Этапы современного урока по ФГОС
презентация к уроку

Канабаева Лена Ихсановна

Материал представлен на заседании корпоративной школы педагогов МБОУ СОШ №8

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап актуализации знаний как один из этапов современного урока

в условиях ФГОС ООО

         

Урок - главная составляющая часть образовательного процесса. Как сделать так, чтобы он был интересным, личностно значимым для учащихся и чтобы каждый был включен в активную познавательную деятельность?

Одна из главных задач, которые должен решать учитель на первых этапах урока – это сформировать активную позицию учащегося.

Поэтому этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися ЗУН, необходимых для открытия новых знаний – это актуализация знаний.

Значение самого слова “актуализация” говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, то есть вспомнить прежние знания.

Актуализация – это прежде всего активизация усвоенных знаний и учебных действий, опыта работы с теми знаниями и действиями, которые помогут разобраться в новой теме.

Актуализация предполагает и психологическую подготовку ученика: осознание значимости предстоящей темы, проявление интереса к уроку.

Учащиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями и т.д.

 Иначе говоря, содержание данного этапа – это организация действий школьников, направленных на решение проблемных ситуаций и достижение целей урока.

Этап актуализации знаний  обычно состоит из следующих действий:

1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы.

2. Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение проблемы в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы.

3. Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы.

После того, как основная учебная задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечается и обсуждается план предстоящей работы.

Актуализация знаний проводится в течение 6-7 минут. Подбирается примерно 2-3 задания, чтобы внимание детей не рассеивалось.

Практическая часть.

Как провести актуализацию знаний на уроке?

Мотивирующие приемы. Приём «яркое пятно».

Цель – заинтриговать, захватить внимание учащихся материалом, связанным с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, картины, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников.

Например:

Миф об Арахне. Например, при изучении темы Класс Паукообразные, 7 класс предлагается вспомнить древнегреческие мифы. Вспоминаем, где жили боги, как звали дочь Зевса, что вы знаете  об Арахне, дочери красильщика пурпура? Если знают, ребенок сам рассказывает. Если не знают, зачитывается отрывок из мифа об Арахне.

В те далёкие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпура Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорные ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу. Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала её достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие. Будь же ты проклята, век ты плети паутину, Будь безобразной Арахной, которую люди гнать и преследовать будут всегда, и вовеки будут страшиться тебя, и давить и рвать паутину. А мастерство твоё, коим ты столько гордилась, Пусть остаётся тебе в утешенье навеки с тобою: Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.

Рассматриваем картину, находим Афину под видом старухи, задний план, комментируем и плавно переходим к вопросам:- Почему, кого называют арахлидами? Арахнология – наука о пауках. Подводим к теме урока.

Обсуждение афоризма - Вслед за разумом идет энергия, вслед за энергией идет и тело (Даосская мудрость). Биология, 6 кл.тема «Движение».– Как вы понимаете даосскую мудрость? Почему за разумом идет энергия? Значит ли это, что энергией надо распоряжаться разумно? Для чего нужна энергия? О каком процессе идет речь? Дети вспоминают процессы питания, дыхания и тд.

Сказка «Родственники». "Прямоугольник и квадрат"

Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. А имела фигура такой вид. Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась:

- Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Если перегнусь я по средней вертикальной линии, то противоположные стороны мои так и сольются и углы один на другой точь-в-точь наложатся. Коли перегнусь я по средней горизонтальной линии, опять углы мои и противоположные стороны сравняются. Красивее меня нет фигуры на свете!
- Как же зовут тебя, брат? – спрашивали встречные.
- А зовут меня просто …
(Дети называют название фигуры.)

Ходил Квадрат по свету… И стало тяготить его одиночество: ни побеседовать не с кем, ни потрудиться в хорошей и дружной компании не приходится. А уж, какое веселье одному! Весело бывает только вместе с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников.
- Если встречу родственника, то я его сразу узнаю, - думал Квадрат, - ведь он на меня должен быть чем-то похож.

Однажды встречает он на пути фигуру. Стал Квадрат к ней приглядываться. Что-то родное, знакомое увидел он в этой фигуре.

Спросил он тогда:
- Как зовут тебя, приятель?
- Называют меня …
( Дети должны определить о какой фигуре идет речь. Прямоугольник)
- А мы, не родственники ли с тобой? – продолжал спрашивать Квадрат.
- Я бы тоже рад узнать об этом.

-Как вы считаете, какая тема урока?

(речь шла о квадрате и прямоугольнике, поэтому тема урока «Сходство и различие квадрата и прямоугольника»)

Прослушивание музыкального отрывка, художественного или публицистического текста

На уроках МХК, литературы, истории, обществознания, музыки можно дать учащимся задание идентифицировать по прослушанному фрагменту все произведение целиком или назвать, кому оно принадлежит, определить время его создания, рассказать о том, почему оно написано и т.д., а также связать с изучаемой темой.            

«Корзина идей, понятий, имен» - позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме. На доске изображается значок корзины, в которую условно будет  собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Постепенно из корзины должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения, а остаться «выжимка» из верных.

Предмет: Литература

Тема урока: роман Ф. Достоевского "Преступление и наказание"

На первом этапе учащиеся кратко фиксируют в тетрадях, все, что им известно по теме.

После обсуждения в группах в корзину попадают примерно следующее: русский писатель XIX в., преступление — это…, наказание — это…, Раскольников — главный герой, "Тварь я дрожащая или право имею?" и т.д.

Далее, в процессе урока каждое утверждение анализируется и осмысливается.

Предмет: история

Тема: Древний Египет

В "Корзину идей" могут попасть: "Египет — государство в Африке", "Египтяне использовали иероглифы", "Царь в Египте назывался фараон", "Египтяне строили пирамиды" и т.д.

Данный прием положительно влияет на качество обучения, так как вовлечен каждый ученик. Над вводимым понятием дети размышляют несколько раз, сначала сами, затем в группе или в паре, переосмысливают и проговаривают идеи вместе с учителем, учатся отбирать главное и отсеивать ненужное.

«Определи логическую связь»- детям называют 3 слова, 2 из которых каким-то образом между собой связаны логически. Задание ученикам: подобрать четвертое слово, находящееся с третьим в аналогичной связи. Например, письменность- налоги- правитель- .. (государство). Чингисхан – Русь- князья- .. (иго).

«Жокей и лошадь» - класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей», одна группа получает карточки с вопросами, другая – с правильными ответами. Пары должны найти друг друга.

«Да – нет»

Учитель готовит несколько высказываний по теме урока и предлагает детям выразить к ним свое отношение по категории «да-нет», а также разъяснить, почему они так думают. Н-р, при изучении темы «Второстепенные члены предложения», учитель записывает на доске предложение (Мальчик прочитал интересную книгу.) и задаёт вопросы:

-В предложении есть главные члены предложения? (Да)

-Главными членами предложения являются подлежащее и сказуемое? (Да)

-Слово «мальчик» является подлежащим? (Да)

-Все остальные слова в предложении являются сказуемыми? (Да-Нет)

-Почему вы так думаете?

«До и после» -  Таблица из 3 колонок До/Утверждение /После. Четко «да» или «нет». Все утверждения имеют отношение к теме урока или конкретному заданию, в процессе выполнения которого, ребята узнают точную информацию и смогут сделать правильный вывод. Ход работы: 1. Знакомство с записями в среднем столбике 2. Не задумываясь, в колонке «До» дети быстренько ставят «+», если они согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Здесь они основываются на своих знаниях, опыте или интуиции. 3. Работа с «визуальным раздражителем». Это может быть текст, рисунок, упражнение в учебнике, видеоролик и все, что даст ребёнку возможность понять верное утверждение или нет. 4. Столбик «После». Название говорит само за себя. После работы с «раздражителем» записываем верный ответ в эту колонку напротив каждой записи «+» или -. Анализируем. Результат: максимальная концентрация внимания, умение работать с таблицей, размышляем, анализируем, делаем выводы.

Рефлексия

Вернемся к нашим ладошкам, запишите на них, что особенно понравилось и запомнилось во время нашей работы. Надеюсь, из нашей совместной работы вы взяли много полезного и нужного для себя и с успехом будете применять приемы актуализации знаний в своей повседневной деятельности.

«И один человек может привести табун лошадей к водопою, но и сто не заставят их напиться». Когда у детей есть мотивация к учению, тогда они с удовольствием получают знания, которые мы им даем.

Не бойтесь применять инновационные методы. Хочу пожелать вам удачи, терпения и творческих побед в  нелегком учительском труде!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этап актуализации знаний как один из этапов современного урока в условиях ФГОС ООО

Слайд 2

Актуализация знаний — один из этапов современного урока. Его задача — подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки .

Слайд 3

На этом этапе учитель направляет работу учащихся таким образом, чтобы они вспомнили (актуализировали) необходимые знания, умения и навыки для восприятия (открытия) новой информации. Также на этапе актуализации знаний контролируются задания, которые вызывают затруднения у учеников.

Слайд 4

1. Создание учебно-проблемной ситуации. 2. Формулировка основной учебной задачи. 3. Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы. Структура этапа актуализации (6-7 минут) Предлагаю некоторые способы актуализации знаний на уроке.

Слайд 5

Приём « Яркое пятно ». Использование сказок и легенд, фрагментов из художественной литературы, картин, случаи из истории, науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников. Мотивирующие приемы

Слайд 6

Тема урока «Класс Паукообразные», 7 класс

Слайд 7

«Яркое пятно» в виде шуточного стихотворения Урок математики, 1 класс Сегодня мы познакомимся с новой цифрой и числом. Послушайте стихотворение: Стол стоит у нас в квартире, Сколько ножек у него- У стола у твоего? (С. Маршак) (4) Цифра новая-… (4) - Кто догадался, о каком числе пойдет речь? Значит, тема нашего урока? (Число и цифра 4). Учитель фиксирует тему на доске. Урок русского языка, 3 класс Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина, сказал так: Такой падеж как … я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь с друзьями не люблю. – Кто догадался, о каком падеже идет речь? – О дательном. – Значит, тема нашего урока? – Дательный падеж. Пример мотивирующего приема «Яркое пятно»

Слайд 8

Учащимся предлагается к просмотру видеозарисовка, после просмотра которой они должны сформулировать тему, которая будет обсуждаться на уроке, а также ответить, каким образом просмотренное видео соотносится с изучаемым вопросом. «Видеозарисовка»

Слайд 9

Используемые приемы: «Корзина идей, понятий, имен», «Логическая цепочка», «Жокей и лошадь», «Шаг за шагом», «Да-нет/верно-неверно», «Коробка героя». Актуализация знаний

Слайд 10

Учитель задает детям прямой вопрос по теме урока, просит вспомнить все, что им известно по этому поводу (или высказать свои предположения). Учащиеся фиксируют в рабочих тетрадях известные им сведения в краткой форме. Попарно или в мини-группах дети обсуждают свои записи. Всю полученную информацию учитель в краткой форме записывает в «корзину идей» на доске (без комментариев), даже если они ошибочны. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации. «Корзина идей»

Слайд 12

Детям называют три слова, два из которых каким-то образом между собой связаны логически. Задание ученикам: подобрать четвертое слово, находящееся с третьим в аналогичной связи. Например, Великобритания – Лондон – Канада (столица) – Оттава. «Определи логическую связь»

Слайд 13

Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Этот прием применим даже на уроках изучения нового материала . «Жокей и лошадь»

Слайд 14

Дети выстраиваются на определенном расстоянии от доски, шагают вперед, называя на каждый шаг слово, связанное с изучаемой темой. «Шаг за шагом»

Слайд 15

Учитель готовит несколько высказываний по теме урока и предлагает детям выразить к ним свое отношение по категории «да-нет», а также разъяснить, почему они так думают (формируются навыки оценки ситуации, фактических сведений, анализа имеющейся информации, формулирования и выражения своей точки зрения). «Да – нет/ Верно – не верно»

Слайд 16

В красиво оформленную коробку помещается несколько предметов, которые необходимы детям для изучения нового материала. Учащиеся объясняют связь этих предметов с новой темой, формулируют ее.

Слайд 17

Каждый из предложенных приемов можно модифицировать, наполнить содержанием, необходимым педагогу для работы на конкретном уроке с конкретным классом. В любом случае, они решают главную задачу — актуализируют имеющиеся у детей знания, мотивируют их на изучение нового материала .

Слайд 18

Рефлексия

Слайд 19

Спасибо за внимание! Желаем больших творческих успехов и талантливых учеников!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Урок - главная составная часть учебного процесса. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической нап...

Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС

Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения  государственных стандартов....

«Рефлексия, как этап современного урока в рамках ФГОС»

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед »    Евгений Доманский...

Рефлексия как этап современного урока по ФГОС (презентация)

Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Школьный урок – это место проживания счастья жизни ребенком. Он уч...

«Этапы современного урока по ФГОС»

Остановлюсь на характеристике этапов урока по ФГОС: "Открытие нового знания"...

Этапы современного урока по ФГОС

Матеиал представлен на заседании корпоративной школы педагогов МБОУ СОШ №8...

Семинар-практикум "Целеполагание и рефлексия, как этапы современного урока по ФГОС"

Практическое занятие для педагогов по работе с этапами целеполагания и рефлексии при планировании урока...