Особенности формирования правосознания в начальной школе
статья

Доклад на тему "Формирования правосознания в начальной школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1Особенности формирования правосознания

учащихся начальной школы

2слайд Воспитание –  сложный и долговременный процесс. Именно учителю начальной школы принадлежит особая роль – избрать наиболее эффективную систему воспитания маленького человека. И если в воспитании детей будет упущено что-то существенное, то обязательно скажется в дальнейшей жизни ребёнка.

3Слайд В первом классе в период адаптации с детьми  была проведена диагностика по теме «Индивидуальный профиль социального развития ребёнка» по методике Г.Б. Степановой.  Результаты диагностики показали, что большинство детей замкнутые, с трудом идут на контакт со взрослыми, затрудняются решать конфликты со сверстниками. Есть в классе  также дети тихие, застенчивые, которые легко идут на поводу у других детей.  

4слайдИзучив результаты, свою работу построила по следующим направлениям:

  • Развитие у детей положительного отношения к окружающим  и природе .
  • Выработка детьми  жизненных правил.
  • Гражданско-правовое воспитание младших школьников.

В  начальной школе у детей необходимо сформировать представления о многообразии человеческих отношений, рассказать о правах и нормах жизни в обществе. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление  с правами и обязанностями. В этом помогает игровая деятельность:

- игры-путешествия  (приглашаю  детей отправиться в путешествие в другую страну: совместно продумываем  документы, необходимые для путешествия, уточняем  правила поведения.

5слайд)В ходе игры «Азбука хорошего человека» работаем в   группах:

предлагаю  назвать положительные качества и черты характера человека на каждую букву алфавита (А – аккуратный, артистичный,….. Б – бодрый, бдительный, блистательный, … и т.д.).  Ребята делают  вывод: если человек обладает такими качествами, он всегда сможет принять правильное решение в любой ситуации, придёт на помощь другому человеку, будет заботливым и внимательным, никогда не причинит вреда окружающим , будет с уважением относиться к людям.

6Слайд  Например, в игре «Разрешается – запрещается», дети в игровой форме отвечают на вопросы  с помощью карточек-светофоров:

 зеленый -  «разрешается»,  красный - «запрещается» (посмотри на этот знак: человек поднял флаг, слушать мнение ребёнка … разрешается; вот в углу стоит мальчонка, плачет, надрывается, бить, наказывать ребёнка строго … запрещается).

7 Слайд  Ролевые  и театрализованные игры упражняют детей в стремлении войти в положение другого,  понять его чувства и желания,  развивают  эмоциональную сферу, эмпатию, коммуникативные навыки и умения  

8 слайд Игровые формы помогают проявлению эмоций, способствуют разрешению конфликтов, снимают детскую агрессию, воспитывают дружелюбие, умение прощать, учат видеть свои ошибки. («Поменяйся ролью»,  «Мои права» и др.).

 9слайд  Незаменимым  средством  правового воспитания и обучения правам человека является художественная литература- чтение и обсуждение разнообразных по жанру произведений больших и малых форм: повестей, рассказов, циклов рассказов, фольклорных и авторских сказок («Что такое хорошо и что такое плохо?», «Маша и Ойка» С. Прокофьева,  «Азбука хорошего поведения» А. Усачева, «Заплатка», «На горке» Н. Носова,  «Синие листья» В. Осеевой и др.), пословиц и поговорок («Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»; «Вся семья вместе, так и душа на месте»).

10 слайд Классные руководители совместно с детьми формулируют  правила жизни класса, организуют  дежурство. Мы проводим индивидуальные и групповые  беседы о  правилах поведения на улице, в транспорте,  в общественных местах. В классе есть уголок, где ребята наглядно могут посмотреть правила поведения в школе, имеются и уголки безопасности  поведения на дороге и   в случае опасности.  Ребята учатся анализировать свои и чужие поступки, сравнивать их.

11Слайд  Очень важно сформировать  у школьников  гражданскую позицию для этого  ввожу и закрепляю понятия:  «право», «ответственность»,  «закон».

Правила поведения  изучаем вместе с героями «Азбуки вежливости» А. Усачева, путешествуем  вместе с Буратино в город Правил.

Работа по ознакомлению с правами детей заключена в темах: «Я и мои права», «Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка», «Право на имя, семью, заботу и защиту», «Право на собственное мнение и дружбу», «Право на жильё, пищу, личное имущество». В ходе  часа общения «Наши права» на примере сказки «Двенадцать месяцев», опираясь на закон «О правах ребёнка», отмечаем , какие права нарушили мачеха и сводная сестра( девочку: нагружали тяжёлой работой, лишали отдыха, отправляли в лес искать подснежники в непогоду).

Рассматриваем, в каких еще сказках  нарушены права героев?  

Детям 7-10 лет рассказываем, что они живут в стране, где каждый человек является гражданином; все люди равноправны, то есть равны перед законом; законы нужны, чтобы их соблюдать, и это является обязательным для всех; если человек нарушил закон, он должен понести за это ответственность.

12Слайд  Особым моментом в правовом образовании школьников является воспитание патриотизма. Сделать так, чтобы ребенок гордился своей принадлежностью к нации, своей Родиной, был активным членом гражданского общества – вот первоочередная задача.

Уроки, ежегодно проводимые в сентябре и  в декабре, традиционно посвящены России, символике, гордости за нашу Родину. Наша Родина многонациональная страна, все мы разные, но объединяет нас любовь к  ней. Мы – граждане России.

13Слайд  С начальных классов дети изучают историю  родного края, жизнь знаменитых земляков,  знакомятся с особенностями государственной символики.   Мы изучаем традиции,  на занятиях  кружка делаем своими руками небольшие подарки и поздравляем жителей села с праздниками – Днем пожилого человека, Днем Победы, принимаем участие в акциях  «Бессмертный полк», «Свеча Памяти».

14Слайд   В 4 классе  проводим анкетирование «Определение  уровня правовых знаний».   За период  обучения в начальной школе дети приобретают устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.), начинают правильно оценивать свои и чужие поступки, переживают случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению), помнят о них, стремятся сами стать  лучше.

 В ходе занятий дети понимают, что эта проблема имеет отношение не только к взрослым людям. У детей также есть права. Особенно важной можно считать задачу формирования законопослушности  – уважения к закону и стремления его выполнять. Чтобы воспитать законопослушного гражданина, необходимо с раннего  возраста закладывать уважение к законам.

Работа начинается в детском саду и продолжается в начальной школе. Младшие школьники – граждане огромной страны – России,  работа с ними ведётся как подготовка к вступлению в новую, уже взрослую жизнь. Основы правовых знаний, полученные в начальной школе, помогут детям занять в обществе активную социальную позицию, приобщиться к общечеловеческим ценностям. Не важно, станут ли наши дети в будущем психологами, экономистами или юристами  – основы права необходимы всем.

16Слайд  Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности учебного занятия в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО"

В статье раскрыты предметные цели и цели, ориентированные на развитие личности ребёнка, предложена опорная таблица для конструирорвания учебного занятия...

Особенности гендерного воспитания в начальной школе

Период младшего школьного детства - тот период, в процессе которого педагоги и родители должны помочь ребенку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом.Задача педагогов состоит ...

Презентация "Особенности проектной деятельности в начальной школе"

Материал этой презентации предназначен для учителей начальных классов, которые хотят использовать метод проектов в своей работе с младшими школьниками....

Особенности урока математики в начальной школе в соответствии с ФГОС ΙΙ поколения.

Статья   содержит  практический материал об  особенностях урока математики  в начальной школе в соответствии с ФГОС второго поколения....

Особенности формирования коллектива в начальной школе

Особенности формирования коллектива в начальной школеШмойлова Ирина, студенткаГБОУ СПО Самарский социально-педагогический колледжНаучный руководитель Мозгалева И.Е., преподавательВ школьные годы проис...

Особенности формирования детского коллектива в школе

Взаимоотношения младших школьников в классе первоначально развиваются как функционально-ролевые отношения между учащимися. Доминирующими основаниями оценок являются ролевые, а не личностные характерис...