Урок окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" по ФГОС
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Кантович Надежда Ивановна

Тема: Насекомые, птицы,рыбы,звери.

Цель м ожидаемый результат: выявить основные отличительные признаки животных и уметь приводить примеры представителей различных групп животных (насекомых, птиц, рыб, зверей).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr.mira_1 kl31.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

1 класс

УМК «Планета знаний»

Кантович Надежда Ивановна

Учитель начальных классов

МБДОУ «СОШ № 29»

г.Череповца Вологодской области

Тема учебного занятия:  НАСЕКОМЫЕ, ПТИЦЫ, РЫБЫ, ЗВЕРИ.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель и ожидаемый результат: выявить основные отличительные признаки животных и уметь приводить примеры представителей различных групп животных (насекомых, птиц, рыб, зверей).

Задачи урока (деятельность учителя):

  1. Актуализировать знания обучающихся об окружающем мире и о животных (птицах, рыбах, насекомых, зверях).
  2. Формировать навыки исследовательской деятельности.
  3. Помочь выявить основные отличительные признаки животных (птиц, зверей, насекомых, рыб).
  4. Создать условия для определения темы урока; принятия цели и задачи учебной деятельности.
  5. Развивать наблюдательность, внимание, умение сравнивать, анализировать, делать выводы; интерес к результатам своего труда.
  6. Организовать работу в парах, самооценивание своей работы  на уроке.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 1класс (авт. Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов), тетрадь для самостоятельной работы «Окружающий мир» 1класс(авт.Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов),дидактический материал.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

      1)Научатся:

Приводить примеры представителей разных групп животных                          (насекомых, птиц, рыб, зверей).

       2)Получат возможность научиться:

     Называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (птиц, зверей, рыб, насекомых)

Метапредметные:

Регулятивные:

     1)Научатся:

Определять тему урока; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; действовать с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя;

    2) Могу научиться:

Осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий; замечать и исправлять ошибки; осуществлять взаимопроверку при работе в паре.

Познавательные:

   1)Научатся:

Понимать информацию представленную в виде текста и рисунков; называть и различать предметы и их признаки;

   2)Могут научиться:

Сравнивать объекты, выделяя сходства и различия; группировать предметы по заданному признаку.

Коммуникативные:

  1. Научатся:

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

  1. Могу научиться:

Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; быть терпимыми к другим мнениям, приходить к общему решению, работая в паре.

Этапы урока;

задачи

деятельности

учащихся

  Деятельность учителя        

Деятельность учащихся

 УУД

1.Актуализация

знаний

учащихся и мотивация на учебную деятельность

Вспомнить известные знания детей об окружающем мире

Создать благоприятные условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения  в учебную деятельность

-Что такое окружающий мир?

-На какие две группы делят окружающий мир?

-Что  такое рукотворный мир?

-На какие две группы делится природа?

- Что относится к неживой природе?

- Что относится к живой природе? Почему?

-Как называют людей, которые изучают природу, делают открытия и составляют для нас учебники?

-А вам хотелось бы стать учёными и тоже делать открытия?

-Сегодня у нас не просто урок, а научное заседание. Все вы сегодня маленькие учёные и вам предстоит сделать несколько важных для себя открытий.

-Всё что нас окружает.

-На рукотворный мир и природу.

-Рукотворный мир – это то, что создано руками человека.

- Живая и неживая.

-Глина, песок, камни, вода.

-Растения и животные, потому что они дышат, питаются, растут, двигаются, размножаются.

-Учёные.

(Ответы детей)

Коммуникативные(монологические высказывания)

Познавательные (логические: обобщение)

Личностные (мотивация к новому учебному материалу)

2.Целеполагание

Введение в тему урока

Выявление причины затруднения

Определение темы урока

Постановка и принятие цели учебной деятельности

Построение и принятие плана действий

- Все места на земле обитаемы. Почти везде: на суше, в воде, в воздухе и даже в вечных снегах обитают живые существа. А чтобы узнать, кто это вы должны отгадать загадки.

(Учитель зачитывает загадки о животных, по ходу выставляет на доску картинки с их изображением)

-Назовите, их одним словом.

-Посмотрите внимательно на изображения животных и подумайте, на какие группы  можно разделить?

-Почему вы именно так разделили животных?

-Я вижу, что вы затрудняетесь объяснить, а что мы как настоящие маленькие учёные должны сделать при затруднении?

-И так подумайте, почему вы не смогли объяснить? Что вы пока не знаете?

-Может кто-нибудь догадался, какая у нас сегодня тема урока?

-Какую же цель вы перед собой поставите? Что вам надо сделать?

-Это наша цель урока.

-Сегодня  мои маленькие учёные вам предстоит работать по такому плану: 1-провести исследования,2- сделать выводы и 3- закрепить свои знания.

(Уч-ль вывешивает план)

-Что нам может помочь на уроке?

Учащиеся отгадывают загадки

-Животные.

-Насекомые, птицы, рыбы и звери.

Высказывания детей

-Остановиться и подумать, что мы не знаем, и самим найти способ.

Мы пока не знаем, кто такие насекомые, птицы, звери, рыбы, чем они похожи и отличаются.

-Насекомые, птицы, рыбы, звери.

- Нам надо узнать кто такие  звери, птицы, насекомые, рыбы, и научиться  находить сходства и различия.

-Иллюстрации, учебник, свои наблюдения, поддержка одноклассников.

Личностные (мотивация к новому учебному материалу)

Познавательные

(информационные: извлечение информации, логические)

Коммуникативные (монологические высказывания)

Познавательные (формулирование проблемы)

Регулятивные (определение темы урока, принятие цели и постановка задач урока)

Познавательные(формулирование познавательной цели)

Регулятивные (планирование)

Познавательные (знаково-символические)

3 Открытие новых знаний

Выявление основных отличительных признаков животных

Развитие умения обобщать наблюдения, делать простейшие выводы

-Сейчас мы займёмся исследовательской работой. Откройте учебник на странице 80. Рассмотрите первый рисунок. Кто изображён на нём?

-Рассмотрите части тела пчелы. Какие части тела вы увидели?

 Найдите подобные части у стрекозы. Сколько ног у стрекозы, пчелы?

Что есть на голове у насекомых?

Что отличает насекомых от других животных?

-Кто же такие насекомые? Что объединяет всех насекомых и отличает от других животных?

(Уч-ль вывешивает карточку на доску)

- Рассмотрите второй рисунок. Кто изображён на нём?

Где живут рыбы?

Какие части тела увидели?

Что особенного заметили? Чем покрыто тело рыб?

-У рыб я не заметила ног. Как же они передвигаются? С помощью каких частей тела рыбы плавают?

-Как же мы объясним, кто такие рыбы?

(Уч-ль вывешивает вывод на доске)

-Рассмотрите  третью рисунок. Кто изображён?

Где живут и выводят своих малышей птицы?

Какие части тела вы видите? Сколько ног?

В деревне я видела курицу. Она и петь не поёт, и летать не летает, за что же тогда её птицей считают?

-Курица это домашняя птица. Каких ещё домашних птиц вы знаете?

-Так кто же такие птицы?

(Уч-ль вывешивает карточку)

Физкультминутка

-Рассмотрите четвёртый рисунок  работая в парах. Задайте свои вопросы друг другу и

самостоятельно сделайте вывод, о том кто такие звери.

(Учитель вывешивает карточку)

-Насекомые.

Ответы детей по ходу рассматривания

- 6 ног.

-У всех насекомых есть голова, грудь, брюшко и шесть ног.

-Рыбы.

-Тело рыб покрыто чешуёй.

- С помощью хвоста и плавников.

- У всех рыб есть плавники. Тело рыб покрыто чешуёй.

-Птицы.

-Тело курицы покрыто перьями, а перья есть у всех птиц.

-Гусь, утка, индюк.

-У птиц два крыла и две ноги. Тело покрыто перьями.

Дети задают вопросы.

-У зверей четыре ноги. Тело покрыто шерстью.

Регулятивные (удержание цели и задач урока)

Познавательные (поиск, выделение, фиксация информации)

Познавательные (логические: анализ (выделение признаков), сравнение)

Коммуникативные (общение, монологические высказывания, взаимодействие)

Логические (анализ, подведение под понятие)

Познавательные (самостоятельное решение проблемы)

4 Первичное осмысление и закрепление

Формирование первичного умения анализа при работе в паре

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Самостоятельная работа с самопроверкой

-Обратимся к нашему плану.  Что мы уже сделали?

- Что ещё мы должны сделать?

- Мы должны потренироваться.

У вас на партах лежат картинки с тенями животных. Вы должны, угадать их и определить к какой группе животных они относятся.

- Сейчас мы поиграем в игру «Найди лишнее». Откройте тетради на странице      , рассмотрите внимательно картинки  и определите самостоятельно кто там лишний.

-Вижу, что вы уже справились с заданием. Поменяйтесь тетрадями друг с другом, проверьте правильность выполнения задания, оцените на линеечке успеха.

-Ребята, я сегодня несла для вас картинки - раскраски, но по дороге со мной приключилось несчастье. Я проскользнулась и упала. Рисунки оказались в снегу, когда я их собрала, то они оказались испорченными, часть рисунков стёрлась. Но я думаю, для вас это не будет большой трудностью восстановить картинку.

Дорисуйте животное, а затем раскрасьте его.

- Мы исследовали животных, сделали выводы.

Закрепить полученные знания.

Учащиеся работают в парах, определяют животное и называют, к какой группе оно относится

Дети самостоятельно выполняют задание

Дети проверяют выполнение задания и оценивают работы друг друга

Самостоятельная работа детей

Регулятивные (удержание цели и задач урока)

Познавательные (логические)

Коммуникативные(общение, монологические высказывания, взаимодействие)

5 Итоги урока

Рефлексия

Формирование умения адекватно оценивать себя и свою работу на уроке

-Какая была тема урока?

Какую цель поставили в начале урока?

Обратимся к нашему плану, всё ли мы выполнили?

 Какие важные открытия сделали на уроке?

Приведите примеры зверей (насекомых, птиц, рыб).

Пригодятся ли вам эти знания в жизни и почему?

Выберите любое высказывание и продолжите его.

Сегодня я узнал…..

Было интересно…..

Было трудно………

Теперь я умею…….

Я не совсем разобрался…

Оцените своё участие в работе на уроке (Волшебная линеечка).

Высказывания детей

Регулятивные (удержание цели и задач урока, адекватная оценка выполненных действий)

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности)

  Загадки

 Длинноногий, длинноносый,                 На овчарку он похож,

Длинношеий, безголосый                      Что ни зуб – то острый нож,

Он летает на охоту                             Он бежит, оскалив пасть,

За лягушками к болоту.                       На овцу готов напасть.

                   (Аист)                                                     (Волк)

И в морях, и в океанах                                   Шевелились у цветка

Рыба страшная живёт.                               Все четыре лепестка.

Пасть с ужасными зубами                          Я сорвать его хотел,

И большой-большой живот.                     А он вспорхнул и улетел.

                    ( Акула)                                                     (Бабочка)

Горбоносый, длинноногий                               С ветки на травинку,

Великан ветвисторогий                                 С травинки на травинку

Ест траву, кустов побеги,                            Прыгает пружинка -

С ним тягаться трудно в беге.                     Зелёная спинка.

Коль такого встретить довелось-                        (Кузнечик)

Знай, что это ……(Лось).

Опасней всех она в реке,                            Ну, а это птица мира.

Хитра, прожорлива, сильна,                    Только в небесах парила,                  

Притом – такая злюка!                        Быстро к нам спустилась в ноги,        

Конечно, это …….(Щука).                  Смело ходит по дороге

                                                                       И боится только кошек,

                                                                       Ей даём семян и крошек.

                                                                       С нами птица круглый год,

                                                                       Воркованием поёт.

                                                                              (Голубь)      

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

урок окружающего мира в соответствии с ФГОС

Развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий....

Место исследовательской работы на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО

В статье рассмотрены вопросы исследовательской работы на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО...

ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Урок окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО

Материалы были подобраны мною к подготовке пед.совета. Очень полезный материал. Рекомендую....