Работа над предложением в период обучения грамоте
методическая разработка (1 класс) на тему

Черкасова Ольга Валентиновна

В данной работе рассматриваются приёмы работы над предложением в период обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_predlozheniem_v_period_obucheniya_gramote.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.

С первых дней пребывания ребёнка в школе начинается работа над предложением. Это выделение предложения из речи (речевого потока), чтение, это ответы на вопросы (и вопрос, и ответ представляют собой предложения)

В период обучения грамоте решаются следующие основные задачи работы на синтаксическом уровне:

а) сознание предложения как самостоятельной единицы речи, выделение предложений в устной речи, составление их, чтение по букварю;

б) переход от односложных высказываний к высказываниям развернутым, от неполных предложений – к полным, относительно большим предложениям, имеющим, как правило, состав подлежащего и состав сказуемого;

в) установление простейших связей между словами в предложении, в основном в предикативной группе, а также в словосочетания.

        Не следует спешить с введением в речь детей новых синтаксических конструкций, но коль скоро они появляются в их речи, то задача школы не в том, чтобы искусственными мерами, запрещениями  сдержать речевое развитие детей, а в том, чтобы поддержать это новое и обеспечить его правильность.

        Следовательно, в работе над предложением значительное место принадлежит исправлению недочетов, самонаблюдению и самоконтролю.

        Поскольку учащиеся еще не располагают теоретическими сведениями по синтаксису, построение предложений проводится на основе образцов. Образцами служат читаемые тексты, речь учителя, а также вопросы.

           Знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знаки или многоточие); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.

Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному правилу – от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем задания усложняются: детям предлагаются задания на восстановление деформированного текста предложения. Развитию мышления способствуют задания, в которых детей просят составить предложения из набора слов, связанных ситуативной цепочкой (заяц, куст, сидеть, под).

Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых нужно исправить смысловые ошибки (наступила зима, распустились почки на деревьях). “Дайте быстро мне ответ, так бывает или нет?”. Этот же принцип используется в исправлении “полезных” советов: ”Гладьте белье сковородкой”... Дать самостоятельные умозаключения помогают такие вопросы, как “Что вы будете делать, если...” Обязательным условием на этом этапе является логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложения должна вестись работа по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом обычно используются полоски для обозначения слов, делаются зарисовки схем в тетрадях.

Формирование умения по составлению предложений.

Умение строить разные предложения является фундаментом развития связной речи. В основе любого связного высказывания лежит составление предложений. Формирование этого умения осуществляю на практической основе через систему разнообразных упражнений.

Работа над предложением в период обучения грамоте может включать в себя следующие задания:

  1. Определение количества слов в предложении.

(целями данного задания является развитие познавательной деятельности на языковом материале, развитие умения воспринимать речь учителя, различать на слух основную единицу речи-предложение, формирование умения определять количество слов в предложении, выделять служебные слова-предлоги, союзы)

Образец задания:

У Толи живёт щенок.

Его зовут Тузик.

Тузик лежит.

Он виляет хвостиком.

Толя поведёт собаку на речку.

Организация работы:

Задание выполняется в тетради или на листочке.

Учитель читает предложение, чётко проговаривая каждое слово. Учащиеся цифрой записывают количество слов в предложении.

Каждое следующее предложение читается только после того, как записано число слов в предыдущем.

Дифференциация задания осуществляется путём увеличения или уменьшения количества слов в предложении, путём введения в предложение служебных слов.

Инструкция:

«Дети, сейчас я прочитаю вам предложение, а вы запишите цифрой, сколько в этом предложении слов. Слушайте внимательно и считайте. Каждое предложение в цифрах надо записывать с новой строчки.

2.Записывание первых букв или слов, с которых начинается предложение.

(целями данного задания является развивать умение определять границы предложения по интонации и паузе в конце предложения на основе слухового восприятия, закреплять умение употреблять большую букву в начале предложения)

Образец задания:

         Лиса с журавлём подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля. Она позвала его к себе в гости. «Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу».

          Организация выполнения задания:

          Задание выполняется в тетради или на листочке

          Учитель читает весь текст и предлагает учащимся определить                      количество предложений в нём.

Учитель читает, чётко проговаривая и соблюдая интонацию, текст по предложениям. Учащиеся записывают только первую букву или слово, с которых начинается предложение.

Каждое последующее предложение читается после записи первого слова предыдущего предложения.

Дифференциация задания осуществляется путём увеличения или уменьшения количества предложений. В процессе работы учащимся может быть оказана помощь.

Инструкция:

«Дети, сейчас я прочитаю вам текст, а вы внимательно послушайте и определите, сколько в нём предложений. А теперь я буду читать текст по предложениям. Я буду читать предложение, а вы самостоятельно запишите ту букву(или слово) с которого начинается это предложение»

3.Деление предложения на слова.

(целями данного задания является развитие умений членить предложение на слова, формирование навыков раздельного написания слов, развитие каллиграфических навыков списывания и навыков написания начала предложения и постановки знаков препинания в конце предложения)

Образец задания:

СТОИТВПОЛЕТЕРЕМОК.

Организация выполнения задания:

Для выполнения задания каждому ученику необходимо заготовить полоску бумаги, на которой должно быть записано предложение сплошным текстом.

У каждого ученика на парте лежат ножницы.

Учащиеся самостоятельно читают предложение и разрезают его на слова.

После того, как предложение разрезано, оно записывается в тетрадь.

     Дифференциация задания осуществляется путём увеличения или       уменьшения количества слов в предложении. В процессе работы учащимся может быть оказана помощь.

Инструкция:

«Дети, на ваших полосках записано предложение. Все слова соединились между собой. Вам необходимо внимательно прочитать предложение и разрезать его ножницами на слова. После того как разрежете, ещё раз внимательно прочитайте каждое слово и спишите предложение в тетрадь, записывая каждое слово отдельно»

4. Записывание схемы предложения

(целями данного задания является развитие способностей перекодирования в более однообразную систему, чем запись предложений словами, развитие умений воспринимать на слух смысловую законченность предложения, определять его границы по интонации и законченности мысли, формирование и совершенствование навыков правописания, закрепление усвоения основных правил правописания предложений)

Образец задания:

А) Вы бывали на речке?

     Пришла холодная осень.

     Слава хлебу на столе!

Б) Над лесом блеснула яркая молния.

Организация выполнения задания:

Задание состоит из двух частей.

Первая часть задания по записыванию схемы предложения выполняется на основе слухового восприятия при чтении учителя. Учитель чётко читает каждое предложение, проговаривая каждое слово отдельно, учащиеся записывают схему.

Вторая часть задания по записыванию схемы предложения выполняется на основе предложения, записанного на доске.

Задание выполняется в тетради или на листочке.

     Дифференциация задания осуществляется путём увеличения или       уменьшения количества слов в предложении.

Инструкция:

« Дети сейчас вы выполните два задания. Сначала я прочитаю вам три предложения, а вы должны внимательно прослушать и записать схему предложения. Каждую схему надо писать с новой строки.

Второе задание записано на доске. Его вы должны выполнить самостоятельно. Внимательно прочитайте предложение и запишите его схему»

5.Графический диктант.

(целями данного задания является развитие способностей перекодирования в более однообразную систему, чем запись предложений словами, развитие умений устанавливать на слух интонационно-смысловую законченность предложения, формирование умения определять схематически границы предложения и обозначать начало и конец предложения, формирование умения определять количество предложений в тексте и количество слов в предложении)

Образец задания:

Лес полон звуков. Стучат дятлы. Кричат иволги. Трещат сороки. Хорошо в лесу!

         

          Организация выполнения задания:

     Задание состоит из двух частей.

     Первая часть задания- определение количества предложений в тексте на слух, вторая часть- запись предложений схематически.

Весь текст читается целиком, с интонацией, паузами, выделением голосом каждого предложения. Учащиеся самостоятельно подсчитывают количество предложений и записывают цифрой.

Учитель читает весь текст по предложениям, учащиеся записывают каждое предложение схематически, обозначая на схеме начало и конец предложения.

Каждое следующее предложение диктуется после того, как ученики начертят схему предыдущего предложения.

Каждая схема записывается с новой строки.

Задание выполняется в тетради или на листочке.

     Дифференциация задания осуществляется путём увеличения или       уменьшения количества слов в предложении, путём добавления в предложение служебных слов, путём увеличения или уменьшения числа предложений.

Инструкция:

« Дети, сейчас я прочитаю вам небольшой рассказ, а вы должны определить, сколько в нём предложений, и записать цифрой. Внимательно слушайте и считайте.

А теперь я буду диктовать каждое предложение, а вы должны записать схему каждого предложения.

6. Записывание предложения, подходящего к указанной схеме.

(целями данного задания является развитие умения узнавать предложение по его смысловой законченности и соотносить его с данной схемой, формирование умения обозначать на письме начало и конец предложения, закреплять навыки списывания с печатного текста, знания печатного и письменного образца написания букв)

Образец задания:

Оля ходит в школу. Ей шесть лет. Оля любит читать интересные книги.

     |__________     ________   ________   ________  .

        Организация выполнения задания:

           На доске с одной стороны записывается печатными буквами связный     текст, с другой – схема предложения.

           Учащиеся самостоятельно читают текст на доске, ищут предложение,    соответствующее данной схеме, записывают его.

        Задание выполняется в тетради или на листочке.

          Дифференциация задания осуществляется путём увеличения или          уменьшения количества слов в предложении, путём добавления в предложение служебных слов.

Инструкция:

        « Дети, внимательно прочитайте текст на доске. Найдите предложение, которое соответствует данной схеме. Запишите это предложение письменными буквами.

7. Соединение частей предложения.

(целями данного задания является развитие умения определять предложение по его существенным признакам, формирование умения обозначать на письме начало и конец предложения)      

Образец задания:

Стаи птиц улетают                                     летят пернатые друзья.

Зачирикал воробей                                     прочь за синее море.

В чужие дальние края                                протянулись журавли.

По незримому канату                                 веселей на крыше.

Организация выполнения задания:

           На доске с одной стороны записывается первая половина предложения, а с другой – вторая половина предложений. Учащиеся должны найти окончание предложения, соединить обе части по смыслу и записать предложение целиком

           Задание выполняется в тетради или на листочке.

Инструкция:

«Дети, на одной стороне доски записана первая половина предложения, а на другой стороне вы найдёте его окончание. Соедините части по смыслу и запишите полученные предложения»

8. Узнай предложение.

(целями данного задания является развитие умения выделять предложение в письменной речи, опираясь на существенные признаки)

Образец задания:

Раз дети пошли в рощу

Вдруг сильный

Начался ливень

Крупные капли дождя

Дети спрятались под дубом

Как страшно

Организация выполнения задания:

На доске построчно записаны предложения и наборы слов без смыслового значения.

Учащиеся записывают в тетрадь только предложения, поставив нужный знак в конце предложения.

Инструкция:

« Дети, вам необходимо внимательно прочитать то, что записано на доске, и найти предложения. Запишите их в тетрадь, поставьте в конце предложения нужный знак. Если на строчке записано не предложение, то выписывать не надо. Повторяю: записать нужно только предложения»

9. Подбери начало предложения.

(целями данного задания является развитие способностей к поиску различных вариантов словесного выражения, закреплять правила написания большой буквы в начале предложения)

Образец задания:

… гуляет осень.

Организация выполнения задания:

На доске записаны предложения без начала.

Учащимся предлагается составить как можно больше предложений.

Каждое новое предложение должно записываться на отдельной строчке.

Инструкция:

« Дети, на доске записаны предложения, но начало не пропечаталось. Подберите подходящее по смыслу начало предложения. Добавлять можно сколько угодно слов. Придумайте как можно больше вариантов. Каждое новое предложение пишите с новой строки»

10. Закончи предложение.

(целями данного задания является развитие способностей к поиску различных вариантов словесного выражения, формирование умения определять границу предложения по смысловой интонации)

Образец задания:

На лесной поляне …

Организация выполнения задания:

На доске записаны незаконченные предложения.

Учащимся предлагается подобрать окончание предложений придумать как можно больше вариантов законченных предложений.

Каждое новое предложение должно записываться на отдельной строчке.

Инструкция:

(Дети, прочитайте, что записано на доске. Можно ли назвать это предложением? Почему? Закончите мысль и запишите как можно больше вариантов предложений)

11. Определение границ предложения.

(целями данного задания является развитие умений удерживать в зрительно-смысловой памяти отдельные слова в предложении, устанавливать логико-смысловые и грамматические связи между словами, формирование умения вычленять предложения из текста)

Образец задания:

Засыпаны снегом ели и берёзы трещат от мороза ветки деревьев зимний лес живёт сверкнула на солнце яркая шубка лисы перелетела с ветки на ветку ворона.

Организация выполнения задания:

Текст, не разделённый на предложения, написан на доске.

Учащимся предлагается определить начало и конец каждого предложения и обозначить их на письме.

Дифференциация задания осуществляется путём увеличения (уменьшения) количества предложений.

Инструкция:

« Дети, на доске записан текст. Он не разделён на предложения. Прочитайте текст целиком и установите, сколько в нём предложений. Затем спишите текст, расставьте нужные знаки в конце предложений»

12.Составление предложений из заданных слов.

(целями данного задания является развитие общеинтеллектуальных умений и навыков различных вариантов словесного выражения,   устанавливать логико-смысловые и грамматические связи между словами, формирование умения располагать слова в предложении в установленном порядке, правильно выделять начало и конец предложения)

Образец задания:

летом, часто, в , ходили, рощу, дети

Организация выполнения задания:

Слова, расположенные в беспорядке, записываются на доске.

Учащимся предлагается составить из указанных слов предложения и записать их.

        Дифференциация задания осуществляется путём увеличения (уменьшения) количества слов в  предложении.

Инструкция:

« Дети, прочитайте, что записано на доске. Можно ли это назвать предложением? Почему? Составьте предложения, поменяв местами слова. Запишите, получившиеся предложения»

Фрагмент урока Обучение грамоте в 1 классе, по теме: «Природа вокруг нас. Знакомство с предложением. Прямые и наклонные вертикальные линии»

Образовательная система «Школа 2100», Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева

« Азбука»

  1. Работа с рисунком « Природа вокруг нас».

     Дети рассматривают рисунок « Полянка в лесу», с.8, рассказывают, кого и что они видят на нём, называют представителей живой и неживой природы, чертят схемы слов, объединяют слова в группы.

     

Этап урока

учитель

учащиеся

УУД

II.Знакомство

с предложением

- Что вы видите на рисунке?

-Сколько слов вы произнесли?

-С помощью этих слов вы выразили свою мысль. Получилось предложение.

Вы умеете схемой изображать слова, а как же с помощью схемы изобразить предложение?

-В схеме предложения мы будем каждое слово обозначать чертой. Перед вами полоски со схемами слов. Что вы заметили?

-Правильно. Это потому, что первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы. Постройте схему предложения: Это лес.

Схема, какого слова будет стоять на первом месте?

-Верно. Чтобы показать, что это предложение закончилось, нужно поставить точку. Поставьте точку на своей схеме.

- Теперь составьте предложение по второй схеме о белке. Сколько слов в этом предложении?

-По первой схеме о бабочке. Сколько слов в этом предложении?

Аналогично проводится работа по схеме о деревьях.

-Ещё раз рассмотрите картинку на с.8. Что ещё из живой природы мог бы нарисовать художник?

-Нарисуйте.

-Что ещё из неживой природы можно было бы нарисовать?

-Нарисуйте.

-Назовите словами предметы, которые вы нарисовали.

-Составьте предложения с вашими словами. Объясните, почему это предложение?

-Это лес.

-Два.

(Ответы учащихся)

-Одна схема изображена уголком.

 -«Это». Схема чёрточка с уголком, потому что первое слово в предложении пишется с большой буквы.

- Три. Белка сушит грибы.

-Два. Бабочка летает.

( Ответы учащихся)

(Выполнение задания)

( Ответы учащихся)

(Выполнение задания)

( Ответы учащихся)

Учащиеся составляют предложения и каждый раз объясняют, что предложение-это законченная мысль, слова в предложении связаны по смыслу.

III.Закрепление

  1. Составление предложения по схемам (с.9)

- Посмотрите на рисунок (с.9) Найдите сову. Обведите ствол дерева коричневым цветом. Заштрихуйте ствол дерева, где дупло совы, с наклоном вправо.

Составьте предложение о сове по схеме.

Что заметили интересного в этой схеме?

-Что она может обозначать?

Аналогичная работа проводится с остальными предложениями.

  1. Игра.

- Поиграем в игру и узнаем, кто понял, что такое предложение, а кому надо быть внимательнее.

Я буду называть отдельные слова и предложения. Если я назову предложение, то вы хлопните в ладоши один раз, а если назову слово хлопать не надо.

Примерное задание:

Ночь, мороз, улица.

На улице мороз.

Узкая дорожка вела к дому лесника.

Лесник, дорожка, домики, узкая.

Шелест, листья, осень.

Осенние листья шелестят на ветру.

- Одна чёрточка в схеме маленькая.

-Маленькое слово.

(Составление предложений с объяснением)

Литература

  1. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В., Яровал Л.Н. Учим русский язык с увлечением: Часть речи, Предложение. Текст. Развитие речи: 1 – 4 класс,  - М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. – (Методическая библиотека).
  2. Бессчастаня Е.И. Работа над составлением предложений в добуквенный период в 1 классе// Начальная школа, 2000. - №12. – с.25.
  3. Миайлюк Т. Слог, слово, предложение: Обучение грамоте, 1 класс// Начальная школа. Методическая газета, 2009. - №24. – с. 24.
  4. Ногаева С.Е. Обучение младших школьников  видам связи предложений в тексте// Начальная школа + до и после, 2007. - №7. – с. 18.
  5. Русский язык. 1 класс. Слово. Предложение. Текст. Алфавит. Гласные и согласные. Звуки и буквы. Слог. Правила переноса слов// Торгашова Д.С – Открытые уроки в начальных класса Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – с.38 – 61.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые задания для дифференцированной и индивидуальной работы в период обучения грамоте по текстам Бакулиной Г.А.

Разноуровневые задания для дифференцированной и индивидуальной работы в период обучения грамоте по текстам Бакулиной Г.А. В своей практике использую методику "Интеллектуального развития младших школь...

Диагностическая работа в период обучения грамоте по УМК "Перспектива" за 1 полугодие 1 класса

Материал диагностической работы подбирала сама с опорой на перечень предметных умений учащихся....

Тренировочная работа в период обучения грамоте

Данные упражнения помогут учителю контролировать усвоение программы....

Проверочные работы в период обучения грамоте

Работа составлена по программе обучение грамоте....

Система работы над словом в период обучения грамоте как средство развития младших школьников

Система  работы над словом в период обучения грамоте как средство развития младших школьников...

Методы работы, применяемые педагогом в период обучения грамоте ( памятка)

В памятке отражны все этапы овладения грамотой с определёнными методами работы ......