"Инновационная направленность обучения и воспитания в начальной школе".
материал

Семибратова Елена Викторовна

Приемы развития критического мышления в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Система образования в таком обществе так же должна изменяться и совершенствоваться, чтобы соответствовать запросам со стороны общества и государства. Необходимость усвоения учащимися большого объёма информации, и выработки практических навыков по её применению ведет к созданию новых способов подачи информации, новых технологий и способов обучения, заставляет искать творческие подходы к методикам обучения. . И одним из таких способов, способностью системы образования отвечать вызовам времени, являются инновации.

   Понятие «Инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового . На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их, и самостоятельно решать. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой.

В традиционной школе учебный процесс направлен на усвоение определённых правил деятельности, в усвоении и повторении школьниками существующего социального опыта. В инновационной школе учителя стремятся развить у учащегося способности к творческим действиям в нестандартных ситуациях.

В традиционной школе всегда делался акцент на воспроизведении готовых знаний, в инновационной же педагоги стремятся сформировать способности к дальнейшему самостоятельному приобретению знаний, формируют критичность мнения, независимость суждений.

По характеристике воспитательных целей:

В традиционной школе налицо приоритет воспитания, провозглашающий это самое воспитание как культивирование самостоятельности, сотрудничества только при необходимости, как воспитание в ребенке четкой нравственной и мировоззренческой позиции. В инновационной же школе учитель работает под девизом: «Обучая, я воспитываю; воспитывая, я обучаю!». Не разделяя эти два процесса, педагог воспитывает в ребенке стремление к реализации его индивидуальных возможностей.

По характеристике развивающих целей:

В традиционной школе развитие личных качеств провозглашается, но не является приоритетным, идет ориентация на среднего ученика. В школе инновационной, напротив, доминирует индивидуальный, насколько это возможно, подход к ученику.

По характеру отношений между учителем и учеником:

В традиционной школе отношения типа субъект-объект, то есть учитель – это кто обучает, ученики – это те, кого обучают. В инновационной школе – субъект-субъект, то есть учитель и ученики являются равноправными участниками творческого процесса обучения.

В общем и в целом, и традиционная, и инновационная школа имеет свои плюсы и минусы. Но в нашем стремительно меняющемся мире главная задача школы – это научить ребенка учиться.

Объектами инновации являются следующие проблемы:

как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности;

как увеличить объем материала, изучаемого на уроке;

как ускорить темпы обучения;

как устранить потери времени и т. д.

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации:

Развивающее обучение

Акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося.

Проблемное обучение Центральное звено проблемного обучения- проблемная ситуация, с помощью которой пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.

Проектная технология

 В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Информационно-коммуникативные технологии

Данной технологии отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д.

Личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

Технология развития критического мышления

Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

Технология исследовательской деятельности

  Цель – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Технология дифференцированного обучения

Это технология, учитывающая индивидуальные особенности, возможности и способности детей.

Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Игровые технологии

 Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная.

На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую некоторые приемы развития критического мышления:

  1. Прием «Кластер» 

  Наиболее популярным из современных методов.  Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала

  1. Прием «Корзина идей»

Алгоритм работы с "Корзиной идей":

  • Объявляется тема урока.
  • Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго — 2-3 минуты.
  • Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения — 3 минуты.
  • Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.
  • В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д.

  1. Прием «Синквейн»

 Синквейн - это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по какому-то вопросу, событию или предмету. Синквейн состоит из пяти строк:

-первая строка – тема стихотворения, выраженная одним существительным;

-вторая строка – описание темы в  даумя прилагательными;

-третья строка – описание действия тремя глаголами;

-четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;

-пятая строка – одно существительное – синоним к первому.

  1. Прием “Двойной дневник”

Лист дневника делится на две графы.

В первой части из текста выписывается фраза из произведения, не оставившая ученика равнодушным, а во второй части, какие ассоциации при этом  возникают.

  1. Прием «Инсёрт»

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику.

  1. Прием «Шесть шляп»

Прием «шесть шляп мышления» похож на ролевую игру, задача участников которой – посмотреть на проблему с разных позиций. Суть метода заключается в следующем, класс делится на 6 групп, у каждой группы шляпы определенного цвета:

1) Белая шляпа отвечает за факты и вводную информацию.

2) Синяя – побуждает мыслителя к координации деятельности в группе

3) Красная – позволяет своему пользователю быть чувствительным и эмоциональным.

4) Желтая – поддерживающая, вселяет оптимизм и надежду на благоприятный исход проблемы.

5) Черная – позволяет мыслителю высказывать свои опасения и предупреждать о рисках.

6) Зеленая – это шляпа творческого человека, который ищет креативные пути выхода из ситуации.

Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников.
Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассказывается о значении и особенностях  использования проектно-исследовательской технологии в начальной школе....

Инновационные методы обучения на уроках в начальной школе.

Использование нетрадиционных методов обучения на уроках в начальной школе....

Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании учащихся начальной школы

Не зависимо от типа образовательного учреждения педагоги используют новые технические и педагогические возможности и средства, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и новое содержани...

«Методические рекомендации учебно-воспитательной работы с использованием инновационных технологий обучения и воспитания в начальной школе».

Предоставленный материал отражает опыт работы в рамках патриотического воспитания в начальной школе, основной задачей которого является формирование устойчивой гражданской позиции подрастающего поколе...

Основные направления духовно-нравственного воспитания в начальной школе.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ...

Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании обучающихся начальной школы

Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании обучающихся начальной школы...