Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Путешествие по стране прав человека"
рабочая программа (2 класс)

Анисимова Елена Александровна

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаий А. Бочарова Младшим школьникам о праве

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя Общеобразовательная школа № 29»

УТВЕРЖДАЮ:          СОГЛАСОВАНО                            РАССМОТРЕНО

Директор школы       Зам. директора по УР                      на заседании МО

_______________         __________________                    протокол №_____

«___»_____2013 г.     «____»_______2013 г.                     «___»_____2013 г.

Рабочая  программа  

по внеурочной деятельности

«Путешествие по Стране прав человека»

на 2013-2014 учебный год

                                                 для 2-х классов

                                                                         Составитель:

учитель истории и обществознания

        Анисимова Елена Александровна

Березники

2013 г.

Пояснительная записка

Развитие рыночных отношений и становление правового государства России диктуют особую необходимость гражданско-правового образования подрастающего поколения. Такое образование должно начинаться с первых лет обучения в школе, со знакомства с Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка.

                 Изучение декларации в начальной школе носит исключительно ознакомительный характер. Дети получают лишь общее представление о правах и свободах с помощью средств и методов, соответствующих их возрастным особенностям. Это первая ступенька ни в коем случае не рассматривается как всеобъемлющее и подробное изучение статей и принципов, изложенных в этих документах.  Ознакомление с основными правами и свободами на данном этапе исключает заучивание наизусть статей текстов, понятий терминов.         Главное – чтобы школьники уяснили смысл, само содержание основных прав и свобод и понимали на доступном им уровне, что подразумевается в декларациях под тем или иным словом.

        В данной программе я предлагаю следующую схему занятий: первое занятие теоретическая часть, где, отталкиваясь от текста или сценки, предполагается развернуть дискуссию, опираясь на вопросы для обсуждения; а на следующем занятии переходить к практической части или игровой, направленной на закрепление материала или развитие практического, эмоционального и нравственного опыта взаимодействия в обществе. Исходя из целесообразности,  последовательность  проведения занятий  может меняться.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
        В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
        Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
        Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
        Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? «Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
        Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом.
        В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.


        Место курса в системе

         Занятия курса «Путешествие в Страну прав человека» являются компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитаны на 34 часа , 1 час занятий в неделю.

Цель факультативного курса: Формирование правовой культуры посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, школьного уровней.

Задачами курса выступают:

  • Знакомство учащихся с основными документами по защите прав людей, и в частности прав ребенка;
  • Освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав;
  • Развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;
  • Воспитание вдумчивого отношения и уважения к своим правам и правам других людей.

Основные понятия, с которыми знакомятся учащиеся:

        Закон, управления, справедливость, равноправие, права человека на жизнь, свободу, образование, отдых, собственное мнение, благополучную окружающую среду, медицинскую помощь, собственность, неприкосновенность личности, жилища, тайну личной жизни, ответственность, богатство, бедность.

Тематическое планирование курса

«Путешествие по Стране прав человека»

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Примечания (на какой материал опираться)

1

Кто я? Какой я?

1

ст. 7, 8 Конвенции о правах ребенка

2

Игровое занятие «Кто я? Какой я?»

1

ст. 7, 8 Конвенции о правах ребенка

3

Главная книга страны.

1

Конституция РФ

4

Гражданство. Право на гражданство.                                                                          

1

Басня Л.Н. Толстого «Отец и сыновья»

5

Моя семья. Право на имя.  Право на родительскую заботу.  

1

Сказки «Дюймовочка» и «Буратино»

6

Практическое занятие «Моя семья»

1

Ст. 5, 9, 10, 11, 18, 19, 27 Конвенции о правах ребенка

7

«Паутинки»

1

8

Игровое занятие «Давай помиримся»

1

9

Новичок в классе

10

Игровое занятие «Новичок в классе»

11

Что такое справедливость?

1

Сказка «Лиса и журавль»

12

Игровое занятие «Тяжесть обмана»

1

13

Равенство и равноправие.

1

14

«Сделай свой выбор»

1

15

Игровое занятие «Американский Кинотеатр»

1

Ст. 12, 40 Конвенции о правах ребенка

16

Мое право на жизнь и развитие

1

«Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина

17

Мое право на жизнь и развитие

1

«Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина

18

Право на личную неприкосновенность

1

Русская  народная сказка «Лиса, заяц и петух».

19

Право на личную неприкосновенность

1

Русская  народная сказка «Лиса, заяц и петух».

20

Я имею право на свое  собственное мнение и свои взгляды.

1

Г.Х.Андерсен «Голый король»

21

Я не такой, как все.

1

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»

22

Я не такой, как все.

1

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»

23

Права  и  обязанности человека

1

Стихи Э. Успенского

24

Твоя национальность

1

Игра «красные, белые, зеленые», анкетирование учащихся.

25

Я хочу учиться.

1

Анкетирование, Работа со сказкой А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

26

Как нам живется в школе и дома.

1

А.Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

27

Школа моей мечты

1

28

Клятва Гиппократа? Что это такое?

1

29

Право на медицинскую помощь

1

Урок-переворачивание ситуации

30

Игровое занятие «Как вы думаете?»

1

31

Игровое занятие «Диктатор»

1

32

Человек

1

33

Игровое занятие «Человек»

1

34

Итоговое занятие.

1

Список литературы

  • Книга «Ваши права» Щабельник Е.С., Каширцева Е. Г.М.: Издательствово» Вита Пресс», 1996.
  • Книга для учителя «Обучение правам человека. Практическое руководство для начальных и средних школ», Москва. 1990г.
  • Книга «Младшим школьникам о правах человека» З.Шнекендорф. М. 1995г.
  • Художественная литература:  «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне» А.С.Пушкина, А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Алиса в стране чудес», Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок», «Голый король», «Снежная королева», С.Михалков «Три поросенка», Ш.Перро «Спящая красавица», русская народная сказка «Лиса, заяц и петух», В.Гаршин «Лягушка-путешественница», сказки К.Чуковского, стихи Э.Успенского.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы внеучебной (внеурочной) деятельности в начальной школе по новым ФГОС

Данная работа предназначена для учителей начальных классов, которые будут составлять программы по внеурочной деятельности...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы "ИЗО на английском "Волшебная палитра"

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребё...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов « Волшебная страна ИЗО»

Цель данной программы – состоит в том, чтобы  дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства, формировать   художественную  к...