Урок окружающего мира по теме: "Мир человека в Новое время. Развитие науки и техники"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Крикушенко Марина Юрьевна

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Мир человека в Новое время. Развитие науки и техники" (Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novoe_vremya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Крикушенко М.Ю.

Предмет: окружающий мир

Тема: Мир человека в Новое время. Развитие науки и техники.  

Задачи урока:

  1. Обучающая:                                                                                                    
  • Закреплять знания детей по темам «Природные зоны», «Карта мира», «Горы»;
  • Познакомить учащихся с новыми изобретениями XIX века;
  • Обобщить и систематизировать знания детей об исторических событиях в различные периоды развития общества.
  1. Развивать:
  • Мышление: умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • Речь: умение правильно и точно излагать свои мысли;
  • Сообразительность: умение находить выходы из проблемной ситуации, быстро отвечать на вопросы.
  1. Воспитывать:
  • Интерес к предмету;
  • Любознательность;
  • Любовь к окружающему миру.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: традиционная

Структура урока:

  1. Психологический настрой
  2. Повторительно-обучающая работа
  3. Работа по осмыслению и усвоению нового материала:
  • Актуализация знаний
  • Работа с текстом
  • Вывод. Формулирование темы
  1. Выработка умений и навыков по новому материалу
  2. Итог урока
  3. Домашнее задание

Оборудование:

  1. Иллюстрации:

Изображения автомобиля, паровоза, парохода, ленты времени;

Таблица-схема «горы» (в учебнике с.18)

Карточки с именами изобретателей, названиями эпох, изобретений, названиями материков, природных зон.

  1. Мяч
  2. Эстафетная палочка
  3. Учебник Н.Я.Дмитриевой «Окружающий мир», 4 класс, 2 часть.

Ход урока

I Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какой сегодня замечательный день: солнечный, ясный. Как будто солнышко улыбается нам. Давайте же и мы сейчас улыбнемся друг другу, чтобы на нашем уроке царили только доброта и хорошее настроение. И тогда у нас все получится.

II Повторительно-обучающая работа.

- Итак, ребята, вспомним все, что мы знаем. Посмотрите на доску: какое слово лишнее и почему?

На доске:  

- Лишнее слово «Австрия», т.к. это государство, а остальные слова – это названия материков.(убирают лишнее слово)

- А теперь разделите материки на 2 группы. И объясните почему вы разделили именно так.

- Можно разделить материки на 2 группы по Западному и Восточному полушариям:

        

- Еще можно разделить на Северное и Южное полушарии:

- Это задание вы сделали правильно, молодцы! А теперь посмотрите: Как одним словом можно назвать эти слова?

- Это названия природных зон.

- Правильно, расположите их в правильном порядке с севера на юг.

(дети располагают)

- Ребята, вы все сделали правильно. Посмотрите, какое разнообразие природных зон. Они тянутся с севера на юг по всей России. Скажите, а в какой местности можно за один день побывать во всех этих природных зонах? Докажите свое мнение.

- В горах, т.к. в горах с поднятием вверх природные зоны сменяются: степь переходит в лесостепь, лесостепь в лес и т.д. до арктической пустыни на самой вершине горы.

- Обратимся к учебнику на стр. 18. Посмотрите, правильно ли вы ответили мне на вопрос?

- Что влечет за собой изменение природной зоны?

- Меняется климат, а значит растительность, следовательно, и животный мир. Если у подножия горы проживают животные степей, то выше будут проживать животные лесов и т.д.

- Очень хорошо, а теперь немного поиграем. Игра называется «Отвечай быстро». Я буду начинать предложения и бросать мяч. Тот, кто поймает мяч, должен очень быстро продолжить высказывание. Начинаем.

- Кенгуру животное не Америки, а …

- Кактусы – это не животные, а …растения

- Они растут не в Европе, а …в Африке

- Пингвин – это не рыба, а …птица

- Они живут не на Северном полюсе, а …на Антарктиде

- Ковыль растение не тундры, а …степей

- Тигр охотится за кабаном не на Урале, а …в Уссурийском крае

- Мы живем не в зоне лесов, а…в зоне степей.

- Молодцы, вы старались очень быстро и правильно отвечать на вопросы, но если у вас не получилось, не расстраивайтесь – в следующий раз у вас обязательно получится.

III Работа по осмыслению и усвоению нового материала

1. Актуализация знаний

- Ребята, посмотрите на доску. Пред нами какая-то лента. А вот какая?

- Перед нами лента времени

 - Подберите нужное название к различным эпохам. ( дети располагают названия по эпохам)

- Что особенного вы заметили в этой ленте времени?

- На ленте  нет названия последнему периоду.

- Можем ли мы сразу назвать этот период?

- Нет, мы еще этого не знаем.

- Задачей нашего урока будет найти название этому периоду в истории человечества. А сейчас определим, чем ознаменовался каждый период в истории человечества. Начнем с Древнего мира.

- Появились первые государства, письменность (вывешиваю на доску под этой эпохой).

- А чем прославилось Средневековье?

- Строительство замков, первых городов, а так же эпидемиями и болезнями(вывешиваю на доску).

- Совершенно верно. Вспомним, чем же прославилась Эпоха Возрождения.

- Совершались кругосветные путешествия, открывался мир, создали карту, открыли Закон всемирного тяготения (вывешиваю на доску).

- Посмотрите внимательно, какую закономерность вы заметили? Что происходило с человеческим обществом с течением времени?

- Чем дальше двигалось время, тем больше изобретений делал человек, тем больше развивалось человеческое общество.

- Предположите, что будет дальше с человеческим обществом?

- предположения детей

2. Работа с учебником.

- Правильны ли ваши предположения, мы сейчас узнаем. Итак, открываем учебник на с.21. Читаем первый абзац.

(чтение текста)

- Какая главная мысль этой части?

- Главная мысль заключается в том, что все изобретения XIX века начались с изобретения парового двигателя.

- Правильно (вывешиваю «паровой двигатель»). Посмотрите на рисунок на с.22. Что интересного вы заметили?

- В центре изображен паровой двигатель, и все остальное с ним связано. Это значит, что все остальные изобретения работают на основе парового двигателя.

- Продолжаем чтение. Что во второй части?

 - Так как человек начал открывать много заводов и фабрик сложилось противоречие: развитие человечества привело к гибели природы. С одной стороны развивается человечество, но все заводы и фабрики своим Смогом разрушают природу и отрицательно влияют на нее.(Вывешиваю «промышленность»)

- Какая главная мысль заключена в третьей части?

- В Россию развитие промышленности пришло только к концу XIX века, т.к. до этого люди были зависимы, а отмена крепостного права в 1861 г. Дала возможность людям пойти в город и начать работать на заводах.

-  Итак, был изобретен паровой двигатель, но человеку хотелось передвигаться быстрее. Человек изобрел первый паровоз. (вывешиваю «паровоз») Интересный факт: Первый паровоз был изобретен в 1804 году Ричардом Тревиком, а первая железная дорога в 1830 году. И когда пустили его по железной дороге перед поездом шел …боксер. Как вы думаете, почему?

- Потому что, народ был настроен против нового изобретения. Его пугали звук, издаваемый при движении, вид изобретения, но самым главным было то, что железные дороги занимали много места, а народ мог построить на этом месте что-то, по их мнению, более важное.

- Хорошо, читаем дальше. Что важного можно выделить в этой части?

- В этот период произошел «ВЗЛЁТ» науки.

- Как вы понимаете слово «ВЗЛЁТ»?

- Это значит очень быстрый скачок в развитии.

- Значит, чем ознаменовалось это время?

- Эта эпоха ознаменовалась быстрым развитием науки и техники.

- Что изобрели в этот период?

- Автомобиль, пароход, паровоз, электрическую лампочку (Вывешиваю все названия).

- Первый автомобиль изобрел в 1885 году Карл Бенц, его скорость достигала всего 15 км/ч. Первый пароход назывался «Клермонт», он был построен в Америке в 1807 г.. В России первым в 1815 г. Был построен пароход «Елизавета». Он ходил между Москвой и Санкт-Петербургом. Также именно в России А.Поповым было изобретено первое радио. А первую электрическую лампочку придумал Эдиссон.

3. Вывод. Формулирование темы

- Ребята, посмотрите,  сколько изобретений и открытий было сделано в это время. Как это можно назвать одним словом? Какими были изобретения для людей?

- Это новые изобретения, новинки.

- Как же мы назовем это время?

- Новое время (вывешиваю карточку).

IV Работа по выработке умений и навыков по новому материалу

- Ребята, в мире все вещи производят либо на промышленности, т. Е. на фабриках и заводах, либо в сельском хозяйстве. Так вот сейчас вам необходимо  понять, что к чему относится.  Разделите слова на две группы: изготовленные  на промышленности или в сельском хозяйстве.

(выполняют задание, объясняя свое действие)

V Итог урока

- А теперь немного поиграем. Я предлагаю поиграть в «Эстафету». Я начну говорить, чем ознаменовалось Новое время, а вы, передавая эстафетную палочку, должны продолжить.

Самолет,…

- Ребята, так почему это время называют Новым?

- Это время называют Новым, потому что, было изобретено и придумано очень многое и все это было новым для человечества.

-  Запишите домашнее задание: с. 21-24.

- Мне понравилось, как сегодня работали….

- Спасибо за урок. До свидания.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого урока

по окружающему миру,

проведенного в 4 классе

на тему: «МИР ЧЕЛОВЕКА В НОВОЕ ВРЕМЯ. РАЗВИТИЕ НАУКИ И ТЕХНИКИ»

Подготовила и провела:

Крикушенко Марина Юрьевна

                2012г.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки окружающего мира по теме "Организм человека"

Разработки уроков природоведения в 4-м классе по теме: « Организм человека»  помогут учителям начальной школы организовать уроки с использованием приемов « ИНСЕРТ», «Кластер» технологии « Развити...

Презентация к уроку окружающего мира по теме : "Как человек использует свойства воздуха."

Презентация к уроку окружающего мира по теме : "Как человек использует свойства воздуха." 3 класс....

Урок окружающего мира по теме "Хозяйство человека. Домашние и дикие животные"

отражает опыт применения ИКТ- технологии, проблемно-диалогической технологии, технологии оценивания образовательных достижений, в обучении младших школьников....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Скелет человека" 4 класс. система Занкова

Данный материал может быть использован на этапе закрепления по теме "Скелет человека"....

Урок окружающего мира."Мир человека в Новое время. Развитие науки и техники. "

Открытый урок по окружающему миру по программе Занкова ,4класс...