Открытый урок "Времена года"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_temevremena_goda.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок учителя начальных классов- Арабачян Н.С.

Тема. Времена года. Смена времен года

Цели:

Расширение и уточнение представления детей о временах года, объяснение причины смены времён года.

Развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза, наблюдательности.

Воспитание культуры речи сотрудничества, взаимоуважения, интереса к окружающему миру.

Оборудование:глобус,фонарь,жетоны,ИКТ.

Организация внимания учащихся.

Актуализация раннее изученного.

Прослушайте  мои утверждения, если согласны - поднимите белый жетончик, если нет   - поднимите красный.

Солнце – это единственная звезда Солнечной системы.
Все планеты вращаются вокруг своей оси и вокруг Солнца.
В Солнечной системе 12 планет.
Луна – спутник Земли

Земля притягивает к себе все предметы

 Причина смены дня и ночи – вращение Солнца вокруг Земли.

В сутках 24 часа.

- Молодцы!

Изучение нового материала.

Загадка.

Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.
(Времена года)

Верно, ребята. А сколько их? Назовите, какие времена года вы знаете?

2. Сейчас я загадаю вам следующую загадку, а вы отгадайте о каком времени года идет речь.

Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнет перинки – над миром пушинки. (Зима)

Стихотворение о зиме (рассказывает ученик)

А сейчас посмотрите на экран и скажите, какая бывает зима?

Презентация.

Слайды

2 “Снежная, хмурая….”

3 “Солнечная, поднимает настроение….”

4 “Иней”

Ребята, скажите, а чем вы любите заниматься зимой, какие у вас увлечения?

Слайды

5 “Катание с горки”

6 “Лыжные соревнования”

7 “Коньки, хоккей”

8 “снеговик”

3. А сейчас послушайте стихотворение

Стихотворение о весне (рассказывает ученица)

 Давайте поговорим о том, как меняется природа с приходом весны. Что происходит?

Слайды

10-11 “Сосульки”

12 “Почки, листочки”

13 “Подснежник”

(Снег тает, сосульки появляются, потому, что солнце ярче светит, день становится длинней, воздух лучше прогревается, слышна капель, набухают почки, люди одеваются в легкие одежды, слышны голоса птиц, прилетают птицы с юга…)

А теперь попробуйте отгадать о какой птице идет речь:

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач, слайд 14)

Грачи самые первые прилетают к нам с юга и начинают расхаживать по полям, собирать червячков и личинок которые могут уничтожить будущий урожай.

А о какой птице эта загадка?

Я по дереву стучу, червячка достать хочу.
Хоть и скрылся под корой – все равно он будет мой! (Дятел, слайд 15)

Что вы о нем знаете?

4. Все просыпается весной, вся природа. 

А на смену весне приходит лето. Это самое любимое время года для всей детворы.

Стихотворение о лете.

 А какое оно  лето  вы сейчас увидите и услышите .Давайте споем  песенку.

Песенка о лете

Слайды

16 “Зелень”,

17“Опушка”,

18 “Бабочка”,

19 “Еж”,

20 “Дождь”

А чем вы любите заниматься летом?

5. А какое время года наступает после лета? (Осень, слайд 21)

Стихотворение об осени.(рассказывает ученица)

Чем же знаменита осень? (Природа окрашивается в желтые и красные цвета, в лесу появляются грибы, все животные и птицы делают запасы на зиму, а так же ваши мамы и бабушки делают различные заготовки, птицы улетают на юг, листья начинают опадать, день становится короче, становится прохладнее…)

5.Физкультминутка

 Сегодня на уроке мы поговорим о временах года и постараемся ответить на вопрос: Почему происходит смена времён года? (Вопрос на доске)

Как бы вы ответили на этот вопрос сейчас? (Дети выдвигают разные гипотезы, в том числе и то, что смена времён года происходит из-за движения Земли вокруг Солнца)

В ходе урока мы проверим так ли это и есть ли другие причины смены времён года. Для этого внимательно пронаблюдаем за годовым движением Земли вокруг Солнца.

Проведение опыта.

- Ребята, а сейчас давайте с вами выступим в роли ученых и проведем опыт. Узнаем, отчего же происходит смена времен года.

- Мне нужен помощник. Аня будет солнышко (ученица держит фонарик), а свет от фонарика его лучами.

1. Прямое направление света фонарика на глобус.

- Что напоминает след фонарика? (Пятно)

- Какое оно по форме? (Круглое)

- А как оно освещено? (Ярко)

2. Наклонное направление света фонарика на глобус.

- Аня, а теперь наклони фонарик.

- Какой формы стало пятно? (Овальное)

- Как оно стало освещено? (Тускло, слабо)

- А как вы думаете, в каком случае на Земле будет теплее? (В первом случае, когда фонарик был направлен прямо). А в каком случае холоднее? (Во втором случае, когда фонарик светил с наклоном).

Если дети будут затрудняться, можно пригласить ученика и показать опыт на его ладошке.

- Правильно! Прямые лучи – значит, ТЕПЛО!

- Лучи под наклоном – ХОЛОДНО!

- Откроем учебники на с. 56-57. Расскажите, глядя на картинки, как меняется жизнь рябины в течение года? Почему ягоды рябины созревают летом, а не зимой?

Вывод: жизнь природы изменяется по сезонам, потому что летом тепло, а зимой холодно.

- Какие времена года изобразил художник? Когда лучи  солнца падают более прямо, отвесно? Когда Земля получает больше лучей: зимой или летом?

Вывод: летом солнце поднимается высоко. Лучи падают более прямо, отвесно, и нагревают поверхность земли сильнее.

- Прочитаем текст на странице 58. Рассмотрите слайд на доске.

Земля движется по кругу справа налево (против часовой стрелки), но ось всегда нацелена в одну сторону на Полярную звезду.

Вы видите позицию, которую занимает наша Земля на своей орбите в июне.

- Какое полушарие, по вашему мнению, получает больше солнечного света и тепла? (северное)

Земля продолжает своё движение.

- Какое полушарие теперь обращено к Солнцу? ( южное, там весна)

- Как вы думаете, какое время года теперь в Северном полушарии? Почему? (осень, солнечные лучи падаю косо)

Вывод: когда наше Северное полушарие повернуто к Солнцу, мы видим, что оно поднимается над горизонтом выше и светит дольше.

Теперь, мои маленькие исследователи, соединим все события вместе.

Земная ось направлена на Полярную звезду

Земля движется вокруг Солнца

 Пока наше полушарие повернуто к Солнцу, дни у нас долгие, лучи прямые  - ЛЕТО

 Пока наше полушарие повернуто от Солнца, дни у нас короткие, лучи косые – ЗИМА

( изображение на слайде)

- Какова причина смены времен года? ( наклон земной оси и движение Земли вокруг Солнца)

- А за какой промежуток времени земля делает оборот вокруг солнца?
(За 365 дней, год).

- Какие вы молодцы! Мы сделали великое открытие.

Закрепление

Работа в тетради на с 18,

задание 1 ( по вариантам – 1в зимние месяцы, 2в. Летние месяцы)

задание 2, задание 4.

 Итог урока:

- Что нового узнали на уроке?

- Что понравилось больше всего?

- От чего происходит смена времен года?

Дополни ответ учителя:

-Вращение земли вокруг солнца – это смена…
- Вращение земли вокруг своей оси – это смена…

Дз. Задание 4 с. 59 ( составить рассказ)

Слова и текст песни                                                

Вот оно какое, наше лето,

Лето яркой зеленью одето,

Лето жарким солнышком согрето,

Дышит лето ветерком.

Ля-ля-ля ля-ля-ля

Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля

Ля-ля-ля ля-ля-ля

Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля

На зелёной солнечной опушке

Прыгают зелёные лягушки,

И танцуют бабочки-подружки,

Расцветает всё кругом.

Мы в дороге с песенкой о лете,

Самой лучшей песенкой на свете,

Мы в лесу ежа, быть может, встретим,

Хорошо, что дождь прошёл.

Ля-ля-ля ля-ля-ля

Ля-ля-ля-ля-ля-ля

Мы покрыты бронзовым загаром,

Ягоды в лесу горят пожаром,

Лето, лето жаркое недаром,

Лето это хорошо.

Ля-ля-ля ля-ля-ля

Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля

Ля-ля-ля ля-ля-ля

Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля

Круглый год 

Зима приходит ненароком,
По всем статьям беря свое.
Она должна уж быть по срокам,
А вот, поди ж ты, – нет ее!

И вдруг, однажды, спозаранку,
Взглянул в оконное стекло
И видишь "скатерть-самобранку" –
Везде, вокруг, белым-бело...

Весна приходит постепенно:
В полях неслышно тает снег,
Побег из ледяного плена
Готовят тайно воды рек.

Уж по ночам не те морозы,
И вот уже летит скворец
В свой домик на стволе березы...
Пришла Весна. Зиме конец!

А за Весной приходит
 Лето,
За Летом
 Осень в свой черед,
И вновь Зима. И снова где-то
Весна торопится в поход.
(С. Михалков)

 

Осень на дворе

Уж лето осыпается,

Уж осень на дворе.

Уж стаи птиц скликаются

За лесом на заре.

Наплакалась, намучалась

Осенняя пора.

И плакаться соскучилась,

Уходит со двора.

Настали дни холодные,

Повсюду снег и лед.

Пути застыли водные,

И лишь метель поет.

Сугробы треплет белые,

Как кровлей шелестит.

За сучья онемелые

Зацепится, свистит.

Кричит, как ведьма шалая,

И стонет тишина.

Моя избушка малая

В лесу одна, одна.

К. Бальмонт

Лето

По тропиночке идет

Золотое лето.

Переходит речку вброд,

Птицей свищет где-то.

Ходит-бродит по росе,

По цветному лугу,

Носит радугу в косе,

Заплетенной туго.

Автор: Н. Зидоров

Слова Доктора

В течение года погода постоянно меняется в зависимости от сезонов. Изменяется температурные условия, влажность, солнечное воздействие, температура. Человеческий организм приспосабливается, подстраиваясь под изменяющиеся условия. Если человек здоров, он может это сделать своевременно и неощутимо для организма. Поэтому изменения погоды практически не влияет на самочувствие здорового человека. Защитная реакция у больных людей значительно слабее. Их организмы не способны быстро приспосабливаться к резким погодным изменениям. Поэтому климатические условия и особенно их резкие перепады негативно влияют на них. Для снижения риска обострения болезни нужно больше заниматься спортом.Сейчас мы с вами проведем физкультминутку.

Мы - веселые мартышки, 
Мы играем громко слишком. 
Все ногами топаем, 
Все руками хлопаем, 
Надуваем щечки, 
Скачем на носочках. 
Дружно прыгнем к потолку, 
Пальчик поднесем к виску 
И друг другу даже 
Язычки покажем! 
Шире рот откроем , 
Гримасы все состроим. 
Как скажу я слово три, 
Все с гримасами замри. 
Раз, два, три! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ! (Открытое мероприятие)

Изучение истории своей страны, своего народа; формиро­вание патриотических чувств; воспитание уважения к прошлому и настоящему своей страны; развитие коммуникативных навыков. Память о войне, о жер...

Открытый урок по окружающему миру "Отечественная война 1812 года"

Данный материал может быть использован на уроке окружающего мира, истории, внеклассном мероприятии. К уроку есть слайдовая презентация....

Открытый урок по кубановедению в 4а классе на тему: "Наши земляки в годы Великой Отечественной войны"

Цель данного урока: воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край, своих земляков у учеников...

открытый урок "Гроза двенадцатого года".

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК "Школа 2100". Посвящён Отечественной войне 1812 года....

Открытое общешкольное мероприятие ко Дню Победы. «Поклонимся великим тем годам».

Цель: патриотические воспитание подрастающего поколения.Задачи: воспитывать уважение к ветеранам войны, пожилым людям, развивать творческие способности детей....

РАЙОННАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «МОЁ ПЕРВОЕ ОТКРЫТИЕ», ПОСВЯЩЁННОЕ ГОДУ ВОЛГИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Актуальность проблемы:  сегодня многие в мире понимают, что экологическая обстановка на нашей планете далёко не благополучна. Мы живём в сельской местности, и может показаться, что серьёзные экол...