Урок-презентация по Кубановедению на тему: "Лекарственные растения Краснодарского края", 3 класс
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Качура Светлана Васильевна

Презентация выполнена к уроку Кубановедения в 3 классе по теме: "Лекарственные растения Краснодарского края".

Цели урока:

1. Обобщить и расширить знания учащихся о лекарственных растениях  Краснодарского края.

2. Научить учащихся распознавать  лекарственные растения и  их использовать.

3. Прививать любовь к родному краю, природе.

4. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 города Крымска

муниципального образования Крымский район

Урок-презентация по кубановедению на тему:

«Лекарственные растения Краснодарского края»

для учащихся 3 класса

Подготовила:

учитель начальных классов

Качура Светлана Васильевна

г. Крымск

2013

Цели урока: 

     1.Обобщить и расширить знания учащихся о лекарственных растениях        Краснодарского края.

2.Научить учащихся распознавать  лекарственные растения и  их использовать.

3.Прививать любовь к родному краю, природе.

4.Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.


Оборудование:  

1.Иллюстрации    лекарственных  растений.

2.Карточки для работы в парах и группах.

3.Реквизит к сценке: корзинка с травами, костюм травницы.

4.Рецепты приготовления фито чая,  салатов, витаминных  чаёв и др.

5.Компьютер, медиапроектор, колонки, экран.

6.Аудиозапись звуков природы.

Планируемые результаты:

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Различать и узнавать изученные объекты живой природы.

Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

ХОД  УРОКА

  1. Организационный  момент.

Слайд №1

Учитель: Здравствуйте,  ребята! Сегодня у нас необычный урок.  Мы погрузимся в таинственный и удивительный мир растений.

2. Актуализация знаний. 

Учитель:  « …. Один  человек   учился  у  мудрого  знахаря  искусству  врачевания  и как-то  раз  спросил, когда  ему  будет,  наконец,  разрешено  лечить   людей,  ведь  он  уже  сейчас  многое  умеет. Вместо  ответа  учитель дал  ему  задание. Иди  и  принеси всё то, чем  ты будешь  лечить». Ученик  вернулся  через  неделю  и сказал учителю: - « Я не  смог  выполнить  задание, которое  ты  поставил  передо  мной»

Ребята, как вы думаете, почему ученик не смог выполнить задание?

 Примерные ответы  уч-ся:

- Так как в природе много различных растений, которые могут излечивать.

- Наверное, потому, что ему было тяжело всё принести.

Учитель:  Ученик  сказал: - «…..потому что …  я не состоянии  принести  всё то, что  может  излечивать»,  так  как  в природе  каждое  растение,  каждый  минерал, каждое  животное  целебны».

3. Изучение  нового  материала.

Учитель:  О каких растениях мы сегодня будем говорить?

ТЕМА УРОКА: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»  (проговаривается), запись  в тетрадях  темы  урока.

Эпиграфом  к  уроку  послужат  такие  слова:

                      Есть в травах и  цветах  целительная  сила

                      Для  всех,  умеющих  их  тайну  разгадать…

 

Учитель:   Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд  да хорошая память многое могут сделать, заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.

 Инсценировка (учащиеся в роли травницы и  прохожего)

Слайд №2

Звучит  музыка (звуки  леса, пение птиц).

Травница  собирает  растения,  кладёт  их в  корзину.

Прохожий: ( удивлённо)

Что  делает  эта   девочка? Подойду  поближе…. Хорошая  погода  сегодня, не  правда ли?

Травница:  Да,  хорошая  для  того, чтобы  травы собирать.

Прохожий: Травы  собирать?

Травница: Ну, разумеется, ведь в  дождь  это  делать  нельзя. Собранные во  время ненастья  травы  теряют  свою  целительную  силу.

Прохожий: А что  за  траву вы  собираете и как  её  используете?

Травница: (подойдя  к доске, показывает   иллюстрации лекарственных растений).

Корни  валерианы  от  болезней  сердца.

Трава крапивы  для  блеска  волос.

Листья ноготков для  улучшения структуры  ногтей.       

 Плоды  шиповника  от  гриппа.

       

Учитель:  И действительно ребята, слушая эти высказывания, вспоминается  такое выражение «Подобное  лечится  подобным». И  это  выражение   справедливо  в буквальном  смысле. Ведь на самом деле ломкие  ногти  полезно  подержать в  отваре из  ноготков, а грецкий  орех,  так  похожий на  головной  мозг, улучшает  его  работу.

 

Ребята, а как  вы думаете, как  человек узнал, о  лекарственных свойствах  растений?

Дети:  Наблюдал, наверное, за животными.

Учитель: Верно, люди наблюдали  за  животными  и видели, что  больные  животные ели, определённые растения. Вспомните  своих  домашних  животных:  кошку, собаку. Если наблюдали  за ними, то видели, что  они  часто  едят  или  кусают  какие-то  травки. Если  же  кошка  содержится  в комнатных  условиях, то  она  часто пытается обкусывать  или съедает комнатные  растения. Такое   поведение животных  показывает, что у всех живых организмов   есть потребность в  растениях.

Растений в природе  огромное количество, и  мы, живя  в  Краснодарском крае,  можем  пользоваться   растениями, которые растут вокруг  нас.

 Кроме того, учёные  давно  заметили, что  человеку полезнее те  растения,  которые его  окружают. Поэтому нам  полезнее  использовать  растения, которые растут  у нас в крае.

Учитель: Ребята,  теперь  мы  с вами  поработаем в группах.

(раздать  листки, засечь  время 3  минуты)

Задание: 

Вы должны за 3 минуты записать как можно больше лекарственных растений, которые вы знаете в левой колонке.

Лекарственные  растения, которые вы знаете.

 

 Отложили ручки. Каждая группа подсчитывает и называет число лекарственных  растений.

 Начинает  зачитывать  та  команда, у которой  меньше список.

 Другая  команда в это  время  вычёркивает  совпавшие лекарственные  растения

 Зачитавшая  команда  вписывает в правую  колонку  растения,  которых у них нет.

4.Сообщения учащихся о лекарственных растениях.

Учитель: С какими  растениями нашего края вы знакомы и могли  бы  рассказать о  растении по плану?

( 4примера).

Слайд №3

                        План рассказа.

-О каком растении ты хочешь рассказать?

-Его внешний вид.

-Какую пользу приносит это растение?

(Дети зачитывают подготовленные сообщения о лекарственных растениях).

Слайд №4    Мать-и-мачеха

Слайд №5     Валериана

       Слайд №6    Одуванчик

Слайд №7     Ландыш

Учитель: В наше время лекарственные травы можно купить в аптеке или заготовить самим. Но для этого надо хорошо знать правила сбора и хранения этих растений.

Давайте в первую очередь разберёмся, что же мы относим к лекарственным растениям.

Слайд №8   

Лекарственные растения

кустарники                                       деревья                                         травы

Какие части растений используются для лечения?

Дети перечисляют.

Учитель:   Давайте проверим, все ли части растений вы назвали. 

   

 Слайд №9 

Части растений, используемые для лечения:

                -корни, корневища, клубни

                -почки, листья

                -кора, цветы

                -плоды, семена

5. Работа по учебнику на странице  20-21

Учитель: Угадайте, что это за растение?

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его серёжки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

(подорожник)

Слайд №10 

 Где бы вы ни были, на лугу, в огороде, вы непременно заметите многолетнее травянистое растение с широкими листьями – подорожник. Подорожник – обычный многолетний сорняк, тем не менее, это удивительное растение.

Давайте откроем учебники на странице 20 и  прочитаем интересную информацию об этом растении.

Почему подорожник назван великим путешественником?

Вы знаете, как пользоваться подорожником для  залечивания  ссадин?

Учитель:  Угадайте, что это за растение?

Хоть и жжётся,

Но  красива,
     Всем известная …..
( крапива)

Слайд №11

Учитель:  Прочтите  статью о крапиве в учебнике на странице 21.

Дети читают.

-А почему крапива обжигает?

-Каковы целебные свойства крапивы?

Используют крапиву и для приготовления красок. А весной, когда мало свежих овощей, молодые листья крапивы собирают и готовят из них крапивный борщ и салат, т.к. в крапиве содержится много витаминов.

6. Работа в парах

Учитель:  А теперь поработаем в парах. Выполните задание по карточке. Найдите и обведите названия лекарственных растений.

Карточка№1

р

о

м

а

ш

к

а

ч

к

ж

я

ь

я

у

п

и

д

а

т

ш

а

к

и

с

л

р

а

л

о

у

о

т

о

а

з

у

б

р

а

о

п

п

н

д

ц

у

п

т

у

м

е

а

щ

з

ц

е

х

а

л

и

н

а

ч

л

7. Беседа о лекарственных травах Кубани

Учитель:  Узнаем, как же используются эти лекарственные растения.

Слайд №12  

 Лекарственная ромашка 

       Используется при простуде, кашле. Отварами и настоями этой травы полощут рот и горло, лечат раны, ведь цветы и листья обладают противовоспалительным действием. А чай из ромашки помогает при болезнях желудка.

И при ангине используют ромашку.

Слайд №13

Мята

Мята перечная – из неё делают многие лекарства. И ты тоже часто встречаешься с ней, если не ленишься по утрам чистить зубы. Приятный запах и свежесть зубной пасте придает ментол, который содержится в этом растении.  Он есть в сердечных лекарствах, в мятных пряниках и конфетах.  

 Слайд №14

Кукуруза - лечебное растение. Цветёт в июне-июле. Растёт  в южных районах.  С лечебной целью собирают женские цветки - кукурузные рыльца (столбики). Кукурузные рыльца как часть лечебного растения обладают  желчегонным, мочегонным, противовоспалительным (при воспалении желчного или мочевого пузыря) свойствами.  Используют в программах снижения веса как средство, понижающее аппетит.

Слайд №15

Лопух  как лекарственное растение  известен с глубокой  древности. Это двулетнее травянистое растение высотой до 1,5 м. Растёт на пустырях, вблизи жилья,  по окраинам полей,  и среди кустарников.

Лекарственным сырьём лопуха служат корни и листья.

При лечении хронического ревматизма помогают приложенные на суставы листья.

В косметике используется главным образом корень лопуха.

Из него изготавливают  репейное  масло, которое используют для укрепления волос.

Слайд №16

Чистотел большой

Используют для прижигания бородавок, добавляют в воду, в которой     купают маленьких детей, чтобы не было никаких кожных заболеваний.

Учитель: А как правильно заготовить лекарственное растение?

Слайд №17

Правила заготовки лекарственных растений.

Собирать утром, когда высохла роса.

Растения должны быть чистыми.

Нельзя собирать на улицах городов, скверов.

Цветки – в начале цветения.

Листья – перед цветением или в самом начале цветения.

Корни, корневища – весной и осенью.

Кору – весной, в самом начале сокодвижения.

Учитель: Когда  мы  начинаем  болеть, нас  могут  лечить   лекарственными  настойками  на  травах, отварами,   сборами,    мазями  на  основе  трав.

А ещё  есть  необычный чай. Он называется фиточай.

А какие растения можно использовать для приготовления фиточая?

Ответы учащихся: Смородина, малина, плоды шиповника, зверобой, душица и т.д.

Слайд №18

Учитель:  Кто может назвать рецепты приготовления такого чая?

Ответы учащихся: 2-3 рецепта  чая полезного  для  детей, общеукрепляющий, от  простуды,  витаминного  и т.д.

 Учитель:  А что ещё можно приготовить из лекарственных растений?

Ответы  учащихся:  Чтобы  быть  здоровым  нужно  ещё употреблять в пищу  салаты из  лекарственных  трав.

Учитель:

Молодые листья одуванчика практически лишены горечи и с успехом используются для приготовления салатов, супов и вторых блюд. Из цветков одуванчика можно также приготовить полезные и красивые блюда.

Ученик зачитывает рецепт салата из одуванчиков.

Салат из одуванчиков

На 100 г листьев одуванчика 50 г зелёного лука, 25 г петрушки, 15 г растительного масла, соль, уксус, перец, укроп по вкусу, яйцо.
Листья одуванчика подержите 30 минут в подсоленной воде, выньте, отожмите, измельчите. Соедините с нарезанными петрушкой и зелёным луком, заправьте маслом, уксусом, поперчите, посолите, перемешайте, посыпьте сверху нашинкованным укропом, украсьте измельчённым варёным яйцом.

Раздача  рецептов  салатов  из  лекарственных  растений.

Слайд №19

Учитель:  Хотелось  бы сказать ребята о том, что  узнав о   целебных  свойствах лекарственных растений, не  надо  сразу  спешить  в  лес  и  собирать  эти  растения. Увидев   в  лесу  медуницу, венерин  башмачок, ландыши, колокольчики и другие  растения, не  надо их  срывать.

Эти  растения,  как  и  другие, находятся  под  охраной  человека.

Лучше всего   воспользоваться теми  растениями и сборами,  которые  есть в  аптеках.

8. Итог урока

Учитель: Итак,  ребята,  подведём  итоги:  мы  сегодня говорили  о лекарственных растениях  и  об  их  использовании. Так вот, объясните, что же  называют  лекарственными  растениями?

Ответы  учащихся:

-  Растения, которые обладают целебными свойствами, могут излечивать.

- Растения, которые применяют  в народной медицине, в фармакологии.

Учитель: Ребята, чтобы  лучше  запомнить  те  лекарственные растения, о которых  мы  сегодня  говорили, вы должны заполнить таблицу.

Работа в парах по карточке №2

Задание:

В левом столбике таблицы записаны названия лекарственных растений. Ваша задача вспомнить  целебное свойство каждого из них, правильно подобрать карточку, где описано использование растения, и заполнить второй столбик.

Использование лекарственных растений

     

Название лекарственного

растения

             Использование

Учитель:  Вернёмся  к  эпиграфу:

Есть в травах и  цветах  целительная  сила

Для  всех,  умеющих  их  тайну  разгадать…

           

Учитель:  А  какую  тайну  мы  сегодня  разгадали с вами?

Ответы  учащихся: Тайна заключается том, что все растения, нас окружающие, обладают целительной силой и при правильном использовании – исцеляют.

Слайд №20

9. Рефлексия

Ответим на вопросы, оценим себя.

Сегодня на уроке:

1.Я узнал …

2.Меня удивило …

3.Я научился …

4.Я смогу …

 

Учитель:  Спасибо, ребята, за  сегодняшний  урок.

Домашнее задание (по выбору учащегося)

  1. Вы можете приготовить сообщение о  лекарственном растении  Краснодарского края.
  2. Рецепт фиточая или же салата из лекарственных трав.
  3. Найти  стихотворение,  в котором описываются  лекарственные травы.

Использованные материалы:

  1. Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Учебник - тетрадь по кубановедению: учеб. пособие для 2 кл. общеобразовательных учреждений. –Краснодар: Перспективы образования, 2012.
  2. Ильина Т.А. Большая иллюстрированная энциклопедия лекарственных растений. – Москва, 2008.
  3. Лебедева А.Ф., Джуренко Н. И., Исайкина А. П., Собко В. Г. Лекарственные растения: Самая полная энциклопедия. – Москва, 2006.

Интернет - ресурсы:

  1. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

Приложение №1

Лекарственные растения, которые вы знаете.

Приложение №2

Карточка№1

р

о

м

а

ш

к

а

ч

к

ж

я

ь

я

у

п

и

д

а

т

ш

а

к

и

с

л

р

а

л

о

у

о

т

о

а

з

у

б

р

а

о

п

п

н

д

ц

у

п

т

у

м

е

а

щ

з

ц

е

х

а

л

и

н

а

ч

л

Приложение №3

Карточка№2

Использование лекарственных растений

Название лекарственного растения

Использование

Плоды шиповника

при ослаблении организма

Мать-и-мачеха

при кашле

Ландыш

при заболеваниях сердца

Крапива

для роста волос

Лопух

листья прикладывают к   суставам, помогает при ревматизме

Корень одуванчика

улучшает аппетит

Чистотел

для прижигания бородавок

Приложение №4

Фито чай «Витаминный»

Плоды шиповника, плоды чёрной смородины и плоды рябины  взять поровну.
1 столовую ложку смеси  измельчить, залить 2 стаканами кипятка, настаивать 1 час в закрытой посуде, процедить, добавить по вкусу сахар. Пить по полстакана 3 – 4 раза в день.

Благотворно влияет на обмен веществ в организме, насыщает витаминами и микроэлементами.

Фито чай от простуды

Цветки липы — 1 часть.

Цветки и измельчённые листья малины — 1 часть.

2 столовые ложки смеси лекарственных трав залить 2 стаканами кипятка, кипятить на водяной бане 15 минут, процедить. Пить в горячем виде на ночь.

Укрепляет защитные силы организма, понижает температуру тела.

Приложение №5

Салат из одуванчиков

На 100 г листьев одуванчика 50 г зелёного лука, 25 г петрушки, 15 г растительного масла, соль, уксус, перец, укроп по вкусу, яйцо.

Листья одуванчика подержите 30 минут в подсоленной воде, выньте, отожмите, измельчите. Соедините с нарезанными петрушкой и зелёным луком, заправьте маслом, уксусом, поперчите, посолите, перемешайте, посыпьте сверху нашинкованным укропом, украсьте измельчённым варёным яйцом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекарственные растения Краснодарского края

Урок по кубановедению для 2 класса. Конспект + презентация. Тема: "Лекарственные растения Краснодарского края". Презентация состоит из 15 слайдов....

Ядовитые растения Краснодарского края

Урок кубановедения по теме "Ядовитые растения Краснодарского края" + презентация к уроку (18 слайдов)....

Ядовитые растения Краснодарского края

Материал можно использовать на уроках кубановедения во 2 классе...

Конспект урока по кубановедению "Растения Краснодарского края"

Цели урока: изучить растения, произрастающие в Краснодарском крае, соотнести их с особенностями природных зон....

Буклет к уроку кубановедения "Лекарственные растения Краснодарского края"

Данный буклет помогает легко усвоить новый материал....


 

Комментарии

Очень полезный материал для урока.