современные педагогические технологии (из опыта работы)
методическая разработка на тему

Чиркова Галина Григорьевна

Деятельность педагога – непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании. Урок остается основным элементом образовательного процесса. Основной целью моей работы является  создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии , применяемые на уроках.

(Из опыта работы)

Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Конечно же - умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия. Об этом нам говорят федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. 

   Деятельность педагога – непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании. Урок остается основным элементом образовательного процесса. Основной целью моей работы является  создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Цель  эта достигается мною   следующими путями:

•  создаю проблемные ситуации, коллизии;

•  использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся;

•  составляю и обсуждаю план урока вместе с учащимися;

•  создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;

•  стимулирую учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;

•  использую в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

•  оцениваю не только конечный результат (правильно - неправильно), но и процесс деятельности ученика;

•  поощряю стремление ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий. Личный опыт, изучение передового опыта позволяет мне использовать в работе различные педагогические технологии. Среди многообразия современных образовательных технологий я для себя выбрала те, которые, на мой взгляд, лучше всего подходят для достижения поставленных целей реализации государственных образовательных стандартов нового поколения.

  • Технология личностно-ориентированного обучения
  • Дифференцированное обучение
  • Технология проблемного обучения
  • ТРКМ
  • Игровые технологии
  • Информационные технологии
  • Здоровьесберегающие технологии

Далее я попытаюсь раскрыть цели, содержание и результаты применения данных технологий в своей работе, а также привести примеры их использования в своих уроках.

Технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода:

- это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.Я считаю, что основные особенности личностно-ориентированного обучения, разработанные И.С. Якиманской, создают благоприятные условия для формирования творческих способностей младших школьников. Поэтому в процессе планирования и организации уроков я опираюсь на некоторые из них:

  1. Продумывание возможностей для самопроявления учеников;
  2. Использование разнообразного дидактического материала, позволяющего ученику проявлять личностную избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения;
  3. Предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;
  4. Поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез;
  5. Организация обмена мыслями, мнениями, оценками;
  6. Стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов товарищей(рецензированию ответа);
  7. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика;
  8. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как область приложения знаний;

Например, на  минутке  чистописания,  с  первого  класса  использую  цепочки  букв  разного  уровня  сложности,  дети  сами  выбирают  себе  одну  из  цепочек  и  продолжают  её. Потом они начинают придумывать свои цепочки букв.РраРреРрё… (продолжить РриРроРруРрыРрэРрюРря)или - Ра рбрврг… (продолжить рд ре рёржрз и т.д.)

На уроках литературного чтения часто применяю такой вид задания, как «Сочини».Каждый ребенок подходит к заданию индивидуально. Когда познакомились  с японскими Хокку  и  Басё,  ученики моего класса стали сами придумывать подобные трехстишья, а после изучения раздела «Сказки» дети стали сочинять свои сказки.

На уроке математики по теме «Виды углов» , учащиеся , используя дидактический материал ,сумели самостоятельно исследовать процесс определения разных видов углов.

  Одним  из подходов личностно-ориентированного обучения  является технология дифференцированного обучения, которая позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учащихся. Как известно, дифференцированное обучение – это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника. На своих уроках использую разные приемы дифференцированного обучения .Например, на уроке математики, во время актуализации, провожу индивидуальную работу (несколько учеников получают карточки с заданиями).   Применяю также цветовые сигналы. Детям, которые справились с работой, предлагаю дополнительное задание – оно отмечено на доске под красной точкой. Чаще всего эта работа оценивается самопроверкой.

Пример применения данной технологии на уроке обучения грамоте в 1 классе.

Тема урока: Изучение буквы С.

Даю слоги : са, во, ка, со, ни, си, по, ру, то, су,се, ми, ло, сы.

Сильной группе детей предлагаю задание придумать слово со слогом.

Слабой группе детей даю задание найти слоги с буквой С, подчеркнуть эту букву.

.              На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов.  Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Планирую свои уроки таким образом, чтобы у детей обязательно возникал вопрос. Никогда не даю материал в готовом виде. Ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему.

Пример урока математики  с применением технологии проблемного обучения на тему «Площадь фигур» 2 класс.

На доске карточки со словами : масса, длина , объем, и пустая карточка.

Детям предлагается прочитать слова и вспомнить, что они обозначают. Вспоминаем, какие единицы измерения у каждой величины. У детей возникает вопрос: Зачем на доске пустая карточка? Учащиеся делают разные предположения. Если мы говорили о величинах, возможно, это тоже какая-то величина? Предлагаю работу в парах. На карточках даны задания, определить, какая из фигур занимает меньше места на плоскости.

Делается вывод:Раз мы выбираем мерку и устанавливаем, сколько раз она содержится в фигуре, значит это  какая-то величина?  Предположения детей, как же можно назвать эту величину.

А при изучении темы «Конкретный смысл умножения» перед  учащимися стояла проблема: как записать выражение, составляющее сумму одинаковых слагаемых.

На уроке русского языка по теме «Непроизносимые согласные» 3 класс.

На доске записано слово вестник.
– Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически. (Вестник,[в,э?сн,ик].)
– Что вас удивило? (Буква
т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится.)
– Какой вопрос у вас возникает?
(Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится?)
Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?)
Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока
.

– Звук не произносится, поэтому называется…

Стараюсь всегда дать детям возможность самим назвать орфограмму, а только потом посмотреть в учебнике.

Среди современных  педагогических технологий я бы выделила технологию  проектного обучения.Для того, чтобы учение стало интересным и увлекательным делом, очень важно разбудить в ребёнке творческий потенциал.  

        В проектной деятельности меня привлекают возможность обучения каждого на уровне его способностей, отсутствие жестких временных и содержательных рамок урока и программы, свободный выбор образовательной области, тематики проекта, траектории деятельности.В результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности. Работа над учебным проектом включает в себя выбор темы, составление плана, изучение литературы и сбор материала, написание собственного текста, включающего анализ литературы и собственные выводы по выбранной теме, а также устное выступление учащегося по проекту.

Пример проекта-исследования на уроке окружающего мира по теме «История фамилии». Дети получили задание исследовать, откуда появилась его фамилия. В течение недели дети собирали материал, а затем на уроке были представлены интересные творческие презентации истории возникновения фамилии. А Батурина Ира написала исследовательскую работу «Мои предки –основатели села?» На НПК «Первые шаги » получила диплом 2 степени.Работа напечатана в газете «Прибайкалец».

Для достижения личностных результатов важным считаю применение на уроках технологии  критического мышления. Критическое мышление-это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт, это способ добывать знания, умение анализировать, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме. Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Использую на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления:

  • приём «Чтение с остановками»;
  • приём «Взаимовопрос»;
  • приём «Корзина идей»;
  • приём «Составление синквейнов»;
  • интеллектуальная разминка;
  • приём «Знаю, хочу узнать, узнал»;

написание творческих работ;

  • кластер;

1.Стадия вызова. Пробуждение интереса.Каждый урок русского языка, математики, окружающего мира начинаю с актуализации.Связываю имеющие у детей знания, подвожу к проблемной ситуации, к тому, что учащиеся пробуют сами определить направление темы урока.

Из опыта работы:  Русский язык 2 класс.

Посмотрите внимательно на игровое поле. У зайчика на этом поле сегодня два маршрута (два направления). Если вы правильно их определите, то узнаете тему сегодняшнего урока.

(Сначала зайчик находился в домике  Б, из него отправился в домик В, оттуда пошёл в домик  Г, перепрыгнул в домик Ж ..З..Д.)Учащиеся определяют первый маршрут:

- Зайчик посетил дома только со звонкими парными согласными:

 Б→В→Г→Ж→З →Д

-Предположите, каким был  второй маршрут?

(Зайчик посетил дома с глухими парными согласными:П →Ф →К →Т →С →Ш)

Подумайте, над какой темой будем сегодня работать

 (« Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»).

 -Какие звонкие и глухие согласные составляют пары?

     Соедините линиями парные согласные:

     б – п,  в – ф,  г – к,  д – т,  з – с,  ж – ш                                                                    

- Какова же цель нашего урока?-Будем закреплять знания о правописании звонких и глухих согласных)

2.Стадия реализации смысла. Осмысление материала во время работы над ним.

На соотнесении старого материала с новым дети активно воспринимают изучаемый материал.

3.Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.

Считаю рефлексию необходимым моментом личностно ориентированного урока. Ведь именно она позволяет осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке,  что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые были сформулированы  учащимися вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями они столкнулись на уроке и как их разрешили.Например, ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

- Сегодня я узнал… – Было интересно… – Было трудно…

-На полях тетради рисуют смайлики,  отражающие, насколько  детям было интересно на уроке.

На уроках русского языка для выхода на новую тему, при опоре на изученный материал, используем прием - кластер. Учащиеся моего класса любят этот  прием работы. На уроках русского языка, чтения, окружаюшего мира  используем прием «синквейн»
Требования стандарта ориентированы на результат освоения межпредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также на личностные результаты.

уроке.
Для того чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, творческие силы, индивидуальность-применяю на уроках формы
парной и  групповой работы.

Следует отметить, что групповое обучение- это использование малых групп (3-5 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий.

Из опыта работы  (фрагмент урока) русского языка по теме «Наречие» 4 класс

Весь класс разделен на 4 группы, каждая группа  получает задание

        1-я  группа.  Какой  признак  обозначают  наречия?

Вы  знаете, что существительные  обозначают предметы (стол, тетрадь, земля), имена прилагательные  - признак  предмета (красный, тяжелый, большой), глаголы – действие (строить, думать). Ваша  задача  определить , какой  признак обозначают  наречия. Внимательно рассмотрите  примеры. Наречия  выделены.Бежать  быстро,  прогулка пешком, оченьбыстрый

2-я  группа:     На какие вопросы отвечают наречия?

Внимательно  рассмотрите данные  словосочетания. Поставьте вопросы  к наречиям. Обратите  внимание , от каких  частей  речи  задаете вопросы к наречиям.  Наречия выделены.

Прочитать вслух, идти вперед, пришел  вчера, сказал  сгоряча, сделал  нарочно,  отдал  сколько, дом напротив

3-я группа:  Изменяется ли наречие?

В русском  языке слова могут изменяться по падежам(склоняться)  или по лицам (спрягаться), могут менять число, а некоторые род. А что же с наречиями? Спрягаются ли они? Склоняются ли?

-Проведите  эксперимент, который докажет, изменяются ли наречия. Измените слова по указанным  признакам.

- Деревня (мн.ч. Р.п.) - Большой (мн.ч., Ж.р., Д.п.) - Ходить (наст.вр., 1-е лицо, ед.ч)

А теперь  попытайтесь изменить наречие  вчера по тем же признакам. Что у вас получилось?

4-я группа:  Какую роль выполняют наречия?

-Рассмотрите два предложения. В каждом из них есть наречие, но относятся эти наречия к разным словам и отвечают на разные вопросы. Определите, каким членом предложения являются данные наречия.

Этот разговор вполголоса я не расслышал. Мы обнаружили их поблизости.

Каждая  группа работает над своим вопросом, затем выступает с сообщением. В результате исследовательской работы в группах,  учащиеся ,  опираясь на ранее изученный материал, сумели самостоятельно выйти на  новую тему.

Ведущими технологиями личностно-ориентированного образования с ярко выраженной коммуникативной направленностью являются игровые технологии.Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:

  • для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Экологическая сказка»);
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений. Большой интерес вызывают у учащихся интеллектуальные игры в форме «Лото».. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.

Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.

Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.
Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. 
Они повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий)  осуществляю  по следующим направлениям:
1. Создание презентаций к урокам.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых обучающих программ.
4. Разработка и использование собственных авторских программ. 
С помощью компьютерных технологий решаю на своих уроках  следующие задачи: 
· усиление интенсивности урока;
· повышение мотивации учащихся;
· мониторинг их достижений. 
 При составлении плана урока ИКТ  использую на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля учащихся. 

Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании  уроков использую презентации ,которые составляю сама с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернет. Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении просмотренного. Проверять знания, используя ИКТ, проще. Мои ученики любят работать с тестами с самопроверкой. Применение ИКТ делает урок увлекательным, а значит, запоминающимся.

Здоровьесберегающие технологии обеспечивают школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формируют у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии применяются на всех этапах урока, поскольку предусматривают чёткое чередование видов деятельности. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, я провожу физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения. Мои ученики принимают участие в спортивных соревнованиях школы и района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в моей работе

В материале коротко описаны педагогические технологии, которые я систематически использую в своей работе....

Современные педагогические технологии. Принцип построения работы в парах.

Методическая разработка содержит описание принципа построения работы в парах. В ней гооврится о тгом, что работа в парах начинает вводиться с первого класса. В качестве подготовительной работы на урок...

Из опыта работы. Применение современных педагогических технологий. Технология проектов.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования -  переход к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая ставит глав...

Использование современных педагогических технологий (игровая технология) на уроке английского языка (из опыта работы)

В данной статье предлагаются варианты игр, которые используются на уроках английского языка в начальной школе. Кропотливой работой на каждом уроке я стараюсь довести до сознания детей, что изучение ин...

Современные педагогические технологии в работе учителя начальных классов (из опыта работы)

Наиболее  эффективные педагогические технологии в условиях ФГОС в работе учителя начальных классов...