Занятие "Лес-скелет планеты"
план-конспект занятия по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Яценко Анна Васильевна

План занятия с презентацией на тему "Лес-скелет планеты". При подготовке опиралась на готовые занятия, фото к презентации из интернета. К сожлению, ограничения сайта не позволяют загрузить презентацию, но в тексте указано, где и какие слайды должны быть, по запросу могу поделиться своим вариантом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les-skelet_planety.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: обосновать, почему лес играет важную роль в биосфере.

Задачи: узнать значение леса для человека, значение леса для природы, обсудить способы сохранения леса, повторить, какие деревья растут в городе Кумертау (селе Ира).

Оборудование: проектор, презентация, фрагмент кинофильма, рисунки и фотографии листьев деревьев, раскраски листьев деревьев, гербарий.

Возраст обучающихся: 1-4 класс;

Продолжительность занятия: 2 часа

Ход занятия.

  1. Формулировка темы.

1 слайд.

Педагог: Ребята, пусть кто-нибудь из вас прочитает это стихотворение вслух. Как вы думаете, о чем это стихотворение? Ответы обучающихся. Обратите внимание на последнюю строчку: «Бродить по этим солнечным палатам», как вы думаете, почему автор выбрал именно это слово, «палата» для описания соснового бора? Ответы обучающихся. Действительно, в старину палатами называли большие залы для приема гостей и проведения праздников. Есть даже такое выражение - «царские палаты». А теперь прочитайте эти два стихотворения.

2 слайд.

Педагог: О чем они? Какими словами описывается лес? Какое из этих стихотворений вам больше понравилось? Почему? Ответы обучающихся.

Молодцы!  Перепишите понравившееся стихотворение себе в тетради, оно будет эпиграфом к нашему сегодняшнему занятию. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Правильно, о лесе. Итак, тема нашего сегодняшнего занятия…

3 слайд.

Педагог: Прочитайте вслух. Все согласны с тем, что лес – скелет планеты? Может быть, следовало назвать иначе? Давайте разберемся. Еще раз внимательно прочитайте название темы. Лес – скелет планеты. По правилам русского языка, после тире можно поставить предлог «это», получится «лес – это скелет планеты». Что такое скелет, кто мне ответит? Ответы обучающихся. Правильно, скелет – это то, на чем держится наше тело. Тогда получается, что на лесе держится планета? Как такое может быть? Сегодня мы это узнаем.

  1. Изучение нового материала.

Педагог: Для начала давайте обсудим, какую роль играет лес для природы. Как вы считаете? Ответы обучающихся. Правильно, леса вырабатывают кислород, которым мы дышим, и поглощают вредный углекислый газ, которым нельзя дышать и который разрушает озоновый слой. Еще в лесу живет множество различных птиц, животных и насекомых. Да, и многие растения могут расти только в лесу. Хорошо, а теперь вспомните, зачем на насыпях и крутых склонах холмов сажают кусты и деревья? Например, на трассе, вдоль угольного разреза, куда высыпали грунт, когда этот разрез выкапывали. Что там растет? Правильно, облепиха. А зачем? Правильно, корни растений укрепляют грунт и не дают ему осыпаться. Значит, деревья еще и удерживают своими корешками слои почвы.

Давайте немного отдохнем и пофантазируем. Расслабьтесь и закройте глаза. Представьте себе дерево. Самую обыкновенную рябинку. Вот она растет, красивая, стройная, с аппетитными красными гроздьями. Представьте, как  она на вдохе втягивает сизый туман, похожий на сигаретный дым, а на выдохе выпускает голубоватый, который поднимается в небо. Сделайте еще несколько вдохов и выдохов. А теперь почувствуйте, как рябинка уходит корнями в землю, глубоко – глубоко. Там она переплетается с другими корнями, корнями других деревьев, корнями травы. И таким образом она соединяется с лесом неподалеку, который тоже втягивает в себя углекислый газ и выдыхает кислород, и со своей поляной и даже с яблонями в вашем саду. Почувствуйте, как они все между собой связаны. Еще раз глубоко вдохните, выдохните и откройте глаза.

Расскажите, что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение? Ответы обучающихся.

4 слайд.

Педагог: Теперь мы с вами поговорим о значении леса для человека. Посмотрите на слайд и скажите, в каких отрослях своей жизни человек использует лес? Ответы обучающихся. Молодцы, давайте поподробнее с этим разберемся.

5 слайд.

Педагог: Применение леса в строительстве. Скажите, как вы это понимаете? Ответы обучающихся. Посмотрите на эти деревянные дома и интерьеры. Правда, они очень красивые? Кто из вас живет в деревянном доме? Может, кто-то из родственников? А теперь вспомните, какие еще деревянные предметы есть в этом кабинете? А у вас дома? Ответы обучающихся. Вот как часто используется древесина в быту. А теперь взгляните на это фото. Кто знает, что это? Ответы обучающихся. Это - памятник русского зодчества, архитектурный комплекс Кижи. Согласно легенде, эти церкви были построены без единого гвоздя, а мастер, построивший их, после выкинул свой топор в озеро, потому что больше такого ему не создать. Давайте отвлечемся ненадолго и посмотрим небольшой видеофрагмент про эти церкви.

Просмотр фрагмента кинофильма «Русский север». Обсуждение просмотренного.

 Следующее, где применяется лес.

6 Слайд.

Педагог: Еще из древесины мы получаем бумагу. Посмотрите на слайд – здесь изображены этапы производства бумаги. Прочитайте по очереди эти этапы, по одному и объясните, как вы их понимаете. Ответы обучающихся. А теперь посмотрите, как это выглядит на производстве. Вот из таких громадных рулонов потом нарезают бумагу для альбомов, тетрадей и всего остального. Кстати, бумага тоже бывает разная. Посмотрите, в ваших тетрадях, учебниках и альбомах она отличается.  Она отличается даже в разных тетрадях. Сравните. Вот сколько различной бумаги производит человек. Оглянитесь вокруг, как много бумаги в этом кабинете. Вспомните, как часто мы сталкивается с ней в своей жизни? Перечислите, где еще мы использкуем бумагу? Ответы обучающихся. А теперь представьте, сколько деревьев на это ушло. Как вы думаете, есть ли способ как-то сберечь деревья? Ведь мы с вами выяснили, что они играют важную роль в природе. Ответы обучающихся. Молодцы! Деревья нужно сажать заново и сдавать в переработку макулатуру. Посмотрите на этот слайд.

7 слайд.

Педагог: В мае мы проводили акцию «Сохраним дерево». На фото вы видите ребят из школы села Ира, сдающих макулатуру. В ходе акции нам удалось сохранить 20 деревьев, и я считаю, что это здорово. Посмотрите на этот рекламный постер. Его создали активисты – экологи чтобы призвать людей сдавать макулатуру. Как вы видите, сбор макулатуры позволяет не только сберечь деревья, но и экономит воду, электричество и кислород. Вот так за раз мы делаем столько хорошего для окружающей среды.

8 слайд.

Педагог: Вернемся к теме. Еще лес используется в медицинской промышленности. Как вы считаете, каким образом? Ответы обучающихся. Именно. В лесах растет множество лекарственных растений. Кстати, считается, что в бору даже сам воздух лечебный. Как вы думаете, почему? Ответы обучающихся. Молодцы, хвойные породы деревьев выделяют особые вещества, фитонциды, которые убивают болезнетворные бактерии. Кстати, именно поэтому издавна в деревнях любят подметать дом полынным веником. Полынь тоже выделяет фитонциды и обеззараживает воздух в доме, ведь множество бактерий обитает в пыли, которая оседает на пол. Еще когда я была совсем маленькой и отдыхала летом в деревне, бабушка учила меня, что летом дом нужно подметать только веником из полыни.

Так же в лечебных целях применяется смола хвойных, масла, получаемые путем переработки листьев и древесины и многое другое.

9 слайд.

Педагог: А теперь давайте поговорим, как же можно использовать лес для отдыха? Ответы обучающихся. Правильно! Взгляните на слайд. Здесь мы видим туристов, отправившихся в поход. А те, кто много путешествуют, наверняка обращали внимание на небольшие беседки вдоль трассы, кемпинги. Их устанавливают специально для водителей, чтобы они могли отдохнуть в дороге и не снижать внимательность. Еще по лесу можно просто прогуляться, это тоже позволяет отдохнуть от городского шума и суеты. Нельзя забывать и о санаториях, которые строятся тоже по возможности рядом с лесом. Вспомните, что мы с вами недавно говорили о фитонцидах?

Молодцы! Мы с вами хорошо сейчас поработали, а теперь давайте немного разомнемся. Встам со своих мест и потягиваемся. Представьте, что мы с вами – деревья и тянемся к солнышку. Подвигайте пальчиками – веточками, их колышит слабый ветерок. Теперь ветер сильнее и двигаются уже крупные ветки – руки. Из стороны в сторону ветер колышит ветки, вот и ствол уже пригибается к земле. Нагнулись вперед, назад, из стороны в сторону. Корни крепко держат дерево, но ветер сильнее и он вырвал дерево и теперь носит его по округе, походите из стороны в сторону. Вот ураган начал стихать, и сперва крупные и тяжелые стволы прекратили свое движение, встали на места. Потом крупные ветки затихли и наконец, остановились тоненькие веточки – пальчики. Дерево облегченно вздохнуло и тряхнуло ветвями, встряхнули руки и сели по местам.

Только что вы были деревьями, так давайте подумаем, каким именно вы могли быть деревом, какие деревья растут в нашей местности? Ответы обучающихся. Молодцы, а теперь давайте унаем, как хоршо вы узнаете деревья по листикам.

Слайды 11-17, просмотр гербариев.

  1. Закрепление пройденного материала.

Педагог: Итак, давайте решим, можем ли мы назвать лес скелетом планеты? Ответы обучающихся. Почему? Какие функции выполняет лес в природе? В жизни человека? А как мы можем сберечь лес?  Ответы обучающихся.

  1. Творческая работа.

Педагог: Сейчас я предлагаю вам выбрать понравившиеся листья и зарисовать их. Только рисовать нужно так, чтобы было понятно, какой это лист. Обращайте внимание на его вид, какой он формы, какой у него край, на его пропорции. Тем, кто затрудняется, я предлагаю сперва раскрасить раскраски и уже после приступить к рисованию. Обучающиеся рисуют и раскрашивают листья.

  1. Рефлексия и подведение итогов.

Педагог: Давайте еще раз повторим, что нового мы сегодня узнали. Ответы обучающихся. А теперь выставляем оценки. Самооценка обучающихся.

Занятие окончено, спасибо всем за работу, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие на планету Чистоты и планету Грязнулька"

"Путешествие на планету Чистоты и планету Грязнульку" - внеклассное мероприяти для 2-3 классов. Цель мероприятия: дать детям знания по основам личной гигиены и охраны своего здоровья; прививать аккура...

Урок окружающего мира в 4-м классе по УМК "Планета Знание" "Земля – планета жизни"

Урок окружающего мира в 4-м классе по УМК "Планета Знание" "Земля – планета жизни" ...

Конспект урока по окружающему миру. Тема:" Планета заболела" 4 класс. УМК " Планета знаний"

Конспект урока по окружающему миру. Тема:" Планета заболела" 4 класс. УМК  " Планета знаний"...

Открытый урок по окружающему миру по теме " Мы жители планеты Земля", 2 класс "Планета знаний"

Конспект урока и презентация по окружающему миру по теме "Мы жители планеты Земля" для 2 класса УМК "Планета знаний", Данный урок построен по сингапурской системе обучения....

Тест по русскому языку 2 класс. Контрольные тесты по русскому языку и математике 4 класс Планета Знаний. Презентация "Знакомство с многоугольниками 1 класс Планета знаний.

2 класс. Безударные гласные гласные в корне.Деформированная фраза.Морфемный разбор слов. 4 класс - 1 полугодие Планета Знаний.1 класс "Знакомство с многоугольниками"...

Методическая разработка. Проект "Окружающий мир. Беседа " Береги богатство планеты. Планета - твой большой дом".

Методическая разработка.Проект "Окружающий мир.Беседа " Береги богатство планеты. Планета - твой большой дом"....