Что дает рефлексия? Практические приемы рефлексии.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Набокина Ольга Анатольевна

В данной статье рассматриваются методы и приемы рефлексии. Дана наглядная таблица видов рефлексии, с этапами урока актуальными для применения того или иного приема. По ссылке можно скачать полный банк методических приемов рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_daet_refleksiya.docx42.71 КБ

Предварительный просмотр:

Что дает рефлексия?

Практические приемы рефлексии

Рефлексия — способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы. Некий самоанализ.

Для чего нужна рефлексия?

Мы должны стремиться к тому, чтоб на уроке ребенок понимал:

-ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем (функциональная грамотность);

-какая цель должна быть достигнута именно на этом уроке;

-какой вклад в общее дело он может внести;

-может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников.

И если он это понимает, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя. Рефлексия как раз и учит детей пониманию и самоанализу.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Существует несколько классификаций рефлексии на уроке. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

Классификация рефлексии:

По цели проведения: Ц

Механическая - М

Эмоциональная - Э

Освоение материала - О

По виду деятельности: Д

Символическая - С

Устная - У

Письменная - П

По форме проведения: Ф

Коллективная - К

Групповая - Г

Индивидуальная - И

  1. По цели проведения:

  1. Механическая/Физическая (успел – не успел).

Для быстрой проверки всего класса, в ходе работы над каким-либо заданием. Когда дети дописывают задание и ставят руку на локоть, показывают сигналы в технике «Светофор» и т.д.

  1. Эмоциональная (сенсорная) (самочувствие: комфортно - дискомфортно).

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

  1. Степень освоения содержания материала или интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал).

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

  1. По виду деятельности: символическая, устная и письменная.

  1. Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.).

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

  1. Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции.
  2. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

  1. По форме деятельности:

  1. коллективная,
  2. групповая,
  3. фронтальная/индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой, к индивидуальной.

Для просмотра БАНКА РЕФЛЕКСИИ пройдите по ссылке:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе" знакомит с видами, классификацией рефлексии учащихся в начальной школе....

Приемы рефлексии на уроках в начальной школе. Фоторефлексия

Рассматриваюразличные рефлексивные методики поклассификации исходя из целей. Описываю свою педагогическую находку - фоторефлексию. Мастер-класс проводился на областном уровне....

Приемы рефлексии на уроках

   Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие яв...

«Развитие регулятивных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через обучение приемам рефлексии собственной деятельности»

Мастер-класс разработан для:учителей начальных классов, реализующих новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО);для педагогов-психологов общеобр...

Виды и приемы рефлексии на уроках в начальной школе

Материал содержит теоретическое обоснование использования различных приемов рефлексии на уроках в начальной школе, Также описаны приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния, рефлексии деяте...

Выступление над педсовете "Приемы рефлексии на уроке"

Ввыступлении описаны основные приемы ивиды рефлексии....

Приемы рефлексии в начальной школе

Приемы рефлексии в начальной школе...