РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР РАЗРАБОТАННА НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ЗАНКОВА Л.В. 2 КЛ
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему

Качан Юлия Николаевна

НАСТОЯЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАЗРАБОТАННА НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ЗАНКОВА Л.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_okruzhayushchiy.doc307.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание учебного предмета «Окружающий мир» в основной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами  и инструктивно-методическими материалами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ;
  • Областной закон «Об образовании» в Ростовской области;
  • Государственный образовательный стандарт. Федеральный компонент. Региональный компонент;
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, Стандарт основного общего образования по окружающему миру - 2010 г.;
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03.2004;

Настоящая рабочая программа разработана на основе системы развивающего обучения Занкова Л. В. применительно к учебной программе «Окружающий мир», авторы Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н., 2011г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Окружающий мир» 2 класс и рабочей тетради (Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н.), издательство «Учебная литература», Самара, 2013 г., а также дополнительных пособий для учителя: «Секреты и диковинки окружающего мира» Трофимова Г. В.; «Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир» 1-2 класс, Москва, 2013 г.

Рабочая программа учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся. В соответствии с этим реализуется: типовая программа «Окружающий мир», Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н., 2004 г. в объеме 68 ч. Предполагается обучение в объеме 2 часа в неделю. Материал спланирован на 35 учебных недель.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по окружающему миру и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного уровня. С учетом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков). Основой целеполагания является переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным и интегративным результатам.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков.

  • Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС  (протокол заседания Координационного совета №1 от 27-28 июля 2010 год);
  • Приказ Минобразования России от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
  • Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области».
  • Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
  • Приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
  • Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.04.2014 № 263 «Об утверждении  примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014 -2015 учебный год»;
  • Письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 года № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года».

Цели: 

  1. развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды деятельности.

С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать;

  1. освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и обществе;
  2. воспитание позитивного отношения к окружающему миру, экологической культуры.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;

- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);

- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Принципы отбора содержания связаны с возрастными особенностями развития учащихся. Рабочая программа предусматривает развитие конкретных умений школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования…

На ступени начальной школы задачи учебных занятий определены как формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, различать, приводить примеры, определять признаки, понимать причинно-следственные связи и т. д.

Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках учащиеся должны научиться слушать и слышать, более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, доказывать. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы, тексты, таблицы, видео, иллюстрации.

При развивающем обучении стимулируются активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся оценивать свои мысли и действия «со стороны», определять свое знание и незнание.

Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Окружающий мир» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

  • наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
  •     Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на достижение оптимального общего развития школьников. Это интегрированный курс, который предусматривает обучение детей в четырехлетней начальной школе.

Учебный курс «Мы и окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

   • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;

  • в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность; обучить безопасному поведению в природе и обществе;

 • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить предусмотренные программой опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;

• воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности.

Представление целостной широкой картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания является ключевым требованием системы общего развития школьников. Этому требованию в наибольшей мере может соответствовать именно интегрированный курс, содержание которого составляют материалы курсов «Естествознание» и «Обществознание», то есть знания о природе и человеке в их единстве и взаимопроникновении. Это как раз та область познания, которая на данном этапе развития школьника и формирует его представление об окружающем мире. Единство неживой и живой природы, роль развития человека и общества на разных этапах истории и постепенное высвобождение человека из-под власти природы, наконец, вмешательство человека в природу - такие взаимозависимости прослеживаются от первого к четвертому классу. В первом классе она дана в самом общем виде, курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.

Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (Л.В. Занков. Обучение и развитие. С. 101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

Таким образом, с первого класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.

В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы ответить на возникающие вопросы.

Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.

Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Мы и окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов. Учитель может ограничиться предусмотренным органами образования минимумом содержания или его расширить с учетом возможностей класса и отдельных учеников.

Богатое содержание - не единственное условие общего развития школьников. Важно, чтобы это содержание добывалось ими в процессе самостоятельной деятельности либо индивидуально, либо в группе. В программе курса выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями.

Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Таким образом, всеми своими средствами курс создает условия для общего развития школьников.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Количество часов в год -68ч -  34 рабочих недели

Количество часов в неделю-2ч

1 четверть-18ч

2 четверть-15 ч

3 четверть-20 ч

4 четверть-15ч

п/п

Темы разделов

Кол-во часов

по программе

1

Общий взгляд на Землю

2

Как изучают окружающий мир

3

Космос

4

Планета Земля

11ч

5

Взаимодействие сил природы

22ч

6

Живая природа

18ч

Резерв

Из них: экскурсий

Практических работ

Р.к.

Всего

68 ч

Согласно Приказу Министерства образования СК №576-пр от 19.08.2010г  программа по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма интегрирована в курс «Окружающий мир».

1

Движение транспорта и правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Детский дорожно-транспортный травматизм.

2

История появления автомобиля и правил дорожного движения.

3

Что мешает вовремя увидеть опасность на улицах. Что такое Госавтоинспекция?

4

Сигналы для регулирования движения.

5

Правила безопасного перехода улиц и дорог. Что нам помогает соблюдать безопасность на улицах и дорогах.

6

Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках. Наиболее безопасный маршрут из школы домой и из дома в школу.

7

Правила перехода перекрестка.

8

Мы – пассажиры.

9-10

Я пешеход и пассажир. Экскурсия.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Общий взгляд на Землю  (5ч)

Связь прошлого с настоящим. Россия - Родина космонавтики. Значение космонавтики для изучения Земли. Искусственные спутники Земли. Материки и части света. Океаны. Человек и океаны.

Как изучают окружающий мир (9ч)

Органы чувств человека. Язык науки. Наблюдения, рассуждения, обобщения. Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.

Что изучают в окружающем мире: тела и вещества (три состояния вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства), явления природы, человека и человеческое общество.

Экология - наука о взаимосвязи природы и человека.

Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств. Определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии. Знакомство с лупой, микроскопом, термометром.

Космос (3ч)

Закономерность небесных явлений. Звезды, созвездия, Полярная звезда. Солнце - звезда. Планеты. Луна - спутник Земли. Астрономия и время: год, месяц, неделя, сутки.

Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня.

Планета Земля (11ч)

Строение Земли. Географическая оболочка - область жизни. Форма Земли.

Ориентирование. Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас, его назначение и устройство.

Глобус и географическая карта. Основные формы земной поверхности: равнина, горы. Изучение рельефа и ландшафта родного края.

Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Определение на глобусе и карте изучаемых объектов.

Наблюдения за погодой, фиксация признаков погоды при помощи условных знаков.

Взаимодействие сил природы (22ч)

Влияние Солнца на сушу.

Причины образования тепловых поясов Земли и смены времен года.

Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоемы искусственные - пруд, водохранилище, каналы. Три состояния воды: жидкое, твердое, газообразное. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды: бесцветность, отсутствие запаха и вкуса, прозрачность, текучесть. Вода - растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Подземные воды. Гейзеры. Минеральные источники. Образование пещер. Вода - одно из условий жизни на земле.

Воздух. Состав воздуха. Его свойства: прозрачность, отсутствие цвета, запаха и вкуса, низкая теплопроводность, сжимаемость, упругость. Как образуются ветры. Разнообразие ветров. Значение воздуха для растений, животных и человека.

Взаимосвязи и взаимозависимости между живой и неживой природой. Круговорот воды в природе. Внутренние силы Земли: вулканы и землетрясения. Изменение рельефа Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека.

Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.

Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование. Определение с помощью флюгера направления ветра.

Экскурсия к водоему. Наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.

Живая природа (18ч)

Царства живой природы: растения, грибы, животные, бактерии.

Многообразие растений и их роль в жизни человека. Классификация растений: водоросли, мхи, лишайники, папоротники, хвойные, цветковые. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды. Зерновые культуры: пшеница, овес, рожь. Условия, необходимые для жизни растений.

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; их разнообразие. Дикие и домашние животные. Взаимосвязь растений и животных.

Грибы - съедобные и ядовитые. Разнообразие грибов и их строение.

Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Защита от вредных бактерий. Гигиена тела и жилища.

От копья до компьютера (1ч)

Практические работы. Проращивание семян; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; работы с коллекциями животных и гербарными экземплярами растений; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода.

Экскурсии в природу 5ч

возможны экскурсии в зоопарк, в ботанический сад.

Практических работ 9ч

Резерв 2ч

Практических работ 9ч

Р.к. 7ч

Всего 68ч

        

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел

Тема

Характеристика основных видов деятельности ученика

УУД

Общий взгляд на Землю

1.День Знаний.

2.Знакомство с книгой. Связь прошлого с настоящим.                                        

3.Россия—родина космонавтики.      

4.Материки, части света и океаны.

5.Мировой океан.                

5.Мировой океан.                

6.Проверочная работа № 1. Обобщающие задания.                

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе: сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;

- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;

- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;

- измерять температуру воды, воздуха и своего тела;

- различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;

- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;

- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);

- различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;

- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);

- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;

- правилам ухода (полива, рыхления) за  комнатными растениями;

- строить простейшие кормушки и подбирать корм для зимующих птиц.

Обучающийся получит возможность научиться:

- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;

- показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

- понимание причин успеха в учебе;

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

- представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию окружающего мира;

- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

чувства сопричастности и гордости за свою Родину и паров;

- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- понимания чувств одноклассников, учителей;

- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Как изучают окружающий мир

 1.Экскурсия в природу                          

 2.Органы чувств. Зрение, слух, обоняние, вкус.

 3.Осязание. Как сохранить здоровыми органы чувств?                                      

4.Книги. Их роль в познании окружающего мира.

5.Приборы помогают изучать  окружающий мир.

6.Средства информации. Мы – исследователи.

 7.Тела и вещества.                      

 8.Свойства веществ.                  

 9.Экология.                                                                                                             

Космос

1.Космос. Солнце – звезда.            

2.Строение Солнечной системы.  

3.Звёзды и созвездия.  

4.Луна – спутник Земли.      

5.Время. Календарь.    

6.Горизонт.        

7.  Форма Земли. Горизонт.

8. Планета Земля. Её строение.      

9.  Стороны горизонта 

10. Компас. Народные приметы ориентирования.

11. Глобус и географическая карта.

12. Рельеф и ландшафт.                      

13. Рельеф и ландшафт родного края. Экскурсия в природу.                                  

14. Обобщающие задания.                             

 водоемы;

- различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;

- различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Обучающийся научится:

- понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;

- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;

- соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;

- определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;

- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;

- оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.

Метапредмет

ные  результаты:

Регулятивные:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной   на   наглядно-образном уровне;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

- принимать роль в учебном сотрудничестве; Познавательные:

Обучающийся научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщения в устной форме;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных   и   несущественных признаков;

- смысловому  восприятию познавательного текста;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Планета Земля

Взаимодействие сил природы

1.Тепловые пояса Земли.                

2.Времена года.                    

3.Суша под Солнцем.                      

4.Внутренние силы Земли. Стихийные бедствия.

5.Свойства жидкой воды.        

6.Тепло и вода. Экология океанов

7.Три состояния воды. Водяной пар.

8.Вода в твёрдом состоянии.

9.Вода – растворитель.                          

10.Фильтрование.                  

11.Подземные воды.                                

12.Обобщающий урок.                  

13.Атмосфера.                              

14.Свойства воздуха.                

15.Ветры.                        

16.Круговорот воды в природе.

17.Работа воды и ветра. 18.Экскурсия в природе.

19.Охрана воды и воздуха.            

20.Природные явления и стихийные бедствия в нашей местности.                                                      

21.Проверочная работа № 2                

22.Обобщающий урок.                                      

           

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ по п/п

Тема урока

Кол-во часов.

Дата

Планируемые результаты обучения

Формы контроля

план

факт

Предметные результаты

УУД

1.

Общий взгляд на Землю        (6 часов).

1.Введение. Наша Родина

1

01.09

-работать с физической картой полушарий и глобусом.

-определять связь прошлого с настоящим

Познавательные:

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

Коммуникативные:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

Личностные:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по

курсу «Окружающий мир»,

к школе;

 Регулятивные:

– принимать и сохранять учебную задачу;

2.

Этапы развития планеты Земля. Зарождение жизни в воде. Выход жизни на сушу. Совершенствование наземных форм жизни.

1

05.09

 

-работать с физической картой полушарий и глобусом.

-определять связь прошлого см

Познавательные:

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

Коммуникативные:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

Личностные:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по

курсу «Окружающий мир»,

к школе;

 Регулятивные:

– принимать и сохранять учебную задачу;

3

Связь прошлого с настоящим.

1

08.09

-определять связь прошлого с настоящим

Познавательные:

– строить сообщения в устной форме;

Коммуникативные:

– воспринимать другое мнение и позицию;

Личностные:

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

Регулятивные:

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

4

Россия – самое большое государство мира.

   Россия – родина космонавтики.

1

12.09

- работать с научно-познавательным текстом.

- выделять главное знание в тексте (проводится в течение года)

Познавательные:

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

Коммуникативные:

– формулировать собственное мнение и позицию;

Личностные:

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– понимание причин успеха в учебе;

Регулятивные:

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

5

Материки и части света.

Практическая работа: работа с географической картой полушарий.

1

15.09

- работать с контурной картой

– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;

Познавательные:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами

Коммуникативные:

– уметь договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности

под руководством учителя);

Личностные:

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с  картой

6

Мировой океан. Человек и океаны.

1

19.09

- работать с контурной картой

Познавательные:

- смысловое восприятие познавательного текста;

Коммуникативные:

– строить понятные для партнера высказывания;

Регулятивные:

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

7

Как изучают окружающий мир (8 часов).

1.Органы чувств человека. Зрение и слух. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми.

1

22.09

- работать с вопросами и рисунками в учебнике

– понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;

Познавательные:

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные:

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Личностные:

формирование интереса к познанию окружающего мира;

Регулятивные:

– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

8.

2.Органы чувств человека. Обоняние и вкус.

   Осязание.

Практическая работа: определение с помощью органов чувств  разных объектов окружающего мира и их свойств.

1

26.09

- исследовать органы чувств и информацию, которую они сообщают

- использовать язык науки

– понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги,

Интернет;

Познавательные:

– строить сообщения в устной форме;

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание;

Личностные:

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике

Регулятивные:

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

9.

Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги.

1

29.09

Познавательные:

– находить в тексте ответ на заданный вопрос

Коммуникативные:

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Личностные:

– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной

задачи;

Регулятивные:

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

10

Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.

Практическая работа: измерение температуры тела, воздуха, воды.

1

03.10

– проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;

- соблюдать технику безопасности;

– измерять температуру воды, воздуха и своего тела;

Познавательные:

– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;

Коммуникативные:

– учитывать другое мнение и позицию;

Личностные:

– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

11.

Что изучают в окружающем мире. Тела и вещества, явления природы.

1

06.10

- различать молекулы и и атомы. Схема состава веществ

Познавательные:

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные:

Регулятивные:

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения

учебной задачи;

12.

Три состояния вещества в природе – твёрдое, жидкое, газообразное, их основные свойства.

1

10.10

– различать твердые, жидкие и газообразные вещества;

Познавательные:

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

Коммуникативные:

– уметь договариваться, приходить к общему решению(при работе в группе, в паре);

Регулятивные:

– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

13.

Экскурсия в природу.

   Осенние изменения в природе.

1

13.10

- наблюдать осенние изменения в природе

Познавательные:

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Личностные:

– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Регулятивные:

- уметь адекватно себя оценивать

14.

История и историки.

Экология – наука о взаимосвязях  между живыми    организмами и

окружающей  средой.

1

17.10

- ознакомить с наукой экологией.

-понимать роль экологии в защите окружающей природы

Познавательные:

– строить сообщения в устной форме;

Коммуникативные:

– контролировать действия партнера:

Личностные:

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

Регулятивные:

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия

15

Космос и Земля (14 часов).

1.Зачем изучают небо. Солнце – источник жизни на Земле.

1

20.10

– характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;

-наблюдать за Солнцем.

- применять на практике полученные человеком знания о Солнце.

- ориентироваться по Солнцу в пространстве и времени (солнечные часы)

 

-знать планеты и их расположение

- уметь ориентироваться по Полярной звезде

 - наблюдать за Луной в течение месяца.

- зарисовывать фаз Луны. Месяц, неделя

- знать строение Земли

Познавательные:

– находить в тексте ответ на заданный вопрос

Коммуникативные:

- оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы

их выполнил «я сам»;

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно

16.

2.Планеты и звёзды.  

1

24.10

Познавательные:

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные:

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

17

3.Полярная звезда и созвездия.

1

27.10

Познавательные:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

Коммуникативные:

овладеть навыками взаимоконтроля.

18.

Луна – спутник Земли. Фазы Луны.

Солнечные и лунные затмения.

1

31.10

Познавательные:

– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;

Коммуникативные:

-уметь вступать в диалог

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно

19.

Планета Земля. Строение Земли и её географическая оболочка.

1

10.11

Познавательные:

– строить сообщения в устной форме;

Коммуникативные:

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

Регулятивные:

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

20.

Горизонт. Общее понятие.

1

14.11

- знать с понятие «горизонт»

Познавательные:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

Коммуникативные:

-уметь договариваться, находить общее решение

Регулятивные:

-уметь адекватно принимать оценку учителя.

21.

Форма Земли.

 Открытие шарообразности Земли.

1

17.11

-работать  с глобусом.

Доказательство шарообразности Земли.

Познавательные:

- смысловое восприятие познавательного текста;

Коммуникативные:

-формировать умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Регулятивные:

-развивать волевую саморегуляцию как способность к волевому усилию

22.

Ориентирование. Стороны горизонта.

Промежуточные географические направления.

1

21.11

– ориентироваться на местности относительно своего тела;

-знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;

Познавательные:

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные:

- формировать умение формулировать собственное мнение и позицию

23.

Компас, его назначение и устройство.

Народные  приметы ориентирования.

1

24.11

Познавательные:

-уметь искать и выделять нужную информацию

Коммуникативные:

- уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно

24.

Экскурсия в природу.

Ориентирование на местности по компасу.

Наблюдение за высотой Солнца, за изменением  длины тени от предметов.

1

28.11

-уметь определять свое положение на местности.

Познавательные:

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Личностные:

– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром

Регулятивные:

– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

-моделировать различные ситуации поведения на природе. Различение допустимых и недопустимых форм поведения

экскурсия

25

Представление о глобусе и географической карте.

Практическая работа: нахождение на глобусе и карте  изучаемых объектов.

1

01.12

– показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;

Познавательные:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами

Коммуникативные:

- уметь работать в группе

Регулятивные:

– контролировать и оценивать свои действия при работе с  картой

26.

Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги.

1

05.12

Коммуникативные:

-формировать способность учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Регулятивные:

-уметь определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата

27.

Ландшафт Земли. Красота и разнообразие ландшафтов России.

1

08.12

-моделировать ландшафт и рельеф Земли. Азбука географии.

Познавательные:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

Личностные:

-формировать  устойчивую учебно-познавательную мотивацию деятельности.

Регулятивные:

-уметь осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия

28.

Формы земной поверхности, свойственные родному краю.

1.

12.12

-знать формы рельефа: горы, равнины, овраги, холмы

Познавательные:

- смысловое восприятие познавательного текста;

Коммуникативные:

-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Регулятивные:

-уметь адекватно принимать оценку учителя и одноклассников

29

Взаимодействие сил природы (22 часа).

Тепловые пояса Земли.

1

15.12

-работать с контурной и физической картами полушарий.

Познавательные:

– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;

Коммуникативные:

-уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

Регулятивные:

-развивать волевую саморегуляцию как способность к волевому усилию

30

Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Смена  времён года.

1

19.12

– определять причины смены

на Земле дня и ночи, смены времен года;

Познавательные:

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно

31.

Влияние Солнца на сушу.

1

22.12

-наблюдать изменение поверхности Земли (рельефа) под воздействием Солнца.

Коммуникативные:

-формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные:

-уметь корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом

32.

Внутренние силы Земли.

1

26.12

-познакомиться с землетрясениями

и вулканами, с изменением рельефа Земли

под их воздействием. Тихий океан и его вулканы.

-работать с физической и контурной картами

Познавательные:

– находить в тексте ответ на заданный вопрос

Коммуникативные:

-уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Регулятивные:

-формировать умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи

33.

Вода на Земле. Водоёмы естественные и искусственные.

Вода и её свойства. Практическая работа.

1

29.12

– различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека;

объяснять причины круговорота воды в природе;

-определять и сравнивать время, в течение

которого нагревается и остывает вода

и металлическая пластина (камень).

-работать с физической и контурной картами

Познавательные:

– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;

Коммуникативные:

-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь 

Регулятивные:

-уметь рефлектировать свою деятельность

Практ раб

34.

Теплоёмкость  воды. Течение Гольфстрим.

Вода и суша.

1

12.01

Познавательные:

- смысловое восприятие познавательного текста;

Коммуникативные:

- уметь точно выражать свои мысли

Регулятивные:

-уметь  слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике.

35.

Три состояния воды.

Вода в твёрдом состоянии. Свойства  льда. Практическая работа.

1

16.01

Познавательные:

- выдвигать гипотезы

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге

Регулятивные:

– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

Практ раб

36.

Значение снега и льда в природе.

Правила безопасного поведения на водоёмах.

1

19.01

- изучить свойства льда.

- определить значение льда и снега в природе

Познавательные:

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные:

 - самостоятельно организовывать групповую работу

Регулятивные:

- планировать деятельность и работать по плану

37.

Экскурсия в природу. Зимние изменения в природе.

Измерение толщины снежного покрова.

1

23.01

-наблюдать зимние изменения в природе

Познавательные:

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Личностные:

– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром

Регулятивные:

-моделировать различные ситуации поведения на природе. Различение допустимых и недопустимых форм поведения

экскурсия

38.

Вода – растворитель.

Практическая работа: растворение в воде разных веществ.

1

26.01

-исследовать свойства воды растворять жидкие и твердые вещества

Познавательные:

- понимание взаимосвязи человеческой  деятельности  и природного мира.

Коммуникативные:

- обращение к учителю за помощью и принятие её

Регулятивные:

- определять и понимать учебную задачу

Практ раб

39.

Очистка воды от примесей фильтрованием.

Практическая работа.

Значение очистки воды. Вода в быту человека.

1

30.01

- определить способы очистки воды от примесей

Познавательные:

– находить в тексте ответ на заданный вопрос

Коммуникативные:

 - принимать точки зрения одноклассников

Регулятивные:

– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

Практ раб

40.

Вода под землёй. Образование пещер.

1

02.02

-определять виды подземных вод:

Грунтовые воды, родники. Минеральные источники. Гейзеры.

Познавательные:

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные:

- слушать и слышать других

Регулятивные:

- контролировать свои эмоциональные проявления

41.

Родники. Минеральные источники.

1

06.02

Познавательные:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

Коммуникативные:

- правильно реагировать на ошибку

Регулятивные:

- уметь организовывать себя на работу (произвольность)

42.

14.Гейзеры – удивительные явления природы.

1

09.02

Познавательные:

– находить в тексте ответ на заданный вопрос

Коммуникативные:

- взаимодействовать при поиске информации

Регулятивные:

- контролировать и оценивать свою деятельность

43.

15.Воздух. Как и зачем люди изучают атмосферу Земли.

1

13.02

– определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;

Познавательные:

– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;

44.

16.Представление о составе воздуха. Свойства воздуха.

1

16.02

Познавательные:

- смысловое восприятие познавательного текста;

Коммуникативные:

-  сотрудничать с одноклассниками

Регулятивные:

- определять и понимать учебную задачу

Практ раб

45.

17.Движение воздуха. Что такое ветер.

Значение воздуха для растений, животных и человека.

1

20.02

 -рассмотреть способ образования ветра.

Познавательные:

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

Регулятивные:

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

46.

18.Ветры Индийского океана. Муссоны.

1

27.02

- изучить ветры Индийского океана

Познавательные:

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные:

– формулировать собственное  мнение и позицию;

Регулятивные:

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

Пров раб

47.

19.Разрушительная и созидательная работа ветра.

Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

1

02.03

- рассмотреть вопросы безопасности в ЧС

Познавательные:

– строить сообщения в устной форме;

Коммуникативные:

– использовать речь для регуляции своего

действия;

Регулятивные:

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия

48.

20.Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы.

Круговорот воды в природе.

1

06.03

- выявить взаимодействие компонентов неживой природы, осуществляющих круговорот (Солнце, вода, воздух).

 - определить участие живых

организмов в круговороте воды

Познавательные:

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

Коммуникативные:

– адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Регулятивные:

- осуществлять взаимопроверку

49.

21.Изменение поверхности Земли под воздействием  Солнца, воды, ветра и деятельности человека.

Круговорот отравленной воды

1

13.03

- определить роль Солнца в изменении рельефа.

- рассмотреть изменение рельефа Земли под влиянием воды и ветра

Познавательные:

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные:

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

50.

22.Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.

1

16.03

- выявить экологические проблемы родного края

Познавательные:

– находить в тексте ответ на заданный вопрос

Коммуникативные:

- владеть диалогической формой

коммуникации

Личностные:

- понимать значение охраны родной природы

51.

Живая природа (20 часов).

Жизнь – особенность нашей планеты. Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии.

1

20.03

– определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.

Познавательные:

– строить сообщения в устной форме;

– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

Коммуникативные:

– учитывать другое мнение и позицию;

Регулятивные:

- распределять время на определённое задание

52.

Что изучает биология. Признаки живых организмов: дыхание, питание, рост, размножение. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой.

1

30.03

-иметь представления о взаимосвязи живых организмов с неживой природой

Познавательные:

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные:

-сотрудничать в группе

Личностные:

- познавательная мотивация

Регулятивные:

- анализировать свою деятельность

53.

Многообразие растений и их роль в жизни человека. Классы (группы) растений. Водоросли, лишайники.  

1

03.04

– различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;

Познавательные:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

Коммуникативные:

ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Регулятивные:

- мобилизовать свои силы для преодоления трудностей

54.

Классы растений. Мхи, папоротники.

1

06.04

- различать классы растений

Познавательные:

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

Регулятивные:

- адекватная самооценка

55.

Хвойные и цветковые растения.

Деревья, кустарники, травы.

1

10.04

-различать хвойные и цветковые растения

-определять основные признаки деревьев, кустарников, трав

Познавательные:

-структурировать информацию

Коммуникативные:

 - взаимодействовать в парах

Регулятивные:

- анализировать сотрудничество в парах

экскурсия

56.

Дикорастущие и культурные растения.

Практическая работа: работа с гербарными  экземплярами растений.

1

13.04

– правила ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями;

Познавательные:

- создавать алгоритм деятельности

Коммуникативные:

- взаимодействовать при поиске информации

57.

Условия, необходимые для жизни растений.

Практическая работа: проращивание семян.

1

17.04

– определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);

– использовать на практике основные правила познания окружающего мира;

-уметь оформлять наблюдения, делать

выводы

Познавательные:

– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;

Коммуникативные:

- точно выражать свои мысли

Регулятивные:

- адекватно  оценивать себя

58.

Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды. Практическая работа: рассматривание и классификация плодов и семян.

1

20.04

- определять плоды и корнеплоды

Познавательные:

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

Регулятивные:

 - контролировать свою деятельность

59.

Растения-путешественники.

1

24.04

– различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;

– приводить примеры представителей разных групп растений

Познавательные:

– строить сообщения в устной форме;

60.

Грибы. Съедобные и ядовитые грибы, их разнообразие.

1

27.04

Познавательные:

– находить в тексте ответ на заданный вопрос

– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

Регулятивные:

- формулировать учебную задачу

61.

Связь растительного и животного мира. Представление о классах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; разнообразие животных.

1

08.05

– различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Познавательные:

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

62

Особенности размножения разных групп животных

Животные и среда их обитания. Условия, необходимые для жизни животных. Дикие и домашние животные. Правила  поведения с домашними  животными. животных

1

15.05

– различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

- выделять существенные выявить приспособленность животных к среде обитания.

Внешнее строение: форма тела, ноги, клюв, хвост, глаза, уши. Хищники,травоядные признаки каждой группы

Познавательные:

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

Познавательные:

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

Регулятивные:

- выполнять

 Личностные:

– представления о красоте природы России и родного края

63

Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека

. Бактерии и их роль в жизни живой природы и человека.

1

18.05

-

,

-

познакомиться с царством бактерий, микроорганизмов

-определить их роль в жизни живой природы и человека

Познавательные:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные:

медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

-моделировать различные ситуации поведения на природе. Различение допустимых и недопустимых форм поведения

64

Человек и его здоровье.             Гигиена  тела.

1

22.05

выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде

Познавательные:

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные:

 - обращаться за помощью к учителю и одноклассникам

Познавательные:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

Регулятивные:

- правильно реагировать на ошибку

Пров. раб.

65

17.Повторение за год

1

25.05

-

Познавательные:

– находить в тексте ответ на заданный вопрос

Регулятивные:

- работать по плану

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для реализации программного содержания используются:

  • Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса. - Самара: Корпорация «Федоров».
  • Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. 2 класс». - Самара: Корпорация «Федоров».
  • Министерство образования российской Федерации «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы» - М.: Просвещение, 2011.
  • Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения к курсу «Мы и окружающий мир. 2 класс» - Самара: Корпорация «Федоров».
  • Интернет – ресурсы Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения к курсу «Мы и окружающий мир. 2 класс» - Самара: Корпорация «Федоров».
  • Интернет – ресурсы

        Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD «Детский энциклопедический словарь», компьютерная игра «Кузя и дикая река», видеофильм «Береги природу». Интернет сайты: - www solnet.ru, www festival.ru, www kulichiki.ru.

Физическая карта России, карта полушарий, карта Ростовской области, наглядный материал (карточки, книги, иллюстрации, виоматериал)

РЕЗУЛЬТАТЫ (в рамках ФГОС общего образования – личностные. метапредметные и предметные) ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 2 года обучения

Знать:

  • Что такое вещество и тело Что Земля - планета, Солнце - звезда, Луна - спутник Земли;
  • Названия материков и частей света, океанов;
  • Что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта;
  • Устройство компаса и правила пользования им;
  • Три состояния воды. Основные свойства воды и воздуха. Причины круговорота воды в природе;
  • Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии;
  • Условия, необходимые для жизни растений и животных;
  • Особенности рельефа, погоды, растительного и животного мира своей местности;
  • Правила поведения в природе и меры ее охраны.

Уметь:

  • Ориентироваться на местности относительно своего тела;
  • Определять стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
  • Показывать на карте и глобусе основные формы поверхности и водоемы;
  • Измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
  • Различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; диких и домашних животных;
  • Ухаживать за комнатными растениями, помогать животным в зимний период времени;
  • Выполнять правила личной гигиены.

Использовать приобретенные знания в и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья;
  • выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  • поиска дополнительной информации о родном крае, стране, планете.

Данный план предусматривает формирование у учащихся следующих компетенций: 

  • учебно-познавательной,
  • коммуникативной,
  • рефлексивной,
  • ценностно-смысловой.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  • Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов

Личностные результаты:

  • У обучающихся будут сформированы:
  • - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
  • - интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
  • - ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
  • - понимание причин успеха в учебе;
  • - оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
  • - этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
  • - представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  • - представление о своей этнической принадлежности.
  • Обучающийся получит возможность для формирования:
  • - интереса к познанию окружающего мира;
  • - ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
  • - самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину и паров;
  • - ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
  • - понимания чувств одноклассников, учителей;
  • - представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • Обучающийся научится:
  • - принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  • - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной   на   наглядно-образном уровне;
  • - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
  • - вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
  • - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • - принимать роль в учебном сотрудничестве;
  • - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
  • - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
  • - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
  • - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные:

  • Обучающийся научится:
  • - пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
  • - строить сообщения в устной форме;
  • - находить в тексте ответ на заданный вопрос;
  • - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных   и   несущественных признаков;
  • - смысловому  восприятию познавательного текста;
  • - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
  • - осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
  • - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • - обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
  • - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных);
  • - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • - осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
  • - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
  • - выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
  • - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
  • - проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
  • - понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
  • - обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Коммуникативные:

  • Обучающийся научится:
  • - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
  • - воспринимать другое мнение и позицию;
  • - формулировать собственное мнение и позицию;
  • - умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
  • - строить понятные для партнера высказывания;
  • - задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • - строить монологическое высказывание;
  • - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • - учитывать другое мнение и позицию;
  • - умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);
  • - контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
  • - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
  • - навыкам взаимоконтроля.

Предметные результаты:

Человек и природа

  • Обучающийся научится:
  • - устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе: сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
  • - проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;
  • - описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • - характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;
  • - ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
  • - различать твердые, жидкие и газообразные вещества;
  • - измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
  • - различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;
  • - определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;
  • - определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);
  • - различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;
  • - определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
  • - различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
  • - приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
  • - правилам ухода (полива, рыхления) за  комнатными растениями;
  • - строить простейшие кормушки и подбирать корм для зимующих птиц.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • - определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;
  • - показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;
  • - различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;
  • - различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Человек и общество

  • Обучающийся научится:
  • - понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;
  • - выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;
  • - соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;
  • - определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • - использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
  • - понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
  • - оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.


                                                                Педагогические условия и средства реализации  стандарта.

Формы: урок.

Типы уроков:

  • урок изучение нового материала;
  • урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  • урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  • комбинированный урок;
  • урок-практикум;
  • урок-исследование;
  • урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

  • урок – беседа
  • урок – зачет
  • урок – игра
  • выполнение учебного проекта

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Словесные, наглядные, практические.

Индуктивные, дедуктивные.

Репродуктивные, проблемно-поисковые.

Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

Стимулирование и мотивация интереса к учению.

Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

Устного контроля и самоконтроля.

Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.

Педагогические технологии  обучения:

  1. Технологии развивающего обучения:

- Система развивающего обучения Л.В. Занкова;

2. Традиционные технологии:

 - Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)

3.Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

- Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);

- Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.

4.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

- Игровые технологии.

Принципы обучения:

1. Принцип научности обучения

2. Связи теории с практикой

3. Системности

4. Принцип сознательности и активности в обучении

5. Индивидуальный подход в условиях коллективной работы

6. Принцип наглядности

7. Доступность обучения

8. Принцип прочности усвоения знаний

             СОГЛАСОВАНА                                                                                                                       СОГЛАСОВАНА

            Протокол заседания                                                                                                              Заместитель директора по УВР

            Методического совета                                                                                                      ______________Харченко Л.В.

            МБОУ СОШ (военвед)                                                                                                                     «__27» 08. 2014 года

            г.Зернограда

            от «27» 08. 2014г.» № 1

            ______________Кравченко С.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 136 часов, по 4 часа в неделю. Тематичес...

Рабочая программа по математике 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данная рабочая программа   составлена на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. Программа  предусматривает обучение в объёме 136 часов, по 4 часа в не...

Рабочая программа по курсу "Математика" 4 класс. Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Рабочая программа включает в себя подробную пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с указанием тем уроков, количества часов, элементов содержания, предметных и метапредметных УУД,...

Рабочая программа для НОО по окружающему миру. Система развивающего обучения Занкова

Рабочая программа по окружающему миру для уровня начального общего образования по системе развивающего обучения Л.В Занкова с КТП для 1 класса...

Разработанные тесты по окружающему миру 3 класс по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

Проверочные работы по окружающему миру в форме тестирования....

Рабочая программа по математике 4 класс по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова

Рабочая программа по математике для 4 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального ...

Рабочая программа по математике для 4 класса (система Развивающего обучения)

Рабочая программа составлена на основании программы по математике для начальной общеобразовательной школы, авторы  В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева.. Сборник примерных программ ...