Урок по окружающему миру "Чтобы не было беды"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_osnovy_zdorov1.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок основы здоровья

Тема: "Чтобы не было беды"

Цель:

воспитать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе, выработать потребность в общении с природой.

Оборудование:

выставка рисунков детей на тему: "Наша прогулка в природу",

иллюстрация по правилам поведения в природе, грамзапись "Голоса птиц в природе", видеозапись

Предварительная работа: экскурсия в природу, рисунки "Наша прогулка в природу", разучивание с детьми стихотворений к празднику, посещение пожарной части г. Старый Крым

Ход занятия

Учитель: Ребята! Мы с вами уже много знаем о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе? Все ли помнят эти правила?

Ученик:

Чтобы река и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились и птицы пели,

Зелень от солнца в жару бы спасала,

Каждому правила знать не мешало.

Учитель: Давайте подумаем, что нас радует в природе. (Ответы детей.) Да, красота, чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. (Грамзапись "Голоса птиц".) Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с природой. Обратите внимание на выставку ваших рисунков.

Чем же вы больше всего занимаетесь, бывая на прогулках? (Ответы детей.) Играете в мяч, ловите рыбу, катаетесь на лодке, купаетесь в реке, собираете грибы, отдыхаете у костра.

Отгадайте ребусы.

(Костёр)                                                                                 (Огонь)

Учитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Ответы детей.) О пожарах лесных и степных.

Учитель: Когда огонь друг, а когда враг? (ответы детей) Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека при условии соблюдения правил пожарной безопасности он послушен. Но если дать ему волю, то добро превращается во зло. Большая часть пожаров происходит по вине людей из-за их беспечности. Вы сейчас слушаете и думаете, что к вам это не относится, - вы лично спичками не играете и друзьям своим не позволяете это делать. А количество пожаров растёт. Отчего же происходят пожары? (Ответы детей.)

Например, ребята собирали тополиный пух во дворе и подожгли его. Правильно ли дети поступили или нет и почему?

Расскажите о пожарах, которые вы видели или которые произошли по вашей вине. (Ответы детей.)

Пожар легче предупредить, чем погасить, и маленькая спичка может обернуться большой бедой.

Учитель: О каком красном петухе говорится? (Ответы детей.)

Давайте выясним причины пожаров.

Учитель: Как можно затушить огонь? (ответы детей.)

Если пламя только занялось, можно попробовать сбить его сломанными ветками, небольшими деревцами или даже куртками. Вспыхнувшую траву можно затоптать ногами или забросать землёй.

Если у вас окажется лопата, можно окопать загоревшуюся траву до полуметра в ширину.

Если рядом находится ручей, можно принести воду из него и залить огонь.

Учитель: Почему птенчики погибнут? (Ответы детей.)

Игра "Игра-загадка"

Учитель читает четверостишия. Ученики после каждого четверостишия, если считают, что нужно поступить именно так, говорят хором: "Это я, это я, это все мои друзья!", а если неправильно, молчат.

Учитель:

Кто, задорный и весёлый,

Верность правилам храня,

Бережёт нашу природу

От огня?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

Учитель:

Кто поджёг траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

Дети молчат

Учитель:

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнём недаром

Завершается пожаром?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

Учитель:

С другом в лес вчера пошёл,

Спичек коробок нашёл.

Загорелся старый ствол,

Еле сам живой ушёл!

Дети молчат

Учитель:

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

Учитель: Ну вот, теперь я вижу, что вы знаете, что с огнём шутить опасно.

Всегда ли при этом вы выполняете правила поведения?

Учитель: В лесу нельзя разжигать костры. Почему? Это может вызвать лесной пожар. Погибнут не только деревья, но и птицы, звери, выгорит трава. Где же можно разводить костры? Вдали от деревьев, на опушках леса или у реки, используя для этого старые кострища.

Знаете ли вы, что место под костром не зарастает травой в течение 5-7 лет? Пожалуйста, не делайте новых кострищ!

Какие же дрова можно использовать для костров? Правильно, сушняк, валежник. Собирая их, вы очистите участок леса от отмерших деревьев и сухих веток.

Учитель: Посмотрите на рисунок. Найдите туристов, которые правильно разводят костёр, и тех, кто этого делать не умеет. Почему вы так считаете? (Ответы детей.)

Что же останется на этом месте? А ведь под костром выгорит и верхний, плодородный слой почвы. Почва образовалась из минералов и горных пород, а также из разлагающихся органических веществ (остатков). 0,5 - 1 см почвы образуется за 100-300 лет. Берегите почву!

Учитель: Чьё изображение вы видите в середине плаката? Что нарисовано слева? Что нарисовано справа?

Учитель: Есть шалость, переходящая в хулиганство и даже преступление. Люди совершенно не думают, к каким последствиям могут привести такие "развлечения". А последствия могут быть самые трагичные. Бывают случаи, когда ребята поджигают сухую траву, среди которой приносящие пользу природе насекомые, например муравьи. Что произойдёт с насекомыми?

К сожалению, человек чаще относится к природе не бережно, не экономно, а эгоистично, расточительно. А теперь подумайте, почему так сказал поэт.

Ученик:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко

(Ответы детей.)

Учитель: Поэт призывает нас бороться со своим бездушным отношением к природе.

Физминутка.

Учитель: Помните, только взрослые могут потушить лесной пожар и чаще всего с применением специальной техники.

Загадки:

Чтобы не было огня, не играйте вы в меня. Я - огня сестричка, маленькая : (спичка).

Дым увидел - не зевай, нас скорее вызывай. (Пожарные)

Кто меня не бережётся, тот так скоро обожжётся. (Огонь)

При пожаре не сидим, набираем : (01)

Учитель: Если вы почувствовали запах гари в лесу, не дожидайтесь, пока огонь станет видно, начинайте двигаться. Огонь всегда идёт по направлению ветра, значит, вам нужно бежать в поперечном направлении, иначе огонь может вас догнать: ведь он движется с огромной скоростью! При сильном задымлении рот и нос нужно прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, полотенцем, частью одежды. Хорошо если вам удастся перебраться через реку: тогда пожар вас не догонит. Следует помнить:

местность понижается по направлению к воде - ведь вода всегда течёт вниз;

большие просветы в лесу - признак озера, болота или вырубки.

Выйдя из леса, обязательно сообщите о пожаре взрослым или в специальную службу по тушению лесных пожаров.

Учитель: Назовите причины пожаров. (Ответы детей.)

Все пожары в лесу начинаются из-за какой-то внешней причины: источника огня среди деревьев нет. Какие причины природного характера здесь указаны? Кто является виновником других причин? Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще человек.

Учитель: Давайте сформулируем правила поведения в природе и постараемся следовать им.

Учитель: Послушайте отрывки из стихотворения Д. Лапиня, П. Юрциньш "Не шали с огнём"

Ученик:

Огонёк всегда такой -

И хороший и плохой:

Он и светит, он и греет,

И проказничать умеет.

Ученик:

Трое маленьких зайчат

С огоньком сидят, шалят.

Им, зайчатам, невдомёк,

Что опасен огонёк.

Ученик:

Взгляд лесничего суров:

- Здесь не место для костров!

Погасить велел костёр,

И закончил разговор.

Ученик:

Чтобы выросла пшеница,

Нужно много потрудиться.

И огня не разжигай

Там, где зреет урожай.

Ученик:

Побежал, как ручеёк,

В старой травке огонёк.

Разве скажет кто-нибудь,

Где он свой закончит путь?

(Д. Лапиня, П. Юрциньш)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН «Чтобы не было беды – жить нельзя нам без воды!»

Цель: показать значение воды, вспомнить свойства воды, части реки;          развивать наблюдательность, любознательность, ловкость....

Классный час "Чтобы не было беды"

Разработка классного часа отражает материал для детей начальной школы возможных опасных жизненных ситуаций. Является предупреждением для детей начальной ступени....

Турнир знатоков пожарной безопасности “ЧТОБЫ НЕ БЫЛО БЕДЫ”

Вопросы подготовлены по материалам портала детской безопасности....

Час общения "Чтобы не было беды"

Час общения «Чтобы не было беды»Цель: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения.Предполагаемый результат: расширение понимания учащимися з...

Чтобы не было беды

Основные правила для обеспечения безопасности  своих детей во время зимних каникул...

"Чтобы не было беды"

Сценарий воспитательного мероприятия для учащихся начальных классов. Беседа об огне и пожаре...