"Групповая работа как одно из эффективных средств развития познавательной активности младших школьников"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Казакова Любовь Сергеевна

Использование групповых методов обучения обеспечивает решение проблем, связанных с формированием компетенций обучающихся, обеспечивает развитие их способностей для жизни в современном обществе и творческую саморегуляцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.s._kazakova_vystuplenie_na_rmo.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая работа как одно из эффективных средств развития познавательной активности младших школьников.

(Выступление на РМО)

Казакова Любовь Сергеевна,

учитель начальных классов

 МБОУ «СОШ №2 п.г.т. Уренгой

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ставит конкретные задачи модернизации начального общего образования. При этом образовательный процесс рассматривается как «процесс реализующий педагогику сотрудничества, становления самостоятельного и ответственного учащегося». Приоритетной задачей начальной ступени образования является сохранение индивидуальности ребенка, создание условий для его самовыражения.

Перед современным педагогом в школе стоит задача не только передачи знаний и выбора методов наиболее эффективного педагогического воздействия в конкретных образовательных условиях, но и оптимизация творческой активности младших школьников, формирование мотивации на самостоятельное изучение, что даст им возможность ориентироваться в различных сферах жизнедеятельности. Эту задачу невозможно решить без активизации познавательной деятельности.

Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание                                                                                                                                                                                                                                    такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно

работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают,

подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи.

Познавательная активность определяет степень соприкосновения ученика с процессом познания, а также обеспечивает интеллектуальное развитие, способствует развитию коммуникативных качеств, позволяет быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, формирует отношение к окружающей действительности.

Одним из эффективных средств развития познавательной активности является групповая форма организации учебной деятельности.

Групповая форма организации учебной деятельности предполагает:

разнообразные способы взаимодействия: учитель – ученик, ученик - ученик, ученик – группа, где на смену репродуктивной деятельности приходит исследовательская, поисковая, коллективно – распределенная деятельность. обмен способами действия для решения проблемы;

коммуникацию;

рефлексию

и позволяет учащимся:

разделить лидерство с учителем;

принимать на себя ответственность и защищать своё мнение;

заслушивать другую точку зрения;

учиться участвовать в дискуссии;

формулировать вопросы и ясно выражать свои мысли.

Использование групповых методов обучения обеспечивает решение проблем, связанных с формированием компетенций обучающихся, обеспечивает развитие их способностей для жизни в современном обществе и творческую самореализацию, они станут более уверенными, способными выражать и отстаивать свое мнение.

Таким образом, групповая работа и есть форма деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на познавательную активность школьника, тем самым на его развитие и повышение качества обучения.

Технологический процесс организации групповой работы складывается из трёх этапов в соответствии с типом урока:

Ориентировочный (помощь при включении, постановка задач, создание проблемной ситуации, инструктаж)

Поисково-исследовательский (организация живого диалога, наблюдения, практическая работа, подведение итогов работы)

Рефлексивно-оценочный (сообщение о результатах, анализ, рефлексия, общий вывод о достижении задач работы).

С целью успешного проведения групповой работы важно соблюдать

следующие принципы: учитывать уровень образовательных возможностей

учащихся; учитывать особенности состава группы; составлять задания

исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми

за ограниченное время посильно только в группе; распределять роли между

участниками группы; организовывать коммуникацию в группе и между

группами; анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы

должна быть рефлексия учебной деятельности.

Познакомлю с некоторыми методами и приёмами групповой работы, которые я применяю на своих уроках. Очень часто использую на уроках литературного чтения приём «Три шляпы». На уроке дети делятся на 3 группы. Они сами по жребию выбирают себе шляпу, назначают капитана группы. ЖЁЛТАЯ: группа находит положительные, позитивные моменты в рассказе. СИНЯЯ: группа пытается отыскать отрицательные, негативные моменты в рассказе. КРАСНАЯ: группа определяет эмоциональную сторону рассказа, какие эмоции, кто и когда испытывал в рассказе. Такую работу можно проводить на любом этапе урока и с любым произведением прозы, детям очень нравится.

Приём «Ловушка» я использую почти на всех предметах. Можно применять на разных этапах изучения материала. Даётся несколько заданий, одно из которых выполнить не получается. Это нацеливает ребят на изучение материала, на поиск новой информации.

На этапе формирования и систематизации знаний «Блиц опрос». Группы задают вопросы друг другу по изученной теме.

Приём «Продолжи».

Основан на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном). 1 ученик называет место обитания, 2- о питании, 3 – о размножении.

На уроках математики часто использую задачи на цветной бумаге или картоне. У меня обычно 5 групп по 4 человека.

Каждой группе предлагается 3-4 задачи, напечатанные на цветном картоне. На всех листах указан порядок работы над задачей:

- прочитать задачу;

- составить краткую запись;

- проанализировать и наметить план решения;

 - выбрать действия и доказать правильность выбора;

 - назвать ответ задачи.

Работают коллективно, записывая решение задачи, комментируют свои действия по очереди. Как только справились с красной задачей, показывают, что уже готовы. Для этого командир поднимает свою карточку. Это знак для других квадратов. Командиры обмениваются задачами. И теперь решают новую желтую задачу. Решив желтую задачу, квадраты встречаются. Сверяют свои ответы. Если не совпадают ответы, то выслушивают анализ решения, выбор действия. Находят ошибку и оказывают помощь. А если совпадают ответы, то группы готовы к решению новых задач. Обмен задачами продолжается. Группой отчет проходит в форме лотереи, какой цвет вытащил командир, такую задачу и будет у доски объяснять его команда. Такое задание можно выполнять с любыми примерами, уравнениями и так далее.

Следующий приём «Охота за сокровищами».

Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания.

Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Применяю и прием «Зигзаг».

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.

Иногда просто провожу соревнования между группами. Готовлю вопросы по какой-то теме (любого предмета). Кто даст больше правильных ответов, тот и побеждает. Такой приём уместен на внеклассных мероприятиях.

Работая в группах, дети проявляют самостоятельность и творческую инициативу. Это помогает формировать восприятие индивидуального и коллективного труда как ценности, повышается уровень культуры поведения, приобретаются необходимые навыки общения.

Активность учащихся позволяет повышать уровень достижений каждого ребёнка в процессе личностного и познавательного развития, на основе освоения универсальных учебных действий с помощью групповой деятельности и учебного сотрудничества.

Уже несколько лет я использую в своей работе метод проектов. Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащегося в сочетании с групповой организацией деятельности, даёт возможность максимального раскрытия творческого потенциала обучающегося.

В процессе проектной деятельности формируются ряд умений и навыков работы в сотрудничестве и коммуникативные умения.

Умения и навыки работы в сотрудничестве: умение коллективного планирования, взаимодействие с любым партнёром, решение общих задач, умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие - вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс.

Проект может быть индивидуальным, но обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий группы учащихся.

Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в "команде". При этом происходит формирование конструктивного критического мышления. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию. Групповая форма при работе над проектами дает высокий уровень познавательной самостоятельности, она обеспечивает взаимодействие детей для согласования и объединения усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В процессе взаимодействия формируется полноценное общение. В группе применяется гибкая система социальных ролей, обязательно выполнение нравственных норм и правил совместной деятельности.

При формировании групп я учитываю внешнюю дифференциацию, личные симпатии учащихся, различный интеллектуальный и творческий потенциал.

Особое внимание уделяю обучению способам общения между членами группы. Учу правильно взаимодействовать друг с другом, выдвигать свои предложения. Объясняю важность мирного решения конфликтов и разногласий, уважительного отношения к другим мнениям.

Деление на группы может осуществлять учитель, либо сами ученики. Всё зависит от проекта. Для краткосрочных проектов, которые проходят на уроке, я заранее подбираю состав групп, предугадываю распределение ролей.

Для исследовательских больших проектов рекомендую формировать группы по интересам и личным симпатиям. Мне кажется, что так дети имеют больше возможностей проявить себя.

Из результатов наблюдения можно сделать вывод, что групповой способ обучения делает уровень активности детей на уроке - высоким, развивает мыслительную деятельность учащихся, дает возможность многократно повторять материал, помогает учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя, делает урок более интересным, живым, заставляет учителя и учеников быть в постоянном творческом поиске: развиваешься сам – развиваются ученики.

Данная форма организации обучения, обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов. Им предоставляются новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, направленного на укрепление межпредметных связей, выработку единства требований, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса.

При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей младшего школьного возраста происходит рост их субъективной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах.

Как и у каждой педагогической технологии, групповые методы обучения имеют свои плюсы и минусы.

Достоинства:

1. Все участники группы привлечены к активной деятельности.

2. Развивается ответственность за свои поступки.

 3.Предоставляется возможность услышать и сопоставить разные точки зрения.

 4.Появляется необходимость анализа и самоанализа, для выявления недостатков и предотвращения их в последующих работах.

5.Возникает необходимость самообразования, поиск нужной информации в дополнительных источниках.

6. Знания по предмету становятся качественными.

7. Новый способ работы повышает заинтересованность учащихся.

8. Снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач

9. Улучшается психологический климат в классе, развивается толерантность, умение вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

Недостатки:

1.Групповой работе надо сначала научить. Для

этого учитель должен потратить время

на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

2.Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

3. Сложность деления на группы.

4. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

5.Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

6.В классе всегда найдутся

дети, желающие работать в одиночестве. Им   Надо создать условия для этого.

Это дополнительные

сложности для учителя

  Результатами моей работы по данной технологиям считаю: высокие и средние результаты обученности и качества знаний в классах, а также готовность ребёнка к взаимодействию с окружающим миром, способность работать с информацией разного типа, желание и умение проявлять самостоятельность и инициативу, способность использовать средства речи для получения и передачи информации, умение участвовать в диалоге, способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности, способность переводить практическую задачу в учебную, способность решать учебную задачу творчески, желание и умение отказаться от образца, обоснованное желание учиться. (За два года (2,3 классы) учащиеся стали победителями 13 раз среди учащихся начальной школы МБОУ «СОШ №2» в разных марафонах на площадке «Учи.ру». В июле получили сертификат за участие в конкурсе «Активный класс», где заняли 1 место в школе в рейтинге 1-4 классов по итогам конкурса 2023).

Таким образом, познавательная активность в младшем школьном возрасте является одним из наиболее значимых факторов обучения, обуславливающих мотивацию учебной деятельности. Именно в младшем школьном возрасте данный фактор имеет решающее значение, поскольку формирование познавательной активности на этом возрастном этапе повышает успешность обучения на следующих этапах образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание мультипликационного фильма как средство развития познавательной активности младших школьников

В статье рассматривается познавательная активность младших школьников, одним из средств развития которой может являться  создание мультипликационного фильма при изучении художественного произведе...

Мастер - класс. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника....

Мастер - класс.Презентация. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Презентация к мастер-классу "Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника."...

Групповая работа как средство развития познавательной активности младших школьников.

Групповая работа и есть форма деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на познавательную активность школьника, тем самым на его развитие и повышение качества обучения...

Игры-эстафеты как эффективное средство развития двигательной активности младших школьников.

        Существенная роль в развитии личности принадлежит физическому воспитанию. Проблема повышения двигательной активности учащихся младшего школьного возраста связана с д...

Наглядная геометрия как эффективный способ развития познавательной активности младшего школьника

Статья об использовании в наглядной геометрии эффективных форм и методов обучения...