«ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
консультация на тему

Ершова Лариса Петровна

Работая с данной категорией детей необходимо помнить, что снять агрессию не возможно, если сам педагог остается агрессивным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение инновационных технологий для снятия агрессии у детей с ограниченными возможностями здоровья»

(педагог-психолог Ершова Л.П.)

 «УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ АГРЕССИИ»

С любыми возникающими эмоциями можно поступить двумя способами – подавить их или выразить. В первом случае накапливающиеся внутри эмоции превращаются в большой ком, который однажды прорвется наружу. Поэтому для сохранения душевного здоровья агрессию, как и любые другие негативные переживания, следует выражать, то есть, давать ей выход. Не всегда это можно сделать прямо в момент возникновения агрессии, когда она захлестывает вас, но лучше стараться отпускать  ее сразу, иначе есть риск потерять немало нервных клеток. И работая с детьми необходимо помнить, что снять агрессию невозможно, если сам остаешься агрессивным.

Эмоциональная гимнастика «Антистресс»

1. Зевота. Когда мы зеваем, мы расслабляемся. На этом и основано упражнение. Настройтесь на зевок, представьте себе, что сейчас вы зевнёте. Слегка наморщите нос и приподнимите брови, как бывает при неодолимой зевоте. Мысленно произнесите, как при зевке, звук «у-у-у», который постепенно понижается, становится грудным. Зевайте с удовольствием!

2. С добрым утром! Полностью расслабьтесь, представьте, что вы только что проснулись. Почувствуйте, как отдыхают лоб, брови, ресницы, губы, щёки. Ощутите, как расслаблены плечи, руки. Потянитесь с удовольствием!

3. Улыбка. Улыбнитесь! Поднимите кончики губ, сделайте весёлые морщинки около глаз, слегка наморщите нос. Сохраните на лице улыбку хотя бы на минуту-две. Вам будет легче выполнить упражнение, если вспомните какой-нибудь приятный момент своей жизни, лучше из детства или юности.

4. Радость победы. Представьте, что вы – спортсмен, только что одержавший победу. Ликуйте! Вскиньте руки, издайте возглас радости (только не очень громко).

5. Солнечный луч. Это упражнение включает в себя все предыдущие. Зевните, улыбнитесь, ликуйте! Вообразите, что ваше лицо озарилось ласковыми лучами солнца, почувствуйте приятное тепло. Сохраните это ощущение.

Дыхательные упражнение на снятие агрессии

Успокаивающее дыхание. 

Это дыхание поможет снять раздражительность и успокоить вашу нервную систему. Дышать нужно носом. Сделайте глубокий вдох, издавая звук, похожий на храп. Для этого нужно немного сжать мышцы горла. Выдох тоже должен быть с «храпом».  Подышите так несколько минут, и ваше раздражение потеряет прежнюю силу. Похожее упражнение, пришедшее из йоги, с задержкой дыхания. Дыхательный цикл состоит из трёх фаз: вдох – пауза – выдох. Чтобы успокоиться, снять психологическое напряжение, нужно сократить паузу между вдохом и выдохом, а выдох – удлинить. Вначале на каждую из трёх фаз будем затрачивать времени поровну – по 5 секунд. Вдохните, медленно считая до пяти. Ещё пять секунд – задержите дыхание. И ещё пять – выдох. Следующий вдох – по-прежнему на счёт «пять», пауза – «четыре», а выдох – «шесть». Так и продолжайте. Длительность вдоха остаётся неизменной – 5 секунд. Пауза с каждым циклом сокращается на одну секунду, а длительность выдоха на секунду увеличивается. Через четыре цикла у вас будет приходится 5 секунд на вдох и 10 – на выдох, без паузы между ними. Подышите так 2–3 минуты, и напряжение спадёт, а ваше состояние гармонизируется.

Расслабляющее дыхание.

Используйте это дыхание для избавления от беспокойных навязчивых мыслей. Большим пальцем правой руки прижмите правую ноздрю, так чтобы через нее не поступал воздух. Делайте медленный вдох и выдох через левую ноздрю. Потом откройте правую ноздрю, а левую закройте указательным пальцем. И сделайте вдох-выдох. Так, меняя ноздрю для дыхания, сделайте 15-20 дыхательных циклов.

Огненное дыхание 

поможет освободиться от гнева, агрессии, бурлящих эмоций, тревоги. Вам нужно представить себя большущим огнедышащим драконом. Представьте, как вас переполняет энергия, жар и огонь. Выдыхайте медленно этот жар, раздувая ноздри. Постепенно увеличивая темп. Дышать нужно только носом, все внимание сосредоточить на выдохе.

Дыхание на «свечу».

 Зажгите свечку или представьте, что она стоит перед вами. Вдыхаете носом, выдыхаете ртом, складывая губы в трубочку. Ваша задача: дышать так, чтобы пламя не колебалось. Такое дыхание поможет успокоиться и снять очаг перевозбуждения в коре головного мозга.

Брюшное дыхание.

Вам нужно лечь на спину, положить руки на живот. Делайте медленный глубокий вдох, так чтобы ваш живот надулся как барабан. Затем медленный выдох. Выдыхайте воздух до конца, так чтобы живот медленно втягивался под ребра. Подышите так несколько минут и ваше раздражение и нервное перенапряжение пойдет на убыль.

“Ныряльщик” Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

Асинхронная гимнастика. (Разминка)

Для гармоничного развития ребенка очень важно, чтобы у него были задействованы оба полушария головного мозга, без резкого преобладания одного над другим.

Упражнения развивают мозолистое тело, синхронизируют работу полушарий, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, снятию мышечных зажимов, преодолению двигательных стереотипов. Начинать занятия лучше с простых упражнений.

1. Ухо-нос.

Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".

2. Колечко.

Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

4. Кулак-ребро-ладонь. Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих цуг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет движения вместе с взрослым, затем по памяти в течение восьми - десяти повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками. При затруднениях взрослый предлагает ребенку: «Помогай себе вслух или шепотом - командами «кулак-ребро-ладонь».

5. Поглаживание живота и постукивание по макушке.

Первая часть упражнений включает поглаживание живота правой рукой по часовой стрелке. После этого постучите левой ладошкой по макушке, с целью легкими шлепками повысить умственные способности. Обратите внимание на то, чтобы движения были прямыми сверху вниз и наоборот. Решающим будет третий шаг: комбинация обоих движений. При этом обратите внимание, чтобы по ошибке не перепутать движения: правой рукой вращайте по животу, а левой двигайте сверху вниз. Такие упражнения хорошо развивают координацию.

6.Клик-клак

Станьте прямо и поднимите вверх правую руку. Эта позиция называется клик. Теперь, описав полукруг, опустите руку вниз, эта конечная позиция называется клак. То же самое повторите с левой рукой. И снова позиция с поднятой вверх рукой, обозначена как клик. Теперь, описывая полукруг, опускаете руку на 90° в горизонтальное положение. А для левой стороны тела это позиция клак. Следующее движение, рука вниз, снова называется клик. Таким образом, для левой стороны предусмотрено три смены положения: верхнее и нижнее - клик, а в середине клак. Скоординировать работу обеих частей тела в одном ритме клик-клак-клик-клак-клик-клак поначалу будет нелегко. Начните упражнения с медленного темпа, затем движения автоматически войдут в нужный ритм. Несмотря на кажущуюся невозможность выполнения, это очень простое упражнение.

   Упражнения асинхронной гимнастики. (Основная часть)

Упражнение 1. ИП - в положении сидя на полу (на коврике) вытянуть вперед прямые руки и ноги таким образом, чтобы ноги по всей длине - от бедер до икр и пяток - не касались пола. Мышцы брюшного пресса напряжены и поддерживают равновесие всего тела.

- вначале сделать одновременные движения кистями и стопами вверх-вниз- 20-25 раз. Затем переходим непосредственно к асинхронным движениям:

1) одновременно движение кистей вверх, стоп вниз и наоборот. 20-25 раз;

2) правые кисть и стопа- вверх, а левые - вниз, и наоборот. 20-25 раз;

3) правая кисть идет навстречу правой стопе, в то же время левая кисть и левая стопа - врозь. 20-25 раз.

Упражнение 2. ИП - аналогично предыдущему упражнению.- вначале, стараясь сохранить неподвижное положение вытянутых вперед рук и ног, производить движения кистей и ступней вправо-влево - 20-25 раз. Затем асинхронные движения:

1)стопы - вправо, кисти - влево, и наоборот. 20-25 раз;

2)стопы - внутрь, кисти - наружу, и наоборот. 20-25 раз.

Упражнение 3. ИП - аналогично Упражнению 1.

- вначале одновременные вращения кистями и стопами по часовой стрелке и против - 20-25 раз. Затем асинхронные движения:

1) кисти вращаются по часовой стрелке, стопы- против, и наоборот. 20-25 раз;

2) кисть и стопа правой стороны тела вращаются в одну строну, кисть и стопа левой стороны - в другую. 20-25 раз;

3) кисть правой руки и стопа левой ноги вращаются в одну сторону, кисть левой руки и стопа правой ноги - в другую сторону. 20-25 раз.

Упражнение 4. ИП – стоя - одной вытянутой рукой производят плавные свободные вращения перед грудью, второй - одновременно очерчивают равнобедренный треугольник. Счет произвольный.        

Упражнение 5. ИП - сидя, руки на уровне груди согнуты в локтях ладонями вниз.

- одна рука вращается по часовой стрелке, слегка разгибаясь в локтевом суставе, вторая - против.

Упражнение 6. ИП - стоя.- вытянутой рукой впереди себя описывают круг по часовой стрелке, в это же время кистью этой же руки очерчивают круг против часовой стрелки. Упражнение считается выполненным правильно, если все движения выполняются плавно, без рывков. Рука при этом не сгибается в локтевом суставе.

Упражнение 7. ИП - стоя. - выполняется так же, как и Упражнение 4, но дополнительно ногой описывают квадрат. Круг описывают на счет "2", треугольник -на счет "3" и, соблюдая правильные углы, выполняют 4 раза.

Упражнение 8. ИП – стоя  - громкий хлопок над головой и тихий удар об пол ногой. На счет до пяти сила удара постепенно меняется. Заканчивается упражнение тихим хлопком над головой и сильным ударом ногой. Для помощи в освоении несимметричной гимнастики предлагаются еще несколько общеразвивающих упражнений.

Упражнение 9. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки прямые, скрещены внизу впереди. На счет «раз» правая рука прямая вверху, левая внизу. Руки внизу, кисти сжаты в кулак. На счет «два» кисти вверху и внизу под прямым углом к предплечью. Кисть руки, находящейся вверху, ладонью открытой вверх, кисть противоположной руки — ладонью вниз. На счет «три» руки перекрещены внизу, кулаки сжаты, на счет «четыре» положение рук меняется.

Упражнение 10. И. П. — стоя, ноги на ширине плеч. .На счет «раз» руки скрещены на груди, на счет «два» левая рука вытянута книзу, корпус наклонен влево, правая рука приподнята в плече и согнута в локте. На счет «три» правая рука поднята, заводится за голову прямой вверх, левое плечо опущено вниз, слегка сгибается в локтевом суставе.

Упражнение 11. И. п. — лежа на боку, ноги согнуты в коленных суставах под прямым углом, правая рука вверху, левая лежит на полу. Руки разогнуты. Счет «раз». На счет «два» мышцами корпуса и ног осуществляется поворот, смена положения рук, правая рука лежит на корпусе.

Упражнение 12. И. п. — лежа. Правая нога согнута в тазобедренном и коленном суставах. Левая нога лежит прямая на полу. Руки заведены за голову, корпус приподнят. Счет «раз». На счет «два» меняется положение ног. Корпус разворачивается в противоположную сторону.

Упражнение 13. И. п. — лежа на полу. Корпус развернут и приподнят, ноги вместе, правая рука в упоре. На счет «раз» левая нога разгибается максимально в тазобедренном суставе и сгибается в коленном суставе, захватывается рукой и максимально приближается к туловищу. На счет «два» нога сгибается в тазобедренном и коленном суставах и захватывается рукой за стопу и максимально приближается к корпусу.

Упражнение 14. И. п. — сидя на полу, ноги разведены, левая рука внизу, прижата к туловищу, правая рука заведена за голову. Руки разогнуты. На счет «раз» руки захватывают ногу и пригибают корпус к полу. На счет «два» корпус наклоняют вперед, руки сгибают. На счет «три» противоположную ногу захватывают руками и наклоняют корпус. На счет «четыре» ноги сводят вместе и, захватив руками корпус тела, приближают к полу. Упражнения с 4 по 14 выполняются поочередно справа и слева по 10—15 раз. Эти упражнения можно выполнять в любое время, в любом месте и не обязательно комплексно.

Все вышеперечисленные упражнения, как по отдельности, так и в комплексе, помогут и вам и детям преодолеть стрессовые ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»

Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...

Использование современных игровых технологий для развития познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья, является одной из наиболее актуальных проблем, так как недостаточная ее сформированность  влияет на весь ход психо...

ОВЗ: «Обучение и коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья через применение технологии арт-терапии»

Материал предназначен для работы с детьми с ОВЗ: коррекция эмоционально-волевой сферы, дефицитарного развития интеллекта; повышение стрессоустойчивости, самооценки, улучшение саморегуляции поведения; ...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проект...

Статья Использование современных педагогических информационно -коммуникационных технологий в процессе обучения истории детей с ограниченными возможностями здоровья

В  докладе  рассматриваются возможности  применения ИКТ в образовательной и  воспитательной работе на базе коррекционной школы . Особенности применения ИКТ технологий, на примере ...

Использование игровых технологий для развития познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья, является одной из наиболее актуальных проблем, так как недостаточная ее сформированность  влияет на весь ход психо...