Применение информационно-коммуникативных технологий и метода проектов в реализации системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности.
статья на тему

Аракчеева Ирина Викторовна

В статье представлен опыт применение информационно-коммуникативных технологий и метода проектов в реализации системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3_ikt_tehnologii.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Применение информационно-коммуникативных технологий и метода проектов в реализации системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности.

Аракчеева И. В.

Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ: сформировать у обучающихся начальной школы  не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития [3].

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.   Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять.

Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности обучающихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.

В последние годы активно идёт процесс информатизации обучения, в связи  с чем, в образовании и  стал общепринятым термин «ИКТ», в котором легко усмотреть некоторую повторяемость: наличие коммуникаций автоматически влечет за собой обмен информацией. В то же время обмен информацией предполагает наличие коммуникаций. Ориентировка младших школьников в ИКТ и  способности их грамотно применять являются одним из важных элементов  формирования УУД. Личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД предполагают освоение учащимися начальных классов различных умений работы с информацией [1].

Задачи формирования ИКТ - компетентности прослеживается и в программах по отдельным учебным предметам начального общего образования.

В «Стандартах  второго поколения» существует и  отдельная подпрограмма формирования ИКТ – компетентности, которая  включает разделы: знакомство со средствами ИКТ; запись, фиксация информации; создание текстов с помощью компьютера; создание графических сообщений; редактирование сообщений; создание новых сообщений путем комбинирования имеющихся; создание структурированных сообщений; представление и обработка данных; поиск информации [3].

Следовательно,  обучение в рамках  стандарта II поколения формирует у младших школьников основы информационной культуры личности.

        Информационная культура включает в себя:

- Культуру чтения – составная часть общей культуры личности, представляющая собой комплекс навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения.

- Библиотечно-библиографическую грамотность – комплекс знаний, умений и навыков читателя, обеспечивающих эффективное использование справочно-библиографического аппарата и фонда библиотеки.

- Компьютерную грамотность – это знания, умения и навыки в области информатики, необходимые каждому человеку для эффективного использования в своей деятельности компьютерных технологий.

Но главное – это информационная грамотность.

Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена [1].

Она является основной составной часть информационной культуры личности и важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Формировать информационную культуру личности  обучающихся  во внеурочной деятельности помогает метод проектов.

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий обучающихся и обязательной презентации результатов их работы [2].

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов.

В основе метода лежит развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную или групповую, которую воспитанники выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению [2].

Таким образом, применяя информационно-коммуникативные технологии и метода проектов для реализации системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности с учетом специфики нашей школы – интерната, мы разработали ряд проектов для 1 класса:

  1. Мы разные - мы вместе! (1 четверть)

В ходе данного проекта ребята класса знакомятся друг с другом, увлечениями, характером, особенностями. В итоге проекта выпускается стенгазете.

  1. «Цифры в картинках» (2 четверть)

На уроках математики ребята знакомятся с цифрами, сравнивая их с окружающими предметами. В итоге проекта создается альбом.

  1. Мои родители и их профессия (3 четверть)

В нашей школе-интернате учатся дети железнодорожников, нам очень важно познакомить ребят с железнодорожными профессиями. В итоге проекта создается презентация, в которой  каждый ученик представляет своих родителей.

  1. Русские народные сказки и их мудрость (4 четверть)

Приведем пример одного из проектов, «Русские народные сказки и их мудрость», который реализуется в 4 четверть, когда все дети овладевают навыком чтения.

Цель проекта - развитие интереса младшего школьника к чтению, к книге.

    Задачи проекта:

-пополнить и расширить знания о русских народных сказках;

- учить самостоятельно работать  в школьной библиотеке;

- развивать умение самостоятельной работы с текстом сказки;

- учиться работать в программе Power Point;

- воспитывать поликультурную личность;

- развивать творческие и коммуникативные способности.

Классификация проекта:  социальный, смешанный, краткосрочный.

Сроки реализации проекта –4 четверть первого класса.

Предметные области: литература, изобразительное искусство, информатика

Возрастная категория участников: 6-7 лет

Этапы реализации проекта.

I. Подготовительный этап проекта (1 неделя апреля)

1. Сбор информации. Посещение школьной библиотеки, поиск и выбор русской народной сказки.

2. Выявление проблемы: неумение первоклассников читать сказки, работать с книгой.

3. Определение цели, формулирование задач.  

Контроль: установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.

II. Организационный этап (2  неделя апреля)

1. Формирование творческих групп для реализации проекта (из числа учащихся 1 класса).

2. Обсуждение содержания и направлений поисковой деятельности для создания сборника диафильмов русских народных сказок.

3. Распределение заданий между участниками творческой группы.

4.Разработка понедельного планирования: определяется содержание деятельности педагога, последовательность действий учащихся.

Контроль: определение задания и сроки исполнения для всех членов творческих групп.

III. Поисково-исследовательский этап (3, 4 неделя апреля, 1 неделя мая)

1.Чтение сказок и их анализ.

2.Рисование поэтапных иллюстраций.

Контроль: результаты поисковой работы оформляются в папки.

IV. Технологический этап (2 неделя мая)

1. Составление диафильмов сказок в программе  Power Point.

2. Проведение часа чтения в первом классе (выразительное чтение сказок, просмотр диафильма, анализ сказки).

3. Оценка проведенного часа чтения.

4. Выявление трудностей в процессе реализации проекта.

Контроль за ходом и сроками производимых работ.

V. Заключительный этап: оценка проекта (3 неделя мая)

1.Опрос обучающихся первого класса о русских народных сказках.

2.Выпуск сборника «Диафильмы русских народных сказок».

Контроль: Оформление сборника «Диафильмы русских народных сказок».

Подведение итогов проводилось в виде презентации сборника «Диафильмы русских народных сказок».

Формирование информационной грамотности длительный и сложный процесс,   А сформировать это умение у обучающихся - значит снабдить их надёжным плавсредством для путешествия по океану информации. Поэтому актуальным становится системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности, который предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика.

Список литературы

1.Развитие информационной грамотности учащихся - http://lib.1september.ru/2006/17/16.htm 

2. Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС http://yarsale.do.am/publ/publikacii/informacija/proektnaja_dejatelnost_mladshikh_shkolnikov_v_uslovijakh_realizacii_fgos/7-1-0-18

3. «Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли». Москва «Просвещение»  2010. 2 – е издание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе

Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостоятельност...

Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода  в начальной школе».

Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного  подхода  в начальной школе. Одно из выступлений на семинаре "Системно-деятельностный подход в н...

Метод проекта в рамках системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС.

Метод проекта в рамках системно-деятельностного подхода в условиях Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)....

«Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода  в начальной школе»

«Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного  подхода  в начальной школе»...

Доклад «Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе»

Доклад «Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного  подхода  в начальной школе» был представлен на методическом объединение учителей начальных к...

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Применение игровых технологий на уроках способствуют повышению эмоционального настроя и работоспособности.Игровые технологии создают эмоциональный настрой, повышают работоспособность учащихся на разны...