Урок окружающего мира в 3 классе "Улицы наших городов"
методическая разработка (окружающий мир, 3 класс) по теме

Владимирова Елена Викторовна

"Улицы наших городов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ulicy_nashih_gorodov_urok.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Улицы наших городов.

 

Цель.

 Используя краеведческий материал познакомить учащихся с историей            названия улиц.

Задачи.

 Воспитывать чувство патриотизма к Родине.

 Приобщать детей к творческой исследовательской деятельности.

 Развивать устную речь учащихся, память, мышление. Расширять кругозор,    углублять словарный запас.    

Технологии: образовательная,здоровьесберегающая,компьютерная,информационно-коммуникативная,игровая.

Оборудование и материалы: карточки, раздаточный материал для творческого задания, презентация, справочный краеведческий материал , компьютер, мультимедийный проектор..

Ход урока.

І. Организационный момент. ( Проверка готовности к уроку)


Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро солнцу и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.

-Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

ІІ. Определение темы и постановка целей урока.

  -Тема нашего урока « Улицы наших городов» (Слайд 1)

- Скоро наступят летние каникулы. Каким образом вы можете отдохнуть с пользой для здоровья?

- Сегодня мы узнаем еще об одном способе отдыха. Для этого давайте отгадаем шифровку.                                                                                          (Слайд 2)

- Что вы знаете о туризме? Кто такие туристы?

(Туризм - путешествие по странам и городам с целью увидеть памятники старины природу, красивые места.)

- Путешествуя, туристы не только узнают много интересного, но и укрепляют свое здоровье. Как? (Малоподвижный образ жизни вредит здоровью, а находясь в пути туристы много двигаются.)

- Каким видом транспорта могут пользоваться туристы? (Автомобиль, поезд, теплоход, лошадь, лыжи, пешком, велосипед, мотоцикл)

- Какие из них являются наиболее полезными для здоровья?

- Сегодня я предлагаю вам отправиться в туристическую поездку. Но путешествовать мы будем по необычному городу , который носит название Беседа.

ІІІ. Работа по теме урока.

 

       -Посмотрите на карту любого города ,что вы на ней увидели? (Слайд 3)

Обозначены дороги, парки. сады и улицы.  Подумайте, что из перечисленного появилось первым в городе?

     -Люди не могли строить дома только в одном месте, это тесно. Действительно, если наши предки находили пригодное место для жилья, то сначала его подготавливали для застройки, а потом лишь решали , кто где будет строиться и жить.
    -Так появлялись первые улицы.

     -Принято говорить, что улица это «лицо» города. (Слайд 4)

      -А что такое улица? (Ответы детей )

Отдельным детям учитель давала задание: узнать в толковых словарях значение слова «улица».

       -Улица - это специально выделенная территория, предназначенная для
движения транспорта и пешеходов.

2 ученик.

      - Улица включает двухполосную (не всегда) проезжую часть, обочины и
кюветы. А еще улицу можно определить, как пространство между двумя
рядами домов в населенных пунктах для проезда и прохода.

3 ученик.

       - Улица — обычно два ряда домов и пространство  между ними для
передвижения. Улица может не иметь специального покрытия (пространство
между зданиями представляет собой просто участок земли), а может быть покрыта каким-либо прочным материалом.  В разные времена для этого использовали дерево, кирпич, камень, щебень. В современном мире самым популярным покрытием является асфальт. Одним из отличий улиц от дорог улицы является наличие тротуаров.( Слайд 5.)

ІҮ. Физкультминутка.

По дорожке( 2раза)
Скачем мы на правой ножке
А по этой по дорожке
Скачем мы на левой ножке
Все по улице пройдём,
В класс тихонечко зайдём.

Ү. Работа по теме урока.

а) Чтение статьи по учебнику стр.76.

        -Как выглядела улица в старину?

       - Почему стали делать мостовые?

б) Продолжение беседы по теме.

         - Появились слова проспект, переулок, тупик, площадь, бульвар.

Проспект – прямая, широкая, большая улица в городе. (Слайд 6)

   - Какой проспект тянется вдоль левого берега  Невы в нашем районе? (проспект Обуховской Обороны)

Переулок – это поперечная улица. Первые переулки были короткими и узкими, служили для связи улиц. Сейчас переулки шире иных улиц. (Слайд 7)

Тупик – это улица, упирающаяся в какое-нибудь строение, не имеющая сквозного проезда или прохода (Слайд 8)

Площадь – незастроенное большое и ровное место, от которого обычно расходятся в разные стороны улицы. (Слайд 9)

    -Назовите главную площадь нашего города. (Дворцовая)

Бульвар – широкая аллея на городской улице. (Слайд 10)

     - Какое название носит бульвар в нашем районе? (бульвар Красных зорь)

в) О чём могут рассказать названия улиц?

-Мало кто из жителей города знает, откуда пошли те или иные названия улиц, может с точностью указать их нахождение, особенно, улиц, появившихся относительно недавно. Приезжие же порой тратят  немало времени для нахождения адреса. Возникает проблема: что необходимо предпринять, чтобы жители города , приезжие могли лучше узнать город и легко в нём ориентироваться.

        -Расселялись люди по роду своих занятий.

           ( На столах лежат карточки с названиями улиц)
г) Выделение названий улиц в первую группу.
- Какими ремеслами владели наши предки в отличие от современных профессий?
(предположительные ответы детей).
При затруднении выясняем род занятий людей.
        -В хозяйстве всегда нужна посуда, делали её из глины мастера-гончары; значит, возможно название улицы - Гончарная; чтобы всегда были наготове лопаты, кирки, хорошо подкован конь, или у хозяйки острые ножи, нужен человек, который умеет делать эти предметы - кузнец. Улица Кузнечная
Выделяем первую группу названия улиц. На доску вывешивается название группы.
       Ремёсла и профессии

  1. Аптекарская
  2. Кожевенная…

      -А какая улица проходит мимо школы? (Ткачей) (Слайд 11)

      -Улицу Ткачей назвали так потому, что она расположена вблизи текстильных предприятий, а также в связи с тем, что на ней стоит так называемая «Максвельская казарма».  Здесь жили ткачи Максвельской фабрики (ныне фабрика «Рабочий»), которая явилась арестовывать  
Об этом историческом событии рассказывает мемориальная доска, возобновлена в 1959 г. на доме № 3 по ул. Ткачей.

     Отбор карточек.

       -  У вас на столах лежат карточки с названиями улиц. Выберите из всех карточек те, на которых написаны названия улиц, относящиеся к данной группе.

  д) Выделение названий улиц во вторую группу.

   Вторая группа: Природа в названиях. ( Вывешивается на доске)


       
- Часто название улицы может “выдать” тайну своего имени. Почему улицы могли быть названы Речными, Цветочными, Горными? (Ответы детей)

 

    -В нашем городе есть Моховая улица. Эта улица именуется так вовсе не потому, что она. когда-то была покрыта мхом, а в результате звукового изменения ее первоначального названия — Хамовая улица. Название «Хамовая» связано со старинными словами «хамовник», «хамовный». В прошлом они употреблялись со значением «ткач», «полотнянщик»,«скатертник»; «хамовное» дело — ткацкое ремесло. (Слайд 12)

   Отбор карточек .

е) Третья группа. «Имена знаменитых людей в названиях. Улицы героев.»


На доску вывешивается название группы “Поэты и писатели”.Дети называют фамилии поэтов и писателей.

 Отбор карточек.

.Улицы, носящие имена героев.

. - Улицы могут носить на себе “отпечаток” тех времён , которые были очень значимы для страны. Обсудите в парах, почему стали появляться памятники воинам, по всей стране зажглись Вечные Огни…

         - Речь идёт о Великой Отечественной войне, которая началась 22 июня   1941года и закончилась 9 мая 1945 года.                  
На доску вывешивается  название группы. « Улицы героев» (Слайд 13)

         - Эти улицы есть и в нашем городе. На одной из них стоит наша 340 школа. Чьё это имя?

   •   Берггольц (русская писательница. Лирические произведения о героической обороне Ленинграда.)

        •  Говорова (выдающегося советского военачальника связаны блестящие военные операции Ленинградского фронта, в результате которых в январе 1943 года было прорвано кольцо блокады, и через год, в январе 1944 года)

           

          •  солдата Корзуна (ь артиллериста, Героя Советского Союза гвардии рядового Андрея Григорьевича Корзуна, погибшего при обороне Ленинграда.)

           

          • Маринеско (30 января 1945 года его подлодка пустила на дно германский суперлайнер, на борту которого находились свыше пяти тысяч солдат и офицеров.)

   

       -Улицы, названные в честь людей, которые внесли вклад в развитие науки.

      • Пинегина  (10 ноября 1985 года ей присвоили имя полярного исследователя Николая Васильевича Пинегина (1883–1940).

     -.Есть герои и послевоенного времени. Их имена – в названиях улиц.

• Гагарина

ж) Четвёртая группа. «Дела минувших дней» (улицы, названные в честь исторических событий и  великих политических деятелей).

 Отбор карточек.

     •   Советская

     •  Ленинский проспект

З) Пятая группа. « Пути-дороги»

    ▪ Московская

    • Тульская

    •  Киевская
     

  -Как произошли названия этих улиц? Подумайте. ( в честь названий городов, сёл, деревень)

  -Итак, мы выделили несколько групп, на которые можно разбить названия улиц. Каждое название имеет смысл и отмечает какой-либо исторический факт.  

 (Слайд 14)   -Но среди всех названий есть улицы-рекордсмены. Самыми популярными оказались названия улиц, связанные с природой. Лидер – улица Лесная. Таких в нашей стране 158 штук. Следующие по популярности природные топонимы – улицы Садовая, Полевая, Парковая и Зеленая.

 

ҮІ. Физкультминутка.

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.

И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.

ҮІІ. Работа с пословицами по группам.

Задание: составить из слов на карточках пословицу и объяснить её смысл.

Улица не двор: всем простор. ( Много места , свободно)

Будет и на нашей улице праздник  (Придет и к нам удача, осуществятся надежды, все изменится к лучшему. Говорят, когда в трудное время невезения, не- счастий верят в торжество справедливости.)

На своей улице и собака — тигр. ( Родина и свой край ближе всего человеку)

В доме - лев, на улице - кошка. ( Человек ведёт себя по-разному. Дома один ,а на улице совсем другой)

ҮІІІ. Творческое задание.

  -А теперь нас ждёт увлекательная игра: мы представим себя в роли архитекторов нашего города Беседа, создадим макеты улицы. Вы будете работать в группах. Каждая команда (их четыре) выполняет макет своей улицы  будущего и даёт ей название.

  -Выйди на улицу! Ты увидишь здесь самые разные здания, машины, фонари и многое другое.. Архитектор размещает, проектирует здания, дизайнер украшает улицы клумбами, рассаживает деревья, формирует скверы и бульвары.. Надо придумать, где расположить дорожки, поставить фонтаны, построить дома. Где зажгутся на  улицах фонари .

  -Давайте и мы составим план нашей работы. Как будут выглядеть улицы? (На столах приготовлены заготовки для макета: лист зелёной бумаги – участок земли, параллелепипеды из бумаги – будущие дома, макеты деревьев, клумб, фонтанов,машин.

Задание: создать макет улицы и дать ей название.

а) Практическая работа:

б) Обсуждение. После выполнения работы от каждой команды выходит представитель и рассказывает о проекте своей команды.

ІX. Рефлексия. Подведение итогов.

- Наше путешествие  по городу Беседа заканчивается. Что нового вы узнали об улицах?

- Как появляются названия улиц?

  - Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке и я думаю у вас прекрасное настроение. Если это так , то на листочках нарисуйте солнышко, если нет- то нарисуйте тучку и покажите мне и друг другу. (Слайд 15)

ІX. Домашнее задание.

 1)Пройти по улицам и записать , какие названия вам встретятся .Почему они так названы?

2) Прочитать статью в учебнике стр.77



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. Тема: «Москва – главный город нашей страны» (Начальная школа 21 век)

данный урок разработан и проведён по учебнику «Окружающий мир» (авторы Н.Ф.Виноградова), входящему в состав учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 века».Форма проведения урока – урок путеш...

Урок окружающего мира во 2 классе "Город на Неве"

Технологическая карта урока по окружающему миру "Город на Неве" 2 класс...

Урок окружающего мира во 2 классе "Город и село"

На уроке учащиеся заполняют таблицу, сравнивая город и село. На занятии закрепляется произношение звука [c`], проходит работа над развитием слухового внимания....

Конспект урока окружающего мира на тему "Наше отношение к миру"

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о человеке, как части природы.Тип урока: Комбинированный.Оборудование: УМК «Школа России»; раздаточный материал....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Город на Неве». УМК "Школа России"

Тема:Город на НевеЦели деятельности учителя:формирование представления о Санкт-Петербурге; ознакомление с достопримечательностями города на Неве; формирование представления об истории памятника в Санк...