Использование методов и приемов арт-технологии на организационном этапе урока в начальной школе.
учебно-методический материал на тему

Тычинина  Галина Александровна

Использование методов и приемов арт-технологии на организационном этапе урока способствует позитивному настрою, снижает психо-эмоциональную активность обучающихся, создает благоприятный психологический фон для успешного усвоения учебного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование методов и приемов арт-технологии на организационном этапе урока в начальной школе.

Основная задача образования сегодня - сформировать у ученика желание учиться, умение видеть проблему с разных сторон, находить ответ на вопрос и применять знания и умения в различных ситуациях. Именно поэтому в настоящее время, когда образовательные учреждения перешли на новый федеральный государственный образовательный стандарт, привычная форма организации обучения - урок, сохраняя внешние признаки, кардинальным образом меняется.

Арт-технология - инновационная педагогическая технология, обладает рядом достоинств. Методы арт-технологии универсальны и могут быть использованы для решения широкого круга учебно-воспитательных задач.

Применение арт-технологии в начальной школе является наиболее эффективным, т.к. в младшем школьном возрасте тяга к спонтанной художественной творческой деятельности сильнее, чем в подростковом.

Использование методов и приемов арт-технологии на организационном этапе урока способствует позитивному настрою, снижает психо-эмоциональную активность обучающихся, создает благоприятный психологический фон для успешного усвоения учебного материала.

Нарративное (речевое) направление арт-технологии как нельзя лучше способствует эмоционально-психологическому настрою обучающихся, повышает мотивацию учебной деятельности. В качестве примера можно привести одну из психологических (мотивационных) минуток.

Учитель: -Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

Дети: - Потому что Вы хотели быстрее с нами встретиться.

- Потому что наступила настоящая весна.

- Сегодня светит солнце.

- Может быть, потому что скоро каникулы?

 Учитель: - Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке.

Положительному мотивационному настрою на урок способствует использование фрагментов музыкальных или поэтических произведений:

Учитель: - Посмотрите на солнце. О чём мечтаете вы, глядя на него? А вы никогда не задумывались, чем пахнет солнце?

Педагог читает стихотворение К. Бальмонта «Солнце»:

Запах солнца?

Что за вздор!

Нет, не вздор!

В солнце звуки и мечты,

Ароматы и цветы -

Все слились в согласный хор,

Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами,

Свежими купавами.

Пробуждённою весной

И смолистою сосной.

Солнце светит звонами,

Листьями зелёными,

Дышит вешним пеньем птиц,

Дышит смехом юных лиц.

- Протяните руки к солнцу. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят и согревают нас своим теплом. В душе наступают покой и благодать. Нам хочется смеяться и радоваться новому дню. Волшебное солнце растопило все обиды, болезни, грусть и печаль, наполнило сердце добротой и любовью.

Созерцание живописной работы на начальном этапе урока-пассивная форма визуальной арт-технологии. Пассивная форма работы основывается на том, что ученик использует художественные произведения, созданные другими людьми. Это могут быть музыкальные произведения, картины, книги.

Созерцание живописной работы может послужить при знакомстве с разделом литературного чтения во 2 классе «Люблю природу русскую. Осень»

Учитель показывает детям картину на тему «Осень».

- Скажите, а вы любите осенний лес? Чем вас очаровывает осень?

Я так люблю осенний лес!

Над ним сияние небес.

И я хотел бы превратиться

Или в багряный тихий лист,

Или же в звонкий птичий свист. (Николай Рубцов)

- Посмотрите на картину и попытайтесь услышать в себе мелодию осеннего леса. У кого-то из вас эта картина отзовётся грустной мелодией, у кого-то - радостной. Мы все вместе - мы одно целое. И наше сообщество, как и природа, должно быть гармоничным. Давайте бережно относиться к печалям и радостям друг друга. И пусть звучат в нас мелодии, воспевая любовь и красоту.

        С той же целью благоприятному настрою на урок, снятию эмоционально-психологического напряжения в начале урока, используются техника арт-технологии - драматехнология.

Учитель: - Ребята, давайте представим, что на улице зима. Дети в саду играют в снежки. Давайте это изобразим: нагнемся, схватим двумя руками снег, распрямимся и бросим снежок резким коротким движением, широко раскрывая пальцы.

- Какое настроение у вас при выполнении этюда? Давайте с таким замечательным настроением приступим к уроку.

Этюд сопровождается музыкой Г. Струве «Веселая горка». В данном случае используется смешанная форма музыкальной арт-технологии. Такая форма используется, когда ученик прибегает к произведениям искусства (музыки, сказки, картины, скульптуры и т.п.) для создания своих собственных продуктов творчества или образов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе"

Материал содержит сценарий мастер-класса и презентацию. Данный мастер-класс был проведен в рамках районного фестиваля мастер-классов "Мои инновации в образовании"...

Применение методов и приемов деятельностных технологий на разных этапах урока

В статье говорится об особенностях построения личностно-ориентированного урока в начальной школе, целях каждого этапа урока и о целесообразности применения деятельностных технологий на различных этапа...

Мастер-класс «Использование активных методов и приемов обучения на различных этапах урока в начальной школе».

Цель  мастер-класса: научить применять  активные методы и приемы обучения на различных этапах урока в начальной школе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Игра «Скажем «Здравствуйте!»»Проводится по усмотрению учителя либо в паре, либо со всем классом одновременно.- Здравствуйте! -       ты скажешь че...

«Использование методов и приемов интерактивных технологий для формирования предметных и метапредметных результатов»

           Одним из способов поддержания внимания и  интереса учащихся является использование приемов и методов технологий интерактивного обучения. Интерактив...

«Методы и приемы, повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»

Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для ...

Практическое применение игровых технологий на разных этапах урока в начальной школе.

Педагогические игровые технологии — это комплекс методов и приемов, использующих игровые средства для образовательного и воспитательного процесса. Такая игра отличается четко поставленными и нап...