Урок окружающего мира по теме" Озеро Байкал"
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок посвящен изучению объекта Всемирного природного наследства - озеру Байкалу.На уроке рассматривается фауна ,  экологические проблемы Байкала.К уроку прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_baykal.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Озеро Байкал.

Задачи урока:

  1. Познакомить детей с особенностями озера Байкал как объекта Всемирного наследия.
  2. Раскрыть значение озера как уникального природного явления мира.
  3. Инициировать интерес к ландшафту, флоре и фауне озера, его экологическим проблемам, к знакомству с ним на основе книг, альбомов, телепередач, сети Интернет.

Планируемые результаты:

Находить и показывать озеро Байкал на карте России.

Совершенствовать умение рассказывать о его уникальных особенностях.

Извлекать из различных источников дополнительную информацию по теме, готовить и обсуждать эти сообщения на уроке.

Оборудование:

Карта России, банка с прозрачной водой и приклеенными к ее стенке изображениями животного мира Байкала ,фонарик, краски, презентации детей и фильм « Байкал – рай на Земле».

                                                    Ход урока

  1. Организация класса. (1 кадр- название урока)
  2. Актуализация ранее изученного.

-Что обозначает этот знак? Знаком ли он вам? (  2 кадр- эмблема Всемирного наследия)

На прошлом уроке мы с вами говорили об объекте Всемирного культурного наследия- о Кремле.

-Почему Московский Кремль дорого сердцу каждого россиянина?

Я предлагаю вам послушать путевые заметки о путешествии по Московскому Кремлю Миловановой  Виолетты . ( Фотовыставка )

3.Изучение нового материала.

-А сегодня мы отправимся в далекую Сибирь, к объекту Всемирного природного наследия. А вот куда, узнаем из стихотворения М. Сергеева  «А что это такое?»

А что это такое? Такое голубое,

Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо за сосны зацепилось,

По скалам покатилось и на землю стекло?

А что это такое? Такое золотое?

Блестящее,  как зеркало, слепящее глаза?

Быть может, это солнце легло поспать под скалы,

Оно лежит устало, закрыв свои глаза?

А что это такое? Все время в непокое,

Быть может , это туча застряла среди скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

А озеро Байкал!

-Да, ребята,  именно так называется наш урок.( 3 кадр -Тема урока) Мы переносимся мысленно в далекую Сибирь, к величайшему творению природы – к озеру Байкал. Байкал - неповторимое чудо планеты,  святыня не только для россиян, но и всего человечества.

А сейчас мы послушаем фрагмент русской народной песни об этом озере. Вы услышите, как еще в народе называют это озеро. В тексте вам встретятся незнакомые слова: (на доске карточки): баргузин – ветер на Байкале; омулевая бочка –бочка, в которой засаливают рыбу.

  (4 кадр- фото Байкала, звучит песня):                  

 (« Славное море, священный Байкал»)

- Почему Байкал называют морем? А почему священным? Об этом вы узнаете, прочитав второй абзац на странице 100 учебника.

                         ( дети читают и отвечают на вопрос)

- А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм о Байкале. Вы увидите всю красоту этого озера,  услышите шум его волн, узнаете много нового и интересного.

( 5 кадр- фильм):

                ( фильм « Байкал – рай на Земле»)

- Какое впечатление произвел     на вас Байкал?

-Как   называли это озеро народы, населявшие его берега? Об этом нам расскажет Пащенко Виталик.

- Ребята,  а для того , чтобы узнать какие животные населяют это озеро, а предлагаю вам погрузиться в глубоководный аппарат « Мир». (6 кадр-аппарат):

                      ( презентация « Животный мир Байкала»)

- Ребята, как вы думаете, что нужно этим и другим животным Байкала для благополучной жизни в воде?

                         ( п/о Чистая вода, свет, тепло, корм)

-А сейчас мы проведем небольшой эксперимент.  ( Банку с чистой водой просвечиваю фонариком) Представьте себе, что такую чистую воду мы видим за стеклами нашего аппарата «Мир». Мы можем видеть подводных обитателей  озера. И вдруг что- то случилось! (Добавляю темную краску в банку) Вода в банке стала мутной. При просвечивании фонариком видна темная взвесь.

-Как вы думаете, что произойдет с животным и растительным миром в такой воде?

-Похожая беда действительно происходит с Байкалом. Кто и что угрожает  озеру?

Над это проблемой  размышляла Мурашева Настя. Она провела свою исследовательскую работу. (выступление )

-Ребята, конечно проблем у озера много, но для того, чтобы люди могли и через столетия любоваться природой Байкала уже сейчас созданы заповедники, заказники, национальные парки.  ( 7 кадр- заповедники):

Например, в Бургузинском заповеднике не только охраняют , но и разводят ценнейшего пушного зверька – соболя, под охраной находятся медведи, олени. В Забайкальском национальном парке существуют 500 видов растений и животных, более половины  из которых встречаются только здесь. Именно здесь ,  на острове Ушкань, охраняется лежбище байкальской нерпы .Только тут можно увидеть сапсана, черного журавля, беркута, черного аиста, орлана- долгохвоста и орлана- белохвоста.

  - Ребята   , а какое уникальное озеро  находятся  недалеко от города Пятигорска ?

( 8 кадр- озеро Тамбукан)

-А чем славится озеро Тамбукан? ( лечебной грязью)    

- А грозит ли нашим озерам опасность загрязнения? А что можете вы делать, чтобы вода в наших водоемах была  всегда чистой? ( не оставлять мусор после отдыха)

. 4. Закрепление изученного материала

-А сейчас мы проверим, как вы запомнили то, что услышали и прочитали на уроке. На столах у вас лежат карточки. Работать будете в парах. Надо заполнить пустые клетки.

слово

Что обозначает

Самое глубокое и чистое  озеро в мире

Голомянка

1637 м

Глубоководный аппарат

Именно столько рек впадает в Байкал

Река, вытекающая из озера Байкал.

Нерпа

Пушной зверек, которого разводят в Баргузинском  заповеднике

-Проверим работу с помощью компьютера. ( Над экране таблица с правильными ответами)

-Кто правильно выполнил работу , поднимите руки. Молодцы, ребята.

5.Рефлексия.

-Итак, в течение урока мы много  узнали нового, провели эксперимент, анализировали данные, делали выводы. Перед вами лежат листочки, выберите предложение, которое вам хотелось бы продолжить. Запишите эти слова.

На сегодняшнем уроке я узнал

На этом уроке я похвалил бы себя за

После урока мне захотелось

Сегодня я сумел

-Стихотворение о Байкале :

Чиста, уникальна, прозрачна вода.

Безмолвна. Но полная жизни тайга.

Шумит и волнуется бешеный вал

Таким мне запомнился древний Байкал.

Красавица дочь Ангара удалая.

Свой путь начинает из этого края.

А с нею три сотни речушек и рек,

Все устремили к Байкалу свой бег.

С тревогой смотрю я в завтрашний день:

Будут ли жить там омуль. Тюлень?

Как сохранить заповедное озеро,

Чтоб его больше не «целлюлозило»,

Чтоб достоянием народа стал

Славное море- священный Байкал?

 6.Домашнее задание.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку окружающего мира "Озеро Байкал"

В презентации рассказывается об особенностях озера Байкал....

Презентация к уроку окружающего мира "Славное море- священный Байкал"

В презентации о Байкале использованы авторские фотографии....

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме " Озеро Байкал"

Конспект урока окружающего мира в 3 классе " Озеро Байкал" построен в технологии критического мышления...

Технологическая карта урока окружающего мира "Озеро Байкал" УМК "Перспектива" 3 класс

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал. Задачи урокаДидактические:1...

Технологическая карта урока Окружающего мира "Озеро Байкал как культурное наследие" (3 класс, УМК "Перспектива")

Цель урока: формирование представлений у обучающихся об озере Байкал как культурном наследии.Задачи урока:Дидактические:1.Уметь определять животный и растительный мир озераБайкал.2.Знать особенности о...

Технологическая карта урока окружающего мира "Озеро Байкал" ( 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с природным объектом Всемирного наследия - озером Байкал.Задачи урока:Дидактические:актуализировать знания детей о В...

Технологическая карта урока Окружающего мира "Озеро Байкал" (2 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления об озере Байкал и его природными особенностямиЗадачи урока Дидактические:1. Познакомить с природными особенно...