«Повышение мотивации учащихся начальных классов к обучению через использование современных образовательных технологий»
статья на тему

Бессонова Наталья Петровна

Почему именно повышение мотивации?

Во – первых: стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию…

Почему через современные образовательные технологии?

Так как, ведущее место среди методов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода к образовательным результатам, занимают инновационные технологии, что привлекает внимание учащихся и содействуют их развитию.Почему именно повышение мотивации?

Во – первых: стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию…

Почему через современные образовательные технологии?

Так как, ведущее место среди методов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода к образовательным результатам, занимают инновационные технологии, что привлекает внимание учащихся и содействуют их развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Повышение мотивации учащихся начальных классов к обучению через использование современных образовательных технологий»

«Все наши замыслы, все поиски

и построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться»

В.А. Сухомлинский

Слайд №1,2. Уважаемые коллеги! Разрешите представить Вашему вниманию мой опыт работы по теме: «Повышение мотивации учащихся начальных классов к обучению через использование современных образовательных технологий».

Почему именно повышение мотивации?

Во – первых: стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию…

Почему через современные образовательные технологии?

Так как, ведущее место среди методов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода к образовательным результатам, занимают инновационные технологии, что привлекает внимание учащихся и содействуют их развитию.

         Из сказанного вытекает, что данная тема: повышение мотивации обучения путём применения инновационных методов является актуальной и перспективной.

Слайд №4-8.Основами выработки педагогических решений явилось изучение существующих научно-практических подходов к проблеме, образовательных стандартов, предшествующего опыта организации исследовательской деятельности на базе МАОУ «СОШ №20» Кваркенского района, а также осмысление собственного опыта.

Слайд №9. Была выработана собственная стратегия по использованию инновационных методов и технологий для повышения мотивации учащихся начальной школы.

Задачи семинара:

- познакомить с технологией модерации, которая    позволяет значительно повысить результативность и качество уроков за    счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса,     активизации познавательной деятельности учащихся, эффективного    управления педагогом процессами обучения, воспитания и развития.

-организовать научно-познавательную среду через создание специальных условий для использования инновационных технологий в урочной и внеурочной деятельности;

Слайд №10. Работа была выстроена по четырём направлениям.

Первое направление: использование инновационных технологий в урочное время;

Второе направление: использование инновационных технологий во внеурочное время;

Третье направление:организация научно-познавательной среды для применения усвоенных компетентностей на практике.

Четвертое направление: применение здоровьесберегающих технологий в урочное и внеурочное время.

Предлагаю рассмотреть  подробнее.

  1. Использование инновационных технологий в урочное время.

Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий, а в арсенале педагогики насчитывается более ста технологий. Во всём их многообразии, следует, выбирает ту, которая помогает реализовать задачи образования и воспитания в конкретном, определённом классе с  учётом возрастных и психологических особенностей.

Для того, чтобы уроки были яркими и интересными, следовательно, высоко мотивированными я применяю технологию модерации, которая основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования. Данная технология была продемонстрирована на открытом уроке.

Технология модерации предполагает определённые этапы урока, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы.

Фазы (этапы) модерации:

- инициация (начало урока, знакомство);

- вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);

- формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);

- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);

- подведение итогов (рефлексия, оценка урока);

- эмоциональная разрядка (разминки).

Получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов:

- визуализация; 
- мотивация; 
- интеракция; 
- коммуникация; 
- мониторинг; 
- рефлексия; 
- анализ; 
- оценка. 
Эффективность работы обеспечивается использованием специальных методов и приемов, более всего для модерации подходят активные методы обучения. На предыдущем уроке были представлены методы «Автобусная остановка», «Метод опасения и ожидания».

Одной из инновационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности является апробация в моём классе интерактивной системы голосования и опроса «ТРИУМФ БОАРД» как средства оценки знаний обучающихся. Данная система является одной из наиболее перспективных для использования в школе средств ИКТ. Это беспроводная интерактивная система опроса и голосования, которая используется в учебных заведениях России и мира.

Данная система – это инструмент контроля знаний, который значительно экономит время учителя, а также позволяет мгновенно налаживать обратную связь с классом, проверить знания учеников, а кроме того удерживать их внимание в течение всего занятия, реализовывать игровые формы работы, и даже легко и быстро проверять у них домашнее задание. Мы работаем в режиме опроса, соревнования, голосования, индивидуального тестирования.

Мои ученики готовы к использованию ИКТ на уроках по самым разным дисциплинам, более того, современные технические средства являются хорошим мотиватором для их активной познавательной деятельности.

Практикую нестандартные формы уроков: библиотечные, музейные, уроки на метеостанции, уроки походы и экскурсии. Особое место среди уроков отвожу ВЕБ КВЕСТ – УРОКАМ http://npbessonova81.wix.com/country-day-school-1#!blank/kbcax

- Информационные технологии: авторские презентации, видеоролики, ментальные карты, интерактивные тесты с выбором ответа, созданные учителем и учениками. Многие детские  презентации представлены на сайте «Мультиурок»  http://multiurok.ru/natalya-2015/files/Дети получили свои первые свидетельства о публикации.

- Работа с интерактивной доской. Здесь верным помощником служит образовательная платформа «Учу.ру» https://uchi.ru/login . Данная платформа ориентирована на любого ученика. Задания дифференцированы по уровню сложности.

Второе направление: использование инновационных технологий во внеурочное время;

- Метод портфолио. В моей практике этот метод базируется на добровольных началах. У каждого ребёнка в классе есть как бумажное, так и электронное портфолио.  Бумажное портфолио пополняется ребёнком лично, а электронное с помощью учителя или родителей. Так же ведётся классное портфолио. Ребята с огромным удовольствием стремятся пополнить как свой портфель достижений, так и классный http://npbessonova81.wix.com/country-day-school-1#!blank/sebst

- Метод проектов.Система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.Работу над проектом начинаем на занятиях, дети продолжают ее дома, а презентация осуществляется на уроке. Наиболее удачные проекты: «Агрессивная окружающая среда» - лауреат конкурса проектов «Дельфин», «Этот удивительный мир», «Путешествие по природным зонам России», «Весенняя капель», «Поспорили Пепси – Кола и вода», «Школьная клумба», «Лето наших надежд» - победитель муниципального этапа конкурса школьных проектов, участник областного конкурса. Видеопроекты: «Я помню! Я горжусь!», «Есть такая профессия».

http://npbessonova81.wix.com/country-day-school-1#!blank/wk6ef

Являюсь автором и разработчиком сетевых проектов «Царица – водица» https://sites.google.com/site/proektcaricavodica/home

«70 кадров победы в Кваркенском районе» https://sites.google.com/site/70kadrovpobedy/home


Третье направление:организация научно-познавательной среды для применения усвоенных компетентностей на практике.

- Научно – познавательные методы осуществляются в процессе частично поисковой или исследовательской деятельности обучаемых; реализую  через словесные, наглядные и практические методы обучения. 

Исследовательская работа «Письмо детям войны» дистанционный конкурс исследовательских работ «Родные истоки» - победитель областного конкурса.

Исследовательская работа «Спички в руки не берем, дом родной мы сбережём» - победитель муниципального конкурса исследовательских проектов по пожарной безопасности.

Исследовательская работа «Деревья в школьном саду» - победитель школьного этапа конкурса исследовательских работ.

Проблемно – поисковый метод для меня, это метод системный.

Например, в понедельник перед ребятами ставится проблема «Святки. Что это такое?» В течение  учебной недели на уроках ребята добывают, систематизируют, обобщают информацию по данному вопросу. На уроках математики (этап урока устный счёт) дети высчитали сколько дней от месяца составляет данный период; на уроках русского языка познакомились с правописанием словарных слов по теме, на литературном чтении выучили колядки, щедровки; технология – из солёного теста, пластилина изготовили святочный пряник – козулю;  изо – познакомились с искусством оформления пряника, музыка – выучили песню «Рождество». На заключительном этапе исследовательской работы в час общения ребята, соблюдая старинный обряд, поздравили учащихся школы с праздником.  

Четвертое направление. Здоровьесберегающие технологии. В период авитаминоза в классе проходит витаминизация учащихся. Выращивается зелёный лук, который в последствие съедается учащимися в школьной столовой. На уроках проводятся двигательные, офтальмологические физкультминутки. Лыжные походы, встречи на катке – традиционные мероприятия класса.

Во время осенних, зимних, весенних каникул для учащихся организовываются рефлексивные сессии.

Рефлексивные сессии -специально организованное пространство, в котором разворачивается образовательное событие, направленное на саморазвитие учащегося в совместной с другими участниками образовательного процесса деятельности через пробы и рефлексию. Обеспечивает психолого – педагогическое сопровождение учащихся. http://npbessonova81.wix.com/country-day-school-1#!blank/ax0fp

 Мониторинг эффективности повышение мотивации к учению через инновационные технологии.

В сентябре 2015 – 2016 учебного года среди учащихся 4 класса была проведена психологическая диагностика по методикам Н.Г. Лускановой «Оценка школьной мотивации», проективная методика «Что мне нравится в школе», анкета «Что мне нравится в школе», диагностика «Лесенка побуждений».

Проанализировав данные, были сделаны следующие выводы:

Высокий уровень школьгой мотивации – 25%;

Средний уровень школьно мотивации – 22%;

Положительное отношение к школе – 30%;

Низкий уровень школьной мотивации – 23%

Таким образом, можно сделать вывод, что  главная задача школьного обучения – сформировать у детей такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность не угасала раз и навсегда ещё во время обучения в школе, чтобы она двигала ими в будущем, и во взрослой жизни человек сохранил тягу к знаниям и получал бы удовлетворение от этого, а эффективными методами повышения школьной мотивации являются инновационные технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных УУД через использование современных образовательных технологий

В статье описано формирование личностных УУД в ОС "Школа 2100" и изучены следующие образовательые технологии:- технология проблемного диалога;- технология продуктивного чтения;- технология оценивания ...

«Повышение мотивации учащихся начальных классов к обучению через использование современных образовательных технологий »

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики  хорошо учились, с интересом и желанием занимались  в школе. В  этом заинтересованы и родители. Но подчас и учителям, и родителям приходится с со...

Статья "Формирование личностных УУД через использование современных образовательных технологий"

За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для ис...

Районный семинар учителей начальных классов «Реализация ФГОС через внедрение комплекса образовательных технологий деятельностного типа»

27 января 2018 г.на  базе нашей школы состоялся районный семинар учителей начальных классов «Реализация ФГОС через внедрение комплекса образовательных технологий деятельностного ...

Использование Цифровых Образовательных Ресурсов как средство повышения мотивации учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС

Использование Цифровых Образовательных Ресурсов как средство повышения мотивации учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС...