Организация работы по краеведению и социальному проектированию в сельской школе
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Самбялова Зоя Нимаевна

Развитие краеведения всегда было важной задачей воспитания учащихся в школе, а в настоящее время она становится всё более актуальной. В соответствии с Федеральным государственным стандартом «на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся». ФГОС НОО ориентируется на становление таких личностных качеств, как «Любящий свой народ, свой край, свою Родину»

Главным чувством, которое должно сформироваться у учащихся начальной школы – чувство сопричастности к малой Родине, к месту, где они родились, где живут их родные и друзья.

Поэтому при организации внеурочной деятельности в начальных классах краеведческая работа занимает почетное место.

Ее цели и задачи таковы:

1)    пробудить у детей чувство гордости родным краем, любовь к природе, уважение к трудовому человеку; помочь маленькому человеку раскрыть творческие способности, дать возможность реализовать их в практических делах, в процессе коллективной творческой деятельности;

2)     познакомить школьников с историческим прошлым края, его сегодняшним днем, его культурой, природой, экономикой;

3)     приобщить учащихся к трудовым делам на пользу и радость окружающим людям.

Работа по краеведению ведется на занятиях кружков «Юный исследователь». Кроме того использую такие формы работы как беседы, классные часы, конкурсы чтецов и рисунков, встречи с интересными людьми, экскурсии, досуг.

В 2012-м году мною разработана и введена во внеклассную деятельность   авторская образовательная программа по краеведению «Родимая сторона – мать» для учащихся начальной школы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Организация работы по краеведению и социальному                  проектированию в сельской школе

Развитие краеведения всегда было важной задачей воспитания учащихся в школе, а в настоящее время она становится всё более актуальной. В соответствии с Федеральным государственным стандартом «на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся». ФГОС НОО ориентируется на становление таких личностных качеств, как «Любящий свой народ, свой край, свою Родину»

Главным чувством, которое должно сформироваться у учащихся начальной школы – чувство сопричастности к малой Родине, к месту, где они родились, где живут их родные и друзья.

Поэтому при организации внеурочной деятельности в начальных классах краеведческая работа занимает почетное место.

Ее цели и задачи таковы:

  1. пробудить у детей чувство гордости родным краем, любовь к природе, уважение к трудовому человеку; помочь маленькому человеку раскрыть творческие способности, дать возможность реализовать их в практических делах, в процессе коллективной творческой деятельности;
  2.  познакомить школьников с историческим прошлым края, его сегодняшним днем, его культурой, природой, экономикой;
  3.  приобщить учащихся к трудовым делам на пользу и радость окружающим людям.

Работа по краеведению ведется на занятиях кружков «Юный исследователь». Кроме того использую такие формы работы как беседы, классные часы, конкурсы чтецов и рисунков, встречи с интересными людьми, экскурсии, досуг.

В 2012-м году мною разработана и введена во внеклассную деятельность   авторская образовательная программа по краеведению «Родимая сторона – мать» для учащихся начальной школы (в приложении).

Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости окинцев, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Программа «Родимая сторона – мать» направлена на активацию интеллектуально-творческой деятельности учащихся. Окажет содействие повышению престижа и популяризации научных знаний. Развитии у школьников познавательной активности и творческих способностей.

Цель программы: 

  • Воспитание у подрастающего поколения ценностного отношения к культурному наследию;

• пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Окинского края;

• воспитание любви к природе родного края;

• формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

• стремление к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.

Задачи программы: 

1) Совершенствование воспитательной работы, организации досуга школьников на основе новых педагогических технологий;

2) Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся с учетом их интересов и склонностей, индивидуальной траектории развития;

3) Создание творческого содружества семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы;

4) Поиск социальных партнеров и установление тесных связей с учреждениями образования, культуры и сорта;

5) Формирование здорового образа жизни, поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Принципы и подходы, лежащие в основе программы:

• Принцип гуманизации

• Личностно-ориентированный подход

• Научность

• Доступность

• Дифференцированность

• Практическая направленность

• Креативность

Таким образом, в основе программы – реализация личностного подхода в обучении и воспитании учащихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий. Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, библиотеки), спорта.

Программа  «Родимая сторона – мать» рассчитана на 4 года (период обучения в начальной школе) и предполагает обогащение содержания и совершенствования форм работы. В основу программы положен проблемно-тематический принцип организации материала, связанный с образовательной программой по окружающему миру.

Изучение своего края:

• Природу

• Историю

• Культуру

• Жизнь и деятельность людей края

В процессе освоения программы организуются программы индивидуальная и коллективно-творческая деятельность учащихся по приобретению знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.

1.4. Основные формы работы

• Уроки родного языка, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии, физкультуры, изобразительного искусства, музыки; интегрированные уроки

• Система внеклассной работы:

  • Классные часы;
  • Фестивали, тематические праздники, коллективно-творческие дела;
  • Художественное творчество учащихся;
  • Экскурсии и походы по родному краю;
  • Устные журналы, беседы;
  • Встречи с ветеранами, Уроки мужества;
  • Просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции;
  • Сбор и оформление материалов для школьного музея;
  • Выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;
  • Проектная и исследовательская деятельность учащихся;
  • Походы, спортивные турниры, дни здоровья

1.5. Образовательные результаты и мониторинг уровня овладения программой.

Образовательным результатом программы будет:

  • Устойчивый интерес к истории своей Родины;
  • Знания по истории и культуре родного края;
  • Умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
  • Способность творчески мыслить и рассуждать;
  • Умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
  • Способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;
  • Способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.

Показатель эффективности:

• Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного, итогового контроля;

• Участие в краеведческих играх и мероприятиях школы, района, города;

• Презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью;

• Анкетирование родителей и учащихся.

Вся деятельность выстраивается по нескольким направлениям: «Село, в котором мы живем», «Традиции и обычаи нашего края», «Моя семья», «Природа Окинского района», «Улицы моего села», «Родословие», «Архитектура и памятники  нашего села», «Топонимика Окинского края», «Жизнь знаменитых земляков»

При этом объём, содержание и формы краеведческой работы зависят от возраста учащихся, от их общего кругозора, уровня знаний и умений. Уже в первых классах учащиеся получают элементарные представления о своём крае, его природе и жизни людей. С введением курсов природоведения, истории, географии краеведческие знания учащихся обогащаются, поскольку материал этих предметов изучается в значительной степени на краеведческой основе.

Учебно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

Использование краеведческого материала на уроках:

Уроки окружающего мира: организация исследовательской деятельности учащихся.

Тема урока

Примерная тематика исследований

Твои родные и твоя Родина в потоке времени

Моя родословная.

Судьба моей семьи в истории Оки.

Ока – край эпического героя Гэсэра

Мифы и легенды о местах эпического героя.

«Вставай, страна огромная…»

Ока в годы Великой Отечественной войны.

Экосистемы реки, озера и болота.

Водоёмы Окинского края.

Как природа залечивает раны.

Охрана природы в крае.

Животные маленькие и большие.

Животные Окинского края.

Пернатые изобретатели.

Птицы Окинского края.

Хозяйство края.

Животноводство и растениеводство.

 

• Уроки риторики, литературного чтения, русского языка.

Использование дидактического материала краеведческой тематики. Антропонимы – собственные имена людей и в первую очередь имена и фамилии моей семьи.

• Уроки технологии и изобразительного искусства.

Изучение культурного наследия бурятского народа: живопись, архитектура, народные промыслы. Использование его как дидактического материала. Например урок по теме «Особенности строения жилищ бурят» изготавливается макет восьмистенной избы, современных домов, чумов сойот.

• Одним из путей реализации программы может стать воспитательная работа на базе оздоровительного лагеря: организация экскурсий, походов, встреч с интересными людьми, коллективные творческие дела.

3.2. Тематика детских учебно-исследовательских проектов.

(периодичность – 1 классный час в месяц по программе)

 1 класс.

1. Село, в котором мы живем.

2. Наша школа.

3. Наш район.

4. Животноводство нашего края.

5. Добывающая промышленность нашего района.

6. Воины – окинцы.

7. Знаменитые люди нашего района.

8. Национальный праздник – Сагаалган.

9. Традиция празднования Дня района.

2 класс.

1. Природа Окинского края.

2. Памятники природы в Оке.

3. Парк нашего села.

4. Орлик – административный центр района.

5. Реки и ручьи Оки.

6. Старые названия улиц нашего села.

7. История нашего района.

8. Помоги селу стать чище.

9. История моей школы.

3 класс.

1. История моей семьи в истории Оки.

2. Музей села Орлик.

3. Топонимические загадки Оки.

4. Откуда начинался наше село.

5. Мифы и легенды эпического героя Гэсэра.

6. Сказки и легенды моего народа.

7. Песни и стихи об Оке.

8. «Природа Оки» в фотографиях.

9. Край, который люблю.

4 класс.

1. Ока и Окинцы.

2. Писатели и поэты родного края.

3. События и люди (знаменитые люди села).

4. Спортивные достижения наших земляков.

5. Исследователи нашего края.

6. Сельские поселения нашего района.

7. Почётные жители нашего села.

8. Выпускники – гордость нашей школы.

9. Летопись нашего края.

3.3. Тематика праздников и коллективных творческих дел

1 класс

1. «С днём рождения наш класс!» праздник.

2. «Составим карту нашего села» Игра – эстафета.

2 класс

1. «О чём рассказывают улицы нашего города» игра – путешествие.

2. «Район, в котором мы живём» игра – викторина, посвященная Дню района

3 класс

1. «История моей семьи в истории Оки» семейный праздник по итогам проекта «Моя родословная».

2. «Знаешь ли ты Оку?» интерактивная игра по итогам проекта «Наш край – Ока»

4 класс

1. Интерактивная интеллектуальная игра по итогам исследований учащихся.

2. «Что бы Родину понять – учите главы с именами славных земляков» - научно-практическая конференция по итогам проекта «Ока и Окинцы».

3. «Моя малая Родина» итоговая игра, подведение итогов года.

Привлечение родителей к реализации программы.

Примерная тематика родительских собраний.

1 класс. Как научить ребенка любить свой край.

2 класс. Роль семьи в формировании бережного отношения к природе родного края.

 3 класс. Родословное древо семьи.

 4 класс. Как помочь ребенку стать исследователем истории родного края.

Взаимодействие детей с родителями на разных этапах краеведческих исследований способствует формированию бережного отношения к традициям и сохранению семейных связей, улучшению отношений между поколениями.

Форма работы с семьями учащихся предполагает следующие виды деятельности:

  •  Помощь в получении знаний
  •  Оценка результатов деятельности
  •  Родительские собрания
  •  Выставка работ
  •  Презентации
  •  Организации и проведение экскурсий и праздников

Учителю необходимо уделять большое внимание согласованию краеведческого материала с программой, так как краеведение многогранно по своему содержанию: в нем сочетаются история, география, природа, этнография, фольклор и др. Особенность образовательного предмета «Мир вокруг нас» состоит в том, что он предусматривает предварительное ознакомление учащихся с географией и историей родного края. В процессе изучения предмета «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему окружению (родной город, село, деревня, природа, традиции родного края, его люди). При этом предполагается обязательное активное участие детей в разнообразной краеведческой деятельности.

В УМК «Начальная школа 21 в.» Н. Ф. Виноградовой предмет «Окружающий мир» интегрированный. При его изучении младший школьник:

- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни;

- понимает взаимосвязи в системе «человек-природа-общество»;

- осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает навыки экологической культуры;

- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни; подготавливается к изучению базовых предметов основной школе. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии в природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческие, исторические музеи. Всё это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.

Работа по направлению «Село, в котором мы живем.» я начинаю с первых дней ребенка в школе. Провожу экскурсии по селу, где знакомлю детей с правилами дорожного движения «Безопасный путь в школу», а также рассматриваем красивые дома и административные здания в селе. Обычно это вызывает особый интерес и у детей возникает желание показать всем свой родной дом. И тогда я прошу детей принести изображение своего дома в виде рисунков и фотографий. Из собранных детских работ составляем общую презентацию «Село, в котором мы живем.», при просмотре которой дети с гордостью представляют свой дом следующими словами: «Это мой дом», «Я тут живу» и рассказывают о своем доме.

Ребятам 3- 4 классов, предлагаю задания сложнее: составить план развития новых предприятий села для трудоустройства безработных.

Такие мероприятия развивают у младших школьников интерес к своему селу, желание начать изучать его историю, социально-экономическое развитие родного края.

Направление «Природа Окинского края.» для 1-2 классов реализуется в разных формах. Первоначальные знания о природе учащиеся получают на уроках окружающего мира. На занятии кружка «Юный исследователь» изучаем проблему загрязнения водных ресурсов нашего края, посвящено внеклассное мероприятие «Научно-исследовательская лаборатория «Тайна воды», которое проводится в 1 классе. 3-4 классы работают над разработкой экологического маршрута на минеральные источники, расположенного вблизи села.

В течение года ребята выполняют еще несколько мини- проектов: «Растения нашего края», «Животные нашего края», «Красная книга нашего края». Каждый член кружка выбирает для себя растение и животное, а затем самостоятельно или с помощью родителей, изготавливает страницу с рисунком и описанием. Все страницы мы собираем в общий альбом.

Ежегодно в нашей школе проходит выставка осенних букетов и поделок из природного материала «Нет краше Родины нашей» и мои ученики активные участники данного мероприятия. Названия представленных работ отражают их отношение к своему родному краю: «Сельский пейзаж», «Край мой родной».

Еще один коллективный долгосрочный проект, участниками которого стали ученики моего класса, проводился в течение зимних месяцев и назывался «Покормите птиц зимой». Реализация данного проекта проходила в несколько этапов:

Теоретический: На занятиях кружка «Юный исследователь» ребята собрали информацию о зимующих птицах нашего края, о необходимой помощи птицам в зимнее время.

Практический:

1) Операция «Кормушка». Ребята изготавливали дома с родителями кормушки, а после уроков развешивали их в сквере и угощали птиц разными лакомствами: зерном, мясом, салом, крошками хлеба.

Этап рефлексии: Итогом проделанной работы стал классный час, где ребята читали стихи о птицах, рассуждали о важности заботы и помощи птицам зимой.

Кроме того, мы ежегодно организуем походы в лес. Наряду с активным отдыхом на природе, наблюдаем за состоянием растений в зимний период, слушаем пение зимующих птиц, применяем ранее изученные правила поведения в лесу.

Данные мероприятия развивают интерес к природе, любовь к растениям и животным своего края, желание о них заботиться.

Ещё одно и, пожалуй, самое важное направление «Моя семья», которое вызывает у детей особые эмоции и чувства гордости, любви и уважения к родным людям.

1 сентября 2014года в нашем классе прошел классный час на тему: «Я-талантлив». К нам в гости пришли родители учеников: Тогошеева А.Г. и  Дармахеева Н.Л. Они рассказали детям о своих профессиях: повар-кондитер и  агроном.  Рассказ «Что в поле выросло, да как на стол пришло» сопровождался фотографиями наших  огородов и блюд, которые можно приготовить из овощей. Учащиеся отгадывали  загадки, отвечали на  вопросы. В конце мероприятия все угощались тортом, приготовленным нашими мамами.

Знакомство с профессиями родителей продолжается в течение всех четырех лет обучения в начальной школе.

В течение года мои ученики принимали участие в различных классных мини-проектах: «Что означает моя фамилия», «Мое генеалогическое древо», а так же в школьном проекте «Герб моей семьи». Найденную информацию дети представили на занятиях кружка «Юный исследователь» в виде небольших сообщений и рисунков.

В рамках школьной акции мы провели классный час «Семья и Отечество». Ребята рассуждали о важности понятий «Дом», «Семья», «Родные люди», «Малая Родина»; читали стихи нашего поэта-земляка  Баира Дугарова о Родине, несколько учеников рассказали о своих дедушках-участниках Великой Отечественной войны.

Работа по направлению «Хозяйство нашего края» направлена на знакомство ребят с сельскими профессиями, ежегодно в классах проводятся классные часы на тему: «Я и моя семья». Ученики рассуждают о важности профессии сельского труженика, рассказывают о труде своих родителей, занятых в животноводстве, об известных труженниках нашего села.

Регулярными стали экскурсии в сельскую библиотеку, там ребята узнают об известных людях нашего края: поэтах, писателях, учатся находить нужную информацию в архивных материалах, читают.

Важное место в краеведческой работе отводится заботе о ветеранах и работниках тыла из нашего села.

В течение года мы проводим акцию «Милосердие» для работников тыла Будаевой С.Б.. и Патархеевой З.С. Ребята приходят к ним в гости, оказывают посильную помощь, с удовольствием слушают рассказы о нелегких военных годах. Ученики искренне благодарят бабушек за их вклад в историю страны, нашего села и дарят изготовленные своими руками подарки. Такие встречи оставляют неизгладимый след в душе моих учеников, воспитывают уважение к старым людям, гордость за своих односельчан.

В рамках ежегодной школьной акции «Навстречу Победе» ребята, вооружившись граблями и мётлами, выходят на субботник по очистке сквера Победы от мусора.

В нашем селе уже стала хорошей традицией акция «Бессмертный полк» и ребята несут портреты односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции.

Краеведение является важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у школьников научного мировоззрения, воспитанию нравственности.

Использование краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание конкретность и убедительность

Краеведение создаёт благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников.

Результативность реализации краеведческого принципа на уроках окружающего мира по предмету

В результате формируется личность с менталитетом: мои ученики раскрепощены, верят в себя и свои способности, учатся свободно и критично мыслить. Я отношусь к ним с уважением – на занятиях царит атмосфера сотрудничества, совместного поиска методом проб и ошибок. 
Необходимо помогать детям, видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования. 
Одна из задач учителя - поощрять творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять желание порыва, творческой идеи учащегося, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, проверить себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки. Также важно, чтоб исследование было посильным для ребенка и доступным для детского восприятия. 
Исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, достичь какой – то цели. Следовательно, никто другой, так как он, не сможет почувствовать и оценить свой труд. 
Детей, которые занимаются исследованиями, легко распознать и оценить среди сверстников. У них особый блеск глаз, виден интерес к познанию всего, что их окружает. 
Созданный мной кружок «Я – исследователь» стал важной частью жизни класса и родителей. Дети и родители находятся в постоянном поиске, наблюдении, проводят опыты и эксперименты, создают презентации. Родители стали частыми гостями в классе, «маленьким исследователям» нравится перед ними выступать, защищать свои исследовательские работы и проекты. А всё это потому, что дети видят, какой результат приносит их совместный труд, как гордятся ими родители. 
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что организация работы по краеведению, её интеграция с предметами школьной программы и сотрудничество с родителями и окружающим социумом позволяет максимально расширить кругозор учеников начальной школы, привить им навыки самостоятельного мышления, активизировать их познавательную и исследовательскую деятельность. Дети постепенно начинают осознавать необходимость изучения истории, культуры, природных особенностей родного края, своей малой Родины.

Всего нами было проработано  в первый год работы по программе 18  тем :

 «Птицы Оки», «Лекарственные растения Оки», «Праздники в нашем селе», «Памятники села Орлик», «Имена в нашей семье», «Моя родословная», «Как вырастить растение», «Легенды нашего края», «Домашние животные», «Реки и родники села Орлик», «Сохраним природу», «Цифры в нашей жизни»и другие. 
Все ребята защитили свои проекты и награждены грамотами. 
Тогошеева Сандыка  очень заинтересовали птицы: своим обликом, голосом, подвижностью, выносливостью и любовью к своей Родине. Ему хотелось понять их загадочную жизнь, научиться распознавать их по внешнему виду, пению. Он много читал литературы, вёл дневник наблюдения за птицами, их повадками, образом жизни и решил остановиться на теме: «Зимующие птицы нашего края». 
Натолкнула его на эту тему суровая сибирская зима. Ведя наблюдения, он увидел, как изменилась жизнь птиц с приходом холодов. Им было холодно и голодно. Данил решил создать условия для птиц, зимующих на Алтае. Но одному справиться с такой задачей, конечно, сложно и он привлёк одноклассников, затем своих соседей. Ребята и взрослые мастерили кормушки, развешивали их рядом с домом, в школе, раздавали прохожим. Девочки и мальчики собирали семена, хлебные крошки, устраивали дежурство в «птичьей столовой», развешивали листовки, в которых призывали жителей села позаботиться о пернатых. Пришла весна - птицы пережили суровую зиму, им помогли люди. Так родился проект «Добрая зима для пернатых села». Тогошеев Сандак принял участие в российском конкурсе. Его работа опубликована на сайте фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Алые паруса». 
В 2015 году Данил участвовал в муниципальном конкурсе «Твори добро своим руками»- за проектную работу был награждён грамотой и занял 2 место. В 2016 году Тогошеев Сандак  участвовал в региональном НПК «Первые шаги». Награждён Сандак  Грамотой  и сертификатом НПК. Сейчас Тогошеев Сандак учится в пятом классе, его увлечение птицами не прошло и он работает над новым проектом. 
Базарову Адисо  заинтересовала тема «Именная книга четвероногих друзей человека». Ей хотелось узнать: какими кличками, чаще всего, называют хозяева своих питомцев. Цель её проекта составить копилку кличек кошек и собак, исследовать все клички животных, провести наблюдения и найти ответ на вопрос: «Часто ли люди называют животных человеческими именами?». Ксения изучала литературу о домашних животных, провела анкетирование в классе, опрос учащихся в школе, при помощи взрослых записала клички из художественной литературы и фильмов. Она так увлекла всех вокруг этой проблемой, что быстро была создана именная книга четвероногих друзей человека. Ксения начала исследовать клички и пришла к выводу: чаще всего встречаются клички собак: Шарик, Бобик, Пушок, Малыш, Жучка, Кнопка, Дружок. Кошкам дают имена: Васька, Мурка, Барсик, Муська, Маруська, Мурёна, Пушок. А вот человеческими именами люди называют своих питомцев, но очень редко. Базарова Адисо была участником районной научно-практической конференции  «Первые шаги» дипломом. 
В 2012-2013 учебном году мои ребята очень активно приняли участие на о
чном этапе Всероссийского конкурса  проектов учащихся «СОЗИДАНИЕ и ТВОРЧЕСТВО» в г. Анапа:

  1. «История села в названиях улиц» - 2 место (7 человек)
  2. Экологический проект "Чистота вокруг в селе - чистота у нас в душе" – 1 место ( 3 человека)
  3. Издательский проект «Легенда о яках в комиксах» - 3 место, Иванов Матвей
  4. Эколого-краеведческий путеводитель «Край, овеянный легендой» - 2 место, Бартаева Бэлигма

На всероссийский конкурс «Я – исследователь» в этом году отправлены две работы: проект «Сохраним цветы горной Оки»  Сампиловой Нараны и исследовательская работа «15 редких животных Оки»  Хаптагаева Леонида. 
Самбаева Алина  решила изучить цветковые растения Окинского  края, которые занесены в Красную книгу. Она собрала много материала о растениях Окинского района, на следующий год хотела бы продолжить изучать растительный мир за пределами района. Завершила она свой проект замечательной презентацией « Сохраним цветы Саян». 
Ринчинов Л решил изучать мир планет, Сускина Александра  увлекают морские  животные, а Арзухаева Александра  очень хотела бы узнать о музыкальных инструментах. Дарбаков Алесандр  увлечен миром автомобилей. Все ребята с удовольствием посещают кружок «Я – исследователь». 
Все проекты и исследовательские работы дети защитили на школьной конференции.  Лучшие проекты ребят размещены на сайте школы. 
Я считаю, что у нашего кружка интересное будущее. Планируем продолжить работу, вовлекая большее количество учащихся и родителей, активней используя образовательные возможности социального окружения. 
Работа кружка «Я – исследователь» сплотила детей и учителя, детей и взрослых и привела к высоким результатам взаимопонимания. 
Я познакомила вас с проектно – исследовательской деятельностью учащихся и надеюсь, что мой опыт хотя бы немного поможет вам вырастить настоящих творцов, а не простых исполнителей. Ведь главный результат этой работы – не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребёнком сообщение, составленная яркая презентация или даже склеенный из бумаги робот. Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новообразований. 
Организуя исследовательскую деятельность младших школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин, создаём для детей условия, способствующие развитию у младших школьников навыков исследовательской работы. 
Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в проведении исследований, в основании проблем, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует формированию у учащихся обще - учебных умений и навыков. 
У детей, включенных в исследовательский поиск, развиваются мыслительные умения и навыки. Им предоставляется возможность творить в основной для младших школьников деятельности – учебной. 
Итак, исследовательская деятельность ребёнка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни. 
Проанализировав работу по программе т
«Родимая сторона – мать», я поняла, что устойчивого положительного результата можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребёнка». 
Всегда в делах, всегда в заботах. 
Учить детей – моя работа. 
Я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы. 



Предварительный просмотр:

Внедрение в базисные учебные планы

национально-регионального компонента

  1. Пояснительная записка

        На современном этапе  развития образования, когда у учащихся появилось больше возможностей узнать о мировой истории и культуре, изучение родного края при недостаточном обеспечении методической и учебной литературой становится актуальной как ведущий фактор воспитания патриотизма.

        Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:

  • Законе Российской Федерации  «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
  • В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость»

Образовательная программа по краеведению «Родимая сторона – мать» для учащихся начальной школы разработана в соответствии с документами:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании»
  • Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года
  • Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования

Для активизации интеллектуально-творческой деятельности учащихся мною разработана и опробована образовательная программа «Родимая сторона – мать» с 2010-2015гг.

Целями программы являются:

- воспитание у подрастающего поколения ценностного отношения к культурному наследию;

- пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Окинского района;

- формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

- стремление к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.

Анализ собственной педагогической деятельности позволяет сделать выводы о том, проектная деятельность так же является эффективным методом обучения и развития детей. Эта работа на данном этапе проводится индивидуально — только с теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы.

По итогам всех исследовательских работ создан сборник «От истоков знаний к вершинам  познаний». Представлен творческий отчет по реализации проекта «Истоки» перед коллегами школ района.

  1. Внедрение национально-регионального компонента в учебные планы предметов начального образования

Межпредметная интеграция с использованием материала национально-регионального компонента активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории города, села; происхождению фамилий, имён, названию городов, сёл, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию. 
При планировании на учебный год учителями учитывается и отмечается национально-региональный компонент. Его внедрение охватывает почти все предметы. Что входит в содержание краеведения? Это растения края; животные края; люди края; культура, традиции, быт и обычаи народов.

Основными целями внедрения национально-регионального компонента в учебный процесс являются: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы как ценности;

  • обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, способствование формированию высоконравственной личности;
  • развитие познавательного интереса к изучению родного края, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона;
  • применение знаний, умений в повседневной жизни.

Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока. На таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель.

Использование краеведческого материала на уроках:

  • уроки окружающего мира: организация исследовательской деятельности учащихся

3 класс   Программа «Школа России»

Тема урока

Национально-региональный компонент

1.

Урок № 10

Вода
и жизнь. Свойства воды

Озеро Байкал.

Байкал - достопримечательность не только России, а всего мира. Многих людей планеты это озеро привлекает не только своей неповторимой красотой, но и прежде всего уникальной чистотой своих вод. Байкал обладает уникальными особенностями. Ему нет равных в мире по возрасту, глубине, запасам и свойствам пресной воды, многообразию органической жизни.

Байкал - великий памятник природы. Ему нет равного на земном шаре. Борьба за его охрану оставила неизгладимый след в истории природоохранительного движения.
     Далекое азиатское озеро среди диких горных хребтов и глухой медвежьей тайги. Почему оно вызывает такой огромный интерес и поистине всенародную тревогу и заботу? Какие особенности природы выдвинули его на первое место среди трех миллионов озер нашей страны? Что сделало его центром внимания мировой экологической общественности?

 Экологические проблемы Байкала.

2.

Урок № 14 Разнообразие растений
на Земле.

      Растительный мир нашего края.

Данная презентация создана для ознакомления учащихся начальных классов с родным краем Республикой Бурятия и ее растительным миром.

3.

Урок № 18 Разнообразие животных.

Разнообразие животного мира нашего края.

Животные Республики Бурятия. В составе животного мира характерны обитатели степи, тайги, скалистых горных вершин.

Презентация: Животный мир Бурятии. Материалы презентации познакомят учащихся с животным миром Бурятии.

4.

Урок № 22 Красная книга России.

Красная книга Бурятии. Экскурсия В районную детскую библиотеку.

Заповедники и заказники Бурятии.

Заповедники Республики Бурятия. В Бурятии существует несколько крупных заповедников,  национальных парков, заказников. Презентация.

5.

Урок № 66

Достопримечательности

Нашей Бурятии

Культурное наследие нашего города. Презентации по памятным местам города Улан-Удэ

6-7

Урок № 67-68

Подведение итогов. Презентации

Музеи, памятники и архитектура Бурятии

Религия бурятского народа.

Презентация.

2 класс.   Программа «Школа 21 век»

Тема урока

Национально-региональный компонент

1

Разнообразие животного и растительного мира

1. Подобрать материал из газет и журналов об опасности, которая угрожает природе нашего региона

2. Узнать, какие деревья растут в лесах Бурятии

2.

Луг. Растения и животные луга.

1. Узнать, какие лекарственные растения встречаются на территории Бурятии.

2. Подобрать рассказы, рисунки растений и животных, которых можно встретить на лугах и полях Бурятии.

3. Узнать, какие зерновые растения выращивают на территории Бурятии.

З.

Вода. Растения и животные водоема.

1. Подобрать материал об озере Байкал.

2. Узнать, какие крупные реки протекают на территории Бурятии.

4.

Вода под землей. Минеральные источники. Гейзеры.

1. Подобрать материал о лечебных источниках Оки, курортах Бурятии.

5.

Полезные ископаемые и их свойства. Их образование и использование человеком.

1. Узнать, какие полезные ископаемые есть на территории Бурятии, какие крупные месторождения полезных ископаемых существуют на территории Бурятии.

6.

Влияние деятельности человека на окружающую среду.

1. Из "Красной книги Бурятии" подобрать материал о животном или растении, которое навсегда исчезло и которое находится под угрозой исчезновения.  

ВИКТОРИНА " БАЙКАЛ"  к теме "Вода. Растения и животные водоема"

1. Сколько лет Байкалу?

2. Какова его глубина, ширина и длина?

3. Почему Байкал называют морем?

4. Что означает слово "Байкал"?

5. Сколько рек и речек впадает в Байкал?

6. Какая река вытекает из Байкала? Знаешь ли легенду об этом?

7. Какой остров расположен на Байкале?

  • уроки литературного чтения, русского языка

4 класс, литературное чтение

урока

Тема урока

Национально-региональный компонент

5.  

Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения».

Фольклор бурятского народа.  

6.  

Слушание и работа с детскими книгами.  Песня – слава «Русская Земля»; героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море»  

Знакомство с былиной «Алтай Шагай мэргэн».  

9.

Произведения о Великой Отечественной войне.  

Герои ВОВ в нашем селе и в  нашей республике Бурятия.

12.

Стихи о родине. Н.М.Рубцов «Тихая моя родина»  

Поэзия бурятского народа. Родина.  

17.

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» (быль)    

«Встреча друзей у охотника Хартагая»(традиции, обычаи, культура русского и бурятского народов).  

19.

А.С.Пушкин «Осень»  

Поэзия бурятского народа. Осень.  

35.

Волшебные сказки.  П. П. Ершов «Конѐк-Горбунок».  

«Сказки бабушки Сэсэгмы».  

Использование краеведческих материалов на уроках русского языка даёт блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования, при этом, конечно, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Учителя подбирают для работы на уроках русского языка не только красивые словосочетания, предложения, тексты, тематически ориентированные на природу, экономику, материальную и духовную культуру края, но и языковой материал, составляющий лингвистическую специфику края: слова и фразеологизмы, историческую ономастику, топонимику местности, живую речь и фольклор народов, проживающих в данном крае, языковые особенности произведений местных поэтов и писателей.

Русский язык, 4 класс

урока

Тема урока

Национально-региональный компонент

 №8

стр.187 (ч.2)

Морфологический разбор имени  существительного

Предложение о Байкале

№27стр.66

Синтаксический разбор предложения

Составляем предложения о нашем лесе

№29 (2четв.)

стр.134

Правописание безударных окончаний глаголов

Текст: Берѐзы

урок 9

(3 четв.)

стр.10

Изменение глаголов по временам

Составляем предложения о наших реках

№31,(3 четв.) (стр. 59

Наречие

Что в переводе означают горы Хамар – Дабан?

№44,(3 четв.)

  стр.81

Мягкий знак на конце слов после шипящих

Как приветствовал бурятский народ издавна?

№6, (4 четв.)

стр.94

Изменение имѐн числительных

Новый год по бурятскому календарю

№13, (4 четв.)

стр.129

Правописание слов в словосочетаниях

Легенда о происхождении яков

Русский язык, 3 класс

Тема

НРК

1

Безударные гласные в корне слова

Намжил Нимбуев

«В РОДНОМ УЛУСЕ»

Здесь старики сидят на солнцепеке, Прошедшие перебирают дни,

Считают весны, осени свои.  

Задание:  

1. К словам с безударными гласными в корне подберите проверочные слова.  

2. Найдите однородные члены предложения.  

3. Сделайте разбор предложения по членам и по частям речи.

2

Безударные гласные в корне слова

Дамба Жалсараев

Для хороших коней

Не бывает дорог плохих.

У хороших людей

Не бывает друзей плохих.  

Задание: 1. Найдите слова с безударными гласными в корне. Подберите проверочные слова.

2. Напишите стихотворение по памяти.

З. Зрительно-слуховой диктант.

3

Однородные члены предложения

Намжил Нимбуев

"БУДЬ У МЕНЯ ГОЛОС"

Будь у меня голос,

Атласный, гортанный,

Словно гарцующая

На цыпочках сабля,

Пел бы о бурятках,

Коричневых, как земля,

Об алых саранках,

Сорванных на скаку,

О пылающем солнце,

Запутавшемся в ковылях...  

Эх,Будь у меня голос!  

Задание: 1. Контрольное списывание.

2. Выделите  однородные члены предложения.

4

Однородные члены предложения

Дондок Улзытуев

"ЛЮБЛЮ ЗЕЛЕНУЮ ТАЙГУ"

Люблю зеленую тайгу,

лесную глушь, покой природы.

Но долго жить в ней не могу,

 и в Шибертуе не могу  

спокойно жить, считая годы.  

Задание: 1. Найдите однородные члены предложения.

2. К словам с безударными гласными подберите проверочные слова.

З. Выделите орфограммы

5

Состав слова. Приставка

Владимир Петонов

"ЗАКАТЫ"

Баргузин, Сарма и Култук

Снова пиршество затевают,

Приглашают своих подруг

И друзей своих созывают.  

Задание: 1. Найдите и выделите однородные члены предложения.

2. Выделите приставки.

З. Подчеркните орфограммы, где нужно подберите проверочные слова.

4. Составьте предложения со словами ПРИГЛАШАЮТ, ДРУЗЬЯ.  

6

Имена собственные

Дамба Жалсараев

А течет из Байкала одна Ангара,

И краса ее чистая всеми воспета,

Дай-то бог, чтоб одна только песня добра  

Каждый день выливалась из сердца поэта.  

Задание: 

1. Напишите стихотворение по памяти.

2. Выделите орфограммы.

3. Составьте предложения со словами БАЙКАЛ, ПОЭТ, ПЕСНЯ.

4. Подчеркните имена собственные.

7

Второстепенный член предложения - определение

Дондок Улзытуев

"ЛИСТЬЯ"

Потеряв свой зеленый цвет,

Листья жалобно шелестели:

"Мы бы в этот прозрачный свет

С удовольствием полетели".  

Задание: 

1. Письмо по памяти.

2. 3рительно-слуховой диктант.

3. Выделите орфограммы.

4. Сделайте схему предложения.

5. Подчеркните определения.  

8

Текст.

Удивительное растение  забайкальский багульник! Зимой принесешь его из лесу и поставишь в воду. И вот неделю, а иногда и другую, стоит он метелкой, даже неловко перед  тем, кто не знает, что это за цветы, но постепенно набухнут бутончики, прикрытые шоколадной корочкой, и однажды утром вдруг раскроются розовато- малиновые лепестки, напоминающие яблоневый цвет, с тоненькими прозрачными тычинками, и непонятно, как у этого грубого кустарника с плотными глянцевитыми листочками, похожими на брусничные, могут быть такие нежные цветы, что зависть возьмет и садовых кокеток, выросших в заботе и неге.

(О. Серова, Э. Пильман. "Лесные тайны". ( Улан-Удэ: 1989. С. 27).

Задание:

Докажите, что это текст.

Укажите признаки текста.

Русский язык 1 класс. Программа «Школа 21 век»

Тема урока

Национально-региональный компонент

1.

Урок № 2. Деление предложения на слова. НРК: Стихи Людмилы Мандагаевой

Л. Мандагаева

               Зимою седые вершины

Моей горной и гордой Оки

Серебряным светом сияют,

Излучая золотые огни.

Задание:

  1. Разделить предложение на слова.

2.

Урок № 35. Введение понятия «слог». НРК: Реки Бурятии.

Баргузин, Уда, Селенга, Ангара, Ока

Задание:

  1. Разделить слова на слоги.

3.

Урок № 36. Введение понятия «ударение».  НРК: Города Бурятии

Улан-Удэ, Закаменск, Иркутск, Кяхта.

Задание.

  1. Поставить в словах ударение.

4.

Урок № 75. Порядок действий при списывании. НРК:«Бурятские литературные сказки» (Отрывок из сказки Владимира Митыпова «Мамонтенок Фуф»)

Когда снег сошёл совсем и на деревьях стали разворачиваться клейкие ушки листочков, Фуф, держась за мамин хвост, отправился на юг. Там, среди невысоких2 скалистых горок в широких долинах, текло множество небольших речек — притоков великой Амгау.

Задание.

  1. Прочитать текст.
  2. Списать соблюдая порядок гигиенических норм.

5.

Урок № 68. Слова, отвечающие на вопросы «кто?»,  «что?»; знаки препинания в конце предложения. НРК: Стихотворение Н. Нимбуева «В родном улусе».

НамжилНимбуев

«В родном улусе»

Здесь старики сидят на солнцепеке,

Прошедшие перебирают дни,

Считают весны, осени свои.

Задание:

  1. Выписать слова, отвечающие на вопрос «кто?».
  2. Выписать слова, отвечающие на вопрос «что?»

6.

Урок № 74. Имена собственные. НРК: Название рек и озёр Бурятии.

Дамба Жалсараев

А течет из Байкала одна Ангара,

И краса ее чистая всеми воспета,

Дай-то бог, чтоб одна только песня добра

Каждый день выливалась из сердца поэта.

Задание:

  1. Подчеркнуть  имена  собственные.
  2. Выписать из текста имена собственные.

7.

Урок № 77. Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». НРК: Стихотворение В. Петонова «Утро».

Владимир Петонов «Утро»

Потеплело небо. Расцвело.

Молодая зорька засверкала,

И открылось хмурое чело.

За ночь постаревшего Байкала.

Задание:

  1. Выписать слова, отвечающие на вопрос «какая?», «какое?»

8.

Урок № 81. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «какой?», «какая?», «какое?»,

«какие?». НРК: Стихотворение Д. Улзытуева «Листья».

Дондок  Улзытуев  

«Листья»

Потеряв свой зеленый цвет,

Листья жалобно шелестели:

"Мы бы в этот прозрачный свет

С удовольствием полетели".

Задание:

  1. Выписать слова, отвечающие на вопрос «что?»
  2. Выписать слова, отвечающие на вопрос «какой?»

9.

Урок № 85. Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. НРК: Письмо другу.

Дандар мой друг. Он живет в Улан-Удэ по адресу: улица Геологическая, дом № 2, квартира 6.

Задание:

  1. Представь, что ты отправляешь письмо Дандару. Правильно запиши свои фамилию, имя и адрес.

10.

Урок № 87.Правила переноса слов. НРК: Бурятские сказки.

Мышь и верблюд (бурятская сказка)

Поспорили Мышь и Верблюд. 
Я первым увижусолнце сказал Верблюд. 
Нет, я первой увижу солнце ответила Мышь. 

Не спорь со мной рассердился Верблюд. Ты не больше моей ресницы, а я гора. 

Задание:

  1. Разделить выделенные слова для переноса.

11.

Урок № 89. Рассказ о месте, в котором живешь. Перенос слов. НРК: Составляем рассказ о нашем крае.

Задание:

  1. Составить рассказ о Бурятии.

12.

Урок № 93 Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» НРК: Бурятские народные сказки.

Бурятская народная сказка «Галдан и Баир».

Начали играть.  Один делает ход, другой делает ход. Ходили, ходили. Черед хана ходить. Он уже хотел слона передвинуть, как увидел, что какой бы он ход ни сделал, мат получит. Посмотрел на волшебную саблю, а та покачивается, вот- вот с гвоздя соскочит. Стал он думать, как ему выиграть, три дня думал, ничего не выдумал.

Задание:

  1. Выписать слова, отвечающие на вопрос что делать?

13.

Урок № 96. Повторение слов, отвечающих на вопросы «какая?», «какие?» и правила правописания собственных имен.

НРК:Составляем предложения о Байкале.

ЖамсоТумунов «Байкалу»

Широкий, бездонный, великий Байкал!

Я часто тебя вдалеке вспоминал,

Мечтал о твоей серебристой волне.

На этой тяжелой и долгой войне.

Задание:

  1. Выписать слова, отвечающие на вопрос «какой?»
  2. Составить предложения со словом Байкал.

14.

Урок № 97. Отработка порядка действий при списывании. НРК:Сагаалган.

Текст о празднике бурятского народа.

      Из глубокой старины к нам пришел праздник Белого месяца, так его называют и который открывает Новый год по лунному календарю. У разных народов мира существуют самые разные системы календарей, по которым наступает новый год. И приходится он на разные числа и дни. Первый месяц года называется Сагаалган и переводится как Белый месяц. 

Задание:

  1. Контрольное списывание

15.

Урок № 99. Правописание сочетаний
ча-ща, чу-щу. НРК: Пословицы и поговорки бурятского народа.

Чашка чаю – угощения начало,

Буква «А» - учения пролог.

Задание:

  1. Выписать из текста два слова с сочетанием ча – ща.

16.

Урок № 139. Безударный проверяемый гласный в корне слова. НРК: Стихи Д. Жалсараева.

Дамба Жалсараев

Для хороших коней

Не бывает дорог плохих.

У хороших людей

Не бывает друзей плохих.

Задание:

  1. Найдите слова с безударными гласными в корне слова.
  2. Подберите проверочные слова.

Живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к малой родине, расширяет представление об её истории и сегодняшнем дне, что способствует общей гуманизации школьного образования. Обращение к местному языковому материалу предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков-путешествий и т.д.

  • уроки математики

На уроках математики можно использовать задачи с краеведческим содержанием. Использовать их можно на уроках закрепления, применения знаний, умений, проверки  и контроля, а также на комбинированных уроках. Числовые данные могут быть взяты из тех или иных источников, например, из местных газет. Некоторые данные могут быть произвольными, но они должны соответствовать фактическим. Для составления задачи достаточно иметь 2-3 числовых данных. Недостающие данные учитель может подобрать по своему усмотрению в соответствии с возрастными особенностями и требованиями программы.

Хорошо проводить математические диктанты, когда учитель использует числовые данные из сведений о крае, городе, селе.

В 4-м классе, например, запишите числами:  с. Орлик 90 лет назад  стал  административным и культурным центром Окинского хошуна Тункинского аймака БМАССР; село Орлик расположен в 870 километрах от г. Улан-Удэ,  площадь территории Окинского района 26012 кв.км, природа самой высокой части  района близ вершины Мунко-Саридак  3492 м.

Во 2-м классе, например,  запишите математические термины, которые встретятся в тексте:  

Культовый комплекс обоо на горе Хан-уула является самым крупным и «развернутым» в Окинском районе. Все остальные обоо, которых в аймаке было не менее семи, имели более упрощенную структуру. Отличительными особенностями обоо Хан-уула являются четыре жертвенника и тринадцать каменных насыпей, сооруженных по кругу. Обычно таких насыпей было двенадцать, а тринадцатая самая крупная, сооружалась в центре, символизируя Мировую гору Сумбэр. Сакральный центр Вселенной в обоо Хан-уула воплощен в деревянном срубе, расположенным точно в середине и квадрата и круга. Квадрат образован четырьмя жертвенниками, а круг – тринадцатью коническими каменными насыпями, символизирующими тринадцать горных вершин Восточных Саян и тринадцать «хозяев» Окинского края.

По легенде на самой высокой точке этой горы хранятся стрелы Гэсэра. По версии местного краеведа Тулуева Клим Дашеевича на вершине Хан-Уула хранится меч Гэсэра, длина которого около 8 м, а ширина лезвия – 12 см. есть очевидцы, видевшие этот меч. Считается, что лишь счастливый человек может увидеть его.

- разделите на группы по математическим признакам.

Задачи.

  • Серая цапля прилетает на Байкал в апреле, а улетает  октябре. Сколько месяцев она живет в нашей местности?
  • Сколько месяцев она живет в теплых краях?
  • Кукушка прилетает на Байкал в мае, а улетает  в сентябре. Сколько месяцев она живет в нашей местности?
  • Сколько месяцев она живет в теплых краях?
  • Черный коршун прилетает на Байкал в марте, а улетает  в октябре. Сколько месяцев он живет в нашей местности?              
  • Сколько месяцев он живет в теплых краях?

Вырази в метрах:

  • Высота рябины 40 дм.
  • Высота березы 90 дм.
  • Высота ели 100 дм.

  • уроки изобразительного искусства

На уроках изобразительного искусства можно предлагать нарисовать дорогое сердцу место из окрестностей, выучить стихотворение поэтов-земляков о своем крае к этому уроку. Образы родной природы показывать через лирическую поэзию земляков, разнообразие пейзажа родных просторов и творчества художников. По теме «Рисуем животных» предложить нарисовать животных края, вспомнить и назвать их. При составлении узора использовать национальный орнамент. По теме «Рисуем человека» предложить нарисовать, к примеру, охотника на лыжах, рыбака или северную красавицу в национальной одежде. Можно также предложить на выбор нарисовать пейзаж, представляющий после прочтения отрывков произведений писателей-земляков, например Баира Дугарова:

Птица Тохорюн[1]

        В Нюргане[2] – тишина, в Нюргане – лето.

        Цветенье года, песни хвойных струн.

        В лугах пасется птица Тохурюн –

        царица дня и солнечного света.

        и с кочки, как с невидимого трона,

        на этот мир взирает благосклонно,

        и дымчатыми крыльями взмахнув,

        в пространство устремляет длинный клюв.

        и, кажется, долины и леса

        взмывают вместе с птицей в небеса…

В Орлике

Под сенью могучей ограды

хребтов в золотом листвяке

домов деревянное стадо

спускается к синей реке.

Брожу по селенью. Здесь тише

бурлящего времени ток.

Смотрю, как мелькает над крышей,

как беличий хвостик, дымок

Представляя краеведческий материал, мы часто упоминаем географические понятия – названия городов, посёлков, рек родного края. Чтобы эти сведения имели конкретное значение, способствовали формированию правильных представлений о территории края, уже в начальной школе можно и нужно знакомить учащихся с географической или исторической картой.

Изо 1 класс УМК « Начальная школа 21 века» Е.А.Ермолинская

Урок №1. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой)

Осенний пейзаж родного края.

Урок№2. Формирование представлений о происхождении искусства. Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди.

Петроглифы в местности «Тамгата» Окинского района

Урок№4. Освоение всей поверхности листа и еѐ гармоничное заполнение. Первые представления о композиции. Перелетные птицы.

Фото птиц живущих на территории Бурятии, Окинского района

Урок№8. Развитие умения наблюдать за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве

Изменения в природе нашего села. Природа готовится к зиме.

Урок№10. Развитие интереса к объектам животного мира. Наблюдение за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб

Презентация « Флора и фауна Байкала»

15. Изображение по представлению с помощью линий, разнообразных по характеру начертания. Передача ощущения нереальности сказочного пространства: предметы, люди в пространстве. «Подснежник»

Первоцветы под нашим школьным окном.

7. Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объѐмной форме

Скульптуру Мать Бурятия (фото).

Блок№3 Урок№2. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина)  

Художник Зорикто Доржиев- просмотр картин

В настоящее время школы оборудованы компьютерными классами, мультимедийной техникой и появилась возможность использовать эту современную технику на уроке. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет интенсифицировать процесс обучения, делает его более ярким и наглядным, представляет возможность вести обучение в индивидуальном темпе для каждого ученика.

С введением в учебный процесс новых компьютерных технологий, становится актуальной проблема накопления и использования цифровых образовательных ресурсов.

Цифровые образовательные ресурсы – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статистические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозапись, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Сейчас важно начать и успешно разрабатывать электронный вариант учебного материала по краеведению, оснащать серией презентаций к урокам. Мною выполнены презентации на темы: «Животные нашего края», «Растения нашего края», «Птицы нашего края», «Предметы быта коренных народов Севера», «Рыбы нашего края». Систематическое оформление краеведческого материала, который будет пополняться, создает благоприятные условия для создания краеведческого фонда.

В начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края как окружающего ребёнка микромира. Поэтому нужно создавать условия для формирования нравственных чувств, этики, поведения через изучение родного края.

Можно по-разному относиться к месту, в котором живёшь. Например, смотреть на него глазами стороннего наблюдателя, считающего, что все здесь происходящее тебя не касается. Однако если относиться к этому месту как к своей малой Родине, где рассчитываешь жить, тогда важно знать его историю, культуру, что мы и делаем в учебном процессе, приобщая к этому детей.

Природная любознательность ребенка, потребность в познании нового способствует развитию интереса к национальным традициям. А это в дальнейшем приведет к сохранению, распространению и развитию национальной культуры, бережному отношению к историческому и культурному наследию народов России.

Основные требования к знаниям и умениям выпускников начальной школы

Называть:

-               имена известных писателей и поэтов Бурятии, Окинского района и их произведения (не менее 2-3);

-               малые жанры разных народностей (народов Севера, народов Сибирской Губернии и др.)

-               произведения разных авторов народностей края (по выбору учащихся)

Различать:

-               отдельные произведения художников Бурятии (не менее 2-3 по выбору учащихся );

-  малые формы фольклора разных народностей республики Бурятия (буряты,  сойоты  и др.);

-               легенды и мифы разных авторов, написанные по мотивам народных преданий;

-               особенности отдельных произведений писателей и поэтов  Бурятии;

-               элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление).

Приводить примеры:

      - малых фольклорных форм разных народностей       края (пословицы бурят, поговорки народов сибирской губернии и др.)

Решать учебные и практические задачи:

-               уметь высказывать оценочное суждение о прочитанном фольклорном произведении;

-               пересказывать произведения любимых  авторов Бурятии.

 

Список использованной литературы. 

1.    «Край поднебесных долин». Сборник статей и материалов /Сост. Б.С. Дугаров, К.Д. Тулуев. – Улан-Удэ: издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2000. – 247 с.

2.    «Кочевники голубых гор» под ред. Л.Р. Павлинская – СПб.: Издательство «Европейский дом», 2002 г. – 263

3. Сборник исследовательских работ «От истоков знаний к вершинам познаний», 2015г., /сост. З.Н.Самбялова – 150 с

4. Савенков А.И. Исследовательская практика: организация и методика./ А.И.Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 1. – С. 30-33.

4.    «Русский детский фольклор» М. Н. Масленников.

5.    Энциклопедия обрядов и обычаев составители: Л. И. Брудная, З. М. Гуревич и др.


[1] Тохорюн – журавль-красавка.

[2] Нюрган – название местности в Восточных Саянах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное проектирование в начальной школе "8 Марта"

Цель проекта: Ознакомление и привлечение учащихся к новому виду совместной работы – проектная деятельность.Формирование творческой инициативы и самостоятельности ученикаВоспроизведение полученны...

Организация работы над словами с непроверяемыми написаниями в начальной школе

Всем учителям начальной школы знакома проблема обучения грамотному письму. Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с непроверяемой безударной глас...

Выступление на педсовете "Организация работы учащихся по созданию социальных проектов"

В выступлении раскрывается такая форма воспитательной работы, как организация деятельности учащихся по разработке и реализации социально значимых проектов, умения и навыки учащихся, сформированные в х...

Особенности организации работы классного руководителя с социально неблагополучными семьями

Одно из направлений деятельности классного руководителя – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет в пер...

Методические рекомендации по организации работы с интерактивными тетрадями на уроках в начальной школе.

Методические рекомендации по организации работы с интерактивными тетрадями на уроках английского языка в начальной школе....

Элементы социального проектирования в начальной школе.

Элементы социального проектирования в начальной школе.Работая над социальным проектом, решая социальные проблемы конкретного сообщества, принимая на себя ответственность за будущее своего родного горо...