Сравнительная характеристика метода проектов и технологии коллективно-творческого дела
учебно-методический материал на тему

Васильева Дарья Олеговна

Сравнительная характеристика метода проектов и технологии коллективно-творческого дела

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сравнительная характеристика метода проектов и технологии коллективно-творческого дела

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

КТД

МЕТОД ПРОЕКТОВ

Возникла в результате поиска преодоления следующего противоречия: наличие обширной по числу разделов и мероприятий, напряженной, постоянно направляемой и контролируемой воспитательной деятельности классных руководителей и других педагогов с одной стороны и не заинтересованность многих воспитанников в этой деятельности с другой.

Возник как ответ на запрос общества, нуждающегося в активных практиках, умеющих самостоятельно добывать знания и преобразовывать действительность с помощью этих знаний.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ

Воспитание имеет внешний план – деятельность и внутренний план – отношения.  Для воспитания важны, прежде всего, те отношения, которые ценны для развития, которые задают развитие, это «воспитательные отношения общей творческой заботы об улучшении окружающей жизни воспитателей и воспитанников».

«Школа должна не подготавливать к жизни, но быть самой жизнью», тогда «образование становится естественным органичным делом, возникающим как способ реализации собственных потребностей».

СУТЬ МЕТОДА

Целенаправленное развитие общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе.

Реализация «идеи субъектности» -  ребенок выбирает, действует, получает результаты и оценивает их сам. Взрослый (воспитатель) не определяет и жестко не регламентирует действия детей, он представляет для ребенка право выбирать. А уже выбор, предпочтение ребенком действий, результат которых не предрешен, создает принципиально новую ситуацию, новые перспективы в образовании.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Стимулирование активности в решении жизненно-полезных задач;

Формирование коммуникативных умений;

Развитие в единстве трех сторон личности: познавательно-мирровозренческой, эмоционально-волевой и действенной;

Симулирование саморазвития, самовоспитания.

Актуализация знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим

Стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении в творческой личностно и общественно значимой деятельности.

Реализация принципа сотрудничества детей и взрослых

Обеспечение роста личности ребёнка (позволяет фиксировать этот рост, вести  ребёнка по ступеням роста - от проекта к проекту).

ТИПОЛОГИЯ

Общественно-политические

Трудовые

Познавательные

Художественные

Организаторские

Спортивно-оздоровительные

Исследовательские

Творческие

Приключенческие, игровые

Информационные

Практико-ориентированные

Социально-ориентированные

РОЛЬ РЕБЕНКА

Активный, равноправный  участник творческого процесса, направленного на достижение определенного результата.

Активный  и самостоятельный участник поисковой и преобразовательной деятельности, направленной на конечный результат.

РОЛЬ ВЗРОСЛОГО

Активный, равноправный  участник творческого процесса, направленного на достижение определенного результата;

Увлечение воспитанников радостной перспективой доброго дела, творческого поиска,  увлечение  прекрасным в природе, искусстве, в поступках людей и т.д.;

Возбуждение и укрепление чувства ответственности за себя и за товарищей: товарищеское требование, товарищеский контроль, товарищеская помощь, товарищеское осуждение;

Возбуждение и укрепление чувства веры в свои силы, через оказанное  доверие, педагогическое внушение, обращение за помощью.

Помощь в определении наиболее актуальной и в то же время посильной задачи на более - менее продолжительный отрезок времени;

Направление мысли участников для самостоятельного поиска;

Помощь в поиске источников информации;

Помощь в разработке плана деятельности по достижению намеченной цели;

Помощь в оценке и анализе результата.

Вывод:

  • Оба метода, и КТД и метод проектов, реализуют личностно-ориентированный подход в педагогике, где главной ценностью выступает ребенок, а развитие личности ребенка является основной целью.
  • Различия данных методов кроются в различиях культур и в общественном  мышлении. В методе КТД явно просматривается исконно российская идея соборности, общности, тогда как в методе проектов больше реализуется принцип индивидуальности, характерный для западной культуры.
  • Существенно различие  роли взрослого в данных технологиях, в методе проектов взрослый оказывает необходимую помощь, направляет ребенка, но все же остается сторонним наблюдателем и контролером, в КТД – взрослый строит отношения равного партнерства, равной ответственности за полученный результат. Поэтому, при внедрении социально-образовательного проекта «Гражданин», распространенного в американской школах, в условия российской воспитательно-образовательной среды, учеными и практиками были внесены некоторые изменения, учитывающие российские особенности социально-экономической сферы и культуры.
  • Сходство же данных методов в деятельностном подходе, в отсутствии пассивных потребителей информации, в преодолении иждивенческих тенденций в воспитании и образовании.

Оба метода вполне сочетаемы в рамках единой воспитательной системы. Там, где требуется обучение ребенка навыкам поисковой, исследовательской, преобразовательной деятельности, навыкам делового партнерства  и самопрезентации предпочтительным будет выбор метода проектов. В случаях, когда важнее формирование отношения к какой–либо стороне общественной жизни незаменимым в воспитательной практике останется коллективно-творческое дело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматически правильно оформленной речи у старших дошкольников через технологию коллективного творческого дела

Коллективное творческое дело как эффективное средство формирования регулитивных УУД у младших школьников...

Технология коллективного творческого воспитания

Методический материал для учителя начальнойшколы....

Технология коллективного творческого воспитания Игоря Петровича Иванова.

Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения. Технология коллективного творческого воспитания ...

Методический семинар на конкурс "Самый классный - классный" - "Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова при организации деятельности младших школьников краеведческой направленности."

Транслирование опыта организации коллективной творческой деятельности школьников при реализации задач гражданско-патриотического воспитания и духовно нравственного развития учащихся по средствам краев...

«Современные разработки и технологии организации работы группы продленного дня»: Технология коллективной творческой деятельности.

В технологии коллективно-творческой деятельности такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и «огонь...