Урок по ООМ. Пресноводные водоёмы. Река. Части реки.
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Гордеева Елена

В основе разработки урока лежит учебник «Окружающий мир», автор О.Т. Поглазова. Урок направлен на формирование у учащихся представления о различных водоёмах, умения квалифицировать водоёмы по происхождению, представления о реке и её частях, ответственного отношения к природе. Использование ИКТ позволяет более наглядно представить изучаемый материал, что способствует успешному овладению ЗУН по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Presnovodnye_vodoyomy._Reka._Chasti_reki.zip2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Пресноводные водоемы. Река. Части реки».

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями, информационный материал, буклеты),  учебник.

ТЦУ:

  1. Познавательный аспект

а) формирование специальных умений:

- формировать понятия «исток», «русло», «устье», «притоки», «берега», «пресные водоемы», «искусственные водоемы», «естественные водоемы» и усвоить их главные и существенные признаки.

б) формирование общеучебных умений:

- развивать учебно-организационные умения учащихся:

умение планировать свою деятельность при работе с информационным материалом, при практической работе, при аналитико-синтетической работе (работа со схемой водоемов);

умение контролировать себя при выборе доказательств на заданные вопросы.

  1. Развивающий аспект

- обогащение и усложнение словарного запаса учащихся за счет введения новых и развития сформированных ранее понятий;

- развивать умение обобщать и систематизировать учебный материал при составлении таблиц;

- развивать умение ставить и разрешать проблему охраны окружающей среды.

        3. Воспитывающий аспект

- формировать товарищеское, доброжелательное отношение к одноклассникам при анализе их ответов, учить толерантности к их ошибкам, ответственность за результаты своего труда в процессе работы в паре;

- воспитывать чувство долга перед будущими поколениями за сохранность окружающей среды.

Ход урока

1.Организация начала урока.

Психологическое наполнение

Слайд №1

Сегодня на уроке нас приветствует капелька. Вы, наверное, догадались, что речь  пойдет о воде.

  1. Введение в новую тему. Подготовку учащихся к активной УПД на основном этапе урока.

С давних времен люди знали великое значение воды. Называя ее веществом жизни. Без воды не может существовать жизнь на Земле.  В природе можно встретить воду повсюду.

-В каких водоёмах живет капелька, вы узнаете, отгадав загадки. Отгадки записывайте в карточку с заданием №1.Ответившие правильно на все вопросы, получат капельки.

Слайд №2

- А теперь давайте проверим правильность выполнения задания.

Слайд № 2(Отгадки)

- Посмотрим на следующий слайд, каких водоемов вы не находите?

Слайд №3

(Океана, моря)

- Какая вода в этих водоемах на вкус? (Соленая).

- А в других?

(Несоленая)

- А как  называется несоленая вода?

(Пресная)

- Из всей воды, имеющейся на Земле, лишь 3% приходится на долю пресной. Остальная вода соленая. 2/3 всех запасов пресной воды на Земле содержится в замерзшем виде в ледниках и полярных льдах. Оставшаяся треть сосредоточена в реках, озерах, а так же в подземных водах.

Вот сегодня мы будем изучать пресные водоемы.

  1. Усвоение новых знаний и первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.

Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока «Пресные водоемы. Река. Части реки».

Ваша задача научиться классифицировать водоемы по своему происхождению,

знать, как называются части реки, уметь их находить и стремиться оказывать посильную помощь в охране водоемов.

Слайд №4

- На какие две группы делятся водоемы по своему происхождению?

- Какие водоемы можно отнести к естественным (искусственным)?

- Для чего же люди создают искусственные водоемы?

Водохранилища для гидроэлектростанций, водоснабжения.

Каналы для судоходства, а в сельском хозяйстве для орошения полей. Каналы соединяют реки.

Пруд – для разведения рыбы, место отдыха людей и др. целей.

Проверка ЗУН по классификации водоемов.

- Нам предстоит выполнить задание № 2  по отличительным признакам, используя алгоритм надо определить водоем.

Слайд № 5

- Инструктаж учителя по выполнению задания.

- Проверка.

Река. Части реки.

- Сегодня мы с вами подробно поговорим о реке, ее частях.

- Интересно где же берут свое начало реки?

- С чего начинаются реки?

- Оказывается, это может быть ручеек из родника, со снежной вершины гор или  даже из болота.

- Начало течения рек называется истоком.

Слайд № 6

- Посмотрите на слайд и найдите начало реки.

- Посмотрим, какие еще имеются части у реки.

- Давайте прочитаем определения частей реки и запомним.

- Работа по формированию новых понятий.

- А сейчас постараемся выполнить практическую работу в парах по определению частей реки.

4. Первичное закрепление знаний.

- Проверим правильность работы.

Слайд № 7

- Вы отлично потрудились.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А сейчас мы отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Мы на речке,

Солнце жжет.

Побежим скорее в реку,

Окунемся, поплывем.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

Слайд № 8

Жизнь рек своеобразна и неповторима. Каждая из них имеет свою историю, свой характер,  свою судьбу. Одни реки скромны и незаметны, другие – могучи и полноводны. Длина величайших рек исчисляется тысячами километров.

- Самая длинная река в мире – Нил. Длина 6670 км. Она находится в Африке.

- Самая полноводная река – Амазонка. У нее 500 притоков. Ее длина с притоками 6750 км. Она находится в Южной Америке.

- Третье место в мир Янцзы, ее длина 6300 км. Находится в Китае.

- В книгу рекордов « Гиннеса» занесена самая короткая река в мире. Она находится в Америке, ее длина 134 метра.

Слайд № 9

Крупнейшие реки России:

Обь – 1 место,

Енисей – 2 место,

Лена – 4 320 км,

Амур и др.

Самая крупная река Европы – Волга берет начало из маленького ручейка, вытекающего из болот  Валдайской возвышенности. Имеет 200 притоков.  Длина  Волги 3690 км. В мире по длине занимает 16 место.

Слайд № 11

Исток реки охраняется государством.

Ежегодно вода в этой реке на Пасху освещается и считается святой.

- Реки – богатство и украшение Земли. Они имеют огромное значение. Их необходимо оберегать и охранять, чтобы и дальше мы могли любоваться их неповторимой красотой.

-Что губительно сказывается на водоемах?

- А какой вклад мы  можем внести?

Не загрязнять водоемы бытовым мусором.

Слайд № 13

-Бытовой мусор беда для животных и растений, живущих в водоеме.

Слайд №14

5. Контроль и самопроверка новых знаний.

Мы сегодня с вами узнали много нового и интересного, а  как вы  запомнили и поняли  учебный материал, сейчас проверим.

Вам предстоит выполнить задание № 3.

Слайд №15

Проверка по слайду.

Слайд №16 (С ответами)

6. Обобщение и систематизация знаний, подведение итогов урока. Рефлексия.

Давайте обобщим и систематизируем знания, которые  получили на уроке.

Слайд № 17

Капельки нам указывают на основные положения урока.

Рефлексия.

-Оцените каждый свою работу на уроке.

- Что лучше запомнилось из материала урока?

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание будет в форме тестов и творческого характера. Надеюсь, вам интересно будет работать дома. За выполнение домашнего задания вы получите оценки.

Я желаю вам успехов.

Фамилия автора 1:  Гордеева Елена Викторовна

Идентификатор автора 1:  230-468-382

Фамилия автора 2:  Аристова Елена Борисовна

Идентификатор автора 2: 221-493-487


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Урок окружающего мира во 2 классе "Водоёмы. Части реки".

Урок  окружающего мира подготовлен и проведён в технологии ТРКМЧП  с применением интерактивной доски....

Интерактивный тест "Части реки"

Интерактивный тест по теме "Части реки" для индивидуального пользования...

Рисунок - тест "Части реки"

Тест для проверки умения называть части реки по программе "Школа 2100"...

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие рек. Части реки. Озёра".2 класс

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе....

Учебные материалы к уроку окружающего мира по теме: "Животные и растения пресноводных водоёмов" 4 класс

Материалы содержат электронный справочник по теме урока, тест-тренажер, презентацию биологической викторины....

Тест по окружающему миру 2 класс Тема «Река. Части реки».2100

Тест по окружающему миру 2 классТема «Река. Части реки».2100...