Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Герои войны.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Смирнова Людмила Николаевна

Тема урока: « Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.

                               Герои войны».

Цели урока:

1.Сформировать представление о войне 1812 года, о Бородинском сражении, о героях Отечественной войны 1812 года;

2.Развивать познавательный интерес, умение делать обобщения и выводы;

3.Воспитывать чувство гордости за героев, любовь к Родине.

Оборудование:

1.Мультимедийный проектор (слайд№1-13);

2.Презентация Отечественной войны 1812 года и Бородинского сражения;

3.Дмитриева Н.А., Казакова А.Н. – Окружающий мир: Учебник для 4 класса, часть 1;

4.Контрольные тесты для учащихся;

5.Кроссворд « Бородинское сражение» ;

6.Выстовка книг об Отечественной войне 1812 г.;

7.Выстовка рисунков учащихся.

Ход урока:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

          Конспект    

                                                                                                                Урока по окружающему миру

                          Подготовила и проверила

                     Учитель 4 «а» класса

          Смирнова Людмила Николаевна

Тема урока: « Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.

                               Герои войны».

Цели урока:

1.Сформировать представление о войне 1812 года, о Бородинском сражении, о героях Отечественной войны 1812 года;

2.Развивать познавательный интерес, умение делать обобщения и выводы;

3.Воспитывать чувство гордости за героев, любовь к Родине.

Оборудование:

1.Мультимедийный проектор (слайд№1-13);

2.Презентация Отечественной войны 1812 года и Бородинского сражения;

3.Дмитриева Н.А., Казакова А.Н. – Окружающий мир: Учебник для 4 класса, часть 1;

4.Контрольные тесты для учащихся;

5.Кроссворд « Бородинское сражение» ;

6.Выстовка книг об Отечественной войне 1812 г.;

7.Выстовка рисунков учащихся.

Ход урока:

I. Организационный момент.

1.Проверка готовности к уроку;

2.Приветствие гостей.

      II. Сообщение темы урока.

        - Прочитайте те крылатую фразу ( на доске):

                  « Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет».

-Кому принадлежат эти слова? ( Александру невскому).

- Как вы их понимаете? ( Русь никогда не отдаст без боя ни пяди своей земли).

- Сегодня мы продолжим говорить об Отечественной войне 1812 года, о Бородинском сражении и о героях этой войны.

III. Объяснение нового материала.

      1. Кто такой Наполеон? (слайд №1).

                                  ( слушаю ответы детей)

       2.Вы готовили доклады, выступления об этом человеке.

                                               (Расскажет о Наполеоне ----------------)

Рассказ о Наполеоне.

- Наполеон Бонапарт- человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769г. На небольшом острове Корсика, принадлежащем Франции. Сын бедного дворянина Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом Франции, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором.

      Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, Наполеон стал властелином Европы. Но ему захотелось завоевать весь мир. «Через три года я буду властелином мира. Остаётся Россия, но я раздавлю и её»- заявил Наполеон перед вторжением в Россию.

3.Работа с картой (слайд №2)

- Давайте посмотрим на карту. На ней изображена территория, которую контролировал Наполеон к 1812 году. Назовите страны,  которые уже захватил Наполеон к этому времени. (Показывает ученик  у доски------)

Учитель:-12 июня 600 000 армия Наполеона вторглась в Россию. Прочитаем об этом в учебнике. Откройте учебник на стр.120.Прочитаем 1-й абзац ( словами о Кутузове). А расскажет нам о Кутузове----------.(слайд №3).

4.Рассказ о Кутузове М.И.

Главнокомандующим русской армии в самый ответственный момент для России был назначен Михаил Илларионович Кутузов. «Прибыл Кутузов  бить французов»- говорили солдаты. Его давно знали и любили в войсках. Полное его имя Голенищев-Кутузов, а с декабря 1812 года он ещё и князь Смоленский. Этот титул ему пожаловал император Александр в благодарность за спасение Отечества.

        Родился Михаил Илларионович Кутузов 5 сентября 1745 года в Петербурге. В возрасте 14 лет он с отличием окончил Дворянскую артиллерийскую школу. С 16 лет – прапорщик, командир роты Астраханского пехотного полка. Участвовал в многочисленных войнах, которые вела в то время Россия. Не раз жизнь Кутузова находилась в опасности. От одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя. «Видно бог бережёт голову Кутузова на что- нибудь необыкновенное, если он остался жить после двух таких опасных ран», - говорил доктор, который его лечил.

5.Учитель:

- Ребята, Кутузов понимал, что с каждым шагом вглубь России силы французов будут слабеть, а силы русских войск возрастать . Поэтому Кутузов продолжал отступление, пока недалеко от Можайска не была найдена удобная позиция для сражения.

6.Продолжаем работу с учебником, прочитаем 2-й абзац на стр.120 (слайд №4).

   - Учитель: Ожесточённость  острота и напряжённость этой битвы прекрасно переданы в известном стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».

7. Чтение отрывка из стихотворения «Бородино» (читает ------).

8. Обобщения и выводы о Бородинском сражении.

    Учитель:-  Какое же знание для России имело Бородинское сражения? ( Наполеон при Бородино впервые не выиграл битву).

    Учитель:-  Русские войска отступили к Москве. Кутузов собирает военный совет, который должен был решить вопрос- продолжать бой или отступать, оставив Москву. И.Кутузов приказал отступать и оставить Москву без боя. Кутузов считал, что с потерей Москвы ещё не потеряна Россия. Если удастся сохранить армию, останется надежда успешно завершить войну. Но если армия будет уничтожена, можно лишиться не только Москвы , но и всей России.

  9.Продолжение работы с учебником.

- Найдите на стр.121,2-й абзац (чтение до слов : Но  никто  ему ключи от Москвы  не принёс). Вот как об этом событии говорил А.Пушкин в 7-й главе поэмы «Евгений Онегин» (читает отрывок-------).

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

Москвы коленоприкланённой

С ключами старого Кремля.

Нет , не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе в дум у погружён,

Глядел на грозный пламень он.

    Учитель: ( слайд№5)- А на следующий день Москва запылала. Падение и пожар Москву потрясли русский народ. По всей стране стало собираться народное ополчение. На захваченных землях разгоралось партизанское движение. Партизаны громили французские  обозы, нападали на отряды врага. Особенно отличалась в этом движении бесстрашная простая русская женщина- староста партизан Василиса Кожина. (О ней нам расскажет ------------).

10. Заключительный рассказ учителя.

   За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 30 000 своих солдат. Запасы продовольствия иссякли. Французы голодали.  «Голодный француз и вороне рад»,- сложилась тошда народная пословица.

           Армия великая и непобедимая превращалась в шайку грабителей и разбойников. Наполеон  понимал, что армия разлагается и не дождавшись предложения о заключении мира, он покинул Москву.

            Кутузов, расположившись под Москвой, перекрыл путь французской армии к отступлению (слайд№6). От огромной армии Наполеона осталось всего 30 000 солдат, которые еле унесли ноги из России. Наполеон бросил свою армию на произвол судьбы, пересел в карету и с небольшим отрядом кавалерии помчался во Францию, его спросили про армию, Наполеон сказал: «Армия больше нет».14 декабря 1812 года последние остатки французских войск были изгнаны за пределы России.

IV. Герои Отечественной войны 1812 гда.

- Кто же они – герои Отечественной войны?

Это талантливый военачальники :

1.Пётр Иванович Багратион;

2.Мтхаил Богданович Барклай-де-Толли;

3.Алексей Петрович Ермолов;

4.Николай Николаевич Раевский;

5.Пётр Петрович Коновницын;

6.Дмитрий Петрович Неверовский;

7.Иван Семёнович Дорохов;

8.Иван Матвеевич Платов и другие.

И на равнее с именами бесстрашных наших полководцев в 1812 года мы помним блистательные имена Дениса Давыдова, Александра Фигнера, Сеславина, Николая Кудашева, Ефремова, Чернозубова, Кожиной и многие других.

         Но прежде всего главный герой-это простой русский солдат и русский народ.

          В память об Отечественной войне 1812 года  народ увековечил имена героев. В Москве есть Кутузовский проспект, памятника М.И.Кутузову, Барклаю-де-Толли. А в нашем городе Новочеркасске тоже есть памятники герою войны М.И. Платову.

   - Ребята! Где находиться памятники Платову в г. Новочеркасске? ( ответы детей).

    - Какие достопримечательности нашего города Новочеркасска, связанные с победой в Отечественной войне с французами, вы знаете? (Две Триумфальные арки-(слайд№7).

      В 1814-1817 годах по распоряжению героя Отеч. Войны, основателя нашего города граф М.И.Платова(слайд№8_), в г. Новочеркасске на въезде и выезде были сооружены две одинаковые триумфальные арки в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года и участия в ней донских казаков.

                  ( по времени- рассказ о Платове------)

V. Познавательный материал.  (слайд№9)

a) В честь выдающегося русского полководца М.И.Кутузова в 1942 году во время Великой Отечественной войны с Германией (1941-1945г.г.) был учреждён Орден Кутузова. Им награждались командующие фронтами, армиями, командиры, дивизий, командиры полков.

б) Из рубрики «Это интересно!»

- Ребята! Существует легенда о всем вам известном бородинском хлебе:

   ( Читает учитель).

На бородинском поле шло сраженье,

Картечи визг, как по стеклу ножом,

И вот французов лёгкою мишенью

Стал наш обоз с мукой и фуражкой.

То ли ядро шальное из французской пушки,

То ли заряд в фургон с мукой попал,

А следом шёл фургон с корицей, тмином,

И взрыв муку и тмин перемешал.

Ну а солдат кормить-то чем-то надо?

Негоже продовольствие бросать!

Ведь с тмином та мука, поди, не с ядом…

Так стали бородинский выпекать.

И говорят, что даже сам Кутузов,

А может быть и сам Багратион,

Нахваливали «меткость» тех французов,

Что так удачно стрельнули в фургон.

Вот так из века, ставшего былинным,

Пришёл к нам хлеб, который всем знаком.

Как хорошо, что был фургон тот с тмином,

А не с фасолью или чесноком!

VI. Закрепление изученного материала.

Учитель:

а) – А теперь, ребята,  я предлагаю вам блиц- вопросы:

1. Почему война 1812 года называется Отечественной?

2. Как закончилось Бородинское сражение?

3.Почему М.И.Кутузов принял решение оставить Москву?

4.Почему Наполеон, войдя в Москву, не чувствовал себя победителем

5.В чём появился талант великого полководца М.И.Кутузова?

б) Работа в парах.

- Ребята! Сейчас вы будете работать парами, разгадывать кроссворд (слайд№10,11)

- Найдите у себя на партах кроссворд «Бородинское сражение».

- Приготовьтесь, внимательно прочитайте задания по горизонтали  и по вертикали.

-Заполните кроссворд.

- Кто готов, поднимите руку!

  ( Проверка у 1-2пар учащихся). Общая проверка.

VII.  Рассматривание выставки книг, детских рисунков, посвящённых Отечественной войне 1812 года.

VIII.  Работа с контрольным текстом.

    ( у каждого уч-ся лежит на парте тест-задание)

-Подпишите текст (укажите фамилию, имя).

-Выберите правильный ответ и обведите его.

IX.  Итог урока.

-Какие чувства вы испытали на уроке?

-Почему?

X. Домашнее задание.

    Подготовить стихотворение (или отрывок), посвящённый Отечественной войне 1812 года.

- Ребята, спасибо за работу! Молодцы!

 

8

                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Герои войны 1812 года

Прекрасная презентация !...

Урок окружающего мира в 4 классе "Война 1812 года.Бородинская битва""

Цель урока- сфомировать представление  учащихся о войне1812 года, о Бородинском сражении, о героях войны.Урок способствует развитию познавательных интересов, творческой активности, умению сравнив...

Герои войны 1812 года

Презентация. Можно использовать как на уроках истории, окружаущего мира, так и во внеурочной детельности....

Мультимедийная презентация "Отечественная война 1812 года. Бородинская битва""

Мультимедийная презентация об основных этапах войны 1812 года знакомит учащихся начальных классов с Отечественной войной, ее героями.Цель:создание условий для патриотического воспитания обучающи...

Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение

2012 год назван Годом истории.Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. И, слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узна...

презентация Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение, фотографии, что необходимо для урока....

«Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение».

Урок посвящен Отечесвенной войне 1812 года...