Михаил Васильевич Ломоносов- великий русский ученый.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Фомина Тамара Викторовна

На уроке окружающего мира обучающиеся познакомились с биографией и достижениями М.В.Ломоносова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -moy_urok.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1» г. Курчатова Курской области.

Михаил Васильевич Ломоносов- великий русский ученый.

( Урок окружающего мира. 4 класс. УМК им. Л.В. Занкова)

                                       

                                                             Учитель Фомина Тамара Викторовна

                                                          2014г.

Цели:

1.        Сформировать у учащихся представление о жизни и деятельности

 М. В. Ломоносова по средствам разных источников информации. Показать вклад М. В. Ломоносова в развитие России. Перечислить основные открытия.

  2.   Развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать.

  3. Учиться работать с разными источниками информации.

  4.   Показать, какие реальные обстоятельства способствуют успешности в учебе на     примере Ломоносова – ученика.

Задачи урока:

учебная – способствовать формированию у детей представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

развивающая – способствовать развитию кругозора, умение делать вывод, коммуникативные способности;

воспитательная – способствовать воспитанию в детях чувства гордости, восхищения, уважения к своей Родине;                                                                        

здоровьесберегающая- осуществление профилактики утомления через выбор разнообразных форм работы, эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.

Формирование  универсальных  учебных  действий:

1. Регулятивные УУД:

- формулировать тему и цель урока без помощи учителя;

- учиться высказывать свои гипотезы;

- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

2. Познавательные УУД:

- наблюдать и делать выводы.

3. Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь своих товарищей, вести диалог, умение работать в парах, группе.

4. Личностные УУД:

- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки,          понимание смысла учебной деятельности.

Наглядность.

Презентация к уроку;

учебник Дмитриевой и Казакова;

тесты на бумажном носителе;

игра «Дорога в «жизнь»»

Краткое описание: На данном уроке учащиеся знакомятся М. Ломоносовым, его биографией и деятельностью. Учащимся представлен увлекательный материал, обогащенный современными информационными технологиями.

1.Организационный момент: знакомство с гостями, проверка готовности к уроку.

2. Актуализация ранее усвоенного материала.

- На прошлом уроке вы познакомились с личностью великого человека, царствовавшего на границе 17-18 веков -  царем Петром 1. Обучающиеся Жукова Д. и Сидоров А. подготовили презентации о царствовании Петра Великого. Я их передаю в библиотеку, в свободное время их можно посмотреть.

  1. Сочинение.  Раджапова А. Выставлять отметки
  2. Рисунки – их защита.

3.Формирпование новых знаний.

Я хочу вам рассказать об учениках нашей гимназии, которые учились только на 4 и 5, отлично сдали единый государственный экзамен и поступили в высшие и средние учебные заведения:

- В 2012-2013 году  из 36 обучающихся, окончивших 11 класс, все поступили в высшие учебные заведения.  Кравченко Дмитрий , обучаясь еще в 11 классе, по итогам Всероссийской олимпиады по праву ( призер) без экзаменов  был зачислен в МГУ международных отношений.

-В 2013-2014 учебном году из 42 обучающихся в высшие учебные заведения поступили 41 человек. В настоящее время они учатся в престижных институтах и университетах. Например, (выпускники 11 а) Батяева Елена учится в Санкт- Петербургской высшей школе экономики при президенте РФ на факультете востоковедение ( иностранные языки),Мелинковская Наталья- МГМУ имени Сеченова, Мосолова Ксения – МИФИ, Кондрашова Кристина- ВГУ и др.

-В прошлом году закончила 9 классов  Звягинцева Дарья, которая уже зачислена  в школу имени Колмогорова, который находится при МГУ, который носит имя одного великого человека. Об этом мы узнаем немного позже.

Проблемный вопрос: Куда вы хотите поступить по окончании гимназии? Что для этого нужно делать?

Итак, начинаем осуществлять свои цели.

Словарная работа: Долженков Д.( домашнее задание- МГУ)

 Кто знает значение слова УНИВЕРСИТЕТ? АКАДЕМИЯ? ПОМОРЫ?

 ( работа со словарем)

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА

- Университет - а, м. 1. Высшее учебное заведение и одновременно научное учреждение с различными естественно-математическими и гуманитарными отдалениями (факультетами

- Академия – академия АКАДЕ́МИЯ -и; ж. [от греч. Akademia].

1. Название научных учреждений, задачей которых является развитие наук или искусств.

- Поморы -  (ед. помо́р, -а, м.; помо́рка, -и, мн. помо́рки, -рок, -ркам, ж.).

Коренное русское население побережья Белого и Баренцева морей, а также представители этого населения.

Помор Архангельской губернии, он, как и большая их часть, придерживался старой веры.

Чтобы определить тему урока,   нужно разгадать кроссворд, опираясь на ранее полученные знания.

3.1.Кроссворд: [1]( на доске)

1.        Прозвище Петра I в истории России.

2.        Как назывался его полк?

3.        Что перевезли из Владимира в лавру?

4.        Фамилия  Петра I

5.        В устье какой реки была построена морская крепость Кронштадт?

6.        Что было поставлено в центре крепости Кронштадт в честь апостолов Петра и Павла?

7.        Кто занимался государственными делами, когда юный Петр стал царём?

8.        Что было в округе той местности, где начали строить Санкт -  Петербург?

9.        Как называлось то место, где начали строить суда для частных лиц?

Разгадано слово Ломоносов. Так в честь кого назван Московский Государственный Университет? Им. М.В. Ломоносова.

  слайд 1.

3.2. Определение темы урока (слайд 2)

Ваши гипотезы по определению  темы  урока? Какие открытия сделал  М.В.Ломоносов, что  о нем написаны книги, его именем назван университет?

Сегодня вам предстоит узнать о человеке, который внес огромный вклад в развитие российской науки.

 Постановка целей урока  с помощью ключевых слов-глаголов: познакомиться, узнать, изучить, определить, перечислить ( выставить на доску).

4. Формирование новых знаний.

4.1. Первичное ознакомление с новой темой.

Об этом нам сейчас расскажет Жукова Дарья. Она подготовила о М.В. Ломоносове презентацию.

Рассказ учителя с показом презентации.

        В России это было время, когда «грамотных людей можно было перечесть по пальцам, когда учение было чем-то тождественным с колдовством, когда книга была редкостью и неоценимым сокровищем. (Слайд 2) Далее читаю слайд 3.

 И в это-то время на берегу Ледовитого океана в деревне, недалеко от города Холмогоры родился у рыбака сын. Назвали его Михаилом. (Слайд 4,5)

         Рос он пытливым и любознательным мальчиком. С детства любил наблюдать за северным сиянием. Всякий раз подолгу смотрел, задрав голову, удивлялся, восхищался,  и в голове крутилась мысль: отчего это так?

         Мать его умерла рано. Именно она научила мальчика читать и привила любовь к  книгам.

         Грамоте  Михаила обучали сосед Иван Шубной и местный дьячок Семен Сабельников. Страсть к знаниям с годами все крепла, но в деревне негде было учиться. Слайд 6, 7

         Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец стал брать его с собой в море  на рыбацкий промысел. Плавал он по студеному Белому морю и по Северному Ледовитому океану. (Слайд 7, 8)

         Работа  в суровом холодном море научила быть упорным, наблюдательным, выносливым, не бояться невзгод и трудностей. Отец хотел, чтобы сын, как и он сам, стал рыбаком.  У Михайлы была другая мечта: учиться. (Слайд 9)

 И вот однажды, в 19 лет, тайком от отца он пристал к одному из обозов, который как раз следовал до Москвы. Юноша  на мешках с рыбой,  то на санях, то бегом с ними рядом, чтобы не закоченеть, добрался  до древнего города, о котором столько читал и слышал. Добирался он почти полтора месяца. (Слайд 10,11,12)

          В Москве в 1731 г. юноша поступил в Славяно-греко-латинскую академию.

Читаю слайд 13

Представьте, что рядом с вами за партой сидит молодой мужчина двадцати лет. Да и голодал частенько Михайло, питался хлебом и квасом. Жил он так 5 лет, но учебу не бросил. (Слайд 14)

           Учился Ломоносов лучше всех. За год он изучал то, что его одноклассники осваивали за 3 года. В числе лучших учеников его послали учиться в училище при Академии наук. (Слайд 15)

 В 1736 г. из Петербурга Ломоносова направили в Германию. За границей Ломоносов изучал горное дело , иностранные языки, химию.   (Слайд 16)           Вернувшись в Петербург из Германии, ему присвоили звание Академика за научные труды и открытия. Михаил Васильевич составил русскую азбуку, краткий учебник русской истории, сочинял стихи, пьесы для театра, занимался физикой, отечественной историей, горным делом, изучал звезды. Первый русский университет в Москве был построен по его плану. (Слайд 16, 17,18)       ( Подготовить рассказ  об утверждении университета в Москве- это будет дома. задание. Кто желает?).Этот день-открытие университета- стал праздником для всех российских студентов. Его отмечают до сих пор

( «Татьянин день»).

         Слайд 19.  Это был очень пытливый человек. Однажды, увидев привезенную из Рима картину, выполненную в стиле мозаики, он восхитился ею .

        Слайд 20, 21.  Ломоносов за свою жизнь сделал много открытий, наблюдений и изобретений.

В последние месяцы жизни  М.В.Ломоносов сильно болел. Его похоронили на Лазаревском кладбище в Петербурге.

4.2. Вторичное получение знаний. Работа по учебнику:

-Давайте дополним свои знания о великом ученом по учебнику с.104.-106. На вопросы ответите дома.

5. Релаксация. «Веселая гимнастика»

6. 6.1 Закрепление: применение полученных знаний- работа в группах.

Задания: 1 группа.

На  схема-таблице  – выбрать направления научных исследований учёного, в центре которой – портрет М. В. Ломоносова.

2 группа.

Тест[2] по теме " Михаил Васильевич Ломоносов"

1.В какой семье родился М.В. Ломоносов?

□ 1) в дворянской                 □ 3) в крестьянской

□ 2) в купеческой                 □ 4) в семье поморов

2. В каком возрасте Михайло Ломоносов начал постигать грамоту?

□ 1) в 4 года                           □ З) в 11 лет

□ 2) в 7 лет                             □ 4) в 19 лет

3.Что открыли в 1755 году в Москве по предложению М.В. Ломоносова?

□ 1) Академию наук              □ 3) Московский университет

□ 2) обсерваторию                 □ 4) институт физики

4.Какая книга позволила Михайло Ломоносову в 11 лет стать лучшим чтецом на своей родине?

□ 1) «Русская азбука» Василия Бурцова

□ 2) «Букварь» Кариона Истомина

□ 3) «Грамматика» Мелетия Смотрицкого

□ 4) «Родное слово» К.Д. Ушинского

5.Какой язык считался в то время международным?

□ 1) латинский                       □ 3) немецкий

□ 2) английский                     □ 4) греческий

6.С какими трудностями столкнулся М.В. Ломоносов во время учёбы в Москве?

□ 1) ему тяжело давались науки      

□ 2) ему не хватало денег на жизнь

□ 3) он был из простого народа

□ 4) у него не было книг

7. В каких областях прославился М.В. Ломоносов?

□ 1) в химии                           □ 3) в архитектуре   4) в рисовании

□ 2)в астрономии                   □ 5) в физике            6) в шахматах

8. Какие достижения принадлежат М.В. Ломоносову?

□ 1) открытие атмосферы на Венере

□ 2) строительство фабрики цветного стекла

□ 3) организация Химической лаборатории

□ 4) открытие первого музея в России

3 группа. игра «Дорога в «жизнь» ( дата- ответ)

6.2. Защита групповых заданий. Выставление отметок.

7. Рефлексия. Какое открытие ты сделал на этом уроке?

Хотели бы вы, чтобы ваше имя тоже помнили потомки? Что для этого нужно сделать?

Дом. задание остальным: прочитать текст и ответить на вопросы. Работа в рабочей тетради. Желающие могут сделать презентацию о великих достижениях М.В. Ломоносова.

Дополните фразы:

- Я трудностей на уроке не испытал ……..

- Меня удивила ………..

- Я выполнял задания   ( легко или трудно)……..

- Мне хотелось бы дополнительно узнать --


[1] http://krupesss.narod.ru/mastpod/k1.pdf

[2] http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2010/11/05/test-k-uroku-okruzhayushchego-mira-mikhail


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к уроку окружающего мира " Михаил Васильевич Ломоносов" для 4 класса

Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира  по теме "Михаил Васильевич Ломоносов" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Классный час. Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский учёный.

Воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В.Ломоносова. Классный час посвящён 300 летию великого русского учёного....

Урок по курсу « Окружающий мир» на тему: "Михаил Васильевич Ломоносов"

 Сформировать у учащихся представления о жизни и деятельности  М.В.Ломоносова; развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать; воспитывать интерес к истории....

Михаил Васильевич Ломоносов

Содержит различный материал...

Развитие образования и науки при Екатерине. Михаил Васильевич Ломоносов.

Данную методическую разработку можно использовать на уроках истории, окружающего мира в 4 классе. В ней использованы различные виды работ, что способствовало интересному ходу урока....

Открытый урок окружающего мира в 4 классе "Ломоносов Михайло Васильевич- великий русский ученый".

Урок посвящен жизненному и творческому пути великого русского ученого М.В.Ломоносова....

Урок защита проектов: Великий гражданин нашего Отечества Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

Подвести итог сформированных  представлений о жизни основоположника отечественной науки М.В.Ломоносова;Обобщить знания;Проверить сформированность умения  делать выводы;Воспитывать чувс...