Урок по окружающему миру 4 класс"Школа2100":Раздел1 "Как работает организм человека" по теме"Многранный мир чувств"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

 

Урок по окружающему миру «Человек и природа».

 4 класс. Программа «Школа 2100»

Раздел 1 «Как работает организм человека»

Тема: Многогранный мир чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_okruzhayushchemu_miru.doc972.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру «Человек и природа».

 4 класс. Программа «Школа 2100»

Раздел 1 «Как работает организм человека»

Тема: Многогранный мир чувств.

Учитель начальных классов: Швелёва Оксана Владимировна  

Тема: Многогранный мир чувств.

Цели урока: Узнаем сколько у человека органов чувств и какие.

Задачи: Создать обстановку на развитие мышления, наблюдательности и умения обобщать. Учить приобретать гигиенические навыки по охране и уходу органов чувств.

Оборудование: Иллюстрации строения органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, предметы ( апельсин, чеснок, мяч, кубик, свисток, колокольчик, сахар, соль, повязки для глаз), мультимедиа система, презентация (приложение 1), у учащихся на партах конверты с раздаточным материалом (приложение 2.)

Характеристика деятельности учащегося: Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела, моделировать в ходе практической работы применение правил сохранения и укрепления здоровья. Наблюдать простейшие опыты по изучению работы органов чувств.


Ход урока.

учитель

ученик

доска

  1. Эмоциональное вхождение в урок

Наш урок начнём с путешествия, прислушайтесь, где мы с вами оказались?

Чтение стихотворения Р. Добровенского «Лукошко»

Недавно я ходил в тайгу,
А там река бурлила.
И я сидел на берегу,
Пока охота было.
Я пел, когда хотелось петь.
Я шел тропой лесною,
И каждый заяц и
 медведь
Здоровался со мною.
И вот прошел я сто дорог,
Сто раз согрелся и продрог,
Все силы я истратил.
Зато в тайге один цветок
Кивнул мне как приятель.
И вот я прихожу домой,
А солнце бьет в окошко.
На стол
На письменный
На мой
Я вытряхнул лукошко.
Чего там только не было!
Кишмиш, лимонник, виноград.
дождинки, радуга и град,
И песня черного дрозда,
С Луны упавшая звезда, Пушинки
 из хвоста лисы,
Две
чашки утренней росы,
Смола и
 шишки с кедра,
Целый ворох ветра,
Лягушка из болотца,,
Эхо из
колодца,
Орехи, голубичный сок,
Сорока, воробей...
А как вошло в
лукошко все  
Не знаю, хоть убей!


-Это стихотворение само как лукошко, в котором собрано все,
что нас окружает.
Так и
наш урок, мы соберем в него все свои знания, и поделимся друг с другом.

2.Актуализация знаний

Прежде чем отправиться дальше, проверим, что мы знаем.

Блицопрос:

а) какая система органов
управляет всеми нашими действиями?

 
б) из чего состоит нервная система?

в) где находятся чувствительные клетки?

 
г) какой орган назван окном в окружающий мир?
Это мы знаем.

Вспомним, как устроен наш орган зрения.
Разгадаем кроссворд и сформулируем тему урока.


Вопросы к кроссворду:
1) часть глаза, которая  реагирует на проникновение
света?

2)что расположено за зрачком?

  З) чем защищен глаз спереди?

4) что необходимо для того,
чтобы наш глаз видел?

5)что примыкает к глазному яблоку сзади?

6) что напоминает дворники
автомобиля, смачивая и очищая роговицу?

7) самая объемная часть глазной
мышцы?

Какое слово открылось?

А что вы знаете о слове
чувство?

Сформулируйте тему урока.

А какие органы чувств вы знаете?

Подтвердим свои знания,
отгадав загадки:
1) Пять братьев, годами равные
ростом разные.


2) два брата в соседях живут, друг друга не видят.

 
З) Между двух светил я в середине один.


4) Скок да скок, за решеткой зверек. Что ты не знал, обо всем рассказал.

 5) Один говорит, двое глядят да двое слушают.

Повторим, читаем

Сколько их?

Проблемный вопрос

О чем вы спорите?


У нас возник проблемный
вопрос, надо помочь ребятам ответить на него.

Как будем это делать?

Будем сегодня исследователями.
Выясним, сколько у человека
всего органов чувств?

В какой ситуации зрения нам недостаточно?

Завязать глаза:
1) Как узнать предмет? (мяч и кубик)
Что определили?

Руки это какой орган чувств?


2) Взять соль и сахар.

Как быть?

Какой орган чувств нам помог определить вкус?


3) Чеснок и апельсин

4)Звучит свисток и
колокольчик.
Назовите предметы. Как вы определили?

Какие признаки предметов
смогли определить?

С помощью чего?

Сколько органов чувств нам помогали?
Назовите их.

Вывод. Как органы чувств
помогают нам понять
окружающий нас мир
он богат и разнообразен?

 

Но все ли органы мы назвали?


Физминутка.
Мы путешественники.
Отправимся с вами в лес.


Здравствуй, старый, добрый лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи
Ты же видишь
Мы свои.
Только в лес мы вошли
-
Появились комары.
Дальше по лесу шагаем.
И медведя мы встречаем.
Снова дальше мы идем
-
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз
- два, раз - два
Позади теперь вода!
(Руки выше поднимаем. дышим ровно, глубоко.)
до свидания, старый лес,
Полный сказочных чудес.


Беседа.
Гуляя по лесу, как мы
переходили через ручей?

А если ручей широкий и мы не сможем перепрыгнуть?

Показать, как переходите по бревну?

Что помогло не упасть? Какое чувство испытывали?


Постойте на одной ноге. Где встречали это чувство?


У человека есть еще один орган
орган равновесия.
Какой вопрос вам хочется
задать друг другу или мне?


Самостоятельно найдите ответ в учебнике с.46

Так сколько органов чувств у человека?


Повторим.

 
Что вас удивило?


Работа по группам. Узнать об органе чувств и рассказать по плану.

 

Какой вопрос был у нас на
уроке?
Подтвердили ли вы свои знания?
Как вы думали сначала?


Рефлексия.
Что нового вы для себя узнали?

А как мозг не путает сигналы от разных органов чувств?


Так почему наша тема названа многогранный мир чувств?

Оцените себя:

Яблоко очень хорошо.
Груша
было интересно, хочу знать больше.
Лямон
надо еще подтянуться.


Кто взял яблоко?
Кто взял грушу?


Молодцы! Вы хорошо поработали.

Возвращаемся к лукошку:
собрали все наши знания и
поделились друг с другом.

Д.З.

Дети слушают звуки леса,  чтение стихотворения учителем.

Нервная система

Мозга, спинного мозга, чувств.
Клеток,
нервов, нервных
окончаний.

В каждом органе, в органах чувств.

Орган зрения    - глаза.

зрачок

хрусталик

роговица

свет

сетчатка

веко

глазное яблоко

Чувство

Чувства бывают разные: радости, печали, восторга. Это эмоциональные чувства.

А можно ощущать при помощи органов чувств боль, холод тепло аромат.

Я думаю, что на этом
уроке мы будем говорить  
об органах чувств.

Глаза, нос, уши, язык и кожа.

пальцы

глаза

нос

язык

язык, глаза, уши

Пять

двое детей спорят:
- А я говорю 5.
- Нет 6.

Я говорю, что у человека
5 органов чувств, а Дима
говорит, что их 6.

Прочитать в учебнике,
посмотреть в энциклопедии.
Провести опыты.

В темноте, ведь для работы органов зрения
нужен источник света,
поэтому в сумерках и
ночью человек чувствует
себя неуверенно, он
вынужден идти наощупь,
останавливаться,
прислушиваться, чтобы
определить свое
местоположение.
И тогда мы используем
другие органы чувств.

Можно при помощи рук.

Форму и объем

Орган осязания.

С помощью осязания определить нельзя.

Попробовать на язык.

Определили, где соль, а
где сахар.
Язык
орган вкуса.

Сразу можно сказать.
По запаху. А помог нам орган обоняния
нос.

При помощи уха мы
слышим, по звуку мы
узнали предметы.
Ухо
орган слуха.

Форма, размер, вкус, запах, звук.

Органов чувств.

Пять.

Мы видим, что нас окружает, различаем цвета, воспринимаем пение птиц и музыку, речь друг друга, чувствуем вкус пищи ощущаем тепло и холод, аромат цветов.

Да, все; Нет, наверное, может быть.

Дети выполняют движения.

Перепрыгнули

В таком случае бывает перекинуто бревно.

Равновесие.

Велосипед, гимнастика, циркачи.

А где находится орган равновесия?

Прочитают и дают ответ: орган равновесия
находится в ухе

Шесть.


Знали, что органов чувств пять, а оказалось, что шесть.

Работа с учебником

1гр. орган слуха.   

2гр. орган равновесия.  

 
3гр.
орган обоняния.


4гр.
орган вкуса.  

5гр. орган осязания

Сколько органов чувств у человека?

Да, нет…

Думали, что пять органов чувств, а оказалось шесть.

Мы узнали о шестом органе чувств – это равновесие.

Дети находят ответ в учебнике

Органов чувств 6 и каждый несет в мозг свой
сигнал, а мозг обрабатывает и создает
общую картину об
окружающем мире.

У детей картинки с изображением фруктов

Дети встают и показывают какой фрукт взяли.

Музыка «Звуки леса»

Заранее подготовлена корзина с осенними листьями, гроздьями рябины и другими ягодами, яблоками.

 

(ответы  блиц опроса)
кроссворд на доске(слова закрыты)


 

(6 органов чувств)

лан

1 .Назовите орган
чувств.
2. Где находится?
З. Как устроен?

Прочитать текст учебника  

с. 49 – 52

Ответы на вопросы.

Задание по группам:

Подготовить рассказ об охране органов чувств, рассказать об органах чувств у животных ( рассказы даёт учитель заранее подготовленные в конвертах.)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру с использованием НРК и презентации по теме: В гостях у Хозяйки Медной горы.

Урок обобщения и систематизации знаний о полезных ископаемых в 4 классе .УМК "Школа России"...

Презентация к уроку по окружающему миру с применением проблемно-диалогической технологии на тему "Переживания, испытанные временем"

Урок по окружающему миру в ОС "Школа 2100" Цели урока: учиться отличать кратковременные эмоции от устойчивых чувств; учмться определять, какие наши действия могут ранить чувства другого человека....

конспект урока по окружающему миру в 4классе по программе 8вида по теме :"Мебель".

Конспект урока разработан и проведен по вспомогательной программе 8 вида в 4 классе. Использовались игровые и проблемные ситуации. К уроку прилагается цветное приложение...

Открытый урок по окружающему миру по учебнику А.А. Вахрушева по теме: «Мировое сообщество государств». в 4 классе

Тема: Мировое сообщество государств  Цели: 1. Создать у учеников первичные представления о понятии...

Интегрированный урок по окружающему миру и математике "Все работы хороши". Повторение по теме "Профессии людей", "Решение задач" 2 класс. ФГОС.УМК "Планета знаний"

интегрированый урок по математике и окружающему миру во 2 классе.УМК "Планета знаний". Повторение темы по окружающему миру "Профессии", по математике "Решение задач"....

Конспект урока по окружающему миру «Как путешествует письмо?» Работа участвует в муниципальном этапе регионального конкурса

Работа участвует в  муниципальном  этапе  регионального  конкурса  «ЛУЧШАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА»Презентация «Что такое письмо?»Презентация  «Как путешествует письмо?»Ц...