Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Моря. Обитатели морей".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Лайкина Анна Николаевна

Цели: – Ознакомить с характерными особенностями морей, – Научить находить и показывать моря на карте. – Ознакомить ребят с обитателями морей и их богатством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_29.01.13.doc359.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Моря. Обитатели морей.

Цели:

 – Ознакомить с характерными особенностями морей,

 – Научить находить и показывать моря на карте.

– Ознакомить ребят с обитателями морей и их богатством.

Минимум: к концу второго класса учащиеся должны знать характерные особенности морей, должны уметь находить и показывать по карте моря. Понятия: море

Минимакс: к концу урока каждый должен иметь чёткое представление о том, что такое море, уметь показывать моря Баренцево, Средиземное, Чёрное, Балтийское, Карское, Лаптевых, Охотское, Берингово, Красное, Карибское на карте.

Максимум: уметь классифицировать моря по разным свойствам, знакомство с обитателями морей. Знать, что такое рифы.

Оборудование: презентация по теме урока, карточки для индивидуальной и групповой работы.

Деятельность учеников:

– уметь показывать моря: Баренцево, Средиземное, Чёрное, Балтийское, Карское, Лаптевых, Охотское, Берингово, Красное, Карибское на карте.

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

5. Ориентироваться на развороте учебника.

6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать  в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Настрой на урок, разминка (волнообразные движения руками, покачивание туловищем, вращение головы от одного плеча к другому)

2. Повторение материала.  

                   (слайд 1)

(дети стоят около своих рабочих мест, у каждого ребёнка – карточки с буквами «А», «Б», «В»). Учитель задаёт вопрос и предлагает три варианта ответа. Учениками нужно показать карточку с буквой (правильный вариант ответа)

1. Начало реки:

А: устье

Б: исток

В: русло

2. Реки и ручьи приносят воду в озеро, но оно не переполняется.  Куда исчезает вода?

А: её кто-то выпивает

Б: озеро всё-таки переполняется

В: испаряется

3. Что характерно для равнин?

А: водопады

Б: города

В: вулканы

4. Река в Сибири.

А: Енисей

Б: Амазонка

В: Днепр

5. Благодаря какому явлению вода в реке не кончается?

А: люди доливают в реку воду

Б: вода всё равно кончается

В: круговорот воды

6. Что характерно для гор? 

А: болота

Б: бурные реки

В: города

7. Как называются горные породы, которые использует человек?

А: полезные ископаемые

Б: ценные горные породы

В: рыхлые горные породы

8. Самая длинная река Африки:

А: Конго

Б: Замбези

В: Нил

3. Проверка домашнего задания.

(ученики садятся на свои места) -Ребята, кому из вас мои вопросы показались знакомыми? (эти вопросы – из домашнего задания)

учитель собирает на проверку карточки с домашним заданием.

4. Тема урока.

-Ребята, отгадайте загадку.

*То голубое, то зелёное,

То кроткое, то возмущённое,

Раскинулось на полземли,

С ним дружат яхты, корабли.

И мы с тобой с ним в летний зной

Не прочь общаться день-деньской.       (море)

Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьётся,

Из него вода не пьётся,

Потому что невкусна-

И горька, и солона.                        (море)

-Ребята, определите тему урока.

Учитель называет тему урока, обозначает для учеников цели урока.

                    (слайд 2)

-Ребята, а что такое море? Кто из вам был на море, расскажите? Что вы себе представляете, когда слышите это слово – «море»?    (дети делятся своим опытом общения с морем)

 -Сейчас мы познакомимся с основными свойствами морей. А может быть вы сами назовёте какие-нибудь свойства этого водоёма?

#учебник с.121 дети следят по иллюстрациям. Один хорошо читающий ученик читает «Сказку о Дракоше-Водохлёбе»

Жил-был огромный дракон, который больше всего на свете любил пить воду. Он постоянно пил всё, что ему попадалось на пути. Только все звери привыкнут ходить на водопой к озеру, Дракоша-Водохлёб тут как тут. Выпьет озеро – все звери опять мучаются от жажды.

Шло время. Почти вся вода кончилась. Засохли растения – наступил голод. Обиделись все животные и пошли за советом к мудрому льву. «Скажи нам, мудрый лев, что делать? Дракоша-Водохлёб уж не только пресные, но и солёные озёра выпил. Нет нам больше жизни!»

Подумал лев и сказал: «Позовите его пить из моря. Все моря соединяются друг с другом и океаном, поэтому их нельзя выпить до дна. Сколько бы Дракоша ни пил воды из моря, её количество не уменьшится. Он выпьет столько, что лопнет и успокоится».

Так звери и сделали. Они сказали Дракоше-Водохлёбу: «Что тебе каждый раз искать воду, иди на море да пей в своё удовольствие». Дракоша и пошёл к морю. Пил он пил, пил, пил, пил... а вода всё не убавлялась. Но Дракоша был упрямым. В конце концов шкура у Дракоши не выдержала и лопнула. Шкуру Водохлёбу звери, конечно, зашили, но больше так пить Дракоша не стал. Теперь ему и маленькой бочки на целый день хватает. Поэтому у всех зверей началась хорошая жизнь: воды вдоволь, растения хорошо растут, а из-за этого и пищи всем хватает. Живи счастливо!

-прочитаем и подчеркнём в учебнике первое свойство морей.             (слайд 3) 

#учебник с.122  -Ребята, какой опыт вы проводили дома, расскажите.    (слайд 4)

  -прочитаем и подчеркнём в учебнике второе свойство морей.

#учебник с.122  работа с иллюстрацией. –Какое явление изображено на иллюстрации? (вспомнить о круговороте воды)

-А что на илл. показано белыми квадратиками? Прочитайте абзац. –Чего очень мало в речной воде? (соли) -Куда реки несут свои воды? (в моря и океаны) –Почему моря не переполняются? (вода испаряется) –А что происходит с солью? (остаётся и накапливается)

-прочитаем и подчеркнёт третье свойство морей.            (слайд 5)

5. Физкультурная пауза.

Движение под стихотворение «Море волнуется раз………….»

6. Тема урока.

-Что же такое море? Учебник с.139 (работа с термином)

-давайте откроем тетрадь на с.39 и выполним №4. Какие водоёмы вам нужно сравнить? (море и озеро)

-работа с картами (найти основные моря)             (слайд 6-7)

-Ребята, раз море имеет свои особые свойства, то и обитатели там необычные и интересные.

-Обитатели морей. Учебник с. 124-125. «жужжащее» чтение

(выборочное чтение)

-Чего нет в морях?

-Какие водные растения есть в морях? Прочитайте про водоросли.     (слайд 8)

-Как называются мельчайшие животные, которые питаются водорослями?            (слайд 9)

-Как образуется мел?

-Ребята, а у вас возник вопрос после того, как мы прочитали текст на с.124? (А какое самое крупное животное на Земле?)

-Подводный мир чего особенно разнообразен?    (слайд 10)

 

Работа с илл. Учитель показывает детям морскую звезду и морского ежа.

7. Викторина по группам.

(если позволяет время)

ученики делятся на группы (по 4 человека) Повторить правила работы в группе.

1. Какой вил акул покрыт зубами от головы до хвоста?

А) тигровая акула

Б) акула рыба-молот

В) акула рыба-пила

2. Какая птица питается жгучими медузами?

А) чайка

Б) глупыш

В) буревестник

3. Сколько весит самая крупная жемчужина?

А) 7 кг

Б) 1 кг

В) 300 г

4. Бывают ли 15-сантиметровые акулы?

А) да

Б) нет

В) только в кино

5. Можно ли причесаться морским гребешком?

А) можно, но это опасно для жизни

Б) можно

В) нет, так как это небольшое морское животное

6. Все знают, что чайка-это белая птица. А бывают ли розовые чайки?

А) да. Обитают в Заполярье.

Б) да. Обитают в Африке.

В) нет, таких чаек не бывает.

7. Кто такой пальмовый вор?

А) нехороший человек

Б) морская птица

В) вид крабов

8. Бутылконос, ремнезуб, клюворыл – кто это?

А) персонажи фильма ужасов

Б) дельфины

В) киты

9. Какое напряжение имеет электрический скат?

А)20-30 В

Б) 220 В

В) до 300 В

(проверка) (слайд 11)

8. Домашнее задание.

Стр. 121-125 пересказ текста (на среду )

(реферат на выбор: « О любом море», «О коралловых рифах», «О самом крупном животном») (через неделю)

9. Итог урока.

-Что такое море? Назовите три свойства морей.

-Какие моря можно найти на карте?

Тетрадь с. 38 №1. Раскрасьте на схематической карте местности моря. Какой цвет вы для этого выберете? –Ребята, а что осталось не закрашенным? (части суши – острова) А вот что такое острова и полуострова мы узнаем с вами завтра на уроке окружающего мира.

10. Рефлексия.

-Ребята, чем понравился наш урок? Что нового для себя о морях вы узнали?

Дополнительный материал:

Кто из вас знает, что такое коралловый риф?
КОРАЛЛОВЫЕ РИФЫ, подводные или частично надводные известковые сооружения, созданы из миллионов крошечных существ - коралловых полипов. Коралловым полипам для роста нужна теплая и прозрачная вода. В ней развиваются их щупальца, ловящие добычу. Умирая, каждый полип оставляет после себя микроскопический известковый скелет. Науке известно несколько тысяч видов коралловых полипов.
Самый большой коралловый риф находится в Австралии.
БОЛЬШОЙ БАРЬЕРНЫЙ РИФ, гряда коралловых рифов и островов, протянувшихся на 2300 км вдоль северо-восточного побережья Австралии; в северной части ширина ок. 2 км, в южной — 150 км. Большая часть находится под водой. Морской национальный парк.
Слайд 17
Большинство морских животных живут у поверхности моря: там тепло, туда проникают солнечные лучи. На глубине больше километра царят холод и мрак. Там тоже существует жизнь. Они также охотятся и подбирают остатки пищи, падающие сверху.
- Познакомимся с обитателями кораллового рифа.
1.Каменный окунь. Хищник, который бросается на свою добычу из засады.
2. Коралловые рыбки.
3. Морские коньки. Напоминает фигуру шахматного конька. Длина от 4 до 20 см. Обитает в Азовском, Черном и Японском море.
4. Морские звезды. Встречаются только в соленой воде. Большинство – хищники. Питаются моллюсками.
5.Морская лилия. Так называют морских иглокожих животных. Пищей их является планктон.
6.Морская лилия. На дне чашечки находится ротовое отверстие.
7.Красный коралл- коралловый полип. Образует древовидные колонии. Является объектом промысла. Из него изготавливают украшения и поделки.
8. Рыба – ёж. Иглы выполняют функцию органов передвижения. Морские ежи ходят по дну, опираясь на иглы, как на ходули.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 2 класс. Тема "Обитатели моря"УМК "Школа 2100"

                            Методический комментарий к уроку 1.Тема «  Обитатели моря ».2.Тип урока: повтор...

Урок окружающего мира 2 класс. Тема "Обитатели моря"УМК "Школа 2100"

                            Методический комментарий к уроку 1.Тема «  Обитатели моря ».2.Тип урока: повтор...

Урок окружающего мира 2 класс "Лес и его обитатели"

Урок помогает сформировать представление учащихся о лесе, как природном сообществе; создает представление о многообразии растений на основе знакомства с             ярусн...

Конкурсная работа в наминации "Технология проектного обучения". Урок окружающего мира 3 класс «Лес и его обитатели».

Конкурсная работа в наминации: «Технология проектного обучения». Урок окружающего мира   3 класс  «Лес и его обитатели».Автор:  Яготина Олеся Владимировна  учитель началь...

Урок окружающего мира 2 класс "Птицы-обитатели леса"

Урок изучения нового материала. Материалы данного урока можно использовать для любого УМК....

Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России

Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....

Конспект урока окружающего мира 3 класс. Тема: "Пресные водоёмы и его обитатели". УМК «Перспективная начальная школа».

Конспект урока окружающего мира 3 класс. Тема: "Пресные водоёмы и его обитатели". УМК «Перспективная начальная школа»....