Роль религиозных традиций в жизни людей и общества.
статья по окружающему миру (4 класс) по теме

Поставнёва Оксана Анатольевна

В Москве в июле 2006 года  участники форума - представители христианства, ислама, иудаизма, буддизма и других религий из 49 стран мира - выразили свою общую обеспокоенность деградацией морального состояния человечества, отметив, что выход из этого состояния находится только на путях укрепления традиционных духовных ценностей в современном сообществе..

Против последнего трудно возразить. Но  нельзя не учитывать, что без внешнего внутреннее не созидается. Из-за своей греховности мы не можем жить благочестиво одним усилием воли, не нуждаясь в правилах поведения в церкви, в миру...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_relig._tradiciy.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ Педагогическая академия

Научно-учебный Центр педагогического сопровождения

последипломного образования

Самостоятельная работа №1

          «Анализ различных религиозных традиций . Роль религиозных традиций в повседневной жизни людей и общества».

Выполнил: Поставнёва О.А.

МБОУ Лицей №11

г.Химки

Учитель начальных классов

Москва 2012

Традиционные религиозные ценности - это еще и основа для интеграции много культурного общества, коим является современный мир. Это подтвердил Всемирный саммит религиозных лидеров, прошедший в Москве в июле 2006 года. Участники форума - представители христианства, ислама, иудаизма, буддизма и других религий из 49 стран мира - выразили свою общую обеспокоенность деградацией морального состояния человечества, отметив, что выход из этого состояния находится только на путях укрепления традиционных духовных ценностей в современном сообществе..

Против последнего трудно возразить. Но: нельзя не учитывать, что без внешнего внутреннее не созидается. Из-за своей греховности мы не можем жить благочестиво одним усилием воли, не нуждаясь в правилах поведения в церкви, в миру... Можно ли говорить, скажем, о благочестии прихожанки, ревностно посещающей службы в храме, соблюдающей посты, но с неприязнью, а то и неприкрытой агрессивностью встречающей всякого "нецерковного" человека, не знающего пока, как ступить в храме? И такая ли уж редкость – христианин, соблюдающий приличия в церковном кругу, но допускающий "дурной тон" в отношениях с людьми вне церковной ограды?

Будучи основаны на христианской любви, на Законе Божием, основы православного этикета, в отличие от светского, являются не только суммой правил поведения в той или иной ситуации, но путями утверждения души в Боге. Та же вежливость, к примеру, может помочь стяжать и любовь к ближнему, и смирение – поскольку принуждая себя к сдержанности и обходительности с теми, кто нам неприятен, мы учимся почитать образ Божий в каждом человеке...

Конечно, трудно предусмотреть и регламентировать все случаи жизни. Да это и не нужно.  Человек, искренне желающий жить по Заповедям Божиим , просящий помощи Божией и благословения во всех затруднительных случаях, будет иметь определенные жизненные, духовные ориентиры, как вести себя с другими людьми в самых разных ситуациях.  

. Первый христианский праздник носит название  Рождественский Сочельник. В сочельник 6 января православные христиане активно готовятся к грядущему празднику. А само Рождество Христово для Православное Рождество традиционно начинается со дня, который ему предшествует и православных христиан наступает 7 января. По строгим давним традициям верующие должны  отказываться от пищи до появления в небе первой звезды. Первая звезда является  символом звезды Вифлеемской, и, когда она загорается в ночном праздничном небе, тогда подается на стол традиционное блюдо – сочиво. Сочиво – это постное блюдо, которое  готовится из риса или пшеницы с добавлением меда, засахаренных фруктов, изюма и цукатов. Поэтому и название такое у этого дня – сочельник.

    Перед самим праздником православного Рождества принято соблюдать 40-дневный Рождественский пост, и даже рождественский стол подразумевает под собой приготовление 12 постных блюд. Однако традиция праздновать Рождество возникла лишь в конце 3 - начале 4 века, когда  верующие христиане стали отмечать рождение Христа одновременно с Его Крещением в один день - 6 января по юлианскому календарю. До этого момента самым важным и главным религиозным праздником было  Воскресение Христа, т.е. Пасха. И лишь в середине 4 века праздник Рождества Христова окончательно отделился от Крещения Христа, и Римская церковь стала отмечать его 25 декабря по юлианскому календарю.

 По народным традициям и поверьям, в ночь перед Рождеством, в мире хозяйничают две силы: добро и зло. И та сила, к которой человек склонялся, и совершала с ним чудеса в эту волшебную ночь. Одна сила звала на колядки празднование рождения Христа за рождественским столом, а другая сила собирала на шабаш нечистую силу, ведьм и чертов. Вечером по селам начинала ходить по домам «коляда» (в народе «калитка») – наряженные и переодетые молодые парни в шубах навыворот и с масками зверей на лицах. Они стучали в дома, пели колядки, хвалили и прославляли хозяев, не жалея добрых слов. Снегопад считался хорошим признаком в Сочельник, который обещал каждому дому процветание, урожай и достаток. Такие традиции православного Рождества являются отголосками языческих традиций и празднований, которые по сути не имеют отношения к великому христианскому празднику,  однако, они очень органично в него вписались о окутали православное Рождество сказочным и волшебным туманом.

По христианской православной традиции до дня Рождества Христова люди и Бог были разъединены грехом, и человек не мог сам осуществить встречу с Творцом. И поэтому Бог сделал шаг навстречу и, преодолев ту грань, что отделяла людей грешных от вечной жизни в вечной радости, предстал перед людьми человеком. Именно эту встречу с Богом и празднуем в Рождество. В день рождественского сочельника начинаются Святки – почти две недели праздников, которые длятся вплоть до праздника Водокрещения 19 января. Рождество считается вторым по важности праздником Православного христианства.

    Кто еще отмечает Рождество 7 января?

    Помимо Русской православной церкви в ночь с 6 на 7 января Рождество отмечают Иерусалимская, Украинская, Белорусская, Грузинская и Сербская православные церкви, афонские монастыри, католические церкви восточного обряда (например, Украинская греко-католическая церковь), а также протестанты, следующие традициям отмечать религиозные праздники по Юлианскому календарю. Оставшиеся 11 православных церквей мира проводят празднование Рождества Христова, как и католические христиане, в ночь с 24 на 25 декабря. Объясняется такая традиция использованием так называемого «Новоюлианского» календаря, который совпадает с используемым католиками Григорианским календарем.

    Традиции Рождества на Руси подразумевают пышные застолья. Дети традиционно колядовали и ходили по домам с рождественскими представлениями - «вертепами». Вертеп представлял собой небольшой ящичек, раскрашенный в разные цвета, который представлял собой переносной кукольный театр, где укрепленные на оси персонажи изображали библейский сюжет рождения Христа. За свое выступление, песни и колядки дети получали угощение, сласти и подарки. В некоторых селах, особенно на западе Украине, эти традиции соблюдаются и по сей день.

Буддистская традиция, так же как и практически любая религия, в своей философии, поучениях, правилах, церемониальной практике и религиозных медитациях основана на священных текстах. У буддистов таким текстом является канон Типитака. Канон состоит из трёх частей: виная-питака (корзина правил или дхарма - закон), сутта-питака (корзина поучений) и абидхама-питака (корзина чистого знания, т.е. толкование учения).

Буддизм Тхеравады признаёт два основных состояния Будды – Будда поучающий (самьяксан) и Будда безмолвный (пратьека). Отсюда различия в изображаемых образах Будды.

Традиционно Будда изображается в трёх позах – стоя, лёжа или сидя. Истощённым (в сидящей позе) он изображается в знак предпринятой им аскезы во время медитации. Также в основном в Китае распространено изображение Хотей (веселящийся упитанный Будда). Будда как принцип – вечен, он уже неоднократно (около 500 раз) воплощался в земной жизни. Будда как человек – реальный исторический персонаж. Часть буддистского учения, изложенная в Дикха Никая (Сутра Знаков) разработала даже систему физических признаков Будды – 32 основных и 80 дополнительных анатомо-физиологических признаков, по которым можно определить очередное земное воплощение Будды. Согласно учению считается, что Будда – единственно пробуждённое состояние, полностью свободное от заблуждений, пороков и желаний и постигшее суть природы вещей.

         С конца XIX века в Тайланде получила распространение и лесная традиция буддизма – некоторые монахи уходили в джунгли для медитации в целях достижения просветления. Они становились особо почитаемыми и нередко их почитали как святых. Их аскеза считается наивысшим духовных подвигом. Всего в Тайланде почитается 13 таких старцев, в разные времена практиковавших лесную традицию.

Во второй половине XX века стала распространённой традиция отдавать мальчиков-подростков (не младше 8 лет) в монастыри на временное послушничество и обучение языку пали и основам религиозного учения. Их называют «дек ват» (монастырские дети). Некоторые впоследствии избирают для себя путь постоянного монашества. Вообще же, даже взрослые периодически проходят временное послушничество в монастырях. Как правило, это связано с серьёзными событиями в жизни (смерть близких и проч.).

В Тайланде (в отличие от буддизма Махаяны) признаётся учение о заслугах и поэтому временное послушничество рассматривается как путь облегчения загробной участи умерших. В отличие от бирманской традиции в Тайланде не так широко распространено послушничество и монашество женщин – есть всего три женских монастыря. Минимальным возрастом полного посвящения в монашество является 20 лет. Монахам предписано соблюдение 227 монашеских правил, а монахиням – 311.

Церковный календарь основан на лунном календаре. Поэтому время наступления большинства праздников исчисляются по фазам луны и имеют переходящую дату. Наиболее значительные праздники всегда приходятся на полнолуние, которое ещё по древней традиции называют днём восковой луны.

Макха Пуча – один из главных праздников, отмечаемый в память события из жизни Будды, когда 1250 последователей его учения из разных концов света – монахов арахантов (просветлённых), не договариваясь и не будучи приглашёнными, одновременно пришли в храм Велуват в Индии, чтобы выслушать наставления Будды. В этот день особенно стараются сделать добрые дела, помочь нуждающимся, жертвуют монастырям облачения, деньги и необходимые предметы.

Паварана – празднуется в ознаменование окончания сезона дождей в Юго-Восточной Азии. Предание гласит, что в этот день Будда поучал монашествующих искусству безмолвия и все они хранили молчание три месяца. В этот день принято просить прощения у всех, кому за долгий период сезона васса (сезон дождей, но не по реальному погодному, а по буддистскому календарю) были причинены обиды и несправедливости.

Анапанасати – последний в году большой буддистский праздник в ознаменование того, как Будда призвал учеников последовать уединению и медитации.

Сонгкран. Этот праздник приходится на середину апреля и длится 3-5 дней. Праздник символизирует чествование воды как чистой стихии. По традиции люди собираются на берегах рек или на морских пляжах и обливают друг друга водой. В эти дни монахам преподносятся дары с непременным подарком - туалетной водой. Атмосфера праздника отличается необычным весельем. Также центральной церемонией праздника является выпускание в водоёмы рыб для разведения.

 

Помимо этих праздников, верующие, приверженные лесной традиции и Дхаммаютике (течение, основанное королём Монгкутом - Рамой IV в годы его монашества), отмечают свои особые дни, не являющиеся обязательными праздниками всей  тайской Сангхи. Отмечаются и так называемые "местные" праздники, посвящённые святым монахам-арахантам, мощам, конкретным монастырям или местныс священным реликвиям.

 

Обрядово-церемониальная практика у буддистов различных направлений имеет некоторые различия, но в основе своей обряды включают поучения монахов, чтение мантр, медитации, поклонение статуям Будды. Частные беседы с монахами верующих несколько похожи на христианские исповеди. Завершением монастырских обрядов для верующих является выливание воды (сначала во время чтения монахом мантры вода выдивается из одного сосуда в другой тонкой струйкой, затем монах произносит мантру над этой водой, а затем верующий должен вылить её под дерево). Существует множество специальных обрядовых церемоний, посвящённые особым событиям.  

Между традициями Махаяны и Тхеравады долгое время существовали острые противоречия, касающиеся «чистоты» учения. Однако в современном буддистском мире довольно мирно уживаются обе традиции. Более того, буддизм не отвергает как «ложные» учения других мировых религий, воспринимая определённые универсальные истины и проповедуя их.

Спецификой ислама было слияние духовного и светского начал, политической администрации и религиозной власти. Ни в Халифате, ни в каком-либо другом исламском государстве не существовало организованной церкви, которая к тому же противостояла бы государству. Но церкви, подобной католической или православной, сплоченной и организованной, отстаивающей религиозно-церковные интересы и интересы обслуживающего ее сословия, резко отделенного от других, в мусульманском мире не существовало. В отличие от христианства, ислам формировался в условиях религиозно-политической слитности, а предводителями его были сами политические и одновременно религиозные вожди – пророк, халифы, эмиры и их помощники на местах.

Слияние духовного и светского начал при формально высшей значимости религии оказало воздействие на многие стороны религиозно-культурной традиции ислама. Так, идея священной войны с неверными (джихад, газават) приобрела в исламе абсолютную ценность, почти божественную святость. Подчас политика целых стран и народов ставилась на службу этой идее. Различного рода шейхи и ишаны часто и умело разжигали национально-религиозную рознь. Но идея джихада использовалась и в справедливых целях национального освобождения, в антиколониальных войнах и т.п. Важным моментом джихада был его фанатично-исступленный характер: под знаменем священной войны правоверные не колеблясь шли вперед и не только с легкостью, но и с готовностью отдавали свои жизни.

Сильный акцент на обрядовую сторону жизни с ее ежедневными молитвами, обязательным месячным изнурительным постом, паломничеством и т.п.– также одна из характерных для ислама религиозно-культурных традиций. Традиции такого рода воспитывали привычку к повиновению, послушанию, дисциплине, а главное, резко противостояли любой индивидуальности. Ни талант, ни вдохновение мастера, ни взлет мысли гения – ничто не может и не должно служить препятствием обязательной пятикратной молитве в положенный срок, соблюдению поста и других обрядов. Человек искусственно приземлялся, ему по нескольку раз в день на протяжении всей жизни напоминали о том, что он – лишь жалкая песчинка, распростертая ниц перед великим Аллахом.

Ислам, как и христианство, склонен осуждать социальное неравенство   .Однако, если христианство ограничивается при этом лишь словесным осуждением и карами для богатых в будущем, то в исламе дело обстоит конкретнее: он предполагает некоторое, хотя и мало ощутимое, но все-таки реальное перераспределение имуществ и доходов .Христиане тоже занимаются благотворительностью, жертвуют на сирот, богоугодные заведения и т.п. Но для них это – дело сугубо личное; в исламе же это долг, освященный религиозными нормами. Гораздо более последовательно, чем христианство, ислам проповедует, что перед Аллахом все равны. Поэтому, хотя на мусульманском Востоке сословные привилегии и родство всегда высоко ценились, они все же не превратились там в систему замкнутых аристократических привилегий, как то случилось в Европе.

Иудеи во всем мире были и есть один народ, и они глубоко связаны между собой, несмотря на внешние различия в обычаях и одеяниях. Их общая национальная память и общие надежды имеют корни в одних и тех же библейских текстах, которые читаются в течение года в общей для всех последовательности. Общие у них и книга повседневных молитв, и строгие предписания относительно обрядов для каждого момента календарного года..

Иудаизм — это выражение религиозности еврейского народа с древности до наших дней, то, как он стремился создать и прожить жизнь, исполненную святости перед Богом. С одной стороны, это единообразие, принятое религиозными общинами на всей территории распространения иудаизма вот уже в течение многих веков. Но с другой — это выражение религиозности, имеющей многочисленные исторические вариации.

Литература.

1.Бонгард-Левина,под.ред.Чубарьян. « Религия мира»  изд. « Олма-медиа-групп.»

2.Поль Балт « Религии мира», Москва, «Махаон»2005г.

3.Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов

Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...

Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества.

Цели деятельности учителя: Выявить роль математики в жизни людей, познакомить с учебником и правилами работы по нему.  Планируемые результаты:Учащиеся научаться делать выводы о значении математич...

Урок математики, "Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества".

Цель:выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему....

Конспект урока на тему"Роль математики в жизни людей и общества" (УМК"Школа России"1 класс)

Цель:выявить роль математики в жизни людей, познакомить с учебником и правилами работы по нему. Планируемые образовательные  результаты Предметные:·...

Урок 1 "Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества"

Урок математики № 1, в 1 классе "Школа России"...

Конспект урока математики.Тема урока: "Роль математики в жизни людей и общества".

Цель:выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему.Планируемые образовательные результаты Предметные:учащиеся научатся делать выводы о значении математическ...