Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе
статья по окружающему миру по теме

Хворост Алла Валентиновна

     Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому–либо или чему–либо.

     Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных-педагогов Николай Иванович Пирогов, «все будущие жизни находятся в руках школы… прямое назначение школы, примеренной с жизнью, - быть руководителем жизни на пути к будущему».

     Учитель начальных классов, работая по новым образовательным стандартам (ФГОС) и, реализуя «Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни», через организацию здоровьесберегающего характера учебной деятельности,  способен побудить  в обучающихся желание заботиться о своём здоровье непосредственно на уроках  математики  и русского языка, на уроках изобразительного искусства, технологии  и музыки, а не только на уроках физической культуры и окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           Хворост Алла Валентиновна

учитель начальных классов

МБОУ ООШ № 3 г. Гуково

Ростовская  область

Квалификационная

категория -   высшая

Стаж работы – 20 лет

Формирование здорового образа жизни обучающихся

на уроках в начальной школе

     Здоровье человека – проблема достаточно актуальная во все времена и для всех народов, а в настоящее время она становиться первостепенной.

     Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние «полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

     Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему это происходит? Видимо, все дело в том, что взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя болит голова, если твой организм ослаблен болезнью и леностью?

     Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому–либо или чему–либо.

     Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных-педагогов Николай Иванович Пирогов, «все будущие жизни находятся в руках школы… прямое назначение школы, примеренной с жизнью, - быть руководителем жизни на пути к будущему».

     Учитель начальных классов, работая по новым образовательным стандартам (ФГОС) и, реализуя «Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни», через организацию здоровьесберегающего характера учебной деятельности,  способен побудить  в обучающихся желание заботиться о своём здоровье непосредственно на уроках  математики  и русского языка, на уроках изобразительного искусства, технологии  и музыки, а не только на уроках физической культуры и окружающего мира.

     Рассмотрим один из методических приёмов: вставки о здоровье на уроках.

Русский язык

Вставка 1. Вежливые слова и здоровье.

     Учитель предлагает детям правильно списать с доски слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список.

- Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: «Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:

- Я хочу быть здоровым.

- Я могу быть здоровым.

- Я буду здоровым.

Вставка 2. Списывание текста о здоровье.

     Учитель предлагает обучающимся правильно списать текст с доски:

     «Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут».

     Или такой текст:

«Чистота – залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай».

      Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им.

     После краткого обсуждения пословицы учитель предлагает повторить её вслух всем вместе.

      Вставка 3. Анатомический диктант.

     «Кости пальцев называют фалангами. В большом пальце две фаланги, а в остальных по три. Все кости вместе образуют скелет. Кости дают опору органам и защищают их. Кости бывают очень большие и совсем маленькие. Даже в горле есть кость. Она называется подъязычная».

     Предложите детям ощупать свои кости. Они легко находят фаланги, а самые любознательные обнаруживают кости и внутри ладони.

     - Каждый человек имеет своё имя. Так и каждая кость скелета имеет своё название. Кости ладони называют пястными.

Вставка 4. Разбор слова по составу.

Пясть – пястные кости – запястье.

Перст – персты – перстень – перстенёк.

Ладонь – ладья – ладушки – оладьи – ладошки – ладоши.

Пальцы – пяльцы – пялить глаза.

Ухо – подушка – заушница – заушная область.

     Изучая русский язык, школьники познают смысловое значение и происхождение слов, обозначающих части тела. Пясть – это пять лучеобразно расположенных косточек, формирующих основу ладони. Кости пясти называются пястными. Запястье – часть кисти, соединяющая её с предплечьем. Первый ряд слов объединяет корень «пяст».

      Перст – старинное название пальца руки.  «Перст» - корень слов второго ряда.  «Перстами лёгкими как сон моих зениц коснулся он».  (А.С. Пушкин)

     Ладья – это большая лодка. Ладонь в согнутом положении образует углубление, напоминающее ладью, откуда и получила своё название.

     Разбирая слова с корнем «ух (уш)», назовём слово «заушница». Так называется воспаление околоушной слюнной железы, другое название болезни – свинка. Заболевание заразное, передаётся через воздух. Кстати, можно сказать ребятам, что через воздух плохо проветренной комнаты можно заразиться не только свинкой, но и корью, дифтерией, гриппом и даже туберкулёзом. Но никто не заболеет, если мы будем на каждой перемене выходить из класса и хорошо его проветривать, а также постоянно укреплять здоровье.

     Вставка 5. Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

     Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Вот несколько примеров, где дети легко и охотно приходят к заключениям:

     «Колобок».

 - Если мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.

     «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо обязательно кипятить. Если вода прозрачная и красивая, то необязательно она чистая. В ней могут быть невидимые глазу живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

     Обучающиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:

 - Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Мойте руки перед туалетом. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После еды прополощите рот.

Математика

Вставка 1. Математический разбор пословицы (сложение и вычитание).

     Учитель приводит как условие задачи русскую народную пословицу: «Вставай в 5, завтракай в 9, обедай в 5, ложись в 9 – проживёшь 99».

Вопрос 1. Через сколько часов после подъёма рекомендуется завтракать?

Ответ: 9-5=4. Завтракать полезно не ранее, чем через 4 часа после подъёма.

Вопрос 2. За сколько часов до сна пословица рекомендует ужинать?

Ответ: 9-5=4. Последний раз нужно ужинать за 4 часа до сна.

Вопрос 3. Сколько часов составляет нормальная продолжительность сна?

Ответ: 9 часов вечера = 21 часу, 24-21=3; 3+5 = 8.

     Учитель напоминает детям, что продолжительность сна в возрасте 10 часов, т.е. ложиться надо в 9, а вставать можно с пяти до семи. Если выспался, не надо залеживаться в постели. Ещё раз повторим пословицу: «С курами ложись – с петухами вставай».

     Данная вставка в урок напоминает о нормальном режиме дня и правильном ритме питания как необходимых условиях здоровья, к соблюдению которых нужно стремиться.

  Вставка 2.   Задачи по анатомии.

Задача 1. При рождении скелет ребёнка имеет 350 костей, у взрослого человека – 260 костей.

Вопрос 1: На сколько костей в скелете взрослого человека меньше, чем у новорождённого?

Ответ: с ростом человека количество костей в его скелете уменьшается на 90.

350-260=90.

- Куда деваются эти кости?

- Они срастаются.

Вопрос 2. На сколько костей у новорождённого больше, чем у взрослого?

Ответ: 350-260=90. При рождении у человека на 90 костей больше, чем у взрослого человека.

Вопрос 3. Сколько костей у взрослого человека срастаются в течение жизни?

Ответ: 350-260=90. В течение жизни у здорового человека 90 костей срастаются.

Задача 2. Позвоночник состоит из 33 позвонков, из них 7 шейных, грудных – на 5 больше, поясничных и крестцовых – поровну, копчиковых – в 3 раза меньше, чем грудных.

- Сколько у человека грудных позвонков?

Ответ: 7+5=12. Грудных позвонков – 12.

- Сколько у человека копчиковых позвонков?

Ответ: 12:3=4. Копчиковых позвонков – 4.

- Сколько у человека поясничных позвонков?

Ответ: 7+12+4=23; 33-23 = 10; 10:2=5. У человека 5 поясничных позвонков.

- Сколько у человека крестцовых позвонков?

Ответ: столько же, сколько и поясничных, т.е. 5 позвонков.

Задача 3. Одна муха откладывает 120 яиц. В течение лета каждая муха успевает дать не менее 7 поколений. Сколько мух может появиться от одной мухи?

Ответ: 355 923 200 000 000 мух. (Н.И. Перельман «Живая математика»).

- мухи могут быть опасными переносчиками тяжёлых заразных болезней. В жилище человека не должно быть ни одной мухи.

Задача 4. Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 75% витаминов. Картофель очищенный и сваренный целыми клубнями – 60%, а порезанный кусками – 35%. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным кусками?

 Ответ: в 2 раза (75:35=2)

- Картофель «в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витамина С и калия. Они укрепляют сердце, делают человека энергичным, защищают от инфекций.

Окружающий мир

Вставка 1. К теме «Введение». Природа и человек.

  - Нет неживой природы. Земля, вода, камни так же, как растения и животные, ценят доброе к себе отношение и отвечают на добро добром. В природе все взаимосвязано. В народе говорят: «Как аукнется, так и откликнется». Люди – часть природы. Люди отличаются от всего другого в природе только тем, что способны осознавать себя, познавать законы природы, творить по намеченному плану. Человек – маленькая вселенная. Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы, даёт человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому сообществу – мир и процветание.

Вставка 2.  Лекарственные растения твоего края.

- Природа даёт человеку лекарства. Они растут во дворе, в саду, в поле. Это травы, кустарники, деревья. Около 150 видов лекарственных растений признаны научной медициной. Мы можем собрать гербарий лекарственных растений или вырастить аптеку на подоконнике. Подорожник,  тысячелистник, крапива, ромашка, шиповник, черёмуха, берёза, липа, дуб, ель, пижма, одуванчик - не перечесть всех природных врачей.

Вставка 3.  Всегда ли вода чистая?

- Чистой можно считать воду прокипячённую, которая в течение суток находилась в закрытом сосуде. Самая чистая и самая полезная вода – талая,  в  первые 6 часов после размораживания. Недаром, птицы весной из южных краёв летят на север. А больше всего долгожителей на Кавказе и в Якутии, единственным общими условием их жизни является использование ледниковой воды.

Вставка 4. Опасные растения.

- Знаете ли вы, что замечательное цветущее дерево черёмуха отгоняет мух и других насекомых? Черёмуха выделяет летучие ядовитые вещества (синильную кислоту). Поэтому рвать черёмуху, а тем более ставить её букеты  в комнате – опасно для здоровья.

     Ядовитые растения часто имеют внешнее  сходство с растениями неядовитыми. Нужно обязательно научиться их различать. У ядовитого растения все части его содержат ядовитые вещества: и листья, и плоды, и кора, и корни. Нередко ядовитые растения внешне довольно привлекательны: разноцветные листья, крупные, яркой окраски цветы, сочные ягоды. К некоторым растениям даже опасно прикасаться: в результате – ожоги и тяжёлые отравления.

     Грибы – тоже растения. Очень важно научиться собирать съедобные грибы, правильно их готовить.

     А что делать, если случайно прикоснулся к ядовитому растению руками или телом, взял в рот ядовитый стебелёк или ягодку? Нужно как можно быстрее вымыть руки и поражённый участок тела, промыть желудок и сразу обратиться к врачу.

Вставка 5. Опасные животные.

- Животные могут быть источниками различных заболеваний, например, таких, как глисты, бешенство, туберкулёз, воспаление лёгких, туляремия, даже сибирская язва. Туберкулёзом можно заразиться от кошки, собаки, курицы, коровы. Домашние животные, дикие животные – пчёлы, кролики, тараканы, лягушки – весь окружающий нас животный мир – это наши соседи по планете, с которыми надо научиться жить в ладу.

     В заключение хочется отметить, что данный методический приём оказывает плодотворное воздействие на духовно-нравственное воспитание младших школьников.

   

Литература

С.С. Тверская. Вставки о здоровье на уроках в начальной школе.\\ Начальная школа, 1996, № 11. – с.73.

Школа и жизнь\\ Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1985. – с.202.

Возрастная физиология и школьная гигиена. \\ А.Г. Хрипкова.- М.: Просвещение, 1990.

Волшебные сказки\\ М.: - ЗАО «Славянский дом книги», 2002.

 



Предварительный просмотр:

                                             Хворост Алла Валентиновна

                                    учитель начальных классов

                    МБОУ ООШ № 3

г. Гуково, Ростовской области

  квалификационная категория –

   высшая

                              стаж работы – 20 лет


Исследовательский подход при изучении окружающего мира в 3 классе

     В методике изучения окружающего мира в начальных классах исследовательский подход занимает значительное место. Он представляет собой способ организации процесса познания, который обеспечивает поисковую деятельность обучающихся в открытии фактических знаний и взаимосвязей между ними.  Его реализация предполагает использование таких методов, как наблюдение, опыты, практическая работа,  самонаблюдения и т.д.

     И если в 1-2 классах в курсе «Окружающий мир» большое внимание уделяется наблюдениям и опытам, то в учебном материале 3 класса, в котором рассматривается строение и функционирование тела человека, возрастает роль самонаблюдений. Именно самонаблюдения позволяют обучающимся понять суть происходящих в организме процессов, установить взаимосвязи между строением, свойствами и функциями отдельных органов и установить правила здорового образа жизни.

     Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, в условиях реализации ФГОС, является направляемая и организуемая учителем самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

     Наблюдение как метод изучения природы, окружающего мира известен ещё давно. Ещё в предисловии к первому русскому учебнику естествознания В.Ф. Зуева автор предлагал изучать предметы природы через наблюдения за ними. В утверждении этого метода в школьном естествознании немало сделано такими методистами, как К.П. Ягодовский, П.А. Завитаев, З.А.  Клепинина, Г.И. Аквилева, А.А. Плешаков и др.

     Под наблюдением как методом изучения окружающего мира понимают специально организованное целенаправленное непосредственное восприятие предметов и явлений, предполагающее установление их признаков и взаимосвязей. В случае непосредственного изучения младшими школьниками организма человека, т.е. своего собственного организма, уместно говорить о самонаблюдениях, или аутонаблюдениях. Объектом самонаблюдения  могут быть кожа, глаза, волосы, зубы, деятельность мышц, функционирование кровеносной системы, органов чувств и т.д. Ученик осваивает новую позицию – он не просто зритель, слушатель, а исследователь себя самого. Это определяет его заинтересованность процессом познания: он выдвигает гипотезу, выбирает и обосновывает свой путь решения задачи, вступает в дискуссию.

    Выделяется несколько видов самонаблюдений:

  1. Предваряющие изучение нового материала об организме человека. Цель таких самонаблюдений – накопление фактов о конкретном органе или процессе.
  2. Происходящие в процессе изучения нового материала. Цель – уточнение, обобщение чувственного опыта, сбор дополнительных характеристик об отдельных органах.
  3. Завершающие процесс изучения нового материала. Цель – закрепить приобретённые знания, умения, соотнести их с реальной ситуацией, осуществить контроль за правильным обобщением полученных представлений.

     В начальной школе применяются качественные и количественные самонаблюдения. Качественные проводятся без специальных приборов, их основу составляет анализ результатов чувственного восприятия. Количественные самонаблюдения в начальной школе менее распространены. Их проводят с помощью приборов с целью получения более точных характеристик протекающих процессов.

     Проиллюстрируем методику организации самонаблюдений с позиции  реализации исследовательского подхода при изучении учебного материала на примере фрагментов уроков 3-го класса дисциплины «Окружающий мир» (программа А.А. Плешакова).

Тема урока «Опора тела и движение»

     Основное содержание урока: скелет и мышцы человека. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для укрепления мышц.

     Подготовка к этому уроку начинается на предыдущем, когда учитель, знакомя обучающихся с традиционной рубрикой учебника «На следующем уроке…», говорит, что речь пойдёт  о том, как хорошо быть стройными, ловкими, сильными, и о том, что нужно делать, чтобы быть такими. Но сначала выполни задания.

Фрагмент 1. Самонаблюдение.

  1. Прощупай у себя голову, грудь, руки, ноги. Что ты ощущаешь под кожей?
  2.  Вспомни, как нужно правильно сидеть. Всегда ли ты выполняешь эти правила дама, в классе?
  3.  Приготовься рассказать о том, каким физическим трудом ты занимаешься, какое место в твоём режиме отведено физической культуре, спорту? Приготовься показать на рисунке упражнения, которые ты делаешь во время утренней зарядки.

     Это «введение в тему» - прекрасная возможность работы над собой как для обучающихся так и для учителя: мы можем знать правила, но вот выполняем ли мы их сами, а если выполняем, то систематически ли?

     Учителя начальных классов знают, как часто приходится говорить детям о правильной посадке за столом, о правильном наклоне головы. Несоблюдение этих элементарных правил ведёт к заболеваниям (сколиоз, близорукость). Когда ученик начинает сопоставлять известные ему правила (практика) с полученными документальными подтверждениями (теория), происходит то желаемое слияние, когда сам школьник начинает контролировать своё поведение, свой режим дня, свою осанку.

      То же и с третьим заданием: мало просто знать, что физическая культура – благо. Важно выработать у растущего человека установку на необходимость ежедневных занятий, дать знания, научить ребёнка самого создавать гимнастический комплекс, пусть даже самый простой.

    Фрагмент 2. Скелет и мышцы.

    Объяснение идёт с построением схемы-опоры:

                                                               1.Опора

Скелет человека                                            Мышцы – Обеспечение движения

                                                               2. Защита

        

             

        

        

     Здесь приведены названия костей и мышц, которые могут быть известны из повседневной жизни. Использование их на уроке зависит как от уровня общей подготовленности класса, так и интеллектуального уровня большей части детей. Учитель сам определяет степень сложности изучаемого материала.

     Фрагмент 2. Утренняя зарядка.

      Как правильно выполнять комплекс утренней зарядки?

      В помощь ученикам учитель готовит «Памятку». На уроке этот материал может быть приурочен к физкультминутке.

  1. Зарядку делай ежедневно в хорошо проветриваемом помещении.
  2. Движения выполняй в следующем порядке: голова, шея, верхние конечности, туловище, нижние конечности.
  3. Начинай зарядку с лёгких разминочных упражнений, ходьбы.
  4. Нагрузку увеличивай постепенно.
  5. Во время зарядки можно использовать разнообразные упражнения: наклоны, повороты, вращения туловища и конечностей, ходьбу в разном темпе, прыжки, подскоки, бег.
  6. Комплекс включает 5-8 упражнений, которые повторяются 4-6-8 раз.

Фрагмент 3. Осанка.

Практическая работа.

  1. Проверь свою осанку.
  1. В положении стоя: встать спиной к стене так, чтобы пятки, ягодицы, лопатки и затылок касались стены. В таком положении человек должен стоять и ходить.
  2. В положении сидя: спина прямая, между грудью и партой свободно умещается кулачок. Руки на парте, ноги вместе. При письме и чтении сильно не нагибаться, расстояние от тетради до глаз – около 30 см, локоть стоит на парте, кончики пальцев касаются виска.
  1. Правильно держи голову.

Между большим и указательным пальцами – прямой угол. Большой палец поставьте на ложбинку шеи, а указательный – под нижнюю губу.

Тема урока «Надёжная защита организма».

Цель урока:

  1. Создать условия для формирования у обучающихся понятия о коже человека как о наружном покрове тела, её свойствах, строении, функциях и их взаимосвязях.
  2. Развивать умения проводить самонаблюдения и осуществлять гигиенические  навыки по уходу за кожей, профилактике повреждений и оказании первой помощи при нарушении её целостности.

Ход урока.

     Поскольку интегративная технология деятельностного подхода предполагает самоопределение к деятельности, в начале урока детям предлагается обсудить ситуацию: что произойдёт, если по какой-либо причине (сильный ожог, обморожение) у человека будет повреждена большая часть кожи?

     Обмен мнениями позволяет подвести обучающихся к мысли о жизненной важности кожи и постановке учебной задачи: разобраться, что же такое кожа? Почему она так важна для человека и животных?

     После актуализации знаний и выдвижения гипотез для решения этой задачи, обучающиеся, с помощью учителя определяют вопросы, на которые в ходе поисковой деятельности они смогут найти ответы:

- Как устроена кожа? Какая она?

- Какое значение имеет кожа?

      Для открытия нового знания определяется метод решения поставленных вопросов, в качестве которого на данном уроке предлагается организация индивидуальных самонаблюдений.

     Дети получают возможность самостоятельно, с помощью простейшего приспособления для самонаблюдений – лупы, исследовать кожу на руках и описать её свойства, используя слова для справок, по следующему плану:

  1. Какого она цвета?
  2. Какая она на ощупь?
  3. Имеет ли рисунок?
  4. Что происходит с кожей, если её оттянуть, а потом отпустить; сжать и отпустить?

     В этом случае осуществляется анализирующее восприятие, а слова для справок позволяют детям более точно характеризовать свойства кожи. Но, чтобы не упрощать задачу, в список включаются «лишние» слова, которые для описания свойств кожи не подходят. В качестве варианта даётся перечень слов, в котором обучающиеся подчеркнут необходимые, например: гладкая, неподвижная, эластичная, упругая, холодная, ровная, твёрдая, мягкая, имеет рисунок, имеет складки.

     В данном случае при проведении самонаблюдений используется технология с совместно-разделённой формой организации учебной деятельности учителя и самих детей.

     После определения и обсуждения уникальности свойств кожи обучающимся предлагается, также с помощью самонаблюдения, выяснить, каково строение кожи, и подумать, с какими её свойствами это связано. Работа осуществляется индивидуально или в малых группах. Детям выдаются чёрные шерстяные тряпочки для обнаружений на тыльной стороне ладони отмерших клеток; лупа для рассматривания пор, волосков, кровеносных сосудов; пергаментная бумага для обнаружения выделения жира на коже лба или носа.

      Результаты самонаблюдений фиксируются на доске и в тетрадях на печатной основе в виде схемы по строению кожи, которая впоследствии позволит установить взаимосвязи между строением и функциями кожи.

     

        

защитная                выделительная                       регуляция тепла

   

        дыхательная                         осязательная

     Самонаблюдение  можно организовать и на этапе первичного закрепления изучаемого материала. Например, предложить детям, подержав пальцы рук в тёплом мыльном растворе, рассмотреть, что произойдёт с кожей, и объяснить, используя полученные ранее знания, почему происходит её сморщивание.

     В заключение отметим, что на всех этапах представленного урока при организации самонаблюдения выполнялись следующие методические условия:

  1. Самонаблюдение как способ реализации исследовательского подхода в изучении организма человека обеспечивало стимуляцию у обучающихся учебно-познавательных действий.
  2. В соответствии с целью наблюдений для исследования вопроса осуществлялось намеренное сосредоточение внимания учеников и создавались условия для самостоятельного решения ими поставленной задачи.
  3. Анализирующее восприятие в процессе самонаблюдения обеспечивало изучение не только внешних свойств исследуемого органа, но и установление взаимосвязей между его свойствами, строением и функциями.

      В целом самонаблюдение можно рассматривать как действенный способ реализации исследовательского при изучении материала об организме человека в курсе «Окружающий мир». Организация самонаблюдений позволяет обучающимся исследовать мир не со стороны, а как бы изнутри, осознавая при этом самих себя частью этого мира.

                                       Литература

  1. О.Н. Пономарёва. Уроки здоровья \\ Начальная школа.1994. № 10
  2. Л.А. Боровская. Исследовательский подход при изучении    окружающего мира в 4 классе \\ Начальная школа плюс до и после. 2004. № 5
  3. А.А. Плешаков.  Окружающий мир 3 класс. М.: Просвещение,  2010г.

Мышцы головы (мимические и жевательные)

Скелет головы (череп)

Мышцы туловища (груди, живота – «брюшной пресс», спины)

Скелет туловища (грудь, рёбра, позвоночник)

Мышцы верхних конечностей («бицепс» - двуглавая, «трицепс» - трёхглавая)

Скелет пояса верхних конечностей (ключицы, лопатки)

Мышцы нижних конечностей («икроножные» мышцы)

Скелет верхних конечностей (плечо, предплечье, кисть)

Скелет пояса нижних конечностей (тазовые кости)

Скелет нижних конечностей (бедро, кости голени, стопа)

Строение кожи

Кровеносные сосуды

Волосы и ногти

Жир

Поры

Клетки

Функции кожи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.

В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детс...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Я постаралась описать  систему своей  работы по здоровьюсбережению на уроках в начальной школе.  С огромным желанием на протяжении многих лет применяю в своей работе здоровьесберегающие...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

 «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил,  и венцом этой гармонии является радость творчества». ...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Одна из важнейших задач современного образования - помочь ребёнку реализовать свой потенциал. Но потенциал нельзя раскрыть, если ребёнок не обладает хорошим здоровьем. Здоровье – актуальная тема...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...