урок по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

 

ГБОУ СОШ № 484 МОСКОВСКОГО РАЙОНА

ГОРОДА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

« СОХРАНИМ ВОДНЫЕ ПРОСТОРЫ РОССИИ»

Учитель: Малышева Елена Дмитриевна

 

Окружающий мир.

 

Тема: « Моря, озера, реки России.:

 

Цели урока:

 

1). Сформировать у учащихся представление о морях, озерах и реках России. Познакомить с их местонахождением.

 

2). Развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

 

3). Прививать чувство бережного отношения к окружающей природе, ответственности за нее.

Оборудование: физическая карта России, карта полушарий, тетради на печатной основе, атласы, тесты.

 

Ход урока: 1). Организационный момент. Сообщение темы урока, целей.

На доске написана тема: « Моря, озера и реки России.»

 

2). а) Фронтальный и индивидуальный опрос детей.

- Расскажите о равнинах и горах нашей страны ( пересказы), местонахождение.

     б) Тест « Равнины и горы России»

- Выбери букву, чтобы получилось верное высказывание.

     в) Индивидуальная работа 9 на доске).

 - Соединить стрелками типы равнины и ее название.

 

Уровень моря                                                                Восточно-Европейская равнина

…………………………………………………

 

 

Уровень моря                                                                  Западно-Сибирская равнина

…………………………………………………..      

 

 

Уровень моря                                                                  Средне- Сибирская равнина

………………………………………………….              ( плоскогорье)

 

- Соедини стрелками контуры гор и их названия.

 

                                                                                        Уральские горы

 

 

                                                                                         Кавказские горы

……………………………………………

 

                                                                                        Саяны

 

 

                                                                                           Алтай                                                                                     

 

 

……………………………………………                       Вулканы Камчатки

- Подпиши названия равнин и гор России на контурной карте.

 

3). Работа над новой темой.

Вода – уникальное вещество на Земле:

- самый распространенный минерал на поверхности земли

- источник жизни на Земле

- самый лучший растворитель

- имеет наибольшую плотность при температуре +4С, это сохраняет жизнь во многих водоемах суши, иначе зимой они промерзли до дна, и жизнь в них погибла

- все живое на 70%-98% состоит из воды

- делает суточные и сезонные колебания температуры воздуха на земле допустимыми для жизни

Все это говорит о большой ценности воды для природы и человека в частности.

Какие же водные ресурсы имеет наша планета? Давайте разберемся.

Презентация « Вода»   

- Сегодня мы будем путешествовать и по суше и по воде.

- Какое соотношение на Земле воды и суши? ¾ - вода, ¼ - суша, воды больше.

- Путь наш пойдет от города Владивостока, наш маршрут по морям. Каким? (Японское море, Охотское море, Берингово море, Чукотское море, Восточно – Сибирское море, море Лаптевых, Карское море, Белое море, Балтийское море, Черное море, каспийское море).

- Каспийское море – на самом деле не море, а озеро, бессточное.

- Нам предстоит выяснить вопрос: какие моря к какому океану относятся? Обратимся к карте полушарий. Какие океаны омывают материк Евразия?

-  На востоке – Тихий океан.

-  На севере – Северно-Ледовитый океан.

- На западе  -  Атлантический океан.

- Какие моря относятся к Тихому Океану? ( Охотское море, Японское море, Берингово море).

- Перечислите моря Северно-Ледовитого океана. ( Белое море, Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море).

- А какие моря относятся к Атлантическому океану? ( Балтийское море, Черное море).

- Совершенно верно, это моря Атлантического океана, которые глубоко вдались в сушу.

- Что можем сказать о морях Тихого, Атлантического и Северно-Ледовитого океанов? ( Моря Северно-Ледовитого океана холодные, они покрываются льдами. А на морях Тихого океана дуют ветры и туманы. О Балтийском море не скажешь, что оно очень теплое, но в нем купаются. А Черное море теплое, это место отдыха.)

- Что можно сказать о воде в морях? ( Вода в морях соленая).

- Да, соленая непригодная для питья. А все же хорошо путешествовать по морям, по волнам. Сколько же морей омывают российские берега? (11 морей ).

 

4). Физкульминутка.

- Игра « Море волнуется раз…»

 

5). Продолжение темы.

- Сейчас наш путь лежит на озера страны.

- Какие озера вам знакомы? ( Озеро Байкал, оно самое глубокое пресное озеро мира. Озеро внесено в Список Всемирного наследия.)

- Найдите на карте озеро Байкал. Где оно расположено? ( Озеро Байкал расположено на Средне-Сибирском плоскогорье, рядом с Саянами. Каспийское море это то же озеро, самое большое в мире).

- Покажите на карте.

- Но это еще не все озера, на территории России их свыше двух миллионов. Найдите еще озера на карте, еще раз обратите внимание на условные обозначения, это поможет лучше сориентироваться.

- Ладожское, Онежское озера – крупнейшие озера Европы. В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на которой стоит Санкт-Петербург. Эти два озера связаны друг с другом. Из Онежского вытекает река Свирь, которая впадает в Ладожское озеро. Это озера с пресной водой. А  к озерам-морям, кроме Каспийского относятся Аральское море и Белое море.

 

6). Работа в парах.

Карточки-«помогайки», следующего содержания ( по колонкам - командам).

 

1 колонка. … - это самая крупная река Восточно-Европейской равнины. Еще есть на севере …, на юге …, в центре ….

 

2 колонка. Крупнейшими реками западно-Сибирской равнины являются … … . Река … имеет много притоков, одним из них является … . … берет свое начало в Саянах. Притоков с Западно-Сибирской равнины … не имеет. Обе реки впадают в … .

 

3 колонка. Крупные реки Средне-сибирского плоскогорья - … и …, еще приток Енисея … . Река … имеет … количество притоков. На севере текут реки … и …. Реки … и … несут свои воды в … океан, а … в … море.

Устная проверка по степени выполнения заданий.

 

На берегах озер и рек селились люди, строили города, деревни. Как вы думаете почему? ( Пресная вода, без нее не могут жить люди, растения, животные.)  Но запасы пресной воды не безграничны.

Загрязнение водоемов в последнее время  стало не меньшей проблемой, чем истощение запасов пресных вод. Виды и формы столь разнообразны и масштабны, что человечеству уже давно пора задуматься о судьбе следующих поколений. На данный момент это одна из актуальнейших проблем экологии.

В защиту охраны водных ресурсов, дети нашего класса приготовили презентации. Просмотр презентаций учащихся.

 

7). Подведение итогов урока, выставление оценок за урок. Выводы, впечатления.

Во время путешествия дети набирали жетоны за работу, производится подсчет, у кого наибольшее количество, то становится победителем.

 

8). Домашнее задание. Учебник стр. 72-77 – читать, на контурных картах обозначить моря, озера и реки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

c|cmd+v

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_okruzhayushchemu_miru.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 484 МОСКОВСКОГО РАЙОНА

ГОРОДА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

« СОХРАНИМ ВОДНЫЕ ПРОСТОРЫ РОССИИ»

Учитель: Малышева Елена Дмитриевна

Окружающий мир.

Тема: « Моря, озера, реки России.:

Цели урока:

1). Сформировать у учащихся представление о морях, озерах и реках России. Познакомить с их местонахождением.

2). Развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

 

3). Прививать чувство бережного отношения к окружающей природе, ответственности за нее.

Оборудование: физическая карта России, карта полушарий, тетради на печатной основе, атласы, тесты.

Ход урока: 1). Организационный момент. Сообщение темы урока, целей.

На доске написана тема: « Моря, озера и реки России.»

2). а) Фронтальный и индивидуальный опрос детей.

- Расскажите о равнинах и горах нашей страны ( пересказы), местонахождение.

     б) Тест « Равнины и горы России»

- Выбери букву, чтобы получилось верное высказывание.

     в) Индивидуальная работа 9 на доске).

 - Соединить стрелками типы равнины и ее название.

Уровень моря                                                                Восточно-Европейская равнина

…………………………………………………

Уровень моря                                                                  Западно-Сибирская равнина

…………………………………………………..      

Уровень моря                                                                  Средне- Сибирская равнина

………………………………………………….              ( плоскогорье)

- Соедини стрелками контуры гор и их названия.

                                                                                        Уральские горы

                                                                                         Кавказские горы

……………………………………………

                                                                                        Саяны

                                                                                           Алтай                                                                                      

……………………………………………                       Вулканы Камчатки

- Подпиши названия равнин и гор России на контурной карте.

3). Работа над новой темой.

Вода – уникальное вещество на Земле:

- самый распространенный минерал на поверхности земли

- источник жизни на Земле

- самый лучший растворитель

- имеет наибольшую плотность при температуре +4С, это сохраняет жизнь во многих водоемах суши, иначе зимой они промерзли до дна, и жизнь в них погибла

- все живое на 70%-98% состоит из воды

- делает суточные и сезонные колебания температуры воздуха на земле допустимыми для жизни

Все это говорит о большой ценности воды для природы и человека в частности.

Какие же водные ресурсы имеет наша планета? Давайте разберемся.

Презентация « Вода»   

- Сегодня мы будем путешествовать и по суше и по воде.

- Какое соотношение на Земле воды и суши? ¾ - вода, ¼ - суша, воды больше.

- Путь наш пойдет от города Владивостока, наш маршрут по морям. Каким? (Японское море, Охотское море, Берингово море, Чукотское море, Восточно – Сибирское море, море Лаптевых, Карское море, Белое море, Балтийское море, Черное море, каспийское море).

- Каспийское море – на самом деле не море, а озеро, бессточное.

- Нам предстоит выяснить вопрос: какие моря к какому океану относятся? Обратимся к карте полушарий. Какие океаны омывают материк Евразия?

-  На востоке – Тихий океан.

-  На севере – Северно-Ледовитый океан.

- На западе  -  Атлантический океан.

- Какие моря относятся к Тихому Океану? ( Охотское море, Японское море, Берингово море).

- Перечислите моря Северно-Ледовитого океана. ( Белое море, Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море).

- А какие моря относятся к Атлантическому океану? ( Балтийское море, Черное море).

- Совершенно верно, это моря Атлантического океана, которые глубоко вдались в сушу.

- Что можем сказать о морях Тихого, Атлантического и Северно-Ледовитого океанов? ( Моря Северно-Ледовитого океана холодные, они покрываются льдами. А на морях Тихого океана дуют ветры и туманы. О Балтийском море не скажешь, что оно очень теплое, но в нем купаются. А Черное море теплое, это место отдыха.)

- Что можно сказать о воде в морях? ( Вода в морях соленая).

- Да, соленая непригодная для питья. А все же хорошо путешествовать по морям, по волнам. Сколько же морей омывают российские берега? (11 морей ).

4). Физкульминутка.

- Игра « Море волнуется раз…»

5). Продолжение темы.

- Сейчас наш путь лежит на озера страны.

- Какие озера вам знакомы? ( Озеро Байкал, оно самое глубокое пресное озеро мира. Озеро внесено в Список Всемирного наследия.)

- Найдите на карте озеро Байкал. Где оно расположено? ( Озеро Байкал расположено на Средне-Сибирском плоскогорье, рядом с Саянами. Каспийское море это то же озеро, самое большое в мире).

- Покажите на карте.

- Но это еще не все озера, на территории России их свыше двух миллионов. Найдите еще озера на карте, еще раз обратите внимание на условные обозначения, это поможет лучше сориентироваться.

- Ладожское, Онежское озера – крупнейшие озера Европы. В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на которой стоит Санкт-Петербург. Эти два озера связаны друг с другом. Из Онежского вытекает река Свирь, которая впадает в Ладожское озеро. Это озера с пресной водой. А  к озерам-морям, кроме Каспийского относятся Аральское море и Белое море.

6). Работа в парах.

Карточки-«помогайки», следующего содержания ( по колонкам - командам).

1 колонка. … - это самая крупная река Восточно-Европейской равнины. Еще есть на севере …, на юге …, в центре ….

2 колонка. Крупнейшими реками западно-Сибирской равнины являются … … . Река … имеет много притоков, одним из них является … . … берет свое начало в Саянах. Притоков с Западно-Сибирской равнины … не имеет. Обе реки впадают в … .

3 колонка. Крупные реки Средне-сибирского плоскогорья - … и …, еще приток Енисея … . Река … имеет … количество притоков. На севере текут реки … и …. Реки … и … несут свои воды в … океан, а … в … море.

Устная проверка по степени выполнения заданий.

На берегах озер и рек селились люди, строили города, деревни. Как вы думаете почему? ( Пресная вода, без нее не могут жить люди, растения, животные.)  Но запасы пресной воды не безграничны.

Загрязнение водоемов в последнее время  стало не меньшей проблемой, чем истощение запасов пресных вод. Виды и формы столь разнообразны и масштабны, что человечеству уже давно пора задуматься о судьбе следующих поколений. На данный момент это одна из актуальнейших проблем экологии.

В защиту охраны водных ресурсов, дети нашего класса приготовили презентации. Просмотр презентаций учащихся.

7). Подведение итогов урока, выставление оценок за урок. Выводы, впечатления.

Во время путешествия дети набирали жетоны за работу, производится подсчет, у кого наибольшее количество, то становится победителем.

8). Домашнее задание. Учебник стр. 72-77 – читать, на контурных картах обозначить моря, озера и реки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс

Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...