Урок по теме: "Город чудный, город древний"
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме

Тюрикова Марина Евгеньевна

Учащиеся познакомятся с историей возникновения города, с достопримечательностями Кремля. Урок сопровождается презентацией. Вводятся элементы практики работы на компьютере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл История Москвы494.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Город чудный, город древний»

Задачи: познакомить с историей возникновения города; с главными достопримечательностями Кремля;  развивать творческие способности, прививать интерес к истории России, формировать навык работы с элементами форматирования.

  1. Орг. Момент.

2.Сообщение цели урока.

- Совершим путешествие по городу……………..

Город чудный, город древний,

Ты вместил во все концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы.

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах;

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!

На твоих церквах старинных

Вырастают дерева;

Глаз не схватит улиц длинных

Это матушка……….( Москва)

- А вот как сказал о Москве Пушкин (слайд)

  1. Ученые до сих пор спорят по поводу происхождения названия « Москва». Единого мнения на этот счет нет. Одной из версий является та, что слово «москва» означает «влажное место».

Основан город Москва в 1147 году князем Юрием Долгоруким.( рис.на странице 97)

  1. « Москва не сразу строилась»- так говорят в народе .Глядя на город, на величественные соборы Кремля, сейчас трудно представить, как все начиналось. А начинается история Москвы с истории Кремль. Происхождение этого слова точно не установлено. Более вероятно, что « кремль», «кремник»- русское слово и обозначает внутреннюю крепость.

-Перенесемся на много лет назад и посмотрим как менялся Кремль.

( Работа в группах с карточками)

1 карточка

Обладая даром слова,

Рассказали б два бревна,

Что тогда была дубовой

Вся кремлевская стена.

Как в засушливое лето

Загорится что-то где-то,

Дым закрутится седой

В слободе за слободой.

Запылает вся Москва,

Как в печи горят дрова.

-Из какого же материала был построен первый кремль?

-Что часто с ним происходило? Почему?

Красная площадь- два эти слова неразрывно связаны ме-В 13 веке Москву захватили монголо-татары под предводительством хана Батыя. Город был опустошен и разорен, сожжен дотла.

2 карточка

В 14 веке Москва снова сгорела из-за сильной жары. Князь Дмитрий Иванович Донской построил стены из белого камня. Теперь Москву называют « белокаменная».

3 карточка

В 15 веке Москва становится столицей Руси. И снова строится новый Кремль. Теперь он из красного кирпича. Кремль стал культурным и политическим центром Москвы.

Правил Московским княжеством князь Иван третий.

свой привезл(работа с тестом)

4.В конце 15 века князь Иван третий приглашает в Москву лучших мастеров со всей Руси, а так же из Италии. На Соборной площади, на месте ветхих храмов были построены новые соборы. Строили соборы русские мастера под руководством итальянских архитекторов.

Успенский собор- главный храм Кремля. Был построен в 1479 году. Он стал главным собором Руси. В нем проходили торжественные службы, например, венчание московских государей на царство Здесь оглашали государственные акты, приносили присягу.

Архангельский собор- второй по величине после Успенского. Он был построен в 1509 году. Архангельский собор- древняя усыпальница русских князей. Здесь похоронены русские князья, которые сделали много для возвышения и развития Москвы.

Благовещенский собор- был личным храмом московских великих князей. Собор был построен в 1489 году псковскими мастерами, которые украсили его псковскими узорами. Благовещенский собор был самым изящным собором.

жду собой. Трудно поверить, что когда-то Красной площади не было. Сложилась она в 15 веке после очередного пожара. Из-за частых пожаров Иван третий запретил строить что-либо вблизи стен Кремля. Так образовалась площадь, которую сначала называли Пожаром, затем Троицкая. А потом она получила название «Красная», что в те времена означало «красивая»

На Красной площади на протяжении четырехсот лет проходили ярмарки. Самые популярные проходили под Рождество.

-Перенесемся в прошлое на Московскую ярмарку.

Со всех концов земли

К нам товар и

Купцы знатные, богатые,

Толковые, веселые!

Подходи, народ, не робей,

Покупай товар посмелей!

Что по нраву выбирай,

От других не отставай!

Гляди, народ, не моргай,

Сумки, кошельки покупай!

Здесь товар кожевенный,

На совесть сделанный!

Здесь- игрушки для души,

Посмотри, как хороши!

Здесь свистульки и матрешки,

Есть и кони, и гармошки.

Барыня- красавица

Детям очень нравится.

Купи им для услады-

Детишки будут рады!

Подходи, народ честной!

Жен, дочерей бери с собой!

Здесь сапожки русские,

Туфли модные, французские,

Жемчуга индийские,

Янтаря балтийские!

Подходи, мотай на ус,

Выбирай себе на вкус

Рыбу сушеную,

Пареную, копченую,

Жареную, сырую

И всякую другую.

-Неотъемлемой частью Красной площади является неповторимый по своей красоте Покровский собор, названный народом храм Василия Блаженного.

Соорудили собор гениальные русские зодчие Барма и Постник. Его считают восьмым чудом света.

Построен собор в 1561 году по приказу Ивана Грозного. Легенда рассказывает, что по окончании работы Иван Грозный приказал ослепить мастеров, чтобы они не смогли создать храм красивее, чем Покровский.

4.-Вот и закончилось наше путешествие по древней Москве. Ей больше 860-ти лет, но она ещё так молода.

-Проверим, какие вы были внимательные.

(работа на компьютере)

5.Итог урока.

( Поставь цифрами последовательность изменения Кремля)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Город чудный, город древний….»

Конспект внеклассного мероприятия по истории Москвы./3 класс/...

"Город чудный, город древний"

Презентация к уроку "Город чудный, город древний"...

урок по теме: "Город на Неве"

разработка урока по предмету окружающий мир 3 класс по разделу "По Золотому кольцу России"...

Конспект урока по теме "Город, в котором мы живем"

Конспект урока окружающего мира 1 класс по образовательной системе "Школа 2100"...

Конспект метопредметного урока по теме "Город и село" с использованием технологии критического мышления..

Урок английского языка. 4 класс.Тема урока:  "Город и село".Тип урока - урок закрепления знаний.Цели урока:Цель, направленная на достижения предметных результатов: на основе лексического играммат...

Итоговый урок на тему: «Город, в котором мы живём»

Итоговый урок на тему: «Город, в котором мы живём»...