Педагогический проект«Формирование читательского интереса у младших школьников с умственной отсталостью».
проект (2, 3 класс)

Хусаинова Алёна Владимировна

Чтение играет огромную роль в развитии и образовании учащихся с нарушением умственного развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Сахалинской области

« Школа – интернат «Радуга»

Педагогический проект

«Формирование читательского интереса у младших школьников с умственной отсталостью».

                                                                                             Выполнила:

                                                                                    учитель начальных

                                                                                       классов Хусаинова А.В.

2019г.

п.г.т.Смирных

       Чтение играет огромную роль в развитии и образовании учащихся с нарушением умственного развития. Во-первых, чтение – это средство повышения уровня общего развития учащегося. Во-вторых, чтение влияет на развитие речи учащихся: они обогащают свой лексический запас новыми словами и оборотами речи, познают многообразие значений слова, его оттенков, чтение способствует развитию навыка монологической речи, обогащению ее элементами литературного языка. В-третьих, чтение оказывает и воспитательное воздействие: при чтении специально подобранной литературы у детей развиваются положительные нравственные качества, психика обогащается различными  переживаниями.

      Привлечение к чтению детей с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы характеризуется значительными трудностями, связанными с такими особенностями, как сниженная любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, более поздний интерес к книгам, неумение выбрать книгу исходя из своих возможностей.

    Чтение для детей с интеллектуальной недостаточностью - занятие трудное, во-первых, потому, что при этом требуется напряжение, во-вторых, потому, что при небогатом запасе слов и знаний им многое непонятно, в-третьих, потому, что интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, руководящие чтением, у них слабы. Они больше любят слушать и количество детей, которые доходят до самостоятельного пользования книгой, очень незначительно.

      В процессе работы  заметила низкий интерес к чтению, слабую познавательную активность на уроках чтения, скудный словарный запас, у детей  нет желания познакомиться с произведением, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного,  задержку речевого развития.

 Актуальность заявленной проблемы чтения в том, что телевизор, компьютеры, развлечения постепенно вытесняют печатное слово. Такая тенденция прослеживается по всей стране. Различные исследования показывают, что основные читатели - школьники. И то в основном потому, что это требует образовательная программа. Но чем старше человек, тем реже он обращается к  книгам. Как пробудить интерес к чтению, как его развивать – вот, на мой взгляд, одна из важнейших задач школы.

В наше время, все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного, вдумчивого читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть скоростью и выразительностью чтения еще не значит стать настоящим читателем. Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. 

Новизна проекта заключается в том, что будут выявлены система средств и методы мотивационного обеспечения читательских интересов.

По моему мнению, решение данной педагогической проблемы поможет учителям начальных классов формировать и развить читательский интерес у младших школьников, не зависимо от образовательных программ. А также педагогам представится возможность более близко узнать своих подопечных, их интересы, благодаря творческому раскрытию учащихся.

Целью проекта является - разработка педагогических условий, методов и средств развития интереса к чтению в начальных классах.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

  • Изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;
  • Осуществить отбор технологий, методов и приемов работы по формированию читательского интереса;
  • Развитие у учащихся потребности в чтении как в источнике дальнейшего личностного совершенствования;

  Этапы реализации проекта.

1 этап: Диагностический.

I четверть  

  1. Выявить наличие или отсутствие  интереса   школьников к чтению.

2 этап: Создание  условий, методов и средств  для  побуждения   детей  к чтению.

II-III четверти

  1. Мотивация  детей  к чтению через комфортные условия кабинета, школьной библиотеки.
  2. Организация  процесса   изучения произведений так, чтобы учащийся мог испытать радость от общения с книгой.

3 этап: Формирование интереса  к чтению  младших школьников.

III-IV четверти

В процессе работы по повышению  интереса к чтению у учащихся  я использую различные формы, приемы и виды работ:

    1. После прочтения дополнительной литературы дети рисуют  рисунки. Этот вид     работы позволяет им вернуться к прочитанному, осмыслить полученную информацию.

    2.Следует отметить, что у умственно отсталых детей восприятие не соединено со словом.  Скудность словаря создаёт существенные трудности в понимании художественных произведений. Поэтому становится актуальной  постоянная словарная работа на всех уроках. Работа с лексическим значением слов. Звуко-буквенный анализ слов. Работа со сложными  словами. (Найди 2 слова, объясни значение всего слова).

   3. При знакомстве с художественным произведением первичное чтение учителем любого произведения должно быть эмоциональным, желательно театрализированным с помощью голоса.

  4. Использование при работе с текстами,  пересказе сказок, рассказов  различные виды театрализованной деятельности:  чтение по ролям, серии иллюстраций, которые последовательно изображают происходящие события, поиск и зачитывание интересных  отрывков из произведения, составление плана,  работа с иллюстрациями в учебнике.

5. Привлечение  внимания к книгам, рассказывая детям  о писателях и поэтах интересные факты из их жизни.

Для повышения читательской активности в процессе уроков использую различные  дидактические  игры:

«Собери и расскажи сказку»

 Игра знакомит с сюжетами русских народных сказок. Учит детей  из частей составлять целое изображение, называть сказку, действующих лиц, учит последовательно рассказывать сказку, развивает речь, обогащает словарный запас.

«Эстафета»

Эту игру обычно использую на чтении. Она помогает детям научиться следить за читающим. Игра заключается в том, что один ребёнок читает первое предложение текста. Затем говорит: "Я передаю (любое имя одноклассника). И так далее, пока текст не будет прочитан. Иногда сама включаюсь в игру: начинаю её или тоже участвую в "Эстафете".
Теперь эту игру использую ещё и на математике при решении примеров на доске. Т.о., кто пойдёт к доске, решают дети.

«Игра в прятки»

Ведущий начинает читать не сначала, а с любого места, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

«Мнимое слово»

Учитель в ходе чтения произносит неправильные слова, учащиеся прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для учащихся тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет.

Игры с пиктограммами:

 Пиктограммы можно использовать для игр:

      «Не зевай, нужную пиктограмму поднимай», учитель читает рассказ, а ребенок поднимает пиктограмму согласно тексту.

       «Продолжи рассказ», учитель раздает пиктограммы, читает рассказ, а ребенок продолжает, опираясь на пиктограмму.

  «Расставь правильно», учитель расставляет пиктограммы в неправильном порядке, читает рассказ. Затем предлагает правильно расставить пиктограммы. В случае затруднений – задает вопросы.

        «Составь свой рассказ», ребенку предлагают пиктограммы. Ребенок самостоятельно должен самостоятельно составить рассказ.

Экскурсии  в библиотеки, сотрудничество с библиотекарями, посещение музеев, выставок и т. д.

Ожидаемые результаты.

     Все вышеперечисленные приёмы  способствуют повышению  интереса к чтению  детей с интеллектуальными нарушениями, а педагог должен стремиться к тому, чтобы слушание и чтение художественного произведения стало для ребёнка радостью, удовольствием, игрой, учить любить читать. Работа над пониманием художественного произведения умственно отсталыми детьми имеет большое значение. Она способствует развитию речи детей, активизирует мыслительную деятельность и воображение ребёнка, позволяет ему осознать взаимосвязь в действиях героев художественного произведения, а в конечном итоге формирует основы для осуществления знаково-символической деятельности, необходимой для дальнейшего развития.

       Видя результаты  данного проекта,  необходимо продолжить применение  выявленных методов и средств развития интереса к чтению в начальных классах  и на следующие годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательского интереса у младших школьников

Развитие читательского интереса у младших школьников...

КАК ЖЕ ВЫЗВАТЬ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ЭПОХУ «ГАДЖЕТОВ»?

Одной из самых острых и трудноразрешимых проблем в современное время является потеря детьми интереса к чтению...

Психолого-педагогические методы развития читательских интересов у младших школьников

В данной статье описаны методы развития читательских интересов...

Доклад ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация: статья посвящена проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников с умственной отсталостью. Данная проблема присутствует не только среди детей с умственной отсталостью, н...

"Педагогические условия учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью в поликультурной среде"

Чтобы социализация детей с умственной отсталостью проходила успешно, нужно регулярно работать с ними и развивать у школьников чувство толерантности к другим людям. Все мы разные, но все мы имеем ...