Проект «Использование технологий деятельностного типа как ресурс качественного образования»
проект на тему

Кузьменко Ольга Григорьевна
Паспорт проекта Название проекта «Использование технологий деятельностного типа как ресурс качественного образования» Цель проекта Совершенствовать педагогическое мастерство и качество образовательного процесса через использование технологий деятельностного типа. Задачи проекта 1. Обобщить и систематизировать теоретичес-кий материал по теме «Технологии деятельностного типа». 2. Овладеть приёмами разработки творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием технологий деятельностного типа. 3.Способствовать формированию системы универсальных учебных действий средствами технологий деятельностного типа. 4. Отследить результативность проекта. 5. Распространить опыт. Гипотеза Если учебный процесс организовать с использованием технологий деятельностного типа, то можно способствовать повышению качества обучения. Проблемный вопрос Могут ли технологии деятельностного типа быть эффективным средством повышения качества знаний? Автор проекта Кузьменко Ольга Григорьевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №11 г. Зеленокумска Советского района» Ставропольского края Тип проекта Практико-ориентированный Долгосрочный Учебный предмет, в рамках которого выполнен проект Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир Методы, использованные в работе над проектом изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; изучение и обобщение практического опыта педагогов по вопросам методики обучения; наблюдение за учебной деятельностью учащихся, анкетирование, собеседование; анализ результатов с использованием статистических методов обработки эмпирических данных. Форма представления проекта Защита проекта. Сроки реализации 2011 – 2014 гг. Конечный результат Методический сборник «Использование технологий деятельностного типа как ресурс качественного образования» Использование продукта проекта В профессиональной деятельности учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kuzmenko.doc259.5 КБ

Предварительный просмотр:


Паспорт проекта

Название проекта

«Использование технологий деятельностного типа как ресурс качественного образования»

 

Цель проекта

Совершенствовать педагогическое мастерство и качество образовательного процесса через использование технологий деятельностного типа.

Задачи проекта

1. Обобщить и систематизировать теоретичес-кий материал по теме «Технологии деятельностного типа».

2. Овладеть приёмами разработки творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием технологий деятельностного типа.

3.Способствовать формированию системы универсальных учебных действий средствами технологий деятельностного типа.

 

4. Отследить результативность проекта.

5. Распространить опыт.

Гипотеза

Если учебный процесс организовать с использованием технологий деятельностного типа, то можно способствовать повышению качества обучения.

Проблемный вопрос

Могут ли технологии деятельностного типа быть эффективным средством повышения  качества знаний?

Автор проекта

Кузьменко Ольга Григорьевна,

учитель начальных классов МОУ «СОШ №11 г. Зеленокумска Советского района»  Ставропольского края

Тип проекта

Практико-ориентированный

Долгосрочный

Учебный предмет, в рамках которого выполнен проект

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

Методы, использованные в работе над проектом

изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

изучение и обобщение практического опыта педагогов по вопросам методики обучения;

наблюдение за учебной деятельностью учащихся, анкетирование, собеседование;

анализ результатов с использованием статистических методов обработки эмпирических данных.

Форма представления проекта

Защита проекта.

Сроки реализации

2011 – 2014 гг.

Конечный результат

Методический сборник «Использование технологий деятельностного типа как ресурс качественного образования»

Использование продукта проекта

В профессиональной деятельности учителей начальных классов

Мир стал динамичным. Новый день приносит новые задачи.

От решения этих задач зависит не отметка в дневнике,

а жизнь планеты, государства, семьи, каждого из нас.

Анатолий Гин

Великая цель образования - это не знания, а действия

Герберт Спенсер 

Образова́ние — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Также образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.

Перемены, произошедшие в России за последние десять лет, определили новый социальный заказ на деятельность системы образования. В начале 90-х годов прошлого века стало очевидным, что обеспечение адаптации к информационному взрыву, произошедшему повсеместно, к новым социальным условиям не может пройти без коренного пересмотра целей образования, а вместе с ними и всей системы организации работы школы. Если раньше приоритетной целью являлось передача всей суммы знаний, которое выработало человечество, то в новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к “самоопределению и самореализации”, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.

Вместе с тем, единодушное понимание необходимости модернизации традиционной школы, с одной стороны, и разнообразие подходов к методам и средствам реформирования, с другой, привело к отсутствию у педагогов-практиков согласованных в науке технологичых инструментов организации своей деятельности, начиная с подготовки и проведения уроков, и заканчивая оценкой эффективности своей деятельности с точки зрения реализации новых целей образования.

Общим понятием для всех имеющихся теорий развивающего обучения является понятие деятельности. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

“Именно понятие деятельности, - подчёркивал В. В.Давыдов, - может быть той исходной абстракцией, конкретизация которой позволит создать общую теорию развития общественного бытия людей и различные частные теории его отдельных сфер”. Не случайно большая часть педагогических исследований последних десятилетий касается именно деятельности” детей на уроке.

На сегодняшний день внедрение технологий деятельностного типа является важным звеном в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в которой поставлена задача, вовлекать учащихся в исследовательские проекты, творческие занятия. Школьники должны научиться изобретать, понимать и осваивать новое, принимать решения, достигать цели, применять знания на практике. Научиться всему этому ученик может только в процессе деятельности.

Актуальность данного проекта приобретает большое значение в настоящее время в силу ряда причин. Согласно Концепции модернизации образования, общество предъявляет определённые требования к школе. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий.

Но в настоящее время в реальной школьной практике возрастает количество детей, которые испытывают трудности в учёбе, требуют особого внимания педагога. И всё это негативно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребёнка. Таким образом, существуют противоречия между:

  • Фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика;
  • Между содержанием образования и возросшим количеством детей не готовых к школьному обучению;
  • Преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.

Новизна заключается в реализации инновационных технологий деятельностного типа на уроках в начальных классах.

Принципы проекта

Открытость – возможность включения в разработку и реализацию проекта  всех заинтересованных субъектов.

Целостность – единство обучающего и воспитательного процесса.

Сотрудничество – комплексная работа и взаимодействие с максимальным количеством партнеров из разных сфер общественной жизни.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Объект: деятельность участников образовательного процесса.

Предмет: технологии деятельностного типа.

Цель: совершенствовать педагогическое мастерство и качество образовательного процесса через использование технологий деятельностного типа.

Задачи:

  1. обобщить и систематизировать теоретический материал о технологиях деятельностного типа  в обучении;
  2. овладеть приёмами разработки творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием технологий деятельностного типа;
  3. способствовать формированию системы универсальных учебных действий средствами технологий деятельностного обучения;
  4. отследить результативность проекта, основываясь на показателях качества обученности, роста количества призовых мест на различных конкурсах и предметных олимпиадах.
  5.  разработать методические рекомендации для реализации деятельностного подхода в обучении.

Гипотеза: повышение качества обучения может быть достигнуто, если - воздействовать на важнейшую составляющую учебной деятельности — мотивацию к обучению: познавательный интерес, творческую активность, развитость самоконтроля, самоорганизацию учащихся через применение в учебном процессе информационных и коммуникационных технологий, позволяющих обеспечить каждому индивиду собственную траекторию обучения;

- изменить организацию процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления; рационально организовывать познавательную деятельность обучаемых в ходе учебного процесса; индивидуализировать учебный процесс и обращаться к принципиально новым познавательным средствам;

- организовать процесс обучения теоретическим основам через реализованную в ней систему средств обучения, справочных материалов, словарей, дополнительной литературы, всех сопутствующих учебному процессу материалов, необходимых и достаточных для получения качественного образования.

Методологическая основа: 

- системный подход и его информационно-управленческий аспект к исследованию и организации дидактических процессов (С.И.Архангельский, В.П.Беспалько, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Н.Ф.Талызина)

- деятельностный подход в обучении (П.Я.Гальперин, О.Б.Епишева, Н.Ф. Талызина, Д.Б.Эльконин)

Теоретическая основа: 

- фундаментальные исследования в области дидактики и теории содержания образования (В.В.Лаптев, В.С.Леднев, И.Я.Лернер)

- исследования психологических аспектов и механизмов формирования учебной деятельности (А.Г. Асмолов, A.A. Бодалев, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.С.Шаров )

- исследования психологических аспектов и механизмов формирования мотивации к обучению (П.Я.Гальперин, А.К.Маркова, П.М.Якобсон).

Методы исследования:

- изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

- изучение и обобщение практического опыта педагогов по вопросам методики обучения;

- наблюдение за учебной деятельностью учащихся, анкетирование, собеседование;

- анализ результатов с использованием статистических методов обработки эмпирических данных.

Ресурсы:

- информационные (УМК «Гармония», журнал «Начальная школа», приложение к учительской газете «Первое сентября» «Начальная школа»,  Сайт "Я иду на урок начальной школы" создан на основе материалов газеты "Начальная школа" Издательского дома "Первое сентября", методическое сопровождение сообществ учителей начальных классов Nachalka.com, ИКТ в начальной школе на портале «Сеть творческих учителей», "Начальная школа" - виртуальная творческая группа "Начальная школа" на портале МЕТОДИСТЫ Первые шаги в школе - Виртуальный клуб учителей начальной школы);

- интеллектуальные (посещение открытых уроков коллег, просмотр видео-уроков из различных источников, прохождение курсов повышения квалификации, участие в семинарах);

- кадровые (учащиеся, учителя);

- материально-технические (компьютер, Интернет, принтер, сканер, раздаточные материалы, аудио-сопровождение к УМК «Гармония»)

Партнеры: коллеги, Интернет, ученики, интернет-сообщества учителей начальных классов.

Целевая аудитория:

Субъекты образовательного процесса.

Социальные партнеры.

Социальные группы.

Риски проекта:

  1. На подготовку урока деятельностного типа требуется времени больше, чем отводится на репродуктивный урок.
  2. Возможность невосприятия (неполного восприятия) обучающимися и их родителей данного подхода.
  3. Вероятность временного снижения  качественного показателя.

Меры для их минимизации:

  1. Разумное чередование традиционных и нетрадиционных уроков; использование технологий деятельностного типа и во внеурочной деятельности.
  2. Создание методических рекомендации и банка сценариев уроков деятельностного типа.
  3. Поиск и привлечение единомышленников.

Сроки работы над проектом: сентябрь 2011 – ноябрь 2014 гг.

Этапы работы над проектом

Тематика

Сроки

1.

Подготовительный:

  1. Изучение теоретических материалов (современные технологии деятельностного типа, средств повышения  учебной мотивации, познавательного интереса учащихся), сбор информации по теме, обсуждение теоретических вопросов на профессиональных форумах.
  2. Опрос среди родителей учащихся на выявление необходимости формирования общих компетентностей.
  3. Проведение диагностики среди учащихся моего  класса, выявляющей уровень мотивации.

сентябрь – ноябрь 2011 г.

декабрь 2011 г.

первая неделя сентября  2011 г.

2.

Основной

  1. Систематизация теоретического материала, соотношение его с диагностическими данными, данными опроса и уровнем успеваемости;
  2. Выявления наиболее эффективных методов для повышения динамики качества обучения.
  3. Разработка уроков с применением форм работы по вышеуказанным методикам.
  4. Организация работы по привлечению учащихся к участию в олимпиадах разного уровня и конкурсах (как «визуальный» критерий выражения мотивации).
  5. Разработка индивидуального маршрута детей с повышенным уровнем мотивации к изучению предметов.
  6. Корректировка педагогического опыта и его расширение через участие в различного рода семинарах, вебинарах, курсах повышения квалификации.

январь – март

2012 г.

март 2012 – декабрь 2013 г.

март 2012 – декабрь 2013 г.

регулярно в течение всего учебного процесса

регулярно в начале каждого учебного года

февраль 2011 – декабрь 2013 г.

3.

Заключительный

  1. Проведение диагностики среди учащихся класса, выявляющей уровень мотивации, соотношение данных с уровнем успеваемости в 1-4 классах, где целенаправленно применялись технологии деятельностного типа;
  2. Обобщение и распространение опыта на:
  • школьном уровне: выступление на методическом объединении учителей начальных классов, педагогических советах школы;
  • районном уровне: выступление на районных объединениях учителей начальных классов;
  1. Размещение опыта на сайтах http://nsportal.ru/kuzmenko-olga-grigorevna

 и  http://www.proshkolu.ru/user/olgak71/ 

май 2014 г.

ноябрь 2014г.

регулярно (тематика см. раздел «Результативность»)

регулярно (тематика см. раздел «Результативность»)

ноябрь 2014

Ожидаемые результаты:

- повысится учебная мотивация, познавательный интерес учащихся.

- появится подлинный интерес к познанию окружающего мира;

- у школьников развиваются такие способности как самостоятельность, творчество, инициативность;

- повышение динамики качества обучения;

- повышение профессионального уровня педагога, а в результате изменение качества и содержания урока.

- вовлечение родителей в образовательный процесс.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические знания, полученные во время работы над проектом, опыт работы коллег был представлен на педагогическом совете школы, выпушен методический сборник «Использование технологий деятельностного типа как ресурс качественного образования», что способствовало активизации применения технологий деятельностного типа в обучении.


Теоретические положения о деятельностном подходе в обучении

В настоящее время в образовательной практике наметился переход от знаниевой  парадигмы образования к  развивающей. Инструментом, позволяющим решить задачу по смене парадигмы  может стать деятельностный метод обучения. Он позволяет перейти от обучения как презентации знаний к активной работе учащихся над заданиями, связанными с проблемами реальной жизни

Деятельностный подход, разработанный  в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова наиболее полно раскрывает основные закономерности формирования психологических способностей человека, позволяет успешно проектировать образовательный процесс. В рамках деятельностного подхода признается, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.

Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая учебные действия:

  • целеполагания,
  • программирования,
  • планирования,
  • контроля и самоконтроля,
  • оценивания и самооценивания

Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в  управлении процессом обучения. Как образно заметил Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».   

Концепцию «учения через деятельность» впервые предложил американский учёный  Д. Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении:

  • учёт интересов учащихся;
  • учение через обучение мысли и действию;
  • познание и знание как  следствие преодоления трудностей;
  • свободная творческая работа и сотрудничество.

Реализация деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности,  что способствует успешному формированию его способностей, общеучебных умений.
  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися системного представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук.
  4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне  и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание  на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалоговых форм общения.
  6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе.

Деятельностный подход лежит в основе многих педагогических технологий:

  • Проектной деятельности.
  • Интерактивных методов обучения
  • Проблемно – диалогового  обучения
  • Витагенного подхода в преподавании
  • Итегрированного  обучения  на основе межпредметных связей;

Именно эти технологии позволяют:

- придать процессу усвоения знаний  деятельностный характер, перейти от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских, в процессе которых и усваивается информация; преодолеть зубрёжку;

- перенести упор на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

- усилить  практическую направленность школьного образования;

- повысить качество образовательного процесса.

Важнейшим условием реализации деятельностного подхода является мотивация обучения. Приёмы: пробуждение положительного эмоционального отношения к учёбе, новизна и актуальность изучаемого материала, создание ситуации успеха, поощрение и др.

Тщательно планируя урок в системе уроков, применяя технологии деятельностного типа, учитель может способствовать формированию системы универсальных учебных действий. А это, несомненно, приведёт к повышению качества знаний.

Социологический опрос по теме исследования

Инновационный опыт формировался в период введения ФГОС НОО. Основной целью работы над проектом стало непрерывное совершенствование уровня моего педагогического мастерства, как важнейшее условие повышения качества знаний учащихся, а также обновление содержания, структуры и технологий обучения в свете требований ФГОС.

С этой целью на подготовительном этапе среди родителей мной был проведен опрос на выявление необходимости формирования ключевых компетентностей.

Перечень компетентностей: 

Да 

Нет 

Затрудняюсь ответить

1.Умение читать сложные тексты, относящиеся к повседневной жизни: (материалы прессы, технические инструкции и т.д.)

76%

10%

4%

2.Умения составления делового письма, заполнения различных бланков

76%

0%

14%

3.Умения работы с компьютером.

82%

2%

16%

4.Знания правил дорожного движения и других правил ОБЖ.

84%

2%

4%

5.Знания по сохранению и укреплению здоровья.

98%

2%

0

6.Навыков владения бытовой техникой

100%

0

0

8.Умения ориентироваться в среде обитания

67%

31%

2%

10.Умения и знания, связанные с будущей профессиональной деятельностью

81%

0

9%

11. Знания этикета

84%

2%

4%

Овладение ключевыми компетенциями учащимися возможно, если я буду соблюдать целый ряд требований:

1. Дидактические требования:

Чёткое формирование образовательных задач

Определение оптимального содержания урока

Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний

Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля

Реализация на уроке всех дидактических принципов.

2. Психологические требования:

Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения

Особенности самоорганизации учителя

Организация познавательной деятельности

Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений

Организованность учащихся

Учёт возрастных особенностей

3. Требования к технике проведения урока:

Урок должен быть эмоциональный

Темы и ритм урока должен быть оптимальным

Полный контакт учителя и учащихся.

Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.

Смена видов деятельности

Обеспечение активного учения каждого ученика.

 Невозможно говорить об овладении школьниками ключевых компетенций если не соблюдать гигиену школы и класса

4. Требования к гигиене урока:

Температурный режим, проветривание

Освещение

Предупреждение утомления, ередование видов деятельности

Физкультминутка

Правильная рабочая поза учащихся.

Формируя компетентности у своих учеников, я тем самым способствую повышению качества знаний, если обучение будет носить деятельностный характер.

Обычно интерес к учебной деятельности по сравнению с другими интересами учащихся планомерно возрастает в 1—2 классах и заметно снижается в 3-м классе как городских, так и сельских школ. Как показал анализ, снижение интереса происходит более заметно в тех классах начальной школы, где преобладала установка учителя на сообщение готовых знаний, на их запоминание, где активность школьника носила воспроизводящий, подражательный характер. Иными словами, учащиеся начальной школы проявляют интерес к тем заданиям, где есть возможность инициативы и самостоятельности. В этом возрасте ученики отдают предпочтение более трудным заданиям.

Применяя в своей работе технологии деятельностного типа, заметила, что у ребят моего класса, наоборот, к 4 году обучения повысилась учебная мотивация, возрос познавательный интерес, развиваются такие способности как самостоятельность, творчество, инициативность, повысилась динамика качества обучения.

Для определения путей формирования учебной мотивации было изучено отношение учащихся к учебному процессу. Для этого я воспользовалась анкетами для определения мотивации (Приложение 1-3).

Сводная таблица результатов диагностики

Итоговые уровни мотивации

Основные этапы диагностики

Перед поступлением в школу

По окончании 1 -го класса

По окончании 2 -го класса

По окончании 3-го класса

На окончание 1 четверти 4 класса

Очень высокий

0

1

3

4

5

Высокий

5

6

7

8

9

Нормальный

4

6

8

8

7

Сниженный

9

7

5

3

4

Низкий

7

5

2

2

0

Кроме этого в ноябре 2014 года провела ещё одно анкетирование.

1

Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях. 

78%

2

Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.

83%

3

Интересно выяснять причины событий.

76%

4

Интересно слушать объяснения учителя по предмету:

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир 

85%

94%

82%

86%

5

Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.

62%

6

Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.

62%

7

Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.

84%

8

Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников. 

92%

9

Интересно, так как т предмет дается мне легко:

 Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир 

62%

80%

60%

82%

10

Одни предметы  связаны с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.

86%

11

Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.

88%

Деятельностный подход в обучении по программе «Гармония»

Первая трудность, с которой я столкнулась, работая по УМК образовательной системы «Гармония», используя технологии деятельностного типа, это вовлечение детей в диалог с учителем и друг с другом. Мои первоклассники были растеряны, не понимали, как они могут определить то, чем будут заниматься на уроке, зачем они будут это делать и для чего. Дети были не готовы самостоятельно определять цель своей деятельности, действовать по алгоритму, сверять свои действия с поставленной целью. Для развития этих умений мы вместе с детьми шаг за шагом отрабатывали алгоритм проблемно-диалогического урока. Особенно трудно проходил этап постановки учебной задачи. На первых уроках приходилось дожидаться ответа хотя бы одного ученика, который более удачно сформулирует цель деятельности или предложит план действий, но остальной класс в это не включался, а просто выжидал.

Поэтому предлагая задания, проговариваем все шаги решения учебной задачи. Здесь очень важно соблюдение требований к учащимся на всех уроках. На этапе решения учебной проблемы основные трудности в обучении учащихся связаны с недостаточным уровнем сформированности у моих первоклашек умений извлекать текстовую информацию, данную в неявном виде, обосновывать свою позицию, слушать и понимать других, самостоятельно осмысливать тексты до чтения, во время и после.

Формировать коммуникативные умения учащихся позволяют вопросы: «На основании чего вы догадались? Вы могли бы доказать сказанное? Как вы поняли, что надо делать? Вы согласны с мнением одноклассника?» …

В основу моих уроков были положены социально-конструируемые педагогические ситуации, деятельность учащихся в которых развивала общеучебные умения и навыки и воспитывала личность. Например, умение брать ответственность на себя, принимать решение, действовать и работать в коллективе, выдвигать гипотезы, критиковать, оказывать помощь другим, умение обучаться и многое другое. Разнообразие методов обучения активизирует развитие у школьников различных типов запоминания, мышления и интересов. Я старалась шире применять в процессе обучения беседы, создавать проблемные ситуации, ставить учеников перед необходимостью доказывать, аргументировать, рассматривать разные точки зрения; расширять формы и методы самостоятельной работы школьников на уроках, учить их составлять план ответа и др.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности.

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. (Приложение 4 - 10)

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников 

Осуществление проектно-исследовательской деятельности проводила с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Проектно-исследовательская деятельность – это организация самостоятельной исследовательской творческой деятельности учеников в рамках работы над определенной выбранной темой (проектом), предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.

Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате еѐ учащиеся не производят новые знания, а приобретаются навыки исследования, как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.

По месту, времени и количеству участников проектно-исследовательская деятельность организовывала по-разному:

•        индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участников) исследование проблем, выходящих за рамки программы, или более глубокое освоение программного материала во внеурочное время представленное в виде доклада, статьи, а также реферата и описательной работы);

•        коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся в рамках урока.

По продолжительности проектно-исследовательской деятельности укладывались в один урок, если это мини-проекты, в 4-6 уроков – кратковременные проекты, среднесрочные – 8-10 часов и долгосрочные от 20 до 60 часов.

В процессе работы над проектом  у учеников формировала большое количество универсальных учебных действий, а именно:

- проектирование: осмысление задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности;

- исследовательские: выдвижения предположения, установление причинно-следственных связей,  поиск нескольких вариантов решения проблемы;

- информационные: самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях,  в библиотеках, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного;

- кооперативные: взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения;

- коммуникативные: умение слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя;

экспериментальные: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов;

- рефлексивные: осмысливание собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки;

презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

Работу в этом направлении проводила поэтапно. Чтобы достигнуть поставленной цели, выявила основные ориентиры, сверялась с ними.

Требования к проектной деятельности

1.        Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2.        Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации.

3.         Каждый проект требует исследовательской работы учащихся.

4.        Результатом работы над проектом является продукт.

5.        Подготовленный продукт должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это «пять П»:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

На всех этапах работы над проектом выступала как помощник: не передавала знания, а обеспечивала деятельность школьника: консультировала, мотивировала, помогала, наблюдала. Роль учащихся в учебном процессе принципиально менялась в работе над проектом: они выступали активными его участниками, а не пассивными статистами. Ученик становился субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. Я  смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Никто не остался равнодушным. Об этом говорят результаты. (Раздел «Результативность педагогического проекта». Приложение 11 - 12)

Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи. А.Б.Воронцов в своей статье («Начальная школа» № 6 за 2007 год – приложение к «Первому сентября») «Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения» пишет: «Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приёмов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. … Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется в системе заданий». Я на практике убедилась, что процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный. Данную технологию я использую в своей практике второй год. Проектную задачу можно использовать в качестве введения в новую тему, в качестве закрепления пройденного материала или в качестве проверки знаний учащихся. Я применяю проектные задачи на разных уроках. Применение проектной задачи в учебном процессе, как показывает практика, вызывает огромный интерес у учащихся, т.к. в задаче детям предлагается захватывающий сюжет, который объединяет все задания. Ребята очень увлекаются такими задачами, маленькими шагами они идут к поставленной цели, не чувствуя при этом усталости. Мне самой очень нравится составлять такие задачи. Это как вдохновение, идея приходит неожиданно, и начинается детальная проработка сюжета с включением разнообразных заданий.

     Надеюсь, что эта тема не оставит вас равнодушными, возможно, вызовет дискуссии, что станет началом разговора о том, как приблизить реально начальную школу к решению современных задач образования. (Приложение 13)

Результаты педагогического проекта

Развитие универсальных учебных действий и коммуникативных способностей столь важных при изучении различных предметов, через использование технологий деятельностного типа на уроке повышает уровень обученности учащихся. Использование данной технологии позволяет добиться 100% успеваемости и повышения качества знаний.

2012 – 2013

учебный год (2 класс)

2013 – 2014 учебный год (3 класс)

  1 четверть  

      2014-2015

Всего учащихся

25

25

  27

Отличников  

1

1

  1

Хорошистов

14

14

  16

% обученности

100

100

  100

% качества

56

60

  62,9

Анализ качества знаний (Приложение 14) 

Предмет

2012-2013

2013-2014

1 четверть 2014-2015

Русский

56

64

66

Лит. чтение

80

84

85

Математика

58

60

63

Окр мир

64

76

85

Повышение уровня мотивации к изучению предмета отражается на результативности участия в конкурсах и олимпиадах:

Уровни достижения результатов

2011 – 2012

 учебный год

2012 – 2013

учебный год

2013 – 2014

учебный год

школьный

Школьный этап предметных олимпиад

Русский язык

II место –

Шпиндлер Дарья

Математика

II место –

Лотарев Сергей

Окруж.мир

I место –

Безгуб Марина

Русский язык

I место –

Шпиндлер Дарья

Математика

II место –

Лотарев Сергей

Окруж.мир

I место –

Безгуб Марина

Русский язык

I место –

Шпиндлер Дарья

Мехтиев Рамазан

Математика

I место –

Лотарев Сергей

Окруж.мир

I место –

Кадзов Олег

Школьный  этап конкурса проектных работ

I место –

Шпиндлер Дарья

II место –

Кучаев Антон,  Лотарев Сергей,

Лиханская Ксения

I место –

Лотарев Сергей, Кадзов Олег

II место –

коллективная работа учащихся 2а класса

III место –

Бондарь Олеся, Бан Мария

I место –

учащиеся 3а класса

I место –

Кадзов Олег, Кучаев Антон

II место –

Лотарев Сергей,

Бан Мария

Муници-

пальный

Районный этап конкурса исследовательских работ

II место –

Кучаев Антон

краевой

Краевой этап олимпиады для младших школьников, посвященной Году российской космонавтики

I место –

Шпиндлер Дарья

федеральный

Всероссийские олимпиады Центра развития мышления

Окружающий мир

I место –

Кадзов Олег

II место –

Балка Егор

III место Бондарь Олеся

Русский язык

III место –

Мехтиев Рамазан

Литературное чтение

I место –

Бан Мария

Кочерженко Полина

Математика

I место –

Шпиндлер Дарья

Окружающий мир

III место –

Кадзов Олег

Русский язык

I место –

Кадзов Олег

II место –

Кучаев Антон

Лиханская Ксения

Балка Егор

Литературное чтение

I место –

Бан Мария

Лиханская Ксения

Кадзов Олег

Математика

Участники – Кочерженко Пол.

Лиханская Ксения

Окружающий мир

II место –

Безгум Марина

III место –

Кадзов Олег

Всероссийские блиц-турниры ЦДМ Фактор роста

Русский язык

«Путешествие по Лингвинии»

I место –

Шпиндлер Дарья

II место –

Кучаев Антон

Волошина Мария

Безгуб Марина

Математика

«Математические ступеньки»

I место –

Шпиндлер Дарья

Лотарев Сергей

II место –

Кучаев Антон

Безгуб Марина

Русский язык

«Путешествие по Лингвинии»

I место –

Шпиндлер Дарья

Лотарев Сергей

Безгуб Марина

II место –

Кучаев Антон

Лиханская Ксения

Волошина Мария

Математика

«Математические ступеньки»

I место –

Шпиндлер Дарья

Лотарев Сергей

II место –

Кучаев Антон

Безгуб Марина

Русский язык

«Путешествие по Лингвинии»

I место –

Шпиндлер Дарья

Лотарев Сергей

II место –

Волошина Мария

Безгуб Марина

Математика

«Математические ступеньки»

I место –

Шпиндлер Дарья

Лотарев Сергей

II место –

Дистанционная олимпиада по русскому языку

«Русский медвежонок»

Призёр

Лотарев Сергей

Участники

Бондарь Олеся

Кадзов Сергей

Призёр

Бондарь Олеся

Дистанционная многопредметная олимпиада

«Интеллект»

Участники

Кадзов Олег

Лотарев Сергей

Балка Егор

Участники

Кадзов Олег

Лотарев Сергей

Балка Егор

Более 50% учащихся принимают участие в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах.

Учащиеся моего класса являются активными участниками всех мероприятий, проводимых на школьном и муниципальном уровне.

Применение практической диагностики позволили мне проанализировать уровень сформированности учебно-познавательного интереса к предметам. Из 100 опрошенных детей 86% идут на урок с радостным и хорошим настроением, желают изучать эти предметы от 72 до 95%.

Свой педагогический опыт в русле работы над проектом я начала распространять, став руководителем творческой группы «Системно-деятельностный подход  как технологическая основа ФГОС в начальной школе». Считаю, что технологии деятельностного типа способствуют повышению мотивации к обучению в школе.

Тематически и фрагментарно представляла свой опыт на школьных педсоветах, школьных и районных методических объединениях.

2011 – 2012 учебный год

Уровень представления опыта в рамках работы над проектом

Тема

Школьное методическое объединение

Системно-деятельностный подход  как технологическая основа реализации ФГОС НОО

Педагогический совет школы

Этапы, механизмы и инструменты, использующиеся при адаптации и эффективном применении технологий деятельностного подхода.

Районное методическое объединение

2012 – 2013 учебный год

Уровень представления опыта в рамках работы над проектом

Тема

Школьное методическое объединение

Особенности работы над проектом в начальной школе

Педагогический совет школы

Проектная деятельность в начальной школе. Виды проектов. Этапы работы над проектом.

Районное методическое объединение

Организация проектной деятельности в начальной школе

2013– 2014 учебный год

Уровень представления опыта в рамках работы над проектом

Тема

Школьное методическое объединение

Проблемно-диалогическое обучение: теория,  технология, применение.

Педагогический совет школы

Учебная мотивация младших школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе.

Районное методическое объединение

ФГОС – первые результаты и итоги введения.

Проведение районного семинара  «Портфолио и внеурочная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО»

Краевой уровень

публикация в сборнике материалов Межрегиональной научно-практической конференции «Федеральный государственный образовательный стандарт как условие модернизации начального общего образования: опыт, проблемы, перспективы» по теме «Организация внеурочной деятельности в начальной школе МОУ «СОШ №11 г. Зеле-нокумска».

За период работы над педагогическим проектом прошла курсы повышения квалификации, что обогатило мой педагогический опыт в теоретическом плане и давало возможность отслеживания применения технологий деятельностного типа на открытых уроках у ведущих учителей края:

23 марта 2012г. Семинар по теме «Использование цифрового оборудования в современной школе»  

02.04.2012г. - 08.09.2012г. ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт  развития образования, повышения квалификации и переподготовки  работников образования» по теме «Государственно-общественное управление как стратегическое направление развития современной школы» в объёме 72 часов.

26.11.2012г. – 04.12.2012г. «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» по теме «Федеральный государственный образовательный стандарт как условие совершенствования качества образования в современной школе» в объёме 72 часов.

2011-2012 гг. – разработчик ООП НОО МОУ «СОШ №11 г. Зеленокумска» в соответствии с ФГОС, 2011-2013 гг. – руководитель творческой группы «Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС в начальной школе». С 2013г. руковожу работой опорной школы для учителей, работающих по УМК «Гармония», с 2014г. являюсь активным участником работы творческой группы «Комплексное использование технологий деятельностного типа для достижения предметных и метапредметных образовательных результатов», в организации и проведении олимпиад и конкурсов проводимых ЦДМ Фактор Роста и Центром развития мышления и интеллекта (см. сертификаты в Приложении). И на nsportal и proshkolu регулярно размещала отдельные темы моего педагогического опыта с целью обсуждения его коллегами с разных регионов России.

Заключение

В результате работы над проектом, мной была подтверждена гипотеза о том, что повышение качества обучения  в школе может быть достигнуто,  если учебный процесс организован с использованием технологий деятельностного типа.

В процессе работы в соответствии с целью проекта были решены все поставленные задачи:

  • обобщены и систематизированы теоретические положения о деятельностном подходе в обучении и технологиях деятельностного типа, проведен педсовет, на котором были освещены основные положения;
  • проведено наблюдение за учебной деятельностью учащихся, анкетирование, собеседование выявило, что им наиболее интересно на тех уроках, где учитель преподает необычно и этим привлекает учеников, где приходиться  самостоятельно  находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследования;
  • изучен и обобщен практический опыт педагогов по вопросам методики обучения с использованием дятельностного подхода;
  • выявлено, что большинство педагогов работают над формированием системы универсальных учебных действий средствами технологии деятельностного обучения. Рекомендовано более активно обмениваться опытом в реализации деятельностного подхода с коллегами на уровне не только школы но и района, а также публиковать свои работы на педагогических сайтах;
  • разработан методический сборник «Использование технологий деятельностного типа как ресурс качества образования».

Таким образом, я пришла к выводу, что:

  • только системно-деятельностный подход ко всем компонентам методической системы в рамках определенной технологии обучения может оказать принципиальное влияние на качество учебного процесса;
  • воздействуя на одну из структурных составляющих учебной деятельности - мотивация к успеху в рамках методической системы, реализованной на основе системно-деятельностного подхода в условиях информационно-предметной среды школы происходит повышение качества обучения.
  • мне необходимо продолжить практику использования технологий деятельностного типа в обучении, уделив особое внимание проектной методике и методике решения проектных задач; осуществлять поурочное планирование и самоанализ занятий с учетом деятельностного подхода;
  •   использовать теоретические знания, полученные во время проектной работы, опыт работы коллег для активизации применения деятельностного подхода в обучении.

Библиографический список:

1 . Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для вузов. 4-е изд. - М.:Университет, 2000

2. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. Москва Издательский дом Шалвы Амонашвили 1996 г.

3.. Макарова Т.Д. О массовых исследованиях качества обучения // Стандарты и мониторинг в образовании, 2000г.

4.. Лукьянова М.В. Учебная мотивация как показатель качества образования //Народное образование 2001г.

5..Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва 2007 г.

6..Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва 2006 г.

7..Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. Москва. УМЦ “Школа 2000…” 2000 г.

8.. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007г.

9. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: М.: Просвещение, 1990.

10. http://nsportal.ru

11. http://www.cpks-kolpino.spb.ru

12. http://study.baltinform.ru

13. http://net-edu.ru

14. http://www.myshared.ru

15. http://rpp.nashaucheba.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

Системно-деятельностный подход- методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданс...

Использование современных образовательных технологий деятельностного типа

Современные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе...

Педагогический проект "Использование технологий деятельностного типа, как ресурс качественного образования"

Деятельностный подход  лежит в основе многих педагогических технологий:Проектной  деятельности.Интерактивных методов  обученияПроблемно – диалогового  обученияВитагенного  под...

Достижение нового образовательного результата через использование технологии деятельностного типа.

Основная задача школы в условиях внедрения стандартов второго поколения: подготовка ученика, способного решать жизненные задачи и проблемы, чтобы знания становились инструментом, а не оставались залеж...

Курсовая работа. Технология деятельностного типа :проблемное обучение в начальном математическом образовании.

Курсовая работаТехнология деятельностного типа: проблемное обучение в начальном математическом образованииСОДЕРЖАНИЕ...

Диагностика затруднений педагогов в использовании технологий деятельностного типа

В основу нового стандарта образования положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту....

Использование технологий деятельностного типа на уроках русского языка

В статье описывается технология деятельностного типа, приведены примеры из практики с уроков русского языка....