Урок окружающего мира, 2 класс по теме "Лес. Голоса леса"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Святова Наталия Сергеевна

Урок по УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon golosa_lesa.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе.

Тема урока: «Лес. Голоса леса».

Цели урока:

  1. Закреплять представления учащихся о лесе, о его жителях.
  2. Сформировать представление учащихся о роли леса в жизни человека и природы.
  3. Развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Ход урока:

1. Организация начала урока, сообщение темы и целей урока.

(1 слайд: картинка леса и звучат звуки леса).

Учитель читает стихотворение «Здравствуй, лес».

  • Здравствуй, лес, дремучий лес,
  • Полный сказок и чудес!
  • Ты о чём шумишь листвою
  • Ночью тёмной, грозовою?
  • Что там шепчешь на заре,
  • Весь в росе, как в серебре?
  • Кто в глуши твоей таится?
  • Что за зверь? Какая птица?
  • Всё открой, не утаи:
  • Ты же видишь – мы свои!

С. Погорельский.

-В этом стихотворении спрятаны тема и цели нашего урока.

  • Как вы думаете, куда мы отправимся путешествовать?

(В стихотворении говорится о лесе, значит, мы отправимся в лес).

( 2 слайд. Тема урока)

- Сегодня на уроке мы отправимся в лес, послушаем звуки леса, определим значение леса для человека и природы.

( 3 слайд. Цели урока).

2. Закрепление.

  • А что такое лес?

(4 слайд. Картинки леса, звучит музыка).

Учитель читает небольшой рассказ о лесе.

-Ребята, а какие звуки мы можем услышать в лесу?

(Шум листвы, воды, пение птиц, голоса зверей, насекомых).

Звери:

  • Я предлагаю вам поиграть в игру «Я знаю лесных жителей». Вы должны отгадать животных, которых я загадала.

( 5 слайд. Картинки животных + их голоса).

  1. Это хищник. Любит тёмные леса, к жертве подкрадывается тихо, Имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах. (Рысь).
  2. Этот зверь всеядный, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на дерево, плавать. Очень любит мёд. ( Медведь).
  3. Крупное травоядное животное с ветвистыми рогами. (Олень).
  4. Хищное млекопитающее с длинным пушистым хвостом. В народе называют «рыжая птичница». (Лиса).

Птицы:

  • К какой группе можно отнести всех отгаданных нами животных? (Звери).
  • А кого еще можно встретить в лесу? (Птиц).
  • Какая птица славится своим голосом? (Соловей).
  • А что вы знаете о соловье?

 Первые соловьи прилетают неожиданно и незаметно. Сначала соловьи поют только по ночам. Позже, через неделю, когда прилетают самочки и у соловьёв начинается строительство гнёзд, соловьи начинают петь днём. Поют соловьи недолго – к концу июня их песни стихают до следующей весны, и очень скоро наши чудесные певцы начинают собираться в дорогу на юг. Улетают соловьи от нас в конце августа – в начале сентября.

- Посмотрите, как выглядит соловей и послушайте его песню.

(6 слайд. Соловей и его песня).

Работа с учебником (стр. 112).

Задание: Угадайте лесных птиц, к которым можно отнести эти тексты.

(7 слайд. Картинки кукушки, совы + их голоса).

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

  • Ребята, а ещё, если прислушаться, то можно услышать крик о помощи некоторых животных.
  • Посмотрите, к нам в класс поступили жалобы от животных:

Жалоба 1:

«Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, им мой не нравится, и глаза у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба»

  • Кто это? (Сова).
  • Сова с 1964 г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

Жалоба 2:

«Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».

  • Кто это? (Жаба).
  • Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы – принеси жабу, и они исчезнут.

(8 слайд. Картинки совы и жабы).

Значение леса:

 -Какое значение имеет лес в жизни человека? Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из стихотворения «Русский лес».

(9 слайд. Картинка леса + стихотворение).

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит!

С. Никулина.

  • Так чем же является лес для человека?

Лес – это место отдыха человека, потому, что «нет ничего милее бродить и думать здесь…».

(9 слайд. Значение леса).

  • А почему лес – аптека?

В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит. Значит, лес для человека – аптека.

  • А как лес может обогреть человека?

Человек дровами может обогреть дом, а дрова – это деревья, которые росли в лесу.

Значит, лес для человека – это источник тепла.

  • Как вы понимаете, выражение «накормит русский лес»?

В лесу человек находит себе пищу – это ягоды, грибы, орехи, чистая вода. Значит лес для человека – это источник пищи.

  • Что делают в лесу цветы, кусты, деревья?

(Они там растут).

  • Чем для них является лес?

(Это их дом).

  • Для кого лес ещё является домом?

(Для животных).

  • Значит, лес является домом для растений и животных.
  • А почему лес ещё называют защитником воздуха?

(Деревья обогащают воздух кислородом).

Экология.

(У каждого ученика на парте стихотворение. Читает стихотворение хорошо читающий ученик).

Раз иду я через двор

И слышу такой разговор:

«Мы на солнечной поляне

Загорали, жгли костёр,

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели…

Веселились, как могли,

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки –

Словом, мусора гора!»

  • Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха.

(В лесу после своего отдыха нельзя оставлять мусор. Стеклянные, жестяные банки нужно обязательно уносить с собой. Уходя, кострище нужно закрыть дёрном. В лесу нельзя шуметь).

3. Итог урока:

  • Мы заканчиваем наше путешествие по лесу. И мне интересно узнать, что вам понравилось в лесу
  • Какие знания вы почерпнули во время нашего путешествия?

Графический диктант:

  1. Звери – это кабан, лиса, волк, пчела. (-).
  2. Лес – это многоэтажный дом. (+).
  3. Крот травоядное животное. (-).
  4. Кукушка плохая мать, она подкладывает яйца в другие гнёзда. (+).
  5. Одна сова может за лето уничтожить 1000 мышей. (+).
  6. Лес не имеет большого значения для человека. (-).

(10 слайд. Ответы к графическому диктанту).

  1. Домашнее задание:
  • Нарисовать лес и заселить его жителями.
  • Составить памятку «Как вести себя в лесу».
  • Учебник стр. 114.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Природные зоны России.Зона лесов"

Цель:создать у учащихся  представление о лесах умеренного пояса, их особенностях и обитателях.Задачи:    Обучающие:·       знать правила поведения в л...

Урок окружающего мира по теме: "В сосновом лесу". 2-й класс УМК Планета знаний

Цель: познакомить детей с растениями и животными соснового  леса.Задачи:- Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.- Развивать мышление, память;- обучать сравнению сосны и е...

Открытый урок окружающего мира "На воде и в лесу" 2 класс.

Конспект урока окружающего мира по ФГОС с использованием электронного приложения, презентации....

Урок окружающего мира "На воде и в лесу" 2 класс

Урок по программе "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование знаний о необходимости соблюдения тишины, звуков леса, их разнообразие и красота. Планируемые результатыПредметные:- знать необходимость соблюдения пр...

Конспект урока окружающего мира «Невидимые нити в зимнем лесу» ( "УМК Перспектива", 2 класс")

Цели деятельности учителя: формирование знаний о связях в природе, создание условий для выявлений связей в зимнем лесу на конкретных примерах, развитие умений составления схем связей между елью и...