Выступление по теме: " Формирование познавательного интереса к уроку окружающего мира". Презентация.
статья по окружающему миру (2 класс) по теме

Князева Ольга Леонидовна
Выступление на МО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Появление новых учебников, осно ванных на идее личностно ориенти рованного обучения, заставило учи телей переосмыслить свою работу на уроках. Проблемная технология обучения привела к возникновению иных отношений между учителем и учеником, при которых учителю от водится роль режиссера, а ученики выступают полноправными соуча стниками своего обучения.

Однако, увлекаясь новыми техно логиями, учителя по непонятной причине перестали использовать огромный опыт, накопленный та лантливыми отечественными ме тодистами, овладение которым отличает настоящего учителя от ремесленника. Автор статьи возвра щает нас к этим важнейшим идеям и предлагает множество интерес ных приемов активизации познава тельного интереса, которые, на наш взгляд, могут широко применяться на уроках по любой технологии, но особенно валены в рамках проблемно го диалога.

А.А. Вахрушев.

Формирование познавательного ин тереса - сложная задача, от решения которой зависит эффективность учеб ной деятельности школьников. В пе дагогике и психологии разработаны общие подходы к формированию по знавательного интереса у обуча ющихся. Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учеб ного материала, так и к организации познавательной деятельности. Как утверждают психологи, активизация познавательной деятельности способ ствует развитию познавательного интереса.

В связи с необходимостью повыше ния успеваемости развитие познава тельных интересов школьников в про цессе обучения имеет большое значе ние для любого учебного предмета.

Своеобразие работы учителя на чальных классов состоит в том, что ему необходимо быть специалистом в области разноплановых наук - мате матики, русского языка, литературы, биологии, географии и др. Это доволь но сложно, и, поскольку вопрос о пред метном преподавании в начальной школе пока не ставится, современный учитель должен творчески подходить к преподаванию всех предметов.

В данной статье речь пойдет о фор мировании познавательного интереса на уроках окружающего мира, кото рый интегрирует научные понятия биологии, географии, астрономии, эко логии, физики.

Для развития учебно-познава тельного интереса существует мно жество различных методов и при емов. В свое время В.А. Сухомлинский обращал внимание педагогов на то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, в котором ре бенок жил до школы, не был закрыт от него дверью класса. Ребенок толь ко в том случае полюбит школу, свой класс, если учитель сохранит для не го те радости, которые окружали его раньше. Таким образом, заниматель ный материал не перестает влиять на развитие ребенка и в школьном учеб ном процессе.

Использование занимательного материала на уроках окружающего мира помогает активизировать учеб ный процесс, развивает познаватель ную активность, наблюдательность детей, их внимание, память, мышле ние, поддерживает интерес к изучае мому. Занимательный материал раз вивает у детей творческое воображе ние, образное мышление, снимает утомление.

Вместе с тем важно, чтобы учитель не превращал занимательность в раз влечение, чтобы он заранее планиро вал, где, как и с какой целью следует привлечь средства занимательности на уроке.

Учителя начальных классов чаше всего используют такой заниматель ный материал, как загадки, игры, эко логические сказки, кроссворды и ре бусы, информацию из Книги рекордов Гиннеса или из рубрики «Знаете ли вы?». Например, по теме «Вода в при роде» можно предложить следующую любопытную информацию:

  1. Самая крупная дождевая капля составила 9,4 мм в диаметре. Такой крупный дождь наблюдали в США 17 августа 1953 г.
  2. Самый продолжительный дождь шел в Индии 12 месяцев - с 1 августа 1860 г. по 31 июля 1861 г.
  3. Самая крупная градина весом в 1 кг была отмечена в Бангладеш 14 ап реля 1986 г. Тогда от града погибло 92 человека.

Большой интерес на уроках окружа ющего мира вызывает прослушивание  или разбор «подслушанных» в приро де разговоров между растениями, на секомыми, птицами, зверями.

 Напри мер, идет урок на тему «Звери зимой»:

- Как вы думаете, изменилась ли жизнь животных с приходом зимы? Вот какой разговор удалось подслу шать между сорокой и медведем (зай цем и летучей мышью и т.д.).

Сорока и медведь

-        Эй, медведь, спишь, что ли?

-        Хр-р-р!.. Уснешь тут... Чего тебе, стрекотуха?

  1. Да вот не пойму я, почему тебя мед ведем зовут? Ну, заяц беляк, птица глу харь - это понятно. А вот медведь... Ну что такое медведь?
  2. Охо-хо! Бестолковая ты птица. «Мед ведь* - значит «мед ведающий». Знаю, где мед в лесу спрятан, потому и медведь. Понятно? Вот окаянная птица, покоя от нее нету. Только сон сладкий стал сниться, будто бы в лесу дуплистое дерево растет, а в дупле соты. И никто про то не ведает, один я, медведь, ведаю. И, будто бы... Хр-р-р, хр-р-р!

- Почему медведь зимой спит?

Заяц и летучая мышь

  1. Здравствуй, ушан - летучая мышь!
  2. Здравствуй, заяц - длинные уши!
  3. Как живешь-поживаешь?
  4. Лучше всех живу - горя не знаю!
  5. Как же это ты так ухитряешься?
  6. Это проще простого. Как плохо мне, — зима пришла или дождь, ветер,— я на боко вую. Сплю да сладкие сны смотрю. Иной год месяцев десять просплю!
  7. Ну, брат, тут я тебе не товарищ! Я так не могу. Я если и сплю, так и то с открыты ми глазами!
  1. Какие еще звери впадают на зиму в спячку?

               Синица и белка

  1. Ты почему, белка, из гнезда не выхо дишь?
  2. Я, птица синица, тепло берегу. На во ле-то нынче студено. Я вход в гнездо мо хом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос высунуть.
  3. А чем же ты кормишься?
  4. А у меня с лета сухие грибки припасе ны, да орешки, да желуди. Вот в морозы-то и отсижусь!
  1. Как зимует белочка? Почему она на зиму не впадает в спячку?

Хомяк и крот

  1. Хр-р-хр-р-р... Хр-р-хр-р-р...
  2. Пуф-пуфф... Пуф-луфф...
  3. Хр-р-р... Ай, кто здесь?!
  4. Пуфф... Это я, крот. А ты кто?
  5. Еще спрашивает: «Кто, кто?» Хомяк я, вот кто! Что это ты, бессовестный, в мою квартиру лезешь?
  6. Пуф-пуф... Да я нечаянно... Уморил ся, с лап сбился. Червяков, понимаешь, ищу, а они от морозов глубоко попрята лись. Роешь-роешь, ищешь-ищешь, семь верст под землей пройдешь, покуда чер вячка заморишь...
  7. А ты бы делал, как я! На зиму у меня приготовлена спаленка, рядом со спален кой — кладовочка: поел — поспал, поспал — поел, и за семь верст ходить не надо!

-        Какие еще звери запасают корм на зиму?

Заяц и снегирь

  1. Заяц белый, куда бегал?
  2. На деревню.
  3. -Для чего?
  1. Клочок сена подобрать, зелени пощи пать, кочерыжечку капустную в огороде найти.
  2. И удачно?
  3. Как бы не так! Сено в сараях, зелень под снегом, а в огороде собаки злющие!
  4. А теперь ты куда?
  5. Осинку глодать.
  6. Да она, поди, горькая.
  7. Сладкая! Вчера не поел, сегодня не ел - куда как сладкой осинка покажется!

- Чем питается заяц зимой?

Эти «разговоры» помогут детям узнать и запомнить, какие звери зимой спят, какие — запасают корм, какие — ведут активный образ жизни.

В формировании учебно-познава тельного интереса велика также роль познавательных заданий и вопросов. Основное методическое требование к ним состоит в том, что ответ на вопрос и выполнение задания должны пока зать, в какой мере школьник может творчески использовать имеющийся у него запас знаний, насколько свободно он владеет природоведческими факта ми, умеет ли он думать. Например, можно предложить детям такие во просы:

1.        Почему в еловом лесу приход весны всегда запаздывает?

  1. Ель, как известно, считают вечно зеленым деревом. Почему с этим утверждением нельзя полностью со гласиться? Справедлива ли загадка: зимой и летом одним цветом?
  2. Есть дерево, у которого не листья, а хвоинки, однако называется оно лиственницей. Почему?
  1. Почему лиственницу называют «добрым деревом»?
  2. Почему в народе клен называют «поющим деревом»? Какими особенно стями отличается его древесина?

Перечислим     некоторые     прие мы, которые  особенно любимы детьми.

«Перевертыш». Тема урока записы вается словами в перевернутом виде, без изменения порядка слов в предло жении. Детям предлагается прочитать тему правильно и рассказать, как они это сделали. Так же можно предлагать определения понятий, небольшой текст задания. Можно дать задание на дом - изложить в таком виде основные тезисы темы, чтобы на следующем уроке дети могли обменяться своими «шифровками». Этот прием хорош для повторения материала и развития зрительной перцепции.

«Лови ошибку». Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Нужно их отыскать и объ яснить, как должно быть правильно. Обучив учеников этому приему, мож но предлагать в качестве домашнего задания составление подобного текста для взаимопроверки на следующем уроке.

«Осколки». Учащиеся получают текст, составленный из обрывков фраз. Нужно составить из них связные предложения. Такой текст может быть представлен в виде двух столбиков: первый - начало фразы, второй - ее конец. Этот прием подходит для любо го этапа урока и для домашнего зада ния — составить по теме «осколки» для взаимопроверки.

«Реставрация». Учащиеся получа ют текст или рисунок с пропусками, недостающими элементами. Необхо димо заполнить пробелы. Прием мож но использовать на любом этапе урока и для домашнего задания.

«Случайность». Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Это игры, в которых выбор вопроса или объекта определяет жребий. Сущест вует много таких игр, и можно их изоб рести еще или модифицировать под условия конкретного приема. Этот при ем можно применять почти повсюду: выбор вопросов в контрольной работе, выбор домашнего задания, определе ние последовательности организацион ных форм урока и т.д. В качестве жре бия используют кубик, волчок, мишень, билетики с номерами, названиями.

«Творчество на будущее». Ученики выполняют творческие задания по подготовке дидактических материа лов: составляют ребусы, загадки по те ме, «Словолов», «Осколки», кроссвор ды по теме урока; разрабатывают игру на изучение, повторение или закреп ление темы.

«Дай себе помочь». Этот прием очень похож на предыдущий, но на правлен на привлечение детей к со ставлению текстов контрольных ра бот, проверочных диктантов, тестов. Учитель максимально использует си туацию, в которой дети могут ему по мочь.

«Вопрос к тексту». Перед изучени ем текста классу дается задание: со ставить к тексту список вопросов. Иногда целесообразно оговаривать ко личество вопросов, их вид. В конце урока можно дать учащимся задание составить вопросы, на которые они с легкостью ответят сами, либо задание составить вопросы для закрепления учебного материала или взаимопро верки на следующем уроке. Таким образом учитель опосредованно выяв ляет уровень усвоения материала и получает список вопросов для прове дения опроса на следующем уроке.

Фактологическим диктант. Дик тант проводится по фактическому ма териалу прошлого урока. На партах остаются только листки и ручки. Во просы задаются быстро, и ответ требу ется очень быстрый, из двух-трех слов.

Щадящий опрос. Учитель проводит фронтальный опрос, но ответы не вы слушивает. Ученики отвечают друг другу в паре или группе. Затем учи тель сам отвечает на заданный вопрос, и ученики сравнивают ответы товари щей с ответом учителя. Такой опрос целесообразно проводить перед обоб щением или проверочной работой, но можно и на любом уроке.

После щадящего опроса можно дать небольшую работу на оценку.

Все приведенные приемы прекрас но вписываются в любую систему, ме тодику обучения.

В основу практической работы ав тора положена концепция развития познавательного интереса Г.И. Щуки ной. В частности, использованы три аспекта методики познавательного интереса:

  1. привлечение учащихся к целям и задачам урока;
  2. возбуждение интереса к содержа нию повторяемого и вновь изучаемого материала;
  3. включение учащихся в интерес ную для них форму работы.

Как показывает  опыт, реализа ция описанных приемов и принципов работы приводит к следующим ре зультатам:

-        у детей развивается умение работать с информацией;

  1. формируются навыки самостоя тельной работы с учебным материа лом;
  2. повышается активность учащих ся, растет их интерес к предмету;
  3. увеличивается число «хороши стов».

Таким образом, можно утверждать, что интерес играет роль катализатора учебной деятельности, а по мере его закрепления превращается в относи тельно автономно действующий внут ренний стимул, важный фактор раз вития учебного познания. Осознанное, планируемое создание условий для развития познавательного интереса - сегодня одно из основных средств повышения эффективности обучения на уроке.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование ИКТ для развития познавательного интереса на уроках окружающего мира».

Педагогический проект  «Использование ИКТ для развития познавательного интереса на уроках окружающего мира» Цель: создание условий для формирования познавательных интересов младши...

Формирование познавательных компетентностей на уроках окружающего мира

Упражнения в формировании познавательных компетентностей на уроках окружающего миоа в 1 классе...

Формирование познавательного интереса на уроках окружающего мира

В федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования определены основные цели, одна из которых ориентирована на развитие л...

Использование ИКТ для развития познавательного интереса на уроках окружающего мира

Таким образом, применяя информационно-коммуникативные технологии в урочное и внеурочное время:Создается атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе классаУчащиеся используют различные способ...

Выступление на МО "Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира"

Выступление на МО "Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира"...

Выступления на заседаниях ШМО. «Формирование познавательного интереса на уроках Окружающего мира»

       В федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования определены основные цели, одна из которых ориентирована на развитие личности школьни...