Урок окружающего мира "Что такое погода? влияние погоды на жизнь людей и животных"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок окружающего мира в 3-ем классе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова.
Урок составлен учителем высшей категории МБОУ СОШ №6 г. Белая Калитва Ростовской области Аксюк Галиной Михайловной.
Тема: Что такое погода? влияние погоды на жизнь людей и животных.
Цель урока: дать понятие «погода»; разъяснить значение предсказания погоды; познакомить с факторами, которые влияют на погоду, учить работать над проектом.
Задачи урока (УУД):
- Образовательные: учить проводить простые наблюдения за погодой; отмечать наблюдения в календаре погоды при помощи условных знаков;
Формировать опыт выполнения проектного задания, работы в группе. .
2. Развивающие: развивать устную речь учащихся, навыки общения при подготовке задания, любознательность, наблюдательность, делать выводы.
3. Воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе.; коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzh._mira.docx | 686.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 3-ем классе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова.
Урок составлен учителем высшей категории МБОУ СОШ №6 г. Белая Калитва Ростовской области Аксюк Галиной Михайловной.
ТЕМА: ЧТО ТАКОЕ ПОГОДА? ВЛИЯНИЕ ПОГОДЫ НА ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ И ЖИВОТНЫХ.
Цель урока: дать понятие «погода»; разъяснить значение предсказания погоды; познакомить с факторами, которые влияют на погоду, учить работать над проектом.
Задачи урока (УУД):
- Образовательные: учить проводить простые наблюдения за погодой; отмечать наблюдения в календаре погоды при помощи условных знаков;
Формировать опыт выполнения проектного задания, работы в группе. .
2. Развивающие: развивать устную речь учащихся, навыки общения при подготовке задания, любознательность, наблюдательность, делать выводы.
3. Воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе.; коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению окружающего мира.
Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о климате , отрабатывается умение учащихся наблюдать за погодой, заполнять календарь погоды, делать выводы о взаимосвязи природных явлений и образа жизни человека. Продемонстрированы навыки работы учащихся в группах– по схеме: учитель + родитель + ученик, где уточняются основные принципы, правила, структура проектного задания, действия каждого.
; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса.
Тип урока: урок получения новых знаний (проектная работа учащихся)
Оборудование: мультимедийные слайды климатическая карта мира, иллюстрации с изображением разных погодных условий (задержка рейса в аэропорту, городские улицы зимой и осенью, купание в реке и т. п.), карта погоды, календарь наблюдения за погодой, карточки условных обозначений погоды, иллюстрации (фотографии и рисунки ) " Взаимосвязь природных условий с жизнью людей", .
Ход урока
I. Организационный момент.
– Сегодня на урок к нам заглянуло солнышко:
Встало солнце кислое,
Смотрит – небо скисло,
В кислом небе кислое
Облако повисло…
И спешат несчастные
Кислые прохожие
И едят ужасно
Кислое мороженое…
Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое
Было настроение.
– Что значит «кислое» настроение? Как оно проявляется у людей? (Меняются выражение лица, слова и поступки человека.)
– Какое у вас сейчас настроение?
Чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
II. Постановка целей урока. Введение в тему.
1. Р а б о т а в г р у п п а х.
Демонстрируются иллюстрации – изображением разных погодных условий. Каждая группа получает карточки с текстами и определяет, о чем они.
1) По радио сообщили, что там, куда летят пассажиры, спустился ту-ман. Не видно, куда сажать самолет, поэтому рейс задерживается.
2) Жара. Лениво плывут кучевые облака. Воздух легкий и горячий.
3) Небо заволокло тучами. Ветер подул с возросшей силой, при каж-дом порыве завывая в трубе. Начинается пурга.
4) Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака. Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. Шумит злой ветер.
Все тексты – описание погоды в разное время года.
– Соотнесите текст с иллюстрацией. Что скажете о людях? (Они по-разному одеты, это зависит от времени года, от погоды.)
– Ничто в природе на Земле не оказывает такого заметного влияния на жизнь каждого человека, как погода. Это тема нашего разговора сегодня.
– Собираясь выйти из дома, люди обязательно смотрят в окно. Зачем? (Чтобы узнать, какая сегодня погода, чтобы знать, как одеться, брать ли зонт.)
– Охарактеризуйте погоду сегодняшнего дня. (Хорошая, теплая, ясная.)
– В прошлом погодой называли солнечные безветренные дни. Когда шел дождь, мела метель или падал густой снег, то, как вы думаете, что говорили о таком дне? (Непогода, ненастье.)
Проверка домашнего задания.
1-ая группа.
Демонстрация календаря погоды, построение графика температурных изменений.
Итоги наблюдение за погодой в течение двух недель.
-Какие народные приметы помогли вам в предсказании погоды?
-Какие условные обозначения вы могли бы использовать для календаря погоды?
→ – ветер; ☼ – ясно; ( – пасмурно; * – снег; :: – дождь; ∆ – иней; | – метель; ▲ – град; – переменная облачность; – гололед; ≡ – туман. А какие вам пригодились? |
-Какая средняя температура воздуха преобладает в нашем районе?
-Что можно сказать об осадках, и о преобладающем направлении ветра?
Вывод: в какой климатической зоне мы живём?
Можно ли назвать погоду в нашем регионе устойчивой?
Работа над новой темой
-О чём идё речь в этом отрывке?
" Это одеяло окутывает земную поверхность и защищает людей, животных, растения от губительных ультрафиолетовых космических лучей. Оно сохраняет тепло, полученное нашей планетой от солнца.
О каком «одеяле» идет речь? (Об атмосфере.)
– Что вы можете дополнить? (Воздушная оболочка дарит нам голубой цвет неба.)
– Атмосфера находится в постоянном движении. Во время ее циркуляции вокруг Земли изменения, происходящие в ее нижнем слое, служат причиной разнообразных погодных явлений.
– Какие погодные явления вам известны? Кто делает погоду? Всю погоду на Земле делает солнце. Приведите доказательства. (Смена времени года, сильная жара, холод.)
– Какая бывает погода? (Холодная или жаркая, сухая или дождливая, ветреная или спокойная, солнечная или облачная.)
– Что имеют в виду, когда говорят, что на улице тепло, холодно, жарко? (Осадки, ветер, облачность, температуру.)
– Где формируются перечисленные погодные явления и показатели погоды? (В атмосфере.)
– Попробуйте дать научное объяснение, что такое погода.
– Откройте учебник и прочитайте определение. (Погода – состояние атмосферы в данном районе за сутки, неделю, месяц.)
– Что такое прогноз погоды? (Это научное предположение о будущем состоянии погоды.)
– Где можно узнать прогноз погоды? (По радио, телевидению, в газете, в Интернете.)
_Как вы думаете, есть ли связь между погодой и живой природой?
2-ая группа демонстрирует рисунки, фотографии, слайды, рассказы об изменениях в жизни людей, связанные с изменением погоды.
3-я группа докладывает об изменениях в жизни растений и животных.
– Как повлияла температура воздуха на жизнь деревьев? (Желтеют листья, начинается листопад.)
Соберем из листьев веер, яркий и красивый.
Побежит по листьям ветер, легкий и игривый.
И поспешно ветру вслед листья улетают.
Значит, лета больше нет, осень наступает.
А. Плещеев
– Почему деревья расстаются со своим великолепным нарядом? (Необходимость листопада: защита дерева от зимней засухи. Листья испаряют много влаги. Избавление дерева от ядовитых, накопленных в листьях веществ из земли и воздуха. Защита тонких и хрупких веток от тяжести выпадающего зимой снега)
3.Подведение итога урока:
А).Оцените работу каждой группы.
Б). Какая группа приготовила наиболее интересный, полный ответ?
В). Посоветуйтесь в группах и напишите выводы о взаимосвязи погоды и живой природы ; они будут нам полезны при изучении темы «Климат».
Сотни лет люди подмечали, что происходит в природе перед ненастьем. Подмечали без приборов, глядя на солнце и звезды, на птиц и животных, на травы и цветы. И зрение людей обострилось, стало зорким. И нам надо учиться наблюдать – пытливо и внимательно, разумно пользуясь опытом старших. Тогда мы сможем взглянуть на природу совсем иначе, и многое в ней увидеть.
Домашнее задание: найти народные приметы и записать в тетрадь.
Р е б у с «О погоде».
Если вы сумеете разгадать этот небольшой ребус, то прочтете высказывание Марка Твена – известного американского писателя – о погоде.
О т в е т: «Если вам не нравится погода, подождите немного»
Литература
1.Поурочные планы к учебнику Н.Я.Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир» Издательство «Учитель» 2010 г.
2. Учебник «Окружающий мир» Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2010.
3. Дитрих, А. Почемучка / А. Дитрих, Г. Юрмин. – М. : Педагогика-Пресс, 1994.
4 . Дмитриев, Ю. Д. Кто в лесу живет и что в лесу растет / Ю. Д. Дмитриев. – М. : Детская литература, 1965.
5. Дмитриев, Ю. Д. Лесные загадки / Ю. Д. Дмитриев. – М. : Детская литература, 1967.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме «Люди и домашние животные»
План-конспект урока окружающего мира в 1 классеТема урока «Люди и домашние животные»Тип урока – урок изучения нового материалаЦель урока: дать представление о домашних и диких животных; познакоми...
Урок математики, "Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества".
Цель:выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему....
Исследовательская работа "Слёзы в жизни людей и животных"
Данная работа была представлена на VII межрайонной научно- практической конференции « Я познаю мир» ...
Урок 1 "Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества"
Урок математики № 1, в 1 классе "Школа России"...
уроки математики в нетрадиционной форме "Математика в жизни людей"
Разработка урока математики для 1 класса по теме "математика в жизни людей"...
Урок Окружающего мира по ТРИЗ. Тема: Условия жизни, роста и развития животных
Окружающий мир Тема: Условия жизни, роста и развития животных Цель: Исследование копилки с целью выявления закономерностей.Задачи:-Знакомство с видами медведей, особенностями их строения, приспос...
Презентация к уроку окружающего мира по ТРИЗ Тема Условия жизни, роста и развития животных
Презентация к уроку окружающего мира по ТРИЗ Тема Условия жизни, роста и развития животных...