Проектная деятельность как средство развития творческого мышления школьников и их социализация.
учебно-методический материал на тему

Морозова Марианна Анатольевна

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство развития творческого мышления школьников и их социализация.

Не существует сколько-нибудь достоверных
тестов на одаренность, кроме тех, которые
проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе.
А.Н.Колмогоров

      Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Целью обучения является развитие у ребенка самостоятельности, самоорганизации, способности самообучаться,  умения практически применять знания и развитие творческих способностей учащихся.  Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету, развитие креативных способностей учащихся?

        Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в проектную работу.

 Результаты  наблюдения  и анализа за деятельностью учащихся показали, что причинами снижения творчества школьников является:

- недостаточный интерес к содержанию изучаемого материала;

- отсутствие интереса к предлагаемым формам обучения;

- отсутствие практической значимости изучаемого материала;

-недостаточность научной дополнительной литературы по предмету.

 А узкие рамки программных требований, загруженность учебного материала не позволяют реализовать эти задачи. Творческие способности, как и другие, развиваются только в деятельности их упражняющей. Успешное развитие творческих способностей возможно на основе системы заданий, требующих от  ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитывать у них уверенность в своих возможностях.

 Для развития творческих способностей учащихся, привития интереса к предмету желательно применять различные формы проведения уроков, привлекать учащихся к подготовке докладов и рефератов. Если мы хотим на своих уроках пробудить в ученике творческое начало, а затем всячески его развивать, то главное здесь не эпизодическое решение более или менее творческих задач, а на каждом уроке организовывать такую деятельность учеников, в которой они вынуждены творить, быть может, не замечая этого.

 Поиск решения указанных противоречий привел к необходимости осмыслить собственный опыт и определить основную цель педагогической деятельности: ориентировать содержание учебной деятельности на творчество через метод проектов.  Введение элективных курсов дало возможность для разрешения проблемы  развития творческих способностей школьников через разработку  работ  на основе методов проектов.  

          Метод проектов – это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Я его применяю и при коллективной, и при индивидуальной работе учащихся. При дидактически правильном использовании метода в полной мере реализуется развивающая и воспитывающая составляющие учебного процесса.

   При выборе форм и методов работы учитываю возрастные особенности учащихся, мотивы учения.    Формирование устойчивого интереса у учащихся к данной форме учения является обязательной педагогической задачей, которую я стараюсь решить. Навыки ученического самоуправления, формируемые и совершенствуемые при коллективных формах деятельности, создают предпосылки для максимального использования умственных способностей каждого учащегося, позволяют проявить ему свою неповторимую индивидуальность на отдельных этапах деятельности. При этом учащиеся сами определяют круг возможных проблем для индивидуального и для коллективного погашения возникающих проблем. Целесообразно знакомить учащихся и с индуктивными, и с дедуктивными способами разрешения проблем.

        При использовании метода проектов возникает явно выраженное противоречие между необходимостью повышать общеобразовательный уровень учащихся и их личными потребностями и интересами. Я разрешаю учащимся выбирать задания, моделирующие интересующие их жизненные ситуации, но при обязательном условии согласования целей проектной деятельности со структурой образовательной программы.

«Плюсы» метода проектов.

«Плюс» первый. Одна из причин внимания к новому методу- проблема мотивации учащихся к изучению предмета. Современные дети рациональны: они хотят четко понимать, зачем им нужно то или иное знание, что дает, где может пригодиться . Они хотят, чтобы и на уроках было интересно, ярко, броско , как в кино и на ТU.Новое поколение и новые реалии жизни требует новых методов обучения. Жизнь диктует перемены. Так и с методикой. Надо учить по-новому.Вне всяких сомнений- проектирование относится к методам обучения, отвечающим современной жизни.

«Плюс» второй. В  ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания. Это важно, ведь быстро устаревающие знания, появление новых видов деятельности делают заучивание определенного объема информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять. Именно в этих условиях особенно актуально развитие умения учащихся к самообразованию, работать в группах, делиться знаниями с товарищами.

   Проект- происходит от латинского projectus , буквальный перевод- «брошенный вперед»-уже объясняет многое. В свою очередь, проектирование можно рассматривать как деятельность или процесс разработки и создания проекта.

  Под проектом будем понимать совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы

деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.

    Если  педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными. Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.

1.Погружение в проект (формулирование проблемы, постановка цели).

2.Планирование ( обсуждение вариантов, самообразование, продумывание хода деятельности).

3.Выполнение проекта (деятельность как система конкретных действий и операций)(проведение исследования, поиск информации).

4.Обобщение результатов и выводов.

5.Презентация результатов (защита проекта)(обсуждение, ответы на вопросы).

6. Оценка и рефлексия ( анализ достижения цели).

               

    Результаты выполняемых проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению».

        Как правило, учитель может подготовить с учащимися одну работу, так что вполне можно организовать ежегодные ученические чтения, и это не станет перегрузкой ни для него самого, ни для членов жюри. На таких мероприятиях дети могут (и даже чувствуют потребность) делать устные сообщения по выбранной теме, учатся отвечать на вопросы оппонентов и отстаивать свою точку зрения. Таким образом, они учатся грамотно излагать прочитанное, четко формулировать поставленные цели и задачи, описывать ход проделанных экспериментов, характеризовать результаты своей деятельности и т.д. При этом ученику понадобится дома в течение нескольких месяцев работать над темой, готовить свой отчет и устный ответ, глубже осознавая материал, выбранный для рассмотрения.

      В последние годы, в рамках модернизации российского образования, одной из главных задач является вооружение учащихся умениями и навыками самостоятельно добывать знания, развитие их познавательной самостоятельности и активности.

      Организация научно – исследовательской деятельности школьников и приобщение учащихся к научно – исследовательской деятельности является одним из наиболее важных путей решения указанной выше задачи. Обучение приёмам научно – исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов.

      Отсюда чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые ещё предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания иногда из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

       В настоящее время проектно – исследовательская деятельность становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через научно – исследовательскую деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

     Посредством метода проектов мне удаётся установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся их практической преобразовательной деятельностью. Гуманистическая направленность деятельности учащихся на основе учёта человеческих факторов созидания создаёт предпосылки для формирования у школьников таких качеств личности, как решимость и воля в процессе внедрения собственных разработок в практику. Применение метода проектов существенно повышает эффективность образовательного процесса, решает стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности, задачи личностно-ориентированного обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 -Журнал «Первое сентября» Математика, № 13 за 2008г.

-Журнал заместителя директора по ВР, №2 за 2009 год

-«Метод учебного проекта в образовательном учреждении». ПохомоваН.Ю.Москва,2003г.

-«Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности». Народное образование,2000г.,№7

 

 

МБОУ СОШ № 28 г. Пятигорска

 Доклад на тему:

«Проектная деятельность как средство развития творческого мышления школьников и их социализация.»

 

                                                                         Доклад подготовила

                                                                учитель начальных классов

Морозова Марианна Анатольевна

                                             

                                            17 ноября  2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников

В данной статье рассказывается об организации проектной деятельности на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе....

«Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников»

В настоящее время очень актуальной является проблема активности детей, их интереса к учебе. Нельзя не заметить тот факт, что у учеников уже в начальных классах страдает мотивация и интерес к получению...

Из опыта работы "Проектная деятельность как средство развития критического мышления в начальной школе"

Из опыта работы "Проектная деятельность как средство развития критического мышления в начальной школе"...

Отчет по самообразованию по теме: «Проектная деятельность как средство развития креативного мышления младших школьников на уроках математики»

Отчет по самообразованию по теме: «Проектная деятельность как средство развития креативного мышления младших школьников на уроках математики»...

Отчёт по самообразованию по теме: " Проектная деятельность как средство развития креативного мышления младших школьников на уроке математики"

Здесь вы можете познакомиться с приёмами  развития креативного мышления обучающихся на уроках математики через проектную деятельность...

Выступление на ШМО. «Проектная деятельность как средство развития креативного мышления младших школьников на уроках математики»

Разработка выступления на ШМО на тему «Проектная деятельность как средство развития креативного мышления младших школьников на уроках математики» в рамках педагогической практики "Фор...