открытый урок Окружающий мир 3 класс тема: Животные- часть природы. Роль животных в природе.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Суетина Елена Константиновна

Урок по программе Н.Ф.Виноградовой,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_3_klass.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока на базе МБОУ «Боровская ООШ» 16.12.2013 г.

                            Окружающий мир 3 класс

Учитель: Суетина Елена Константиновна

Тема:  Животные- часть природы. Роль животных в природе.

Цели: 1. Организовать деятельность учащихся по изучению темы: «Животные – часть природы. Роль животных в природе».

2. Совершить заочное путешествие в лес.

Задачи: 1. Обучающие: -проследить вместе с учащимися тесную взаимосвязь между животными и окружающей природой.

2. Развивающие: - содействовать формированию чувства ответственности за всё живое, что нас окружает, развитию познавательных интересов, наблюдательности, сообразительности.

3. Воспитательные: - способствовать воспитанию интереса и любви к животным, уважительного и бережного отношения к природе.

УУД: Личностные - формирование личного (эмоционального) отношения ко всему живому на планете.

Регулятивные - выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные - осмысление взаимосвязи животных с природой.

Коммуникативные – совершенствование умений работать в группе.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма работы: Групповая, индивидуальная

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, учебник «Окружающий мир 3 класс» Виноградова Н.Ф.

                         Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

время

1.

Организационный момент

В перемену отдохнули,

И опять звенит звонок.

Мы готовы, стол в порядке,

Начинается урок.

Здравствуйте ребята, я рада вас приветствовать на уроке окружающего мира.

Готовность учащихся

1мин

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Проверка домашнего задания

Введение и сообщение темы урока с использованием компьютерной презентации

Формирование новых знаний

Физкультминутка

Закрепление изученного материала

Обобщение

Информация о домашнем задании

Подведение итогов,

рефлексия

Давайте вспомним, какую тему вы изучали на прошлом уроке?

Что занесено в эту книгу?

А какие страницы есть в Красной книге? И что записано на этих страницах? («чёрные»-растения и животные, которые исчезли,

«красные»-растения и животные, которые находятся на грани исчезновения

«оранжевые»- животные и растения число, которых постоянно уменьшается

«жёлтые»- перечень организмов, которые считаются редкими, но их число пока не сокращается

«белые» -перечисляются растения и животные, в чём благополучии учёные не сомневаются

«зелёные» - организмы, число, которых постепенно восстанавливается

Сейчас вы смотрите на рисунки и называете по очереди, слово, которое получится в красных клетках, поможет нам определить тему урока.

(Презентация)

Прочитайте, какое слово получилось в красном столбике.

На сегодняшнем уроке вы узнаете, как животные связаны с природой и о роли животных в природе.

Эпиграфом нашего урока будут слова известного писателя Николая Сладкова

«Главное богатство природы- её тайны и красота, они ведут к встрече с прекрасным, удивительным и таинственным» (на доске)

А где живут животные?

И мы с вами отправляемся в путешествие – в лес.

Наверное, бывали вы не раз в лесу густом,

Где вьётся чуть заметная тропинка под кустом.

Под ветками зелёными в тени, в тиши лесной

От ветра можно спрятаться, найти прохладу в зной.

Сегодня мы с ребятами в дремучий лес идём

Кто хочет в путь? Пожалуйста, мы всех с собой возьмём!

А)Сценка «На лесной полянке»

Мальчик: Солнце встало рано, рано,

Посмотрите, как хорошо кругом!

Мы выходим на поляну,

Взявшись за руки с тобой!

Девочка: Здесь кудрявые берёзки!

И зелёные кусты

И везде растут цветы!

Жук: Я золотистый, маленький

В земле вожусь весь день,

Усами быстро двигаю

Работать мне не лень!

Мальчик:  Пойграй- ка с нами жук!

Девочка: Будешь нам хороший друг!

Жук: Что вы, что вы, нет, нет, нет!

Я ищу себе обед

Нынче очень тороплюсь,

И вообще я вас боюсь!

Пчела: Я мохнатая пчела,

Золотистая пчела.

Я летаю по цветам,

И нектар беру я там.

Мальчик: Что же делаешь с ним ты?

Пчела: Ах, как пахнут здесь цветы!

Я нектар беру в свой дом,

Ульем мы его зовём,

И готовлю там я мёд

Его пасечник берёт.

Белка: Я белочка – красавица,

Меня милее нет,

И всем зверятам нравится

Пушистый, рыжий мех!

Девочка: Ты прекрасна, весела,

Позабудь- ка про дела!

Мальчик: Поиграй -ка лучше с нами!

Будем верными друзьями!

Белка: Я люблю поиграть

И резва была когда-то,

Но орешки мне собрать

Надо на зиму, ребята!

Девочка: Стой-ка, стой-ка серый зайка,

Ну-ка, с нами поиграй-ка!

Заяц: Я заяц – чистюля, прекрасен и сер

Искрится на солнышке чистый мой мех.

С утра я работал не мало-

Морковки поел до отвала,

Спешу к ручейку я умыться,

Мне некогда с вами возиться!

Мальчик: Ой, смотри, смотри скорей-

Вон на ветке соловей!

Девочка: Где?

Мальчик: Да вот на ветке клёна,

Где листвы полно зелёной!

Девочка: Птичку, что видишь тут,

Все малиновкой зовут!

Малиновка: На ветку с ветки я летаю

И червяков там собираю.

Я пользу приношу деревьям

И корм себе там добываю.

Я для людей, и для зверей

Пою, чтоб было веселей!

Мальчик: Эй, весёлый запевала!

Песен знаешь ты не мало!

Делать нечего сейчас

Спой-ка, что-нибудь для нас!

Малиновка: Как так нечего мне делать?

Я затем лишь только пела,

Чтобы песенкой моей

Убаюкать мне детей.

Чтоб малюток накормить,

Надо мошек наловить.

Целый день для них летала-

Так сегодня я устала,

Крыльев не могу поднять!

Вам же – только бы играть!

Отдохнуть лишь тем приятно

Кто всё сделал. Вам понятно?

Девочка: Ой, как стыдно, очень стыдно!

Говорит она обидно,

Но всё правда- в этот день

Нам трудиться было лень!

Мальчик: Исправляться нужно нам-

Побежим – ка по делам!

Ребята, что же делают животные в лесу?

И мы с вами тоже будем трудиться. Мы пришли в лес в гости и должны вести себя соответственно: тихо и осторожно.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость,                                  Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги, ведь они нам не враги!

Б) пятиминутка тихого чтения

Сидя на лесной полянке под деревом прочитайте текст учебника стр. 96-97

Расскажите, что вы узнали о роли животных в природе?

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели

Бабочки летали, крыльями махали

Дружно хлопаем

Ножками мы топаем

Хорошо мы погуляли

-А может ли природа существовать без животных?

-Какой вывод мы можем сделать из этого?

Правильно! Природе нужны все! Они как звено цепи, связаны со всеми другими звеньями, и разорвать эту цепь нельзя!

Составление цепей питания.

-Сейчас мы с вами поработаем в группах. Вы должны составить цепи питания.

( 1 группа: лиса, осина, заяц;

2 группа: сова, пшеница, мышь;

3 группа: гусеница, синица, листья деревьев;

4 группа: мышь, жёлуди, змея;)

В природе цепей питания очень много.

Природоведческий диктант.

На уроках русского языка вы часто пишите диктанты. А сейчас мы напишем словарный диктант на лесной поляне. Я кратко описываю животное, вы должны узнать, о ком идёт речь и записать ответ.

  1. Эта птица известна всем. Её оперение контрастное- чёрное-белое. Она приспособилась к жизни по соседству с человеком. За свои действия получила прозвище «воровка». Пробравшись на чердак таскает куриные и голубиные яйца.
  2. Это крупная лесная кошка. Мех у неё очень густой, мягкий и очень пушистый. На концах ушей характерные чёрные кисточки.
  3. Это крупный хищник. Форма следа этого животного весьма характерна. Передвигаясь шагом, этот зверь идёт след в след. Если идёт стая этих животных, то каждый ступает в след предыдущего, поэтому нельзя определить число прошедших животных.
  4. Это животное полуводное. Прекрасно плавает. Сооружает из веток и земли хатки.
  5. А это самый крупный представитель семейства оленьих. Имеет вес до 500 килограммов. Очень легко преодолевает снежные сугробы, болота. Хорошо плавает.

А сейчас проверьте свои диктанты и оцените себя.

Работа в тетради: откройте тетради на стр. 37 №61

-Рассмотрите схему, озаглавьте её

-Объясните свой ответ

№62

-соедините линией изображения животного и соответствующего растения

-обосную своё выбор

Какой вывод вы сделаете с сегодняшнего урока?

Животные – часть природы. Их жизнь тесно связана с растениями и другими организмами. Всё в природе взаимосвязано.

Животные играют огромную роль в природе. В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Но беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых ещё много, которые не внесены пока в Красную книгу. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе.

Насекомые и звери в души людям смотрят:

Вы нас пожалейте: зря не убивайте!

Ваше домашнее задание по выбору:

  1. Нарисовать иллюстрацию животного леса
  2. Подготовить загадки о животных леса

Наше путешествие в лес подошло к концу. Спасибо за ваш труд. Вы сегодня хорошо потрудились, многое сделали на уроке.

А теперь поднимите ту карточку, рисунок которой соответствует вашему настроению.

Я вижу, что у вас ….. настроение. Урок окончен. Спасибо всем. Мне было приятно с вами работать.

Ответы учащихся (Красная книга России)

Ответы учащихся (редкие и исчезающие растения и животные)

Ответы учащихся

Учащиеся называют изображения на рисунке

Ответы учащихся

(животные)

Ответы учащихся ( в лесу)

Выступают двое учащихся (заранее подготовленные)

Слушают

Ответы учащихся

( заготавливают корм- трудятся)

Слушают

Чтение текста учебника

Стр. 96-97

Ответы учащихся

(-всё взаимосвязано

- насекомые и птицы опыляют растения

-животные помогают растениям «переезжать» на другое место

-кроты и подземные животные рыхлят почву

- устилая нору ветками и листьями- животные обогащают почву перегноем

- некоторые животные являются санитарами, уничтожают остатки умерших организмов и тем самым очищают природу)

Шагают на месте

Повороты в стороны

Наклоны головой вверх- вниз, взмахи руками

Хлопки руками

Топают ногами

Ответы учащихся

(-Растения не опылялись бы

-не расселялись бы

-растений становилось бы всё меньше

-почва стала бы беднее, растения не смогли бы жить в такой почве)

Ответы учащихся

(природе нужны все)

Работа в группах ( примерно по 4 человека)

Ответы учащихся.

(отвечает один из группы)

Учащиеся записывают на листочках

Сорока

Рысь

Волк

Бобр

Лось

Проверка диктантов

( на доске, самооценка)

Ответы учащихся ( животные, растения;

Животные и растения- живые организмы, они- питаются, растут, размножаются, умирают, дышат)

Ответы учащихся

(хомяк-пшеница-питается

Белка-шишка-питается

Пчела-клевер-питается, опыляет)

Ответы учащихся

Учащиеся получают листочки с домашним заданием

Учащиеся поднимают соответствующую карточку

4 мин

3 мин

4 мин

6 мин

1 мин

4 мин

4 мин

4 мин

2 мин

3 мин

2 мин

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...

Открытый урок 4 класс. Тема :"Рассказы о животных"

Обобщение и систематизация знаний о животных....

Тема Лес и человек. Роль леса в природе и жизни людей.

Цели:1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью челове...

Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Тема урока: Части речи. Деление частей речи на служебные и самостоятельные. УМК "Школа России".

Тема: Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.Конспект + презентация. Оборудование: Учебник по русскому язык 4 класс Канакина В.П, Горецкий В.Г. 1 ч.; мультимедийный проект...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс Тема урока: «Размножение и развитие животных»

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления. УМК "Школа России"...

« Животные - часть природы. Роль животных в природе».

laquo; Животные - часть природы. Роль животных в природе»....