Использование метода "Глобальное чтение" для формирования коммуникативной активности у детей со множественными нарушениями в развитии.
статья (4 класс)

Каюкова Алла Леонидовна

В данной статье  описана суть метода "Глобальное чтение" и этапы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл globalnoe_chtenie.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода «Глобальное чтение» для формирования коммуникативной активности у детей со множественными нарушениями в развитии.

Каюкова А. Л., учитель начальных классов школы-интерната № 9 Калининского района

Коммуникация - это вступление в контакт с окружающим миром, проявление интереса к нему, совместное с другими людьми воздействие на мир и его формирование через диалог. Коммуникация — это не только слова и речь. Дополнительные знаки, жесты, символы, письменные слова облегчают коммуникацию, делая её многоканальной (когда задействован не только слух, но и зрение, кинестетическое чувство).

Тяжесть и множественность психофизических нарушений негативно влияют на коммуникативные возможности ребенка. Исследования отечественных авторов последних лет свидетельствуют об увеличении числа детей c «тяжелые и множественные нарушения развития» (ТМНР). Нарушения речи у детей ТМНР носят стойкий характер и негативно влияют на всю психофизиологию ребенка, затрудняя общение с окружающими, препятствуя формированию познавательных процессов, обучению, воспитанию. У некоторых детей речь представляет поток бессмысленных штампованных фраз, отдельные лепетные слова или словосочетания, у других - речь отсутствует (неговорящие дети). Центральным звеном в работе по развитию коммуникации являются коммуникативные ситуации – это особым способом организованные упражнения, посредством которых  осуществляется взаимодействие  ребенка с объектами и субъектами окружающего мира посредством вербальных и невербальных средств общения.

Заметное снижение потребности в речевом общении у детей с ТМНР ставит педагога перед необходимостью создания положительных мотивов речевой деятельности. Иначе говоря, потребность высказаться, сообщить определенную информацию, выразить свое мнение, отношение к чему-либо, дать соответствующую оценку происходящему должна возникать всякий раз в процессе обучения. Для формирования мотивации высказывания использовались различные игровые приемы, предлагались проблемные ситуации, основанные на решении несложных мыслительных задач, т.е. все, что можно было бы, благодаря наличию мотива, включить в активную коммуникативную деятельность, но без использования вербальных средств.

При обучении чтению детей с умеренной умственной отсталостью работать только в традиционной системе не эффективно и не продуктивно. Психолого-педагогическая диагностика потенциальных возможностей детей с ТМНР показывает, что у них наиболее сохранна зрительная механическая память. Помимо традиционной системы по обучению чтению используются различные методы альтернативной коммуникации. Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются, когда процесс коммуникации затруднен: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам символов).  Один из таких методов – «Глобальное чтение». Суть глобального метода обучения чтению заключается в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. Вся предназначенная для усвоения информация представлена в зрительном поле ребенка, что обеспечивает концентрацию его внимания, моментальное зрительное восприятие и непроизвольное зрительное запоминание, соотнесение слова с изображением предмета, которое оно обозначает, что и обеспечивает чтению осмысленность.

 Автор метода «Глобальное чтение» - американский нейрофизиолог Глен Доман. Он разработал этот метод для детей с тяжелыми органическими повреждениями головного мозга. За единицу глобального чтения принимается слово. Для работы используются красочные картинки с изображением предметов и действий и соответствующие таблички с надписями. Также таблички рекомендуют наклеивать на окружающие ребенка предметы. Особенность детей воспринимать информацию целиком (глобально), как на фотоснимке лежит в основе метода глобального чтения. И самое главное, что он открывает для неговорящего ребенка возможности пути его дальнейшего развития.

При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребёнка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления.

Вначале обучения используются слова  по темам : «Семья, овощи, фрукты, игрушки, одежда, посуда, транспорт, продукты».  Например: по теме «Семья» - мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь.  По теме «Овощи»: лук, свекла, капуста, перец, морковь, помидор, огурец, картофель. По теме «Фрукты»: яблоко, банан, апельсин, груша. По теме «Одежда»: кофта, платье, брюки, футболка, шорты, юбка. По теме «Игрушки»: кукла, юла, мяч, машинка. По теме «Посуда»: чашка, ложка, вилка, нож, тарелка, кастрюля. По теме «Транспорт»: автобус, самолет, поезд, машина. По теме «Продукты»: сок, хлеб, сыр, конфета, молоко.

На первом этапе сначала предъявляется картинка – у ребенка формируется интерес к зрительному образу. Затем педагог называет картинку – ребенка просят повторить название. Не следует перегружать зрительное поле ребенка картинками, в работе может быть не более 2-х, самое большее 3-х картинок для осуществления выбора. Процесс подражания взрослому свидетельствует о формировании мотивации у ребенка к повтору услышанного. В сознании ребенка зрительный, слуховой и артикуляционный образы дополняются графическим образом.

На втором этапе -  педагог вызывает интерес к карточке с написанным словом, которую подкладывает к картинке, и читает слово. проговаривание написанного на карточке слова сопряженно или сопряженно- отраженно за взрослым (объединение зрительного, слухового анализаторов). Ребенка обучают процессу соотнесения карточки с написанным словом с картинкой, изображающей этот предмет (формирование акустического образа слова, изображенного на картинке).

На третьем этапе – закрепление буквенного образа слова; «чтение» слова, воспроизведение по подражанию акустического образа слова (картинка убирается, остается карточка с написанным словом). На этом этапе идет накопление мнестических образов в речевой памяти, запоминание и объединение в единый символ акустических и кинестетических образов с графической формой (письменным образом слова) и изображением предмета на картинке. В результате тренировочных упражнений с карточкой и написанным на ней словом под соответствующей картинкой, ребенок запоминает графический рисунок слова, называет его и может им оперировать.

На четвертом этапе - закрепление навыка в игровых заданиях.

Когда узнавание этих слов будет отработано, предлагаются задания на узнавание слова по акустическим признакам, т.е. со слуха. Среди заданий может быть задание «наоборот», когда учитель озвучивает меню, а ребенок подбирает карточку-картинку и соответствующую карточку-слово. Шрифт на карточке и ее фон обязательно меняются, чтобы создать ребенку новые условия для закрепления слова.

Для обучение глобальному чтению можно использовать самодельные простые коммуникативные альбомы с картинками и подписями к ним, который составляется с учётом определённой темы и содержат материал, который чаще всего встречается ребёнку в жизненной ситуации. Надписи дублируются на отдельных карточках, и ребёнок учится подбирать одинаковые слова. Затем подписи к фотографиям или рисункам в альбоме закрываются, и от ребёнка требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и положить её к рисунку. Закрытое слово открывается и сличается с выбранной подписью. По мере накопления словаря к картинкам даются двух-, трёхсловные подписи. (например: «Вот мама Ира», «Это папа Юра»). Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия (Кошка сидит. Кошка спит. Кошка бежит. Кошка ест.). При работе с альбомами используется несколько вариантов работы:

- Поручения: дай, покажи, найди, соотнеси.

- Демонстрация действия, изображённого на картинке, посредством использования жеста.

- Закрепление речевого материала дома.

Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребёнка. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память.

Для закрепления речевого материала дома рекомендуется использовать

приложение для  персонального компьютера, планшета, смартфона ГлоРид, которое  построено на методе «Глобальное чтение».

Помимо обучения чтению, ГлоРид развивает речь, зрительную и слуховую память ребенка.

На сегодняшний день база ГлоРид включает:

- 150 слов

- 60 предложений

- полный алфавит

- 25 слогов

И все это в виде игры. Обучение в игре, является высокоэффективным методом обучения детей с умственной отсталостью.

Глобальное чтение позволяет выяснить, насколько «неговорящий» ребёнок понимает обращённую речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, даёт уверенность в себе, стимулирует накопление пассивного словаря и переход его в активную речь. Работа по глобальному чтению нужна для развития коммуникативных навыков у детей, для развития понимания и активизации речи. Данная работа должна пронизывать все предметы учебной деятельности и бытового самообслуживания.

Обеспечение детей, у которых в силу нарушений ограничена способность к общению, средствами альтернативной коммуникации может существенно повысить уровень их коммуникативной активности и их дальнейшей социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 1-2 классы по курсу математика для детей со множественными нарушениями в развитии

В программе указаны цель и задачи на один год обучения. В содержании описаны основные направления работы и конечный результат. Программа составлена на основе програмно- методических рекомендаций под р...

формирование коммуникативной компетентности у детей с речевыми нарушениями

Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя чер...

Формирование коммуникативных навыков у детей с системным нарушением речи.

в статье представлена совместная программа работы психолога и логопеда развития коммуникативных навыков у детей с системным нарушением речи в школе 8 вида...

Статья на тему: «Методы формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии»

Содержание образовательной области: «Труд и самообслуживание» направлено на реализацию цели формирования положительного отношения к труду у детей с отклонениями в развитии через решение сл...

Использование игровых приемов в процессе формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии

Важной задачей в работе с детьми с множественными нарушениями в развитии является формирование культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту.Обучение детей навыкам самообслуж...

Особенности формирования коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Консультация для учителей, в классе которых обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи. Практические рекомендации....

Статья: "Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности у детей с интеллектуальными нарушениями".

Снижение интеллектуальной деятельности является основной характеристикой детей с умственной отсталостью. Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности - особенности не...