Урок-презентация по окружающему миру в 4 классе "Царство льда и снега"
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме

Шабалина Светлана Владимировна

Данный урок разработан с использованием ИКТ, что позволило наиболее полно показать и разнообразие растительного и животного мира Крайнего Севера, и несколько видов северного сияния. Это первая пробная самостоятельная  работа двух педагогов применить на практике новые знания и умения в сфере компьютерной грамотности. Буду очень рада, если кому-то пригодится данная разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ledyanaya_zona.rar1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

«Царство льда и снега»

Предмет

окружающий мир ( Учебник А.А.Плешаков)

Класс

4-ый класс

Автор урока (ФИО, должность)

Соколова Надежда Михайловна, учитель начальных классов, Шабалина Светлана Владимировна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа» № 19 с углубленным изучением предметов.

Республика/край, город/поселение

Республика Татарстан, город Набережные Челны

Методическая информация

Тип урока

урок открытия новых знаний

Цели урока

1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь.

2. Познакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, ее использование, учить определять существенные признаки зоны.

3.  Развить познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.

4. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться картой, энциклопедиями.

Задачи урока

-Открытие новых знаний с опорой на предложенный алгоритм действий.

-Формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде.

-Развитие интереса к познанию окружающего мира, формирование целостной картины мира.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

В ходе урока дети актуализируют следующие компетенции: коммуникативную (навык работы в парах, умение задавать вопрос, вести беседу),  информационную ( самостоятельный поиск и анализ информации), ценностно-смысловую (способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем), учебно-познавтельную (планирование, рефлексия, самооценка и добывание знаний), компетенция личностного самосовершенствование (интеллектуальное саморазвитие, внутренняя экологическая внутренняя экологическая культура, эмоциональная саморегуляция).

Необходимое оборудование и материалы

Карта «Природные зоны России»,  компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация,  карточки для учащихся, учебники Плешаков А.А. Природоведение, 4 класс, Москва, «Просвещение». 2005 г.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

Слайды № 2, 3, 4, 5,

 Слайды появляются автоматически

 с отрывками из « Песни про медведей» из к/ф «Кавказская пленница»,

                   

Учитель:           Где-то на белом свете

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря .

Трутся об ось медведи-

Вертится Земля.

                    Мы отправляемся туда,

Где царство холода, снега и льда.

-Мы сегодня начинаем путешествие к бескрайним просторам Северного Ледовитого океана и его островам

Слайд № 6

 На экране появляется тема урока, автоматически 

Слайд № 7

 Слайд появляется по щелчку

(АРКТИКА, картинки природных зон)

-Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились с природными зонами нашей родины. Догадайтесь, какие это природные зоны?

( степь, пустыня, субтропики, лес)

–А в какой природной зоне находится наша республика?

Учитель: -А что же такое Арктика? Выяснять мы будем по плану: (план написан на ватмане, а у детей на партах отдельные листочки)

Месторасположение зоны

Природные условия

Особенности растений

Животный мир

Занятия населения

Охрана природной зоны

Ход и содержание урока

Учитель. Так чем же мы будем заниматься на уроке? (дети озвучивают цели урока)

-Прочитайте в учебнике  о месторасположении Арктики, запишите в  карточку ключевые слова

Слайд № 8

 Слайд появляется по щелчку, последовательно появляются записи (Ледяная зона, природные условия

 (-Выяснение   природных условий данной зоны, по учебнику  с записью в карточку и сравнение с экраном)

Слайд №19

 Слайд  появляется последовательно по щелчку

(Ученик рассказывает информацию о северном сиянии, найденную в энциклопедии) ученик                                             Северное сияние.

«В полярную ночь северное сияние воспринимается как вознаграждение за долгую темноту. Лучше всех описал это явление Фритьоф Нансен. « Вот оно… северное сияние несравненной силы и красоты… Вдали на западном крае горизонта взвился по небу огненный змей, сверкая всё сильнее». Ученые объединяют типы сияний в три группы: ленточные, лучистые, диффузные. Ленточные могут быть в виде полос и дуг. Лучистые сияния создаются множеством узких световых пучков. Диффузные похожи на светящийся туман.»


Слайд №10

 По щечку появляется вопрос, о том, какие растения могли бы расти в ледяной зоне

Слайд № 11

 Появляется  по щелчку, (названия растений)

Слайд №12

Появляется  по щелчку, вопрос: А вот животный мир очень богат, но только летом. Почему?, (Чтение учебника, выводы, сравнение с экраном)

Слайд №13

 Слайд появляется по щелчку (животные, птицы, рыбы)

Слайд № 14

 Слайд появляется по щелчку: Проверь себя! (морж)

  (Ученик рассказывает информацию о морже, найденную в энциклопедии) 

Морж.

 Морж –особый представитель ластоногих. Живет он у побережья островов Северного Ледовитого океана, но на берег выбирается лишь для выращивания и воспитания подрастающего поколения. Морж вырастает в длину до 5 метров. И весит при этом около 1, 5 тонны. Неуклюжее, валикообразное тело покрыто морщинистой кожей, которая собирается в складки. Голова небольшая с широким плоским носом и жесткими усами. Задние ласты маленькие.  Грозные клыки большого животного внушают опасение. Клыками он перепахивает морское дно в поисках пищи – моллюсков. Во время своего пребывания на суше моржи собираются огромными группами. Порой они лежат так тесно, что вновь прибывающим животным просто не хватает места и они вынуждены ложиться сверху на тех, кто приплыл раньше.


Физкультминутка

Учитель: А живут ли люди в таких условиях?

Слайд №15

 Слайд появляется по щечку, последовательно-  Арктика и человек, охрана Арктики

Слайд №16

  Слайд  появляется по щелчку

Блиц-опрос (дети выбирают правильный ответ)

Слайд №17

 Слайд  появляется по щелчку

Проверь себя!( Ответ учеников на вопрос почему в Арктике не растут деревья)

Слайд № 18

 Слайд появляется по щелчку, последовательно (Есть ли связь между водорослями и белым медведем?)

 Работа в парах

Цепь питания    водоросли---рачки----рыбы----птицы  

                            Водоросли---рачки---рыбы---тюлени  ( затем дети составляют на доске)

Проверка и оценивание ЗУНКов

Самостоятельная работа с самопроверкой  и самооцениванием

Слайд №16

 Слайд  появляется по щелчку

Блиц-опрос (дети выбирают правильный ответ на вопрос какой океан омывает нашу страну с севера?)

Слайд №17

Слайд  появляется по щелчку

Проверь себя!( Ответ учеников на вопрос почему в Арктике не растут деревья)

Слайд № 18

Слайд появляется по щелчку, последовательно (Есть ли связь между водорослями и белым медведем?)

 Белый медведь.

Научное название рода белых медведей,  означает «морской медведь». В самом деле, почти вся  жизнь этого зверя проходит не на твердой земле, а в морях Северного Ледовитого океана. Обычно он держится поблизости от островов, но может и пуститься в далекое странствие по ледовым полям. Белый медведь- самый крупный хищник среди наземных млекопитающих. Средний вес самок около 350 кг, самцов-400 кг. Такой «мишка» способен одним рывком вытащить из проруби тюленя весом больше 100 кг, а потом бежать с этим грузом в зубах несколько км. В отличие от всех остальных медведей ,белый –прирожденный пловец, даже маленькие медвежата с удовольствием купаются в ледяной воде. Между пальцами, примерно до половины их длины, у белого медведя есть плавательные перепонки-почти такие же, как у лягушек. Кроме того, эти животные отлично ныряют, на 2-3 м, но под водой остаются больше двух минут, даже рыбу за это время успевают поймать.  Любимая еда медведя- тюлени. Сейчас белый медведь считается редким видом, но запрет на охоту дал свои результаты: вымирание перестало угрожать «хозяину льдов».


Работа в парах

Цепь питания    водоросли---рачки----рыбы----птицы  

                            Водоросли---рачки---рыбы---тюлени  

Рефлексия деятельности на уроке

 Итог: 

Учитель: А теперь подведем итоги, что же мы узнали на уроке?

(у детей заполненные карточки, оценивание )

Учитель  Так что же Арктика, никудышные  края, бросовые земли?

Вывод: (дети делают вывод , значении Арктики) 

 Арктика-это огромное пространство Северного Ледовитого океана, солнце светит, но не греет, зимой в Арктике полярная ночь, бывает полярное сияние. Летом в Арктике-полярный день, но тепла нет. Встречаются лишайники, мхи. Животных кормит море. Это – белые медведи, тюлени, моржи. Множество птиц :гагары, кайры. В Арктике работают научные станции, Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда делают это разумно. Задумавшись над этим, люди взяли под охрану редких животных, создали заповедники

Учитель: Где испытывали затруднения?

-Как с ними справились?

-Какие моменты понравились?

-Что нового, интересного унесете с урока?

Домашнее задание

Слайд №19

Появляется по щелчку

1.Нарисуй, какой ты запомнил Арктику.

2  Дай характеристику природной зоны по плану данному на уроке

Дополнительная необходимая информация

Распределение времени на уроке:

Организационный момент (1 мин.)

Мотивационный аспект ( 1 мин.)

Актуализация знаний (« мин.)

Постановка проблемы (1 мин.)

Открытие детьми новых знаний (16 мин.)

Самостоятельная работа и самооценивание (15 мин.)

Рефлексия (3 мин.)

Домашнее задание (1 мин.)

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

Долгова Т.В. «Загадочные звери»-М.; ООО «Издательство «РОСМЭН_ПРЕСС», 2003- С.200-201,  С.301-305, С,194-195,  «Я познаю мир: дет. энцикл., География,/Авт.-сост. В.А.Маркин;, Под общ. Ред. О.Г. Хинн, -М.: ООО «Фирма Издательство АСТ», 200. С. 87, интернет (картинки)

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Данную тему следует изучать с использованием ИКТ,  так как появляется возможность на одном уроке показать разнообразие растительного и животного мира Крайнего Севера, несколько видов северного сияния, экологическую роль Севера для людей.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Переход к следующим урокам: дальнейшее изучение следующих природных зон по введенному на первом уроке алгоритму (плану анализа природной зоны и сравнения их) .

Другое

Урок проводился в классе  по программе «Школа России»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ознакомления с окружающим миром в 1 классе "Свойства снега и льда"

Опытным путем  учащиеся  1 класса знакомятся с некоторыми физическими свойствами снега и льда; анализируя и систематизируя накопленные знания по теме, ищут ответ на вопрос Снеговика-помощник...

Конспект интегрированного урока окружающего мира и ИЗО по теме "Снег и лед"

В течение всего урока ребята совершают путешествие в царство снега и льда вместе со Снежинкой и Льдинкой и доказывают, что они родные сестры. Знакомясь со свойствами снега и льда, ребята проделывают р...

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Откуда берется снег и лед"

УМК "Школа России" окружающий мир  А.А.Плешаков "Откуда берутся снег и лед" . Урок исследование. Формирует личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные УУД. На прот...

конспект урока,презентация к уроку окружающего мира 1 класс когда изобрели велосипед

технологическая карта урока по теме " Когда изобрели велосипед" 1 класс...

конспект урока,презентация к уроку окружающего мира 1 класс когда изобрели велосипед

технологическая карта урока по теме " Когда изобрели велосипед" 1 класс...

Урок окружающего мира по теме: "Что такое снег и лёд" 2 класс

Проведённый урок составлен с требованием ФГОС, с использованием интерактивной доски....

Презентация по окружающему миру для 3 класса "Свойства снега и льда"

Познакомить учащихся со свойствами снега и льда....