Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 1 классе. Вселенная или космос. Пластилин – вместо карандашей и красок.
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Шавель Анна Артуровна

Для учащихся первого класса, обучающихся по развивающей программе Л.В.Занкова, трудно воспринимать материал о Вселенной. Космические тела – это те предметы, которые нельзя потрогать, увидеть рядом. Дети воспринимают их такими, какими преподносят для них авторы учебника и учитель. Этот интегрированный урок помогает учащимся осознание воспринимать картину космоса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_okr.mira_i_tehnologii.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              Интегрированный урок окружающего мира и технологии

                                                                        в 1 классе.

               Тема: Вселенная или космос. Пластилин – вместо карандашей и красок.

               Цели: Познакомить учащихся с основными составными частями вселенной;

                         рассмотреть строение Солнечной системы, отличительные признаки                              

                        Луны, Земли, Солнца; продолжить развитие навыков работы с

                        пластилином; способствовать развитию у детей чувство понимания

                        цвета.

               Оборудование: 1.Предметные картинки с предметами окружающего мира.

                         2.Атласы по природоведению 3-5 класс.

                         3.Наглядное пособие «Солнечная система».

                         4.Аудиозапись «Лунная соната» В.Бетховена

                         5.Подкладной картон, тряпочка для рук, пластилин, стек, шаблоны из                                                                      

                           картона в виде звезд, полотно синего цвета 1м*1,5м.

                                                              ХОД  УРОКА.

               

  1. Организационный момент.

 У: Доброе утро, ребята! Вы, наверное, удивлены, что по расписанию у нас окружающий мир, а приготовились мы к уроку труда. Сегодня у нас с вами необычный учебный день, этих два урока мы объединим вместе. Нас ждут на этом занятии необычные открытия и удивительные сюрпризы.

  1. Повторение пройденного.

  У: Но прежде чем мы приступим к изучению нового и необычного, давайте повторим то, что проходили на прошлых уроках.

  У: - Что мы называем окружающим миром?

  Д: - Это всё что находится вокруг нас. ( Называют предметы окружающего мира.)

  У: - На какие две группы можно разделить предметы окружающего мира?

  Д: - Их можно распределить на две группы: то что создано природой, и то что сделано                  

         человеком.

  У: - Я предлагаю вам сейчас помочь мне распределить эти предметы ( учитель демон-

         стрирует предметные картинки) на две , о которых вы мне сейчас сказали.

   

ГОРЫ   ПАЛЬТО   ТАБЛЕТКИ    ЦВЕТОК   РЕКА    КОРАБЛЬ    МАГАЗИН

          Вызываются ученики по количеству картинок, которые распределяют их по    

         группам.

  У: - Расскажите как изменяется природа в зависимости от времени.

  Д:   Ученики кратко рассказывают об изменениях в природе летом, осенью, зимой и

                          весной; а так же в течение суток.

                                                            Физ.минутка .Игра «День и ночь».

  1. Сообщение темы урока.

  У: - А теперь вы сообщите мне тему урока. Да-да, я не ошиблась, именно вы скажите о

         чем пойдет речь на занятии, если отгадаете  все мои загадки.

       

                Это что за потолок?                                  Большой подсолнух в небе,

                То он низок, то высок,                              Цветет он много лет.

                То он сер, то беловат,                               Цветет зимой и летом

                То чуть-чуть голубоват,                           А семечек все нет.(солнце)

              А порой такой красивый,

                Кружевной и синий-синий.(небо)

                 В голубой станице –                                Ни начала, ни конца,

                 Девица круглолица,                                 Ни затылка, ни лица.

                 Ночью ей не спится –                              Знают все, и млад и стар,

                 В зеркало глядится. (луна)                      Что она большущий шар. (земля)

                   

                                                 Раскинут ковер, рассыпан горох.

                                                 Ни ковра не поднять,

                                                 Ни гороху не собрать. (звезды)

  У: - Как одним словом назвать все отгадки?

  Д: - Космос, вселенная.

  У: - Вот вы и сообщили тему урока.

 4. Работа по теме урока.

 У: - Слово  «космос» пришло к нам из древнегреческого языка, и сначала оно не имело никакого отношения к небу и тому, что находится далеко за его приделами. Древние греки называли космосом украшение, мир, порядок. И только потом, когда люди поняли, что Земля, на которой они живут, является лишь частичкой какого-то огромного мира, где Солнце, звезды, планеты располагаются в определенном порядке и их движение подчинено строгим законам, они стали называть этот огромный и непонятный мир тоже космосом.

      Шло время, люди изобрели мощные телескопы, научились строить специальные станции – обсерватории, откуда можно увидеть самые далекие звезды. ( Демонстрация изображения телескопа.)

      Самая ближайшая к нам звезда – это Солнце. Вокруг Солнца вращаются 9 планет. Давайте посмотрим, как устроена Солнечная система. ( Демонстрация наглядного пособия «Солнечная система» )

У: А теперь я хочу услышать от вас, что вы знаете о Солнце.

  1. Какой оно формы?
  2. Почему ни один космический корабль не может приземлиться на Солнце?
  3. Что больше Земля или Солнце?

                                                                                                                                                                                                                               

  У: Если представить, что Солнце – апельсин, то Земля будет размером с маковое        

       зернышко.

                   

                             Физ.минутка «Земля, воздух, вода, огонь».

  У: - А какое небесное тело хорошо видно на ночном небе?

  1. Какую форму имеет луна?

Луна – вечная спутница Земли, она вращается вокруг нее и не может удалиться, потому что Земля притягивает ее к себе.

  1. Как вы думаете, почему на Луне нет животных и растений?
  2. Какие ещё космические тела можно увидеть ночью?

Д: - Звезды.

У: - Те звезды, которые мы наблюдаем с Земли – лишь ничтожно малая часть от тех        миллиардов светил, которые мы разбросаны в бесконечных просторах Вселенной. На ночном небе звезды из далека выглядят маленькими светящимися точками, но на самом деле это огромные шары раскаленного газа, такие же или даже больше, чем Солнце.

  1. А кто, ребята, внимательно наблюдал за звездами и может сказать, какой свет излучают звезды?

Д: - Желтый, красноватый, отсвечивают зеленым или синим цветом.

У: - Действительно, звезды светятся разным цветом, а зависит это от возраста звезды, а живут они по несколько миллиардов лет; от того как далеко они находятся от нас и из какого вещества состоят.

  1. Работа в группах.

У: - Сегодня на уроке мы с вами постараемся изобразить вот на этом стенде частички звездного неба. Вы, конечно же, уже слышали о том, что звезды люди объединили в созвездия.

 У: Вот под каким созвездием родился ты, Родион? (Спросить несколько детей).

 У: Теперь для продолжения работы нам необходимо разделиться на группы. Я предлагаю сделать это по рядам, то есть ребята одного ряда – это группа. Выберите капитана своей команды.

      Каждая группа собирается около парты, где лежит «Атлас», открытый на странице со звездным небом.

      Ваша задача выбрать созвездие, количество звезд в котором совпадает с количеством учащихся в группе. (Если ученики затрудняются, то учитель предлагает им свой вариант).

              7 звезд – Заяц           7 звезд – Малая Медведица           7 звезд - Дева            

                *          *                                                             *                                *

                                                                                      *

                     *                                                                                                  *

                                                                                 *                              *                                    *

                  *             *                                                                                                            *

                                                                    *            *                                                   *

                                                                     *          *                                     *

                            *     *

  У: - Что же мы делать дальше, узнаем после физ.минутки.

                                                  Игра « Пчелы и шершень».

                  ( 1 хлопок – «летают», 2 хлопка – «замерли», 3 хлопка – «прячутся» ).

  1. Работа по теме урока.

  У: - А сейчас внимательно послушаем меня. Эти созвездия, что вы выбрали, надо изобразить с помощью звезд, которые вы сами изготовите. У каждого на парте есть макет звезды из картона, но у нас нет красок. Чем же мы будем разукрашивать наши звезды?

  Д: - Пластилином.

  У: - Давайте все вместе составим план выполнения работы. С чего нам надо приступить к выполнению задания?

  Д: - Выбрать нужный цвет пластилина.

  У: - Совершенно верно. Давайте ещё раз повторим каким цветом могут быть звёзды.

  У: - Когда выбран пластилин, что надо сделать дальше?

  Д: - Разогреть его в руках, размять до мягкого состояния.

  У: - Молодцы! Вот когда пластилин готов к работе, его надо отщипывать небольшими частями и, накладывая кусочки пластилина, размазывать их по поверхности макета звезды так, чтобы пластилин был гладкий, без бугорков и ямок. (Учитель демонстрирует образец поделки № 1 и передаёт его по рядам).  

  У: - Проведите по поверхности пальчиком и почувствуйте, какая она гладкая.

         А ещё «разукрашивая» звезду, можно взять не один цвет, а несколько. (Учитель демонстрирует образец № 2, где звезда «закрашена» двумя цветами).

        Это, дети, зависит от вашей фантазии.

  1. Когда ваша работа будет готова, вы показываете её капитану, если замечаний нет, то приносите мне, и мы прикрепляем её на наше звёздное небо в ваше созвездие.

Прежде чем приступить к работе, давайте разомнем пальчики.

                   Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин». 

  1. Самостоятельная работа.

Во время работы звучит музыка Л.Бетховена «Лунная соната».

 Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся. Напоминает об этапах работы и аккуратности выполнения.

     После окончания работы дети приводят свои места в порядок, в группах помогают тем, кто медленнее справляется с заданием.

      Учитель демонстрирует каждую работу и отмечает положительные стороны.

  1. Итог урока.

 У: - Хочу сообщить вам по секрету, что к нам в класс завтра заглянут в гости ваши родители. Хотите, чтоб я им показала вашу работу?

 Д: - (дружно) Да!

 У: - Как вы думаете, им понравится наш кусочек звездного неба?

 Д: - Да! Конечно! Еще бы!

 У: - А почему вы так считаете?

 Д:- Получилось красиво!

  1. У нас все аккуратно!
  2. Мы же старались!
  3. По-моему это необычно!
  4. Моя мама такого никогда не видела.

  У: -Что же, вы сегодня меня очень порадовали, я счастлива, что у меня в классе такие умные и трудолюбивые дети.

       

                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок окружающего мира и технологии. 4 класс

Данный конспект урока можно использовать при подготовки урока в 4 классе по теме "Лес- природное сообщество"....

Интегрированный урок "Окружающего мира и технологии"

1.     Познакомить учащихся с бытом и культурой славян через организацию     исследовательской работы.2.     Развивать умения...

Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 3 классе на тему "Природа Астраханского края"

Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 3 классе на тему "Природа Астраханского края"....

Интегрированный урок окружающего мира и технологии по УМК Школа 2100 с презентацией для 1 класса

Материал предназначен для изучения первоклассниками темы: "Весна - пробуждение природы" из учебника "окружающий  мир"  по программе образовательной системы "Школа 2100" и соответствует ФГОС ...

Интегрированный урок окружающего мира и технологии по УМК Школа 2100 с презентацией для 1 класса

Материал предназначен для изучения первоклассниками темы: "Весна - пробуждение природы" из учебника "окружающий  мир"  по программе образовательной системы "Школа 2100" и соответствует ФГОС ...

Конспект интегрированного урока окружающего мира и технологии во 2,3 классах учителей начальных классов

Цели и задачи темы:познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани;закрепить представления детей о социально-нравственном значении сов...

Тема: Осенние изменения в природе. (Интегрированный урок окружающего мира , ИЗО, технологии; 1 класс).2017год

Цели: 1. Обобщить знания детей об изменениях в живой и неживой    природе с приходом осени;                2. ...