Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. Система учебников "Начальная школа XXI века"
рабочая программа (окружающий мир, 2 класс) по теме

Рабочая программа составлена в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma._okruzhayushchiy_mir._2_klass.zip40.55 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ "Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов"

        

1. Пояснительная записка

     Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  2009 года;
  • Программы «Окружающий мир. 1 – 4 классы», автора Н.Ф. Виноградовой. 2012 г.
  • Учебного плана МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»;
  • Положения о рабочей программе.

Общая характеристика учебного предмета

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

3. Культурологический принцип – это обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.

4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения по предмету «Окружающий мир» определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников.

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в основной школе.

6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т.п.

Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчиняется определенным требованиям.

1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития общества.

2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитываются:

  • знания, накопленные ребёнком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;
  • необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
  • зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
  • преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата.

3. Конструирование содержания программы предполагает связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в про грамме перечень экскурсий, опытов, практических работ.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Общий объём времени, отводимого на изучение окружающего мира во 2 классе рассчитан на 68 часов по 2 часа в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе  формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего Я.

Таким образом, изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.

   Данная программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  • Окружающий мир. Программа 1 – 4 классы, Н.Ф.Виноградова, Вентана – Граф, 2012 г.
  • Окружающий мир. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений часть 1. Н.Ф.Виноградова.: - М.: Вентана – Граф, 2013 г.
  • Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений часть 2. Н.Ф.Виноградова.: - М.: Вентана – Граф, 2013 г.
  • Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь №1,2  для учащихся общеобразовательных учреждений. Н.Ф.Виноградова. – М. Вентана – Граф, 2013 г.

В программу изменения не внесены.

Формы организации учебного процесса

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, индивидуально-групповые, фронтальные, экскурсии, практические работы.

Здоровьесберегающий компонент

В процессе изучения предмета применяются здоровьесберегающие технологии Владимира Филипповича Базарного:

  • Режим движения наглядного учебного материала, постоянного визуального поиска и выполнения активизирующих детей заданий.
  • Подвижные «сенсорные кресты».
  • Карточки с заданиями в любой точки класса.

Приспособления для переключения зрение детей с ближнего на дальнее.

  • Режим смены динамических поз.

Специальная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки.

Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть, стоит за конторкой.

  • «Экологический букварь» - широкоформатная картина-панно.

2. Результаты освоения предмета «Окружающий мир»

   Изучение предмета «Окружающий  мир» позволяет достичь  личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.

    Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребёнка как школьника:

  • Готовность и способность к саморазвитию и самообслуживанию;
  • Высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность  и взаимодействия с её участниками.

    Другая группа личностных результатов передаёт социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, понимания  особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • Воспитания уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимого от возраста, национальности, вероисповедания;
  • Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.

    Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

  • Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

3. Планируемые результаты обучения

   К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:

  • составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
  • называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
  • оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
  • различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;
  • кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;
  • называть царства природы;
  • описывать признаки животного и растения как живого существа;
  • моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
  • различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
  • устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
  • описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
  • сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;

Второклассники получат возможность научиться:

  • «читать» информацию, представленную в виде схемы;
  • воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;
  • ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»
  • проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
  • приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

4. Содержание программы учебного курса

Введение. Что тебя окружает (1 ч)

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Кто ты такой (14 ч)

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя. Твоё здоровье. Прочему здоровье нужно беречь.

Наши помощники — органы чувств.

Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желание изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.

Кто живет рядом с тобой (6 ч)

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Россия — твоя Родина (13 ч)

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом.

 Москва столица Российской Федерации, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы.  Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. «Золотое кольцо России». Достопримечательности древних городов. Путешествие в прошлое. Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянские поселение в V – IX веках. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

  •  Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

 Мы – граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. Конституция – главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия многофункциональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух – трёх народов.

Мы — жители Земли (9 ч)

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Бактерии. Грибы. Животное и растение — живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений.

Природные сообщества (23ч)

Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.

Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.

Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Природа и человек  (2 ч)

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).

Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

5. Календарно - тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и тем

Характеристика деятельности учащихся

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

Планируемая дата

Фактическая

дата

Раздел 1. Введение. Что окружает человека? 1ч

1

Урок-экскурсия

Окружающий мир: неживая природа, живая природа. Настоящее, прошлое, будущее.

Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое — настоящее — будущее

03.09

Раздел 2. Кто ты такой? 14 ч

2

Урок-театрализация

Чем люди похожи. Что отличает одного человека

от другого.

Сравнение портретов разных людей.

05.09

3

Наши помощники – органы чувств.

Наблюдения: деятельность разных органов чувств.

10.09

4

Урок-исследование

Наши помощники – органы чувств.

Дидактические игры

удержание цели, соблюдение правил.

12.09

5

Значение режима дня, гигиены и закаливания.

Дидактические игры

удержание цели, соблюдение правил.

17.09

6

Практическая работа по теме: «Составление режима дня для будней и выходных"

19.09

7

Определение времени по часам.

Различение арабских

и римских цифр

24.09

8

Физическая культура . Закаливание

Моделирование

ситуаций: здоровье

и осторожность

26.09

9

Урок-сказка

Твоё здоровье и питание.

Моделирование

ситуаций: здоровье

и осторожность

01.10

10

Культура поведения

за столом.

Моделирование

ситуаций: здоровье

и осторожность

03.10

11

ОБЖ здоровье

и осторожность.

Моделирование

ситуаций: здоровье

и осторожность

15.10

12

Правила поведения

на дорогах. Экскурсия

в лесопарк

Моделирование

ситуаций: здоровье

и осторожность

17.10

13

Правила поведения

при опасных жизенных ситуациях.

Моделирование

ситуаций: здоровье

и осторожность

22.10

14

Помощь человеку попавшему

в беду. Правила поведения

при плохом самочувствии

и несчастном случае.

Моделирование

ситуаций: здоровье

и осторожность

24.10

15

Контрольная работа № 1 по теме «Кто ты такой»

31.10

Раздел 3. Кто живёт рядом с тобой (6 ч)

16

Урок-театрализация

Что такое семья?

Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»)

29.10

17

Анализ результатов контрольной работы.

Семейное древо, имена и отчества членов семьи.

Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»)

05.11

18

Твоё участие в жизни семьи. Правила поведения.

Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему

 « Я и моя семья»)

07.11

19

Практическая работа «Составление семейного древа»

Классификация качеств

по признаку

12.11

20

Правила культурного поведеия

в общественных местах. Эксурсия

в краеведческий музей.

Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками.

14.11

21

Твои друзья - одноклассники.

Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Учиться использовать различную мимику.

19.11

Раздел 4. Россия — твоя Родина (13 ч)

22

Что такое Родина.

Характеристика понятий «Родина», «родной край».

26.11

23

Москва – столица Российской Федерации

 Характеристика прав

и обязанностей граждан России.

28.11

24

Достопримечательности Москвы

Наблюдения труда, быта людей родного края.

29.11

25

Урок-путешествие

Как Москва возникла

 и строилась

 Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России.

03.12

26

Урок-экскурсия

Родной край – частица Родины

Узнавание города по его достопримечательностям

05.12

27

Контрольная работа № 2 по теме

 «Россия твоя Родина»

10.12

28

Анализ результатов контрольной работы

Наши предки. Первое упоминание о славянах.

Славянское поселение в V – IX веках.

Моделирование воображаемых ситуаций

12.12

29

Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда.

Дидактические игры

удержание цели, соблюдение правил.

17.12

30

Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Узнавание города по его достопримечательностям

19.12

31

Урок-игра

Мы граждане России

Характеристика прав

 и обязанностей граждан России.

24.12

32

Как возникло и что обозначает слово «гражданин»

Характеристика прав

 и обязанностей граждан России.

26.12

33

Флаг и герб России.

Создание флага и герба класса

30.12

34

Права граждан России.

Характеристика прав

и обязанностей граждан России.

09.01

Раздел 5. Мы — жители Земли (9 ч)

35

Солнечная «семья»

Характеристика планет Солнечной системы

13.01

36

Звезда по имени Солнце

Характеристика планет Солнечной системы

16.01

37

Чем Земля отличается от других планет Солнечной планеты

Характеристика планет Солнечной системы

20.01

38

Бактерии. Грибы.

Дидактические игры

удержание цели, соблюдение правил.

23.01

39

Животные и растения – живые существа.

Дидактические игры

удержание цели, соблюдение правил.

27.01

40

Урок-путешествие

Какие животные обитают на Земле.

Описывать признаки животного

30.01

41

Какие животные обитают на Земле

Описывать признаки животного

03.02

42

Разнообразие животных и растений

Описывать признаки растений

06.02

43

Контрольная работа № 3 по теме «Жизнь Земли»

10.02

Раздел 6. Природные сообщества (23 ч)

44

Анализ результатов контрольной работы

Среда обитания. Природные сообщества.

Классификация объектов природы по признаку принадлежности

к царству природы.

13.02

45

Жизнь леса. Этажи леса.

Работа со схемой «Царства природы».

17.02

46

Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др.

Характеристика растений данного сообщества

20.02

47

Леса родного края. Травянистые растения леса.

Коммуникативная деятельность: описательный рассказ

о представителях сообщества.

03.03

48

Практическая работа «Работа

с натуральными объектами, гербариями, муляжами»

06.03

49

Млекопитающие, насекомые, пресмыкающиеся, птицы – обитатели леса, их жизнь в разные времена года.

Характеристика животных данного сообщества

10.03

50

Использование леса человеком. Правила поведения в лесу.

Деловая игра

13.03

51

Охрана растений и животных леса.

Составление небольшого рассказа

17.03

52

Жизнь водоёма. Вода как одно из самых главных условий жизни.

Характеризовать водоёмы

20.03

53

Свойства воды. Три состояния воды.

Проводить опыт

по определению свойств воды

24.03

54

Водоёмы. Особенности разных водоёмов.

Различать особенности водоёмов

27.03

55

Типичные представители растительного и животного мира разных водоёмов

Описание представителей растительного

и животного мира

31.03

56

Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.

Описание представителей растительного

и животного мира

03.04

57

Урок-исследование

Использование водоёмов и рек человеком. Правила поведения

на водоёмах и реках. Охрана водоёмов и рек.

Составление небольших рассказов

14.04

58

Итоговая контрольная работа

17.04

59

Анализ результатов контрольной работы

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика представителей луга.

Описание представителей растительного

и животного мира луга.

21.04

60

Лекарственные растения луга. Использования и охрана лугов человеком. Экскурсия

на луг.

Называть примеры лекарственных растений

24.04

61

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях.

Называть отличия поля от луга

28.04

62

Урок-сказка

Животные поля.

Дать характеристику животным поля

05.05

63

Жизнь сада и огорода.

Растения сада и огорода.

Дать характеристику растениям сада и огорода. Производить сравнительный анализ.

08.05

64

Плодовые и ягодные культуры

Различать плодовые

и ягодные культуры

12.05

65

Сезонный труд людей.

Составление небольшого рассказа

15.05

66

Вредители сада и огорода.

Составление небольшого рассказа

19.05

Раздел 7. Природа и человек (2 ч)

67

Урок-КВН

Роль человека в сохранении природных объектов.

Моделирование ситуаций: человек

и природа.

22.05

68

Правила поведения в природе. Практическая работа по теме: «Первая помощь при ожогах, порезах, ударах»

Моделирование ситуаций: человек и природа. Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе»

24.05

6. Формы и средства контроля

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются:

  • Фронтальный опрос 

 Проводится как  беседа-полилог, в  котором участвуют  учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

  • Индивидуальный опрос

 Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При  оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль  своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ – рассуждение. Проверяет  умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и пр.. Этот вид опроса важен для проверки уровня  развития  школьника, сформированности  логического мышления, воображения., связной речи-рассуждения.

  • Письменная проверка знаний

Используются такие   задания, которые не требуют полного, обстоятельного ответа  письменного ответа:

- тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;

- индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;

- графические работы, позволяющие учителю проверить  осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой;

- контрольные работы

- комплексная итоговая проверочная работа.

  • Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями,

сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса.  

Используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная  цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт,  вести самостоятельно практическую работу.

Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым  требованиям.

Нормы  оценки  знаний,  умений  и  навыков  по  окружающему  миру

      Отметка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Отметка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них.
   Отметка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

Отметка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

График контрольных работ

п/п

Виды и формы контроля

Тема

Примерные сроки проведения

1

Контрольная работа № 1

Кто ты такой?

31.10

2

Контрольная работа № 2

 Россия-твоя Родина

10.12

3

Контрольная работа № 3

  1. Жизнь Земли

10.02

4

Итоговая контрольная работа

17.04

Контрольно-измерительные материалы  см. Приложение № 4

7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература

Наименование

Требуется

Есть

 в наличии

% оснащение

Основная

Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2/ – М.: Вентана-Граф, 2013.

23

23

100

Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/– М.: Вентана-Граф, 2013.

23

23

100

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Программа: 1-4 классы/. – М.: Вентана - Граф, 2012.

1

1

100

Виноградова Н.Ф., Калинова Г. С. Окружающий мир: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013.

23

23

100

Дополнительная

Виноградова Н.Ф.  Методика обучения: 1- 2 классы Москва Издательский центр "Вентана-Граф" 2013.

1

1

100

Оборудование и приборы

Названия пособий

Требуется

Есть

 в наличии

% оснащение

Компьютер (Ноутбук)

1

1

100

Цифровой микроскоп

1

1

100

Модульная система элементов

1

1

100

Медиапроектор

1

1

100

Экран

1

1

100

Телевизор

1

-

-

Музыкальный центр

1

1

100

Фотоаппарат

1

-

-

Музыкальные записи к темам программы

разные

+

100

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения

Наименование

Требуется

Есть

 в наличии

% оснащение

Таблицы, иллюстрирующие различные объекты природы и социума

разные

+

100

  1. Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире (многопользовательная версия)

1

+

100

Большая детская энциклопедия «Кирилла и Мефодия».

1

+

100

Как устроены вещи. Интерактивная энциклопедия науки и техники

1

+

100

Природа и человек. Естествознание для начальной школы.

1

+

100

Большая детская энциклопедия. Основы безопасности жизнедеятельности.

1

+

100

Природа России

1

+

100

Окружающий мир.  Мультимедийное пособие.

1

+

100

Окружающий мир. Электронный образовательный ресурс. Вентана-Граф, ООО «ДОС»

1

+

100

Наборы географических и исторических карт (с ориентировкой на содержание предмета)

1

+

100

Глобус

1

+

100

Компас

1

1

100

Модели форм поверхности Земли

+

-

-

Модели систем органов организма человека

+

-

-

Гербарии

 +

+

100

Наборы муляжей

+

+

100

Сиянко Наталья Вячеславовна, учитель начальных классов                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру по системе РО Л.В.Занкова, 4 класс по ФГОС

Планирование составлено:  на основе стандартов второго поколения и  авторской программы по окружающему миру Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н. (2008), рекомендованной Министерством образования ...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс

Рабочая программа состоит из  разделов1 Поянительная записка2.Общая характеристика курса3.Описание места учебного предмета в учебном плане4. Ценностные ориентиры содержания ученого предмета.5.Кал...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2класс ФГОС

Рабочая программа составлена на основе авторской с учётом требований ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс.

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс....

Рабочая программа по окружающему миру по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Данная рабочая программа соответствует требованиям ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2 класс

Представлена рабочая программа с тематическим планированием по окружающему миру по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Занкова 2 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...