«Невидимые нити.Невидимые нити в осеннем лесу.Простейшие способы ориентирования».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Клименко Елена Алексеевна

План - конспект урока по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elena.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Невидимые Нити.

Невидимые нити в осеннем лесу.

Простейшие способы ориентирования».

ЦЕЛЬ:

  1. Взаимодействие между организмами, входящими в состав природного сообщества;
  2. Характер и последствия вмешательства человека в природное равновесие;
  3. Познакомить с простейшими способами ориентирования;
  4. Воспитание любви к природе, к бережному отношению.

ОБОРУДОВАНИЕ: компас, картинка дуба, плоды дуба, корзинка с грибами, картины с изображением осени, слайды мультимедиа.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

        1) Фронтальный опрос.

а) – На какие три группы можно разделить все растения?

– Назовите отличительные черты дерева. Куста. Травы.

– На какие 2 группы можно разделить деревья?

(таблица «Лесные этажи»)

б) Назовите группы животных.

- Назовите отличительные черты каждой группы животных.

в) «Собери лукошко грибов» (игра)

Царь грибов на толстой ножке

Самый лучший для лукошка.

Он головку держит смело,

Потому что гриб он … Белый.

Под сосною на опушки

Преют рыжие макушки,

В мох душистый две косички

Прячут хитрые … Лисички.

Будто смазанные маслом,

Мы блестим на солнце красном.

Как лесные дошколята

Под сосной растут … Маслята.

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек,

В шляпках разноцветных,

Издали заметных,
Собирай, не мешкай,

Это … Сыроежки.

Возле леса на опушке

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый … Мухомор.

Назовите, какие вы знаете съедобные грибы .

Несъедобные грибы.

(таблицы съедобных и не съедобных грибов)

3.  Инсценировка произведения Н.Сладкова

      “Муравей и Сороконожка”.

-Вот напугал , Муравей! Да ты что- с неба свалился , что ли?

-С неба, с неба…  С рябиновой ветки я свалился!

-А что же ты там делал?

-Делал,  делал… Коров пас!

-А что еще?

-Что, что… Доил коров!

-А что еще?

-Молочко сладкое пил!

-А еще что?

-Вот пристала! Ну задремал немножечко, да и скатился с листа! Тебе что, у тебя сорок ног, а у меня всего шесть: на двух стою, двумя тлю-коровку держу, двумя молочко тлиное собираю.

-О чем вы узнали?

4. Изучение нового материала

1) Работа с учебником (с.55,рис.1)

а)- Кто еще собирает тлиное молочко?

    (тлиное молочко - сладкая жидкость)

б) (рис.2)

   -Какую пользу приносит?

в) (рис.3)

   -Какую пользу приносит?

- Какие невидимые нити связывают их воедино? (пищевые)

2) Экологический прогноз.

    слайд 2(3)

-Вы уже знаете , что такое прогноз погоды.

(Это научная предположение о будущем состоянии погоды.)

Но прогноз может быть и экологическим.

Рассказ “Лес” (стр.54-55).

“Не бывает леса без деревьев ”. Но что бы лес рос хорошо, ему нужны кустарники.

Эта история о том, как в давние времена люди вздумали навести порядок в одном большом лесу.

Главный лесничий рассуждал так. Лес-это деревья , все остальное- лишнее. И по его приказу вырубали кустарники. Чисто и просторно стало в лесу…  

Прошел год , второй, третий. И видит главный лесничий, что в его чистом, аккуратном лесу что-то неладно. Куда ни посмотришь, везде торчат высохшие, голые деревья. Призадумался лесничий: «Что же тут случилось? Отчего деревья сохнут?» А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житье.

Развелось их видимо-невидимо. Вот деревья и стали сохнуть оттого, что насекомых стало слишком много, одни листья едят, другие корни грызут. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить. Не срубил бы их, не улетели бы птицы, не развелось бы много опасных для леса насекомых.

3) Вывод (стр. 55).

Невидимыми нитями мы назвали связи, которые есть в природе повсюду. Связаны между собой неживая и живая природы, растения и животные, различные животные. Да и человек тысячами нитей связан с окружающей его природой.

4) Стихотворение «Про всех на свете»:

Все-все,

Все на свете,

На свете нужны!

И мошки на свете нужны,

Чем Слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых,

И даже без хищников –

Злых и свирепых.

Нежны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мёд

И кто делает яд!

Плохие дела

У Кошки без Мышки,

У Мышки без Кошки

Не лучше делишки!

И если мы с кем-то

Не очень дружны –

Мы всё таки очень

Друг другу нужны!

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой покажется!

Все-все,

Все на свете нужны,

И это все дети

Запомнить должны!

5) Введение в тему «Невидимые нити в осеннем лесу»

        а) Стихотворение А.С. Пушкина.

Уж небо осенью дышало,

Уже реже солнышко блистало,

Короче становился день,
Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажилась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван

Тянулся к югу! Приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уже у двора.

        б) Беседа о дубе (картинка)

И высок я, и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок.         Дуб

Осенью на дубе созревают плоды-желуди. Внутри каждого желудя находится одно-единственное крупное семя. Созревшие желуди опадают на землю. Весной из них начинают расти новые деревца.

Но не все желуди сохраняются до весны. Часть их осенью и зимой съедают разные лесные животные. Для этих животных дуб – кормилец!

Думаешь, животные только поедают желуди и ничем не помогают дубу? Нет, некоторые из них помогают дубу расселиться. Особенно хорошо это делает сойка.

Осенью сойка прячет желуди про запас в мох, под корни деревьев. Прячет она их почти всегда далеко от дубов. Зимой сойка съедает припрятанные желуди. Но не все. Многие из них она не находит. Весной эти желуди дадут начало молодым дубкам. Вот и получается, что сойка расселяет дуб.

Белка и лесные мышки тоже расселяют желуди.

в) Связь дуба и животных

Работа с учебником (стр. 59).

г) Как животные помогают растениям.

Работа с учебником (стр. 60-61).

IV. ОБЖ.
Простейшие способы ориентирования. Представьте себя, что вы с друзьями пошли в лес и вдруг заблудились. Ваши действия?

Если вы заблудились в лесу, первое и основное правило безопасности: ни в коем случае не подавайтесь панике!

1. Не стоит сразу бежать, куда глаза глядят.

2. Присядьте, успокойтесь и внимательно прислушайтесь, не доносятся ли откуда-нибудь звуки: шум машин и поездов; гудки теплоходов с реки, лай собак, крики домашних животных, птиц и другие звуки, говорящих в близости людей.

3. Уловив звук, повернитесь к нему лицом и идите в этом направлении. Если звук будет приближаться, значит, вы идете правильно.

4. Если у вас есть компас, то перед тем, как зайти в лес, необходимо определить по компасу стороны света, чтобы точно знать, в каком направлении вам надо будет возвращаться.

Если нет компаса, то стороны света можно определить по солнцу.

        

Солнце восходит на востоке, а заходит на западе.

  1. Поэтому, если утром стать лицом к солнцу, север будет по левую руку, а юг по правую.
  2. Заходя в лес, запомните, в какой глаз вам светит солнце. А при возвращении оно должно светить в другой глаз.

Многие растения являются компасами.

  1. Мхи и лишайники любят тень, поэтому растут преимущественно на северной стороне стволов деревьев.
  2. Кора у деревьев обычно темнее и грубее с северной стороны. Особенно это заметно у березы, осины и сосны.
  3. В сухую, жаркую погоду ели и сосны больше смолы выделяют с южной стороны.
  4. Муравьи устраивают свои жилища обычно с южной стороны ближайших деревьев, пней и кустов. Южная сторона муравейника более пологая, чем северная.

1. Никогда не забывайте о своих товарищах. В лесу нужно держаться вместе и не терять друг друга из виду.

2. Если вы заблудились, а на пути у вас река или большой ручей, идите вниз по течению. Путь вниз по течению, как правило, ведет к жилью.

В любом случае, перед тем, как действовать, следует сначала осмотреться и правильно определить обстановку.

А чтобы не случилось с вами беды подобного рода, помните: в лес ходить одному без взрослых нельзя.

VI. Итог урока.

Фронтальная беседа.

Что мы сажаем, спасая леса?

Мачты и реи – держать паруса,
Рубку и палубу, ребра и киль –

Странствовать по морю

В бурю и штиль.

Что мы сажаем, спасая леса?
Легкие крылья – лететь в небеса.

Стол, за которым ты будешь писать,

Ручку, линейку, пенал и тетрадь.

Что мы сажаем, спасая леса?

Чащу, где бродит барсук и лиса,

Чащу, где белка скрывает бельчат,

Чащу, где пестрые дятлы стучат.

Что мы сажаем, спасая леса?

Лист, на который ложится роса,

Свежесть лесную, и влагу и тень –

Вот что сажаем в сегодняшний день.

VII. Домашнее задание.

Учебник (стр. 54-61).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе

В этой статье раскрывается понятие и сущность метода проекта в начальной школе.  Приводится пример работы над проектом «Изучаем заповеди русского народа о хлебе и его значение в нашей жизни. Блюд...

Урок по окружающему миру "Невидимые нити в осеннем лесу"

На уроке формируется представление о взаимосвязи между организмами, дается представление о последствиях вмешательства человека в природное равновесие, показывается целостность экологической системы....

« Невидимые нити в осеннем лесу»

Урок окружающего мира проведен во 2 классе по теме "Невидимые нити в осеннем лесу ( учебник "Мир вокруг нас А.А.Плешаков). Даный урок способствует развитию умения находить и видеть связи живой и нежив...

Технологическая карта к уроку Окружающего мира авт А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по теме «Невидимые нити в осеннем лесу».(2 класс)

Технологическая карта по теме "Невидимые нити в осеннем лесу" составлена в соответствии стребованиями ФГОС....

Тест по теме "Невидимые нити в осеннем лесу" 2 класс Перспектива

Тест по окружающему миру (Плешаков, Новицкая) 2 класс...

Окружающий мир Тема «Невидимые нити в осеннем лесу»

У. В. Бианки писал: «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное. Самое увлекательное занятие в мире»...

Методическая разработка конспекта урока по окружающему миру «Невидимые нити в осеннем лесу»

К концу урока должны знать взаимосвязи в природе и уметь находить «невидимые нити» в лесу....