Сборник тестов по краеведению: методическое пособие. Авт.-сост.: Н.И.Кургина. - Ленинск-Кузнецкий, 2012 - 21 с.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Копылова Виктория Борисовна
В пособие включены тестовые задания для расширения кругозора младших школьников по краеведению, которые можно включать на уроках окружающего мира в 4 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

г.Ленинска-Кузнецкого

МБОУ « ООШ № 73»

                                Сборник тестов

по курсу «Окружающий мир».

Раздел «Наш край родной», 4 класс.

Методическое пособие.

Разработала Кургина Нина Ивановна, учитель начальных классов

Ленинск-Кузнецкий

2012

                                 

Автор составитель: Кургина Нина Ивановна,

                                       учитель  начальных классов  МБОУ

                    «Основная общеобразовательная школа №73»

        

В пособие включены тестовые  задания для расширения кругозора младших школьников по краеведению, которые можно включать на уроках окружающего мира.

        Пособие содержит задания, направленные на формирование знаний о природе, хозяйственной деятельности Кемеровской области. В сборник  включены задания разных видов, позволяющих разнообразить  учебный процесс. Задания этого сборника могут быть полезны учащимся начальных классов для самостоятельной подготовки к олимпиадам и углубленного изучения учебного предмета. Сборник может быть использован учителями начальной школы, работающими с детьми младшего школьного возраста и родителям младших школьников.

Сборник тестов по краеведению:  методическое  пособие. Авт.-сост.: Н.И.Кургина. - Ленинск-Кузнецкий, 2012 - 21 с.

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №73», 2012

Содержание

  1. Введение

  1. Тесты

  1. Поверхность Кемеровской области
  2. Кузбасс
  3. Подземные богатства
  4. Земля-кормилица
  5. Водоёмы
  6. Растительный мир
  7. Животный мир

  1. Литература

  1. Ответы на задания

                                               

                                           

                             

                                   1.Введение

Основные задачи курса «Окружающий мир» - систематизация и расширение представлений обучающихся о предметах и явлениях природы, формирование бережного отношения к богатствам природы. Природа и общество рассматриваются в данном курсе в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет начать формирование у детей целостного представления о мире, о месте в нём человека. Курс «Окружающий мир» играет важную роль в экологическом воспитании младших школьников. В нём на конкретном материале раскрывается эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей.

  Предлагаемое методическое пособие для детей 4 класса нацелено на расширение представлений о природе, истории, экономики родного края.

   Богата и разнообразна природа Кузбасса. Высокие, покрытые вечными снежниками горы, бескрайняя тайга, прорезанная голубыми лентами рек, лесостепи, степи, - создают неповторимую красоту нашего края.

  На всю страну славится Кемеровская область каменным углём, дающим свет и тепло нашим людям, различными рудами, строительными материалами…

  При работе с тестами обучающиеся пополнят свои знания и расширят свой кругозор о родном крае.   Предлагаемые в брошюре задания разработаны с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Данный сборник поможет начинающему учителю начальных классов при подготовке обучающихся к итоговым контрольным срезам по краеведению.

                   2. Тесты.

                  2.1.  Поверхность Кемеровской области.

  1. Формы земной поверхности – это…

а) равнины  б) горы   в) карьеры   г) терриконы

  1. Возвышенность, высота которых менее 500 метров, - это…

а)  горы   б)  холмы   в) овраги   г)  балки

  1. Возвышенности, высота которых более 1000 метров, -это…

а)  овраги   б) балки   в) горы   г) холмы

  1. Овраг – это…

а)  углубление с пологими, заросшими растениями склонами

б)  углубление с крутыми осыпающимися склонами

  1. Нижняя часть горы, холма – это…

а) склон   б) вершина   в) подошва

  1. Поверхность Кемеровской области составляют…

а) одни равнины   б) только горы   в) холмистые равнины, возвышенности, горные хребты

  1. Какие горные хребты расположены на территории Кемеровской области?

а) Уральские   б) Кузнецкий Алатау  в) Горная Шория  г) Салаирский кряж

  1. Самая высокая вершина Кузбасса…

а) г.Верхний Зуб   б) г.Пустаг  в) г.Мохнатая  г) г.Большой Каным

  1. Кузнецкая котловина расположена …

а) между Салаирским кряжем и Кузнецким Алатау

б) между Горной Шорией и Кузнецким Алатау

в) между Салаирским кряжем и Горной Шорией

  1. Где расположен наш город Ленинск-Кузнецкий?

а) в Горной Шории  б) в Кузнецком Алатау  в) в Кузнецкой котловине г) в Салаирском кряже

11.В каком ряду представлены природные памятники Кузбасса?

а) «Спасские дворцы», древний вулкан « Кондовый бухтай», древние угли «Барзасская рогожка»

б) Кузнецкая крепость, Томская писаница, Новоромановская писаница, Тутальская писаница.

                             2.2.Кузбасс

  1. В каком веке началось активное заселение Сибири?

а)  в 17 веке   б) в 18веке  в) в 19веке

2. Почему Кемеровскую область называют Кузбассом?

а) потому что это красивое название

б) потому что на территории Кемеровской области расположен Кузнецкий угольный бассейн

3. Областной центр Кузбасса – это…

а) Новокузнецк  б) Кемерово  в) Ленинск-Кузнецкий   г) Белово

4. Какой город самый крупный в Кемеровской области?

а) Кемерово   б) Междуреченск   в) Новокузнецк   г) Ленинск-Кузнецкий  

5. С какими областями, краями и республиками  граничит Кемеровская область?

а) Московская область  б) Новосибирская область   в) Томская область

г) Красноярский край  д) республика Хакасия  е) республика Алтай

6. На какое расстояние удалён город  Кемерово от столицы нашей страны Москвы?

а) 1500км   б) 2300км   в) 3482км   г) 4700км

7. Какова площадь Кемеровской области?

а) 95700 кв.км   б) 45000кв.км   в) 87300кв.км

  1. Когда образована Кемеровская область?

а) 6июня1925года   б) 26января1943года  в) 10июля1922года

  1. В каком городе Кемеровской области установлен памятник первооткрывателю каменного угля Михайле Волкову?

а) в Белово   б) в Новокузнецке  в) в Кемерово  г) в Междуреченске

  1. Когда Ленинск-Кузнецкий получил своё название?

а) 9мая1945года   б) 6июня1925года  в) 12апреля1961года

  1. В каком году открылся Краеведческий музей в Ленинске-Кузнецком?

а) 1920  б) 1930  в) 1934

  1. В каком году в Ленинске-Кузнецком был открыт первый звуковой кинотеатр (ныне кинотеатр « Победа»)?

а) 1938  б) 1942   в) 1945

  1. В каком году в Ленинске-Кузнецком был пущен первый троллейбус?

а) 1960  б) 1975  в) 1983

  1. В каком ряду представлены  коренные жители Кузбасса?

а) эстонцы, латыши, украинцы, белорусы

б) шорцы, телеуты, калмаки, сибирские татары

в) ханты, чукчи, эвенки, якуты

                             2.3.Подземные богатства

  1. Полезные ископаемые – это…

а) растительный и животный мир планеты   б) останки древних животных

в) природные богатства, добываемые людьми из земли

  1. Кто разведывает месторождения полезных ископаемых?

а) историки   б) строители   в) геологи   г) зоологи

  1. Найди «лишнее» слово.

а) нефть  б) газ  в) уголь  г) кирпич  д) торф

  1. Какие полезные ископаемые используют в строительстве?

а) нефть, уголь, торф, медная руда

б) песок, глина, известняк   в) малахит, янтарь, железная руда

  1. Из чего получают металл?

а) из гранита  б) из железной руды  в) из медной руды  г) из мрамора

  1. Из чего получают бензин?

а) из газа  б) из нефти  в) из торфа  г) из угля

  1. Уголь добывают …

а) в карьерах   б) в шахтах   в) на буровых установках  г) на дне морей и океанов

  1. Какие полезные ископаемые используют как топливо?

а) медная руда, железная руда, гранит, мрамор

б) уголь, торф, газ       в) поваренная соль, песок, мел

  1. Главное богатство Кузбасса – это…

а) нефть  б) каменная соль  в) каменный уголь  г) алмазы

  1. Какое главное свойство каменного угля?

а) пластичность  б) прочность  в) горючесть  г) плодородие  д) плавкость

  1. Как часто называют город Ленинск-Кузнецкий?

а) город учёных б) город горняков  в) город металлургов  г) шахтёрский город

12.Какая профессия «главная» в нашем городе?

а) писатель  б) актёр  в) шахтёр  г) водитель  д) ветеринар

  1. Какие шахты расположены в городе Ленинске-Кузнецком?

а) Северная  б) Кирова  в) Костромовская  г) Красноярская  д) Берёзовская

                  2.4. Земля – кормилица

  1. Чудесная кладовая – это…

а) река  б) почва  в) горы  г) болота  д) овраги

  1. Что такое почва?

а) глина   б) песок   в) верхний плодородный слой земли

  1. Из чего состоит почва?

а) из медной руды, из железной руды, гранита     б) из янтаря, из гранита, из мрамора

в) из перегноя, воздуха, воды, песка, глины, солей

  1. Каких веществ должно быть больше, чтобы почва была плодородной?

а) глины, песка, соли   б) воды, песка, глины    в) перегноя ( гумуса )

  1. Найди «лишнее» слово в ряду

а) тундровая   б) подзолистая   в) каменная  г) серая лесная   д) чернозём  е) болотная  ж) луговая

  1. Основное свойство почвы…

а) плавкость   б) плодородие   в) горючесть  г)  пластичность

  1. Что образуется из остатков растений, животных под воздействием микроорганизмов?

а)  песок   б) глина  в) перегной (гумус)   г) медные руды

  1. Чтобы защитить почву, надо…

а) её перепахивать  б) применять ядохимикаты   в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, умеренно поливать и применять удобрения

  1. За сколько лет образуется 1 сантиметр почвы?

а) 5 – 10лет   б) 20 – 30лет   в) 100лет   г)250 – 300лет

  1. Какие типы почв есть в Кузбассе?

а) чернозём  б) подзолистая   в) серая лесная   г) тундровая   д) луговая

  1. Какие типы почв преобладают в районе Ленинска-Кузнецкого?

а) подзолистая  б) чернозём  в) луговая  г) тундровая

  1. Где расположены сельскохозяйственные угодья Кемеровской области?

а) в Горной Шории  б) в Кузнецкой котловине  в) в Салаирском кряже  

г) на юго-востоке Западно-Сибирской равнины

  1. Останки каких древних животных были обнаружены в Кузбассе в 1995году?

а) мамонтов  б) динозавров

  1. Кто является первооткрывателем запасов каменного угля в Сибири?

а) Остафий Харламов   б) Дмитрий Попов  в) Егор Лесной  г) Михайло Волков

                           2.5. Водоёмы

  1. Как называют хранилища воды?

а) низменности  б) водоёмы   в) овраги

  1. Какие из перечисленных водоёмов являются естественными?

а) река  б) озеро  в) канал  г) пруд  д) море  е) ручей  ж) водохранилище  з) океан

  1. Какие из перечисленных водоёмов являются искусственными?

а) океан  б) пруд  в) канал  г) река  д) озеро  е) море  ж) водохранилище  з) ручей

  1. Водный поток имеющий исток и устье – это…

а) озеро  б) болото  в) река   г) ключ

  1. Природное углубление на поверхности Земли, заполненное водой – это…

      а) озеро  б) пруд  в) арык

  1. Искусственное углубление на поверхности Земли, заполненное водой – это…

а) пруд  б) река  в) озеро  г) море

  1. У реки есть…

а) подошва  б) склон  в) исток  г) устье  д) притоки  е) берега

  1. Самое большое озеро Кузбасса.

а) Танай   б) Большой Берчикуль  в) Шаравинское

  1. Самая крупная река Кемеровской области.

а) Иня  б) Кондома  в) Томь  г) Кия  д) Серта  е) Китат  ж) Мрассу з) Мундыбаш

  1. На какой реке стоит город Ленинск-Кузнецкий?

а) Яя  б) Барзас   в) Уньга  г) Кожух  д) Кара-Чумыш  е) Иня  ж) Тяжин

  1. Где берёт начало большинство  рек Кузбасса?

а) в Кузнецкой котловине  б) на юго-востоке Западно-Сибирской равнины

в) на горных склонах Кузнецкого Алатау, Горной Шории, Салаирского кряжа

  1. Куда впадает река Томь?

а) в озеро Танай  б) в реку Обь  в) в озеро Большой Берчикуль

  1. На какой реке стоит областной центр Кузбасса?

а) на Ине  б) на Томи  в) на Кие  г) на Тарсьме

  1. Что добывается в посёлке Борисово Кемеровской области?

а) бурый уголь  б) минеральная вода  в) железная руда  г) золото

  1. Чем знаменит посёлок Терсинка Кемеровской области?

а) музеями  б) памятниками старины  в) кладбищами динозавров  г) минеральной водой

  1. Какое водохранилище расположено на территории Кузбасса?

а) Беловское  б) Рыбинское

17. Выбери притоки реки Томь.

а) Уньга, Верхняя Терсь, Нижняя Терсь, Кондома  б) Иня, Яя, Кия, Тяжин, Китат, Серта, Кожух

                2.6.Растительный мир

  1. Растительный мир Земли – это…

а) флора   б) фауна

  1. Расположи ярусы леса в порядке уменьшения

а) трава, кустарники, деревья  б) деревья, кустарники, трава  в) кустарники, деревья, трава

3.  На лугу растут только…

      а) деревья  б) травянистые растения  в) кустарники

  1. Растениями пресного водоёма являются…

а) ель, сосна, кедр, черёмуха   б) кувшинка, ряска, тростник   в) ковыль, малина, клубника

  1. Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство – это…

а) животноводство   б) растениеводство

  1. Растительность  каких зон встречается в Кузбассе?

а) лесная зона  б) зона арктических пустынь  в) зона тундры  г) зона степей

7. В каком ряду представлены растения таёжных лесов Кузбасса?

а) сосна, дуб, клён   б) пихта, кедр, осина, берёза  в) ягель, липа, боярышник

8.В каком ряду представлены растения лесостепной зоны Кемеровской области?

а) кипарис, платан, можжевельник б) боярышник, типчак, полынь, берёза, осина

9.   Растительность пресных водоёмов Кузбасса – это…

а) лотос, кипарис, секвойя  б) ковыль, верблюжья колючка, кактус

в) кубышка жёлтая, стрелолист обыкновенный, ряска, камыш, аир болотный, хвощ

10.Растительность лугов Кузбасса – это…

а) тимофеевка луговая, мятлик луговой, костёр, клевер, вика мышиная, зверобой

б) полярный мак, лишайники, карликовая ива  в) морошка, голубика, брусника

11.Растительность полей Кемеровской области.

а) пальма, магнолия, каштан, бук  б) пшеница, рожь, хвощ полевой, осот жёлтый, овёс

в) кандык, чемерица, медуница, марьин корень(пион уклоняющийся)

  1. Какие садовые культуры выращивают в Кузбассе?

а) виноград, айва, персик, ананас, абрикос  б) бананы, киви, хурма

в) смородина, малина, вишня, земляника, крыжовник, яблоки, слива

  1. Какие лекарственные растения есть на территории Кузбасса?

а) женьшень, эвкалипт, каланхоэ   б) зверобой продырявленный, валериана, тысячелистник, чистотел, мать-и мачеха,  шиповник, ромашка

  1. Какие из этих растений занесены в Красную Книгу Российской Федерации?

а) венерин башмачок  б) полынь  в) кандык  г) пион(марьин корень)   д)родиола розовая(золотой корень)  е) кислица

  1. Выбери названия растений – сорняков

а) пырей  б) осот  в) хвощ  г) гречиха  д) рожь  е) пастушья сумка

  1. К зерновым культурам относятся …

а) свёкла, репа, редька, лук  

б) рожь, пшеница, ячмень, овёс

в) картофель, морковь, подсолнечник, огурцы

  1. Самый опасный вредитель картофеля

а) жужелица  б) колорадский жук  в) майский жук

  1. Что даёт село городу?

а) машины   б) строительные материалы  в) продукты питания

  1. Овощные культуры – это…

а) яблоко, груша, слива, персик, абрикос

б) малина, арбуз, крыжовник, жимолость

в) томат, морковь, свёкла, редис, репа, редька

  1. Составь цепи питания (стрелками)

листья картофеля                       полевые мыши                   скворец, синица

зерновые культуры                    колорадский жук               жужелица

яблоки                                         яблонная плодожорка       сова

листья растений                         тля                                       божья коровка

  1. Найди «лишнее» слово.

а) малина  б) смородина  в) крыжовник  г) клубника д) груша

  1. Найди «лишнее» слово.

а) ель  б) пихта  в) кедр  г) сосна  д) берёза

                                2.7.Животный мир

  1. Животный мир на нашей планете называют...

а) флорой  б) фауной

  1. Основной признак птиц.

а) шерсть  б) перья  в) чешуя  г) клыки  д) когти

  1. Основной признак зверей.

а) шерсть  б) перья  в) клыки  г) когти  д) 6 ног  

  1. Основной признак насекомых.

а) 8 ног  б) 6ног  в) шерсть г) чешуя  д) панцирь

  1. Основной признак рыб.

а) шерсть  б) жабры  в) чешуя  г) панцирь  д) плавники

  1. Наука о животных называется…

а) история  б) география  в) биология  г) зоология  д) астрономия

  1. Для охраны природы  в Кемеровской области созданы…

а) заповедник Кузнецкий Алатау  б) Таймырский заповедник

в) музей-заповедник «Томская писаница» г) Шорский национальный парк

  1. Самый крупный представитель оленей в Кузбассе.

а) косуля  б) лось  в) марал   г) лань   д) серна

  1. В каком ряду представлены животные Кемеровской области?

а) тюлень, морж, лемминги, белый медведь

б) як, жираф, слон, верблюд

в) бурый медведь, рысь, выдра, лось, суслик, лисица, заяц

  1. В каком ряду представлены птицы Кузбасса?

а) дятел, скворец, глухарь, утка, ястреб, сова, воробей

б) кречет, полярная сова, кайра, гагарка, тупик

  1. Выпиши названия вредителей сада.

а) тля б) божья коровка  в) плодожорка яблонная  г) клещ смородинный д)майский жук

  1. Выпиши названия вредителей садов и огородов

а) суслик б) жаба в) мышь полевая г) полёвка экономка д) скворец  е) колорадский жук

  1. Составь пищевые цепи (стрелками)

ель                                    цветочная муха                               дятел

клевер                               короед                                             трясогузка

комар                                лягушка                                           цапля

зерно растений                полёвка                                            сова

14.Разведение каких животных распространено в Кемеровской области?

а) коровы  б) куры  в) свиньи  г) индюки  д) пчёлы  е) олени  ж) кролики з) верблюды

  1. Найди « лишнее» слово.

а) пчеловод  б) агроном  в) доярка  г) свинарка  д) врач  е) ветеринар ж) комбайнёр

  1. Мелкий рогатый скот – это…

а) козы, овцы     б) коровы, быки

  1. Выбери отрасли животноводства.

а) разведение крупного рогатого скота

б) разведение мелкого рогатого скота

в) кролиководство

г) цветоводство

д) рыбоводство

е) птицеводство

ж) коневодство

з) оленеводство

и) овощеводство

к) звероводство ( разведение ценных пушных зверей)

  1. Какие продукты питания получают от животноводства?

а) молоко, мясо, сыр, творог, яйца, сало, сметана, кефир, йогург, рыбная икра

б) растительное масло, орехи, хлеб, мука, кабачковая икра

                           3.Литература

  1. А.А.Мытарев, Л.М.Савельева, Л.П.Сафонов, С.Д.Тивяков.

« Наш край родной». Кемеровское книжное издательство; 1977год.

  1. А.И.Лакисов.  «Ленинск-Кузнецкий». Кемеровское книжное издательство;1977г.

  1. А.И.Ильичёв, Л.И.Соловьёв. «География Кемеровской области».

       Кемеровское книжное издательство; 1986год.

  1. Атлас для школьников. Кемеровская область. Роскартография, 2002год.

 ( Председатель редакционной коллегии В.Н.Гнатишин)

                                4. Ответы на задания

                                   Поверхность нашего края

1 а, б   2 б   3 в   4 б   5 в   6 в   7 б, в, г   8 а   9 а   10 в   11 а

                                   Кузбасс

1 в   2 б   3 б   4 в   5 б, в, г, д, е   6 в   7 а   8 б   9 в   10 б   11 в   12 а   13 в   14 б

                                   Водоёмы

1.б   2.а, б, д, е, з   3 б, в, ж   4. в   5 а   6 а   7 в, г, д, е   8 б   9 в   10 е   11 в   12 б  13 б  14 б 15 г  16 а

                                   Подземные богатства

1.в   2 в   3 г   4 б   5 б, в   6 б   7 а, б   8 б   9 в   10 в   11 б, г   12 в   13 б, в, г

                                   Земля – кормилица

1 б   2 в   3 в   4 в   5 в   6 б   7 в   8 в   9 г   10 а, б, в, д   11 б, в   12 б, г   13 б   14 г

                                   Растительный мир

1 а   2 б   3 б   4 б   5 б   6 а, г   7 б   8 б   9 в   10 а   11 б   12 в   13 б   14 а, в, г, д, е

15 а, б, в, е   16 б   17 б   18 в   19 в  

20 листья картофеля – колорадский жук – жужелица

     зерновые культуры – полевая мышь – сова

     яблоки – яблонная плодожорка – скворец, синица

     листья растений – тля – божья коровка

21 д   22 д

                                  Животный мир

1 а   2 б   3 а   4 б   5 в   6 г   7 а, в, г   8 б   9 в   10 а   11 а, в, г   12 а, в, г, е  

13 ель – короед – дятел

     клевер -  цветочная муха – трясогузка

     комар – лягушка – цапля

     зерна растений – полёвка – сова

14 а, б, в, д, ж   15 д   16 а   17 а, б, в, д, е, ж, з, к   18 а  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник тестов по курсу «Окружающий мир».

В пособие включены тестовые задания для расширения кругозора младших школьников по краеведению, которые можно включать на уроках окружающего мира.Пособие содержит задания, направленные на формир...

Тест по курсу «Окружающий мир» во 2 классе за I полугодие 2012-2013 учебного года.

Тесты составлены по программе "Школа 2100" по учебнику А.А.Вахрушева "Наша планета Земля" (2 класс)....

Тест по курсу «Окружающий мир» в 3 классе за I полугодие 2012-2013 учебного года.

Тесты составлены по программе "Школа 2100" по учебнику А.А.Вахрушева "Обитатели Земли"....

Тест по курсу «Окружающий мир» в 4 классе за I полугодие 2012-2013 учебного года.

Тест составлен по программе "Школа 2100" по учебнику А.А.Вахрушева "Человек и природа"....

Ленинск-Кузнецкий

История города....

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...