Статья:«Педагог – коуч: новая роль педагога XXI века, обеспечивающая качественное сопровождение образовательного процесса в современной школе»
статья

Власенко Елена Александровна

Технология коучинга в образовании - это инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально- личностном развитии учащихся.

При использовании инструментов технологии коучинга в процессе обучения роль педагога значительно обогащается. Это не только функция передачи знаний и обучения навыкам, но еще и реализация функции стимула интереса к обучению.

В статье рассматривается вопрос, на каких этапах урока и какие именно можно применить инструменты коучинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагог – коуч: новая роль педагога XXI века, обеспечивающая качественное сопровождение образовательного процесса в современной школе»

Технология коучинга в образовании - это инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально- личностном развитии учащихся.

Когда люди слышат слово «коуч», реакция бывает разная. Чаще всего это откровенное непонимание — «что это и с чем его едят».

Коучинг возник на стыке психологии, педагогики, менеджмента, лидерства, философии, аналитики и логики.

   Эта новая дисциплина, которая имеет свой предмет, задачи, философию, принципы, направления, основную процедуру.

На развитие коучинга влияли многие области знания, включая педагогику, психологию (в том числе спортивную, клиническую, социальную и промышленную), теории лидерства и другие. С середины 1990-х годов коучинг развился в отдельную дисциплину, появились

Иногда коучей путают с психотерапевтами, психологами, а иногда и с эзотериками. Нет, каждое направление имеет свой смысл и несет немаловажную  значимость в развитии личности.

Само слово «коуч» переводится как спортивный тренер, но в нашем случае носит немного более глубокий смысл. Коуч, это человек, который помогает другому человеку добиться целей, не навязывая никаких рамок и шаблонов, а путем раскрытия внутреннего потенциала обратившегося за помощью (в нашем случае ученика).

Технологии коучига могут быть использованы не только как стиль преподавания, но и как способ взаимодействия с коллегами, учениками. Такой подход позволяет по-новому взглянуть на суть самого процесса и открывает новые возможности для развития эмоционального интеллекта преподавателя.

При использовании методологии коучинга в процессе обучения роль педагога значительно обогащается. Это не только функция передачи знаний и обучения навыкам, но еще и реализация функции стимула интереса к обучению.

Педагог в школе выступает во многих ролях в зависимости от ситуации. За один учебный день вы можете выступить в роли педагога  нставника, педагога-психолога, педагога куратора,  педагога тьютора и педагога коуча

Осознавая различия в позициях педагога (наставника, тьютора и коуча), учитель при этом должен понимать, что эти различия не означают их антагонистического противопоставления. Один и тот же учитель в одних ситуациях, например, при овладении обучающимися базовыми умениями и навыками, будет наиболее эффективен как наставник, в других, например, при выборе и построении учеником индивидуальной образовательной программы тьютором, а при его выборе профиля обучения и постановке образовательных или жизненных целей – коучем.

4 компетентности

  1. В чем заключается эта теория. Иногда человек может не совершать каких-либо действий, только потому, что он просто не знает (хотя эти знания могли бы ему помочь в повседневной жизни). Самый лучший пример данного этапа  с багажом знаний.
  2. На втором этапе человек уже знает, но еще не понимает некоторые аспекты полученных знаний.
  3. Для третьего этапа характерны умение работать с полученной информацией.
  4. Четвертый этап - это навык, когда мы можем применить полученные знания на практике.

А теперь давайте, вспомним, когда мы работаем над новой темой урока. Не эту ли теорию мы используем? И наша цель, чтобы ребенок мог самостоятельно применять полученные знания.

Таким образом, эффективный подход в данной системе - это деятельность и взаимодействие. Такой подход дает целостность, творчество, радость, удовлетворение и успех.

Поэтому главная задача обучения состоит в том, чтобы помочь ребенку понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.

На каких этапах урока можно применить инструменты коучинга

  • Этап мотивации - вдохновение, самоопределение «хочу», «надо», «могу»

(через провокационный вопрос, интересный факт, видео сюжет, притчу, пословицу или ещё что то, учитель заинтересовывает ученика, погружает в тематику урока вдохновляет на принятие понимание - зачем именно ему нужно знать материал урока)

  • Этап построения плана выхода из затруднения (используются Открытые вопросы и шкалы)

На этом этапе ученики ставят цель на урок и определяют для себя (отмечая на шкале успешности):

* Что будет наилучшим результатом в конце урока

* Как они поймут, что достигли результата.

Умение задавать эффективные вопросы, которые помогают людям открыться, думать о себе – одна из важнейших компетентностей коуча. Используя сильные вопросы, коуч в совместной интенсивной работе подводит человека к тому, чтобы он сам нашёл ответы и принял на себя ответственность за принятые решения, направляет внимание на будущее, на поиск решений, на перспективу.

  • Этап отработки плана выхода из затруднения

*На Колесе Развития по секторам распределяются пункты, составляющие общую тему.  При помощи Открытых вопросов определяется зона «знания» и зона «незнания» по каждому сектору.

* Составляется пошаговый алгоритм действий (выведение формулы и работа по ней, работа с правилом, поэтапная работа с орфограммой и т.д.)

  • Этап рефлексии  (при помощи Открытых вопросов).

 * Проанализируйте зоны «знания» и «незнания», что изменилось? (ребята в своей шкале вносят изменения)

* Что помогло вам продвинуться по шкале?

*Что самым ценным было для тебя на уроке?

* Все ли ожидания реализовались? Что сможешь сделать для продвижения дальше?

Стимулируя рефлексию обучающихся по осмыслению своих образовательных и жизненных потребностей, целей, своих потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей, создает условия для самостоятельной успешной, компетентностной деятельности, для проектирования индивидуального образовательного маршрута, для индивидуально-личностного саморазвития.

Коуч (партнер, фасилитатор, сопровождающий) не дает указаний, не советует, не консультирует, не решает чужие проблемы. Он актуализирует посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам личности, субъектную активность в достижении успеха и сопровождает человека в долговременном индивидуально-личностном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопровождение слабоуспевающих обучающихся как средство индивидуализации образовательного процесса в начальной школе

Неуспеваемость обучающихся остается одной из острых проблем в современной педагогике.  Цель сопровождения: оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения при усвоении учебной программы. Ра...

Диагностико - аналитическое сопровождение образовательного процесса на первом этапе обучения в школе

Диагностико - аналитическое сопровождение образовательного процесса на первом этапе обучения в школе...

Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ГБОУ школа-интернат № 576.

Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ГБОУ школа-интернат № 576....

ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...

Единый мультимедийный информационный комплекс, обеспечивающий методическое сопровождение педагогического процесса и профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений.

Единый мультимедийный информационный комплекс, обеспечивающий методическое сопровождение педагогического процесса и профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений....

Особенности логопедического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ

Цель работы учителя - логопеда в рамках ФГОС: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и са...