарных трудовых и праздничных традиций разных народов России и мира.

Цели и задачи преподавания предмета:

Цели изучения предмета: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой;

развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи:

формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;

осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Личностные, метапредметные и предметные результаты:

Личностные результаты


-овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

-формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

 

Метапредметные результаты


Регулятивные
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

- планировать свои действия в течение урока;

- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

- контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

 

Познавательные 

-  понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

- сравнивать объекты по различным признакам;

- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и  пр.;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

- моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

 

Коммуникативные
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

- признавать свои ошибки, озвучивать их;

- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 

- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

- составлять рассказ на заданную тему;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Организация образовательного процесса:

В системе уроков планируются использование следующих типы уроков:

Урок изучения нового материала.

Урок закрепления знаний.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач. Вырабатываются у обучающихся умения и навыки решения задач на уровне базовой и продвинутой подготовке.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности обучающихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в электронном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

Урок - самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5».

Применяются технологии индивидуального, индивидуально – группового, группового и коллективного способа обучения,  технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания.

Тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

теоретические/ изучения и закрепления темы

лабораторно – практические работы

контрольные работы

1

Как устроен мир

6

5

1

2

Эта удивительная природа

18

11

7

3

Мы и наше здоровье

10

5

4

1

4

Наша безопасность

7

5

2

5

Чему учит экономика  

12

8

4

6

Путешествие по городам и странам

15

12

2

1

Итого

68

График контрольных работ

Четверть

Дата

Тема работы

I  четверть

Практическая работа №1 Тела, вещества, частицы

Практическая работа №2 Обнаружение крахмала в продуктах питания

Практическая работа №3 Свойства воздуха

Практическая работа №4 Свойства воздуха

Практическая работа №5 Круговорот воды в природе

II четверть

Практическая работа №6 Состав почвы

Практическая работа №7 Размножение и развитие растений

Практическая работа №8 Знакомство с внешним строением кожи

Практическая работа №9 Подсчёт ударов пульса

Проверочная работа

Итоговая работа за I полугодие

III четверть

Практическая работа №10 Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды

Практическая работа №11 Полезные ископаемые

IV четверть

Практическая работа №12 Знакомство с культурными растениями

Практическая работа №13 Знакомство с различными монетами

Итоговая работа за II  полугодие

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Дата планируемая

Дата фактическая

Тема урока

Планируемые результаты

Используемые электронные образовательные ресурсы

Деятельность уч-ся, УУД

Освоение предметных знаний

Раздел «Как устроен мир»

1.

Природа

Личностные:    

 Принимать новый статус «обучающийся», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.  Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживания других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе.

Адекватно воспринимать оценку учителя. Умение выделять нравственный аспект поведения.

Регулятивные:

Целеполагание;  Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

Познавательные:

 - поиск и выделение необходимой информации; - выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. - анализ с целью выделения признаков; -синтез– составление целого из частей;

-установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

-постановка вопросов; -разрешение конфликтов; -управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи

Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Объяснять значения слов: организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп.

2.

Человек

Называть сходства человека и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир. Объяснять значения слов: психология, восприятие, память, мышление, вообрадение.

Электронное сопровождение к учебнику

3.

Проект «Богатства, отданные людям»

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем поискового и творческого характера.

4.

Общество

Анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы; осуществлять самопроверку. Объяснять значение слов: семья, народ, государство, общество.

5.

Что такое экология

Называть экологические связи и их разнообразие. Анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи. Объяснять значение слов: окружающая среда, экология.

6.

Природа в опасности!

Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу. Объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным. Объяснять значение слов: заповедник, национальный парк.

Раздел «Эта удивительная природа»

7.

Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1

Личностные:    

 Принимать новый статус «обучающийся», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.  Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживания других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе.

Адекватно воспринимать оценку учителя. Умение выделять нравственный аспект поведения.

Регулятивные:

Целеполагание;  Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

Познавательные:

 - поиск и выделение необходимой информации; - выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. - анализ с целью выделения признаков; -синтез– составление целого из частей;

-установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

-постановка вопросов; -разрешение конфликтов; -управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи

Объяснять значение слов: тело, вещество, частица. Различать тела и вещества, осуществлять самопроверку.

8.

Разнообразие веществ. Практическая работа №2

Объяснять значение слов: химия, поваренная соль, крахмал, кислота. Описывать изучаемые вещества по предложенному плану.

Электронное сопровождение к учебнику

9.

Воздух и его охрана. Практическая работа №3

Объяснять значение слова: кисловор. Различать цель опыта, ход опыта и вывод. Объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах. Называть правила охраны воздуха.

10.

Вода. Практическая работа №4

Объяснять значение слова: фильтр. Определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради.

11.

Превращения и круговорот воды. Практическая работа №5

Объяснять значение слов: состояние, испарение, круговорот. Различать три состояния воды, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя.

12.

Берегите воду!

Анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста. Понимать, что надо охранять и беречь воду.

13.

Как разрушаются камни

Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них.

Электронное сопровождение к учебнику

14.

Что такое почва. Практическая работа №6

Объяснять значение слова: перегной. На основе схемы моделировать связи почвы и растений. Характеризовать процессы образования и разрушения почвы.

15.

Разнообразие растений

Объяснять значение слова: ботаника. Называть растения с помощью атласа-определителя.

16.

Солнце, растения и мы с вами

Выявлять роль листьев стебля и корня в питании растений. Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека.

17.

Размножение и развитие растений. Практическая работа №7

Объяснять значение слова: опыление. Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени. Называть разные способы распространения плодов и семян.

18.

Охрана растений

Называть факторы орицательного воздействия человека на мир растений, правила поведения в природе.

19.

Разнообразие животных

Объяснять значение слов: зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие. С помощью атласа-определителя определять животных изображенных на рисунках и относить их к определённой группе.

Электронное сопровождение к учебнику

20.

Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем поискового и творческого характера.

21.

Размножение и развитие животных

Объяснять значение слов: личинка, куколка, малёк, головастик. Рассказывать о размножении и развитии животных разных групп.

22.

Охрана животных

С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России. Называть меры по охране животных.

23.

В царстве грибов

Объяснять значение слов: грибница, съедобные и несъедобные грибы. С помощью учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов.

24.

Великий круговорот жизни

Рассказывать о круговороте веществ на Земле. Называть основные звенья круговорота веществ.

Раздел «Мы и наше здоровье»

25.

Организм человека

Личностные:    

 Принимать новый статус «обучающийся», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.  Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживания других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе.

Адекватно воспринимать оценку учителя. Умение выделять нравственный аспект поведения.

Регулятивные:

Целеполагание;  Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

Познавательные:

 - поиск и выделение необходимой информации; - выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. - анализ с целью выделения признаков; -синтез– составление целого из частей;

-установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

-постановка вопросов; -разрешение конфликтов; -управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи

Объяснять значение выражения: система органов. Называть и показывать на модели органы человека.

Электронное сопровождение к учебнику

26.

Органы чувств

Объяснять значение слов: обоняние, осязание. Называть органы чувств человека. Рассказывать о правилах гигиены органов чувств.

27.

Надёжная защита организма. Практическая работа №8

Объяснять значение слов: ушиб, ожог, обмораживание. Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Называть меры первой помощи при повреждениях кожи.

28.

Опора тела и движение

Объяснять значение слов:скелет, мышцы, опорно-двигательная система, осанка. Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Понимать важность выработки и сохранения правильной осанки.

29.

Наше питание. Проект «Школа кулинаров»

Объяснять значение понятий: белки, жиры, углеводы, пищеварительная система.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем поискового и творческого характера.

30.

Дыхание и кровообращение. Практическая работа №9

Объяснять значение понятий: дыхательная система, кровеносная система. Рассказывать об их строении и работе. Понимать взаимосвязь этих систем.

Электронное сопровождение к учебнику

31.

Умей предупреждать болезни

Объяснять значение понятий: закаливание, инфекционные болезни, аллергия. Называть способы закаливания организма, правила поведения в случае заболевания. Формулировать правила предупреждения инфекционных болезней и аллергий.

32.

Здоровый образ жизни

Объяснять значение выражения: здоровый образ жизни. Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие.

33.

Проверим себя и оценим свои достижения (1полугодие)

Адекватно оценивать и анализировать свои знания / незнания.

34.

Презентация проектов

Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений.

Раздел «Наша безопасность»

35.

Огонь, вода и газ

Личностные:    

 Принимать новый статус «обучающийся», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.  Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживания других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе.

Адекватно воспринимать оценку учителя. Умение выделять нравственный аспект поведения.

Регулятивные:

Целеполагание;  Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

Познавательные:

 - поиск и выделение необходимой информации; - выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. - анализ с целью выделения признаков; -синтез– составление целого из частей;

-установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

-постановка вопросов; -разрешение конфликтов; -управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи

Объяснять значение слова диспетчер. Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

Электронное сопровождение к учебнику

36.

Чтобы путь был счастливым

Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте.

37.

Дорожные знаки

Объяснять значение слова сервис. Называть дорожные знаки.

38.

Проект «Кто нас защищает»

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем поискового и творческого характера.

39.

Опасные места

Называть правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, парке и т.д.

Электронное сопровождение к учебнику

40.

Природа и наша безопасность

Понимать какие опасности природного характера могут принести гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, кошки, собаки.

41.

Экологическая безопасность. Практическая работа №10

Объяснять значение слов: экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр. Называть правила экологической безопасности.

Раздел «Чему учит экономика»

42.

Для чего нужна экономика

Личностные:    

 Принимать новый статус «обучающийся», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.  Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживания других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе.

Адекватно воспринимать оценку учителя. Умение выделять нравственный аспект поведения.

Регулятивные:

Целеполагание;  Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

Познавательные:

 - поиск и выделение необходимой информации; - выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. - анализ с целью выделения признаков; -синтез– составление целого из частей;

-установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

-постановка вопросов; -разрешение конфликтов; -управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи

Раскрывать понятия: экономика, потребности, услуги. Понимать, что удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики.

43.

Природные богатства и труд людей – основа экономики

Объяснять значение слов: природные богатства, капитал, труд. Приволить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров.

Электронное сопровождение к учебнику

44.

Полезные ископаемые. Практическая работа №11

Объяснять значение слов: месторождение, геолог. Называть наиболее важные полезные ископаемые. Раскрывать основные способы добычи полезных ископаемых, правила охраны.

45.

Растеневодство. Практическая работа №12

Объяснять значение слов: отрасль растеневодство. Различать и классифицировать культурные растения. Определять с помощью атласа-определителя культурные растения.

46.

Животноводство

Объяснять значение слова животноводство. Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать об их содержании и разведении.

Электронное сопровождение к учебнику

47.

Какая бывает промышленность

Объяснять значение понятий: добывающая промышленность, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая промышленность, лёгкая промышленность, пищевая промышленность.

48.

Проект «экономика родного края»

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем поискового и творческого характера.

49.

Что такое деньги. Практическая работа №13

Объяснять значение слов: деньги, рубль, заработная плата, бартер, купля – продажа. Называть виды денежных знаков. Различать денежные единицы разных стран.

50.

Государственный бюджет

Объяснять значение слов: бюджет, доходы, расходы, налоги. Объяснять, зачем нужен государственный бюджет.

51.

Семейный бюджет

Объяснять значение слов: стипендия, пенсия. Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы.

52.

Экономика и экология

Объяснять значение слов: танкер, экологическая катастрофа, экологический прогноз. Понимать взаимосвязь экономики и экологии.

Электронное сопровождение к учебнику

53.

Экономика и экология

Объяснять значение слов: танкер, экологическая катастрофа, экологический прогноз. Понимать взаимосвязь экономики и экологии.

Раздел «Путешествие по городам и странам»

54.

Золотое кольцо России

Личностные:    

 Принимать новый статус «обучающийся», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.  Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживания других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе.

Адекватно воспринимать оценку учителя. Умение выделять нравственный аспект поведения.

Регулятивные:

Целеполагание;  Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

Познавательные:

 - поиск и выделение необходимой информации; - выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. - анализ с целью выделения признаков; -синтез– составление целого из частей;

-установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

-постановка вопросов; -разрешение конфликтов; -управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи

Объяснять значение слова финифть. Рассказывать о достопримечательностях Золотого кольца.

Электронное сопровождение к учебнику

55.

Золотое кольцо России

Узнавать достопримечательности Золотого кольца по фотографиям.

56.

Золотое кольцо России

Называть города, которые входят в Золотое кольцо.

57.

Проект «Музей путешествий»

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем поискового и творческого характера.

58.

Наши ближайшие соседи

Объяснять значение понятий: сухопутные границы, морские границы. Называть государства, граничащие с Россией.

59.

На севере Европы

Объяснять значение понятий: Скандинавские страны, фьорк, аквапарк, гейзер. Называть страны Европы. Узнавать достопримечательности.

60.

Что такое Бенилюкс

Объяснять значение слова дамба. Называть страны Бенилюкса, их столицы. Описывать достопримечательности по фотографиям.

61.

В центве Европы

Объяснять значение слова фиакр. Называть страны центра Европы, их столицы. Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям.

62.

По Франции и Великобритании (Франция)

Показывать месторасположение Франции на карте, называть её столицу. Узнавать и описывать достопримечательности Франции по фотографиям.

Электронное сопровождение к учебнику

63.

По Франции и Великобритании (Великобритания)

Показывать месторасположение Великобритании на карте, называть её столицу. Узнавать и описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям.

64.

На юге Европы

Показывать месторасположение Греции и Италии на карте, называть их столицы. Узнавать и описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям.

Электронное сопровождение к учебнику

65.

По знаменитым местам мира

Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности.

66.

Проверим себя и оценим свои достижения (2полугодие)

Адекватно оценивать и анализировать свои знания / незнания

67.

Итоговый тест

Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений.

68

Презентация проектов

Требования к уровню подготовки учащихся

Планируемые результаты изучения предмета в 3 классе:

         В результате освоения курса    обучающийся научится:

- определять место человека в мире;

- распознавать тела и вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы;

- объяснять круговорот воды в природе;

- определять основные группы живого, растений, животных, съедобные и несъедобные грибы;

- устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природы, внутри живой природы;

-  устанавливать взаимосвязи между природой и человеком;

- характеризовать системы органов человека;

- правилам гигиены, основам здорового образа жизни;

- правилам безопасного поведения в быту и на улице;

- распознавать основные дорожные знаки;

- правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности;

- называть потребности людей, товары и услуги;

- определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике, узнают основы семейного бюджета.

         В результате освоения курса    обучающийся получит возможность научиться:

- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя, различать наиболее распространённые в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость, выполнять посильную работу по охране природы;

- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, правильно обращатся с бытовым фильтром для очистки воды;

- владеть элементарными приёмами чтения карты;

- приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Перечень учебно -  методического обеспечения

  1. Книгопечатная продукция

Плешаков А.А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 3 класс.

Плешаков А.А. От земли дщо неба: Атлас – определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

  1. Печатные пособия

Плешаков А.А. Таблицы по окружающему миру

  1. Экранно – звуковые пособия
  1. Электронное сопровождение к учебнику
  1. Видеофильмы по природоведению, истории, обществоведению
  2. Технические средства обучения
  1. Доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц
  2. Компьютер
  3. Мультимедийный проектор
  1. Термометры для измерения температуры воздуха, воды
  2. Лупа
  3. Компас
  4. Микроскоп
  5. Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания обучения
  6. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения)

Нормы оценки ответов учащихся

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:

Грубые ошибки:

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Негрубые ошибки:

- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

- неточности при нахождении объекта на карте.

ТЕСТЫ

        Исправления, сделанные ребенком, ошибкой не считаются.

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...