тематическое планирование окружающего мира в первом классе
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Хушт Замира Башировна

рабочая программа по окружающему миру в первом классе. Школа России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР   1 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, и  авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ.

СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА

Программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер.  

ЦЕЛИ: 

  1. воспитание гуманного, творческого, социально активного человека,
  2. уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

ПРИОРИТЕТНОЙ ЗАДАЧЕЙ курса является

  1. формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.

 ВАЖНЕЙШИЕ ЗАДАЧИ:

  1. воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,
  2. формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,
  3. развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,
  4. осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

  1. идея многообразия мира;
  2. идея экологической целостности мира;
  3. идея уважения к миру.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНО В ПРОГРАММЕ РАЗДЕЛАМИ:

ВВЕДЕНИЕ (1 Ч)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы.

Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

ЧТО И КТО? (20 Ч)

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?

Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.

КАК, ОТКУДА И КУДА? (12 Ч)

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). 

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.

ГДЕ И КОГДА? ( 11 Ч)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем? (17 ч)

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

Практическая работа: Простейшие правила гигиены.

Заключение (1 ч)

Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Четверть

Количесьво часов

1

16 ч.

2

14 ч.

3

16 ч.

4

16 ч.

Итого:

62 ч.

Наименование

разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

практические

работы

проектные

работы

тесты

эксккурсии

1

Введение

1

2

Что и кто?

20-

8

1

1

3

3

Как, откуда и куда?

12

9

1

1

4

Где и когда?

11

2

1

1

5

Почему и зачем?

17

3

1

1

6

Заключение

1

1

Итого

62

22

4

5

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
  2. осознание снебя членом общества, государства, республики;
  3. чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе;
  4. осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России; уважительное отношение к иному мнению. Истории и культуре других народов России;
  5. расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
  6. способность к адекватной самооценке;
  7. установка на безопасный здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную;
  2. умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  3. освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа
  4. способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;
  2. формировать целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира;
  4. овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами поведения в мире природы и социума;
  5. понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
  6. понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ,

ОКАНЧИВАЮЩИХ 1 КЛАСС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Раздел «Человек и природа»

Выпускник научится:

  1. различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  2. описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
  3. сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  4. проводить несложные наблюдения и ставить опыты,
  5. следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  6. использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний;
  7. использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации;
  8. использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
  9. обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  10. определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
  11. называть цвета радуги;
  12. различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами;
  13. выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
  14. различать овощи и фрукты.
  15. понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
  2. пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  3. выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Раздел «Человек и общество»

Выпускник научится:

  1. различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
  2. различать прошлое, настоящее, будущее;
  3. используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  4. выбирать безопасную дорогу от дома до школы;
  5. определять важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы;
  6. запомнит название страны (республики), в которой он живёт, ее столицы;
  7. различать символы России (Адыгеи): флаг, герб, гимн;
  8. выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;
  9. воспроизводить названия дней недели, времен года;
  10. называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
  11. оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
  12. различать назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход.
  13. использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
  14. соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  2. наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;
  1. проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы

Учебно-тематическое планирование

на 2012 – 2013 учебный год

по  ______________________________________________

Класс:____________________

Кол-во часов: всего ________________,  в неделю _________________________

Планирование составлено на основе программы  для общеобразовательных школ, ______класс

Название учебника:_________________________________________________________________

Авторы учебника:___________________________________________________________________

Издательство ____________________________________________, год издания_______________

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ.    1 КЛАСС  (62 Ч.)

АВТОР   А.А. ПЛЕШАКОВ

ТЕМА УРОКА

СТР.

К/Ч.

                         ХАРАКТЕРИСТИКА     ДЕЯТЕЛЬНОСТИ     УЧАЩИХСЯ

ДАТА

ПЕРВАЯ   ЧЕТВЕРТЬ    (16  Ч.)

1

Задавайте вопросы!

Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником текстов, атласом-определителем «От земли до неба»,книгами для чтения»Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника – Муравьём, вопросиком и Мудрой черепахой.

3-9

1

Учащиеся осваивают первоначальные умения:

-задавать вопросы;

-вступать в учебный диалог;

-пользоваться условными обозначениями;

-различать способы и средства познания окружающего мира;

-оценивать результаты своей работы на уроке.

РАЗДЕЛ  «ЧТО   И   КТО??»   (20 Ч.)

2

Что такое Родина?

Знакомство с целями и задачами раздела. Родина – это наша страна Россия, республика Адыгея  и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине.

(Р/К)

10-11

1

-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;

-Сравнивать различать и описывать герб и флаг России;

-рассказывать о малой родине (Р. Адыгее, г. Майкопе как столице республики), и Москве как столице государства;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

3

Что мы знаем о народах России?

Многонациональный характер населения России. Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России.  (Р/К)

12-13

1

-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;

-работать в паре: рассказывать о национальных праздниках;

-обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края (Р. Адыгеи);

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

4

Что мы знаем о Москве?

Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк, и т.п. Жизнь москвичей – наших сверстников.

14-15

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; узнавать достопримечательности столицы;

-работать в паре: рассказывать по фотографии о жизни москвичей – своих сверстников;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

5

РКСО Проект «Моя малая Родина»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника. Сбор материала о своей малой родине: о родном аул, п. Энем, Р. Адыгея. Распределение заданий. Обсуждение сроков работы.

16-17

1

В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:

 –фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;

-находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;

-интервьюировать членов семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;

оставлять устный рассказ;

--отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

6

Что у нас над головой?

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большая Медведица.

18-19

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;  моделировать форму Солнца;

-работать в паре: моделировать форму созвездий

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

7

Что у нас под ногами?

Камни как природные объекты., разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. распознавание камней.

20-21

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию.

-группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;

-практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа – определителя; различать гранит, кремень, известняк;

-работать в паре: использовать  представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

8

Что общего у разных растений?

Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя).  Представление о соцветиях.

22-23

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

-практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть;

-работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

9

Что растёт на подоконнике?

Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознание комнатных растений класса.

24-25

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-наблюдать комнатные растения школы и узнавать их по рисункам;

-практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя;

-различать изученные растения;

-работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять самопроверку;

-приводить примеры комнатных растений;

-рассказывать об особенностях любимого растения;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

10

Что растёт на клумбе?

Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника. Р/К. Что растёт на клумбах моей школы, посёлка?

26-27

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам;

-практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя;

-работать в паре: узнавать по фотографии растения цветника, осуществлять самопроверку; рассказывать о любимом цветке;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

11

Что это за листья?

Деревья возле школы (Р/К). Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям.

28-29

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях;

-узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях;

-сравнивать и группировать листья по различным признакам;

-практическая работа в группе: определять деревья по листьям;

-описывать внешний вид листьев какого-либо дерева;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

12

Что такое хвоинки?

Лиственные и хвойные деревья (Р/К). Ель и сосна – хвойные деревья. Хвоинки – видоизменённые листья. Распознание хвойных деревьев.

30-31

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-различать лиственные и хвойные деревья;

-практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя; сравнивать ель и сосну; описывать дерево по плану;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

13

Кто такие насекомые?

Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых. – шесть ног. Разнообразие насекомых.

РКСО. Насекомые,  живущие на территории Адыгеи.

32-33

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых;

-работать в паре: узнавать насекомых на рисунке; определять насекомых с помощью атласа-определителя; осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых. Сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

14

Кто такие рыбы?

Рыбы – водные животные , тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы.

РКСО. Рыбы,   живущие на территории Адыгеи.

34-35

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении рыб, сравнивать части тела различных рыб;

- моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги;

-работать в паре: узнавать рыб на рисунках, осуществлять самопроверку, приводить примеры рыб; описывать рыбу по плану;

-приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя;

- осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых.

15

Кто такие птицы?

Знакомство с птицами как с одной из групп животных. Перья – главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы.

РКСО. Птицы,  живущие на территории Адыгеи.

36-37

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении птиц, сравнивать части тела различных птиц;

-практическая работа:  исследовать строение пера птицы;

- работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры птиц;  описывать птицу по плану;  сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

-. осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых.

16

Кто такие звери?

Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни.

Страничка для любознательных.

Что такое зоопарк?

РКСО. Звери,  живущие на территории Адыгеи.

38-39

40-41

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении зверей, сравнивать части тела различных зверей;

-практическая работа:  исследовать строение шерсти зверя;

- работать в паре: узнавать зверей на рисунке; определять вид зверей с помощью атласа-определителя.

Осуществлять самопроверку, приводить примеры зверей.  Описывать зверя по плану;  сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни.

-. осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых.

2     ЧЕТВЕРТЬ     (14 Ч.)

1

Что окружает нас дома?

Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.

42-43

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-характеризовать назначение бытовых предметов;

-находить на рисунке предметы определённых групп;

- работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку;

-приводить примеры предметов разных групп;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

2

Что умеет компьютер?

Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни.

ОБЖ. Правила безопасного обращения с ним.

44-45

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-определять составные части компьютера;

-характеризовать назначение частей компьютера;

-сравнивать стационарный компьютер и ноутбук;

-работать в паре: рассказывать( по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни;

-моделировать устройство компьютера;

облюдать правила безопасного обращения с компьютером;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

3

Что вокруг нас может быть опасным?

Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом.

ПДД. Элементарные правила дорожного движения.

46-47

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;

-характеризовать опасность бытовых предметов;

-работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку; моделировать устройство светофора;

-оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге; сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

4

На что похожа наша планета?

Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус – модель Земли.

48-49

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-выдвигать предположения и доказывать их;

-использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

-работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

5

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу     «Что и кто?»

Презентация проекта «Моя малая родина»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности.

50-54

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-выполнять тестовые задания учебника;

-выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

-обсуждать выступления учащихся;

-оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

РАЗДЕЛ   «КАК,   ОТКУДА   И   КУДА?»  (12 Ч.)

6

Как живёт семья?   Проект «Моя семья».

Знакомство с целями и задачами раздела. Семья – это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь Семьи.

Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

56-59

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;

-называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи);

-рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;

-оценивать значение семьи для человека и общества.

В ходе проекта дети с помощью взрослых учатся:

тбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий; составлять экспозицию выставки;

-оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

7

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. ОБЖ. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды

60-61

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-прослеживать по рисунку-схеме путь воды;

-обсуждать необходимость экономии воды;

-выяснять опасность употребления загрязнённой воды;

-практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

8

Откуда к нам в дом приходит электричество?

Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых приборов. Способы выработки электричества и доставки её потребителям. ОБЖ. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы.

62-63

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество;

-запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами; анализировать схему выработки электричества и способы его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии;

-практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь;

-- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

9

Как путешествует письмо?

Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации.

64-65

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-наблюдать за работой почты и рассказывать о ней;

-работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку; различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки;

- работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстрации и осуществлять самопроверку;  отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

10

Куда текут реки?

Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде.

РКСО. Реки Адыгеи

ОБЖ. Безопасное поведение на воде.

66-67

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-прослеживать по рисунку –схеме путь воды из реки в море;

-сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду;

-практическая работа в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению « морской воды; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

-- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

11

Откуда берутся снег и лёд?

Снег и лёд.  Исследование свойства снега и льда.

68-69

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов; наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

12

Как живут растения?

Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями.

70-71

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения;

-формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений;

-практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

 

13

Как живут животные?

Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка. РКСО. Животные Адыгеи.

72-73

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;

-работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять  самопроверку;

практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

14

Как зимой помочь птицам?

РКСО. Птицы, зимующие в наших краях их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц.

Страничка для любознательных.

Откуда берутся шоколад, изюм и мёд?

74-75

76-77

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-наблюдать зимующих птиц; различать зимующих птиц по рисункам и в природе;

-обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;

-практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать  из предложенного подходящий для птиц корм;

-запомнить правила подкормки птиц; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

3     ЧЕТВЕРТЬ     (14 Ч.)

1

Откуда берётся и куда девается мусор?

Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, посёлке, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора.

РКСО. Чистота родного посёлка.

78-79

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации;

-обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в посёлке, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;

-практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала;

-сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

 

2

Откуда в снежках грязь?

Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде.

РКСО. Источники загрязнения нашего посёлка

80-81

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;

-обсуждать источники появления загрязнений в снеге;

-формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;

-сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

3

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу     «Как, откуда и куда?»

Презентация проекта «Моя семья»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

82-87

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-выполнять тестовые задания учебника;

-выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

-обсуждать выступления учащихся;

-оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

РАЗДЕЛ   «ГДЕ   И   КОГДА?»   (11 ч.)

4

Когда учиться интересно?

Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учёбы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю.

4-5

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы;

-работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Часть 2

5

Проект «Мой класс и моя школа».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

6-7

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

В ходе проекта дети с помощью взрослых учатся: фотографировать наиболее интересные события в классе; здание школы, классную комнату и т.д.; коллективно составлять рассказ о школе и классе; презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); оформлять выставку; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

6

Когда придёт суббота?

Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели.

8-9

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль; называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

7

Когда наступит лето?

Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года.

10-11

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности; соотносить времена года и месяцы;  характеризовать природные явления в разные времена года;

-называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым; работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради.

8

Где живут белые медведи?

Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.

12-13

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-практическая работа в паре: находить на глобусе: Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; приводить примеры животных холодных районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.  Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

9

Где живут слоны?

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.

14-15

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации; приводить примеры животных жарких районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.  Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

ФЕВРАЛЬСКИЕ      КАНИКУЛЫ  (13-19)

10

Где зимуют птицы?

РКСО. Зимующие и перелётные птицы .                                                             Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелётных птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму.

Страничка для любознательных.

Когда жили динозавры?

16-17

18-19

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек; работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку;

объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; приводить примеры зимующих и перелётных птиц;

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

11

Когда появилась одежда?

История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя праздничная, военная).

РКСО. Национальная адыгейская одежда

20-21

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев; работать со взрослыми: изготавливать маскарадный костюм; Отвечать на итоговые вопросы

12

Когда изобрели велосипед?

История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский). ПДД. Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде.

22-23

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-сравнивать старинные и современные велосипеды;

-работать в паре: извлекать  из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку;

-обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;

-Запоминать правила безопасной езды на велосипеде;

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

13

Когда мы станем взрослыми?

Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира.

24-25

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-сравнивать жизнь взрослого человека и ребёнка;

-определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи; обсуждать,  какие профессии будут востребованы в будущем;

-работать в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием;

-рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков;

- Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

14

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу     «Где и когда?»

Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

26-30

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-выполнять тестовые задания учебника;

-выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

-обсуждать выступления учащихся;

-оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

РАЗДЕЛ   «ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ?»   (22  ч.)

15

Почему Солнце светит днём, а звёзды -ночью?

Знакомство с целями и задачами раздела.

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие льва.

32-33

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца;

-работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку; использовать  атлас-определитель для получения нужной информации;

-моделировать созвездие Льва; работать со взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва;

- Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

16

Почему Луна бывает разной?

Луна – спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны.

34-35

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещение её поверхности Солнцем;

-формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;

4    ЧЕТВЕРТЬ   ( 16 Ч.)

1

Почему идёт дождь и дует ветер?

Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека., растений и животных.

36-37

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-наблюдать за дождями и ветром; работать в группе: рассказывать по рисунку учебника  о видах дождя( ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра; осуществлять самопроверку; Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

2

Почему звенит звонок?

Разнообразие звуков в окружающем мире. Причины возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши.

38-39

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира; практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков;

-сочинять и рассказывать сказку по рисунку;  обсуждать, почему и как следует беречь уши; высказывать предположение о причине возникновения эха, осуществлять самоконтроль.

3

Почему радуга разноцветная?

Радуга –украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги.

40-41

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-описывать чувства возникшие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма; высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку; работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку; сочинять и рассказывать сказку по рисунку.  Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

4

Почему мы любим кошек и собак?

Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек, собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой.

42-43

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-описывать по плану своего домашнего питомца; обсуждать наше отношение к домашним питомцам; рассказывать по рисункам учебника об уходе за ними; практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением; участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина животного;

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

5

Проект «Мои домашние питомцы».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

44-45

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

В ходе проекта дети с помощью взрослых учатся: фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; составлять рассказ о кошке (собаке), её характере, повадках, играх. презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); оформлять выставку; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

6

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу.

ОБЖ. Безопасное поведение на лугу.

46-47

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя. Осуществлять самопроверку;  рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе. Формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном; устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника; сочинять и рассказывать сказку по рисунку.  Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

7

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу.

ОБЖ. Безопасное поведение в лесу.

РКСО. Леса Адыгеи.

Страничка для любознательных.

Почему их так назвали?

48-49

50-51

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину; работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять самопроверку; оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения рассказов из книги «Великан на поляне»; формулировать правила поведения в природе. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

8

Зачем мы спим ночью?

Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену.

52-53

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека; работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну; осуществлять самопроверку.

Рассказывать о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»; определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

9

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.

Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдать. Освоение приёмов чистки зубов.

54-55

56-57

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-различать овощи и фрукты; группировать их; осуществлять самопроверку; работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма; сочинять и рассказывать сказку по рисунку; запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.

-Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук.

-Отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук;

-запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны  быть личные.

Формулировать основные правила гигиены. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

10

Зачем нам нужен телефон и телевизор?

Почта, телеграф, телефон – средства связи. Радио, телевидение, пресса – средства массовой  информации. Интернет.

58-59

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-различать средства связи и средства массовой информации; рассказывать о видах телефонов; объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы; обсуждать назначение Интернета; моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

11

Зачем нужны автомобили?

Автомобили – наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль – автомобиль будущего.

Зачем нужны поезда?

Поезд – наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта.

60-61

62-63

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

классифицировать автомобили и объяснять их назначение; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку; использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания; сочинять и рассказывать сказку по рисунку;

классифицировать поезда в зависимости от их назначения; работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и современные поезда. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

12

Зачем строят корабли?

Корабли – водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля.

Зачем строят самолёты?

Самолёты – воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, спортивные,  военные). Устройство самолётов.

64-65

66-67

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

классифицировать корабли (самолёты)и объяснять их назначение; работать в паре: по рисунке-схеме знакомиться с устройством корабля (самолёта);

проводить самоконтроль и взаимопроверку.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

13

Почему в автомобиле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

ОБЖ. Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае).

Почему на корабле и самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте.

68-69

70-71

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-обобщать сведения о транспорте; работать в группе: знакомиться с правилами безопасности в транспорте; рассказывать о правилах  безопасности в транспорте.

-Участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном  и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации;

-обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте.

-Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

14

Зачем люди осваивают космос?

Систематизация сведений о космосе, полученных в течении года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос. Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции.

Почему мы часто слышим слово экология?

Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли.

72-73

74-75

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника; работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника; осуществлять самоконтроль; моделировать экипировку космонавта; участвовать в ролевой игре «Полёт в космос».

-находит в тексте учебника ответы на вопросы; приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой; оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; участвовать в конкурсе рисунков на тему»Чудесный мир природы».

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

15

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу     «Почему и зачем?»

Презентация проекта «Мои домашние питомцы».

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

76-83

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-выполнять тестовые задания учебника;

-выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

-обсуждать выступления учащихся;

-оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

16

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу     «Почему и зачем?»

Презентация проекта «Мои домашние питомцы».

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

76-83

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-выполнять тестовые задания учебника;

-выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

-обсуждать выступления учащихся;

-оценивать свои достижения и достижения других учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование окружающему миру 4 кл.

Тематическое планирование уроков окружающего мира в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

Календарно-тематическое планирование окружающему миру 3 класс.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования УМК "Школа России".Материал содержит пояснительную записку и КТП по окружающему м...

Тематическое планирование окружающего мира 4 класс ПНШ

Тематическое планирование окружающего мира 4 класс ПНШ с учётом ФГОС...

Тематическое планирование окружающего мира в 4 классе.

Тематическое планирование окружающего мира  в 4 классе....

Календарно-тематическое планирование окружающего мира во 2 классе.

Календарно-тематическое планирование окружающего мира во 2 класссе дано по Образовательной программе "Школа 2100"...

Технологическая карта урока окружающего мира в первом классе "Я — часть Мира"

Класс  1УМК  ПерспективаПредмет Окружающий мирТема    Я — часть МираТип урока Урок рефлексии.Цель урока — формировать у учащихся представление о том, что каждый че...