Представление инновационного педагогического опыта работы учителя начальных классов «Проекты - как средство развития исследовательской деятельности в начальных классах»
статья на тему

Поршина Ольга Ивановна

Представление   инновационного педагогического опыта работы  учителя начальных классов МБОУ « Пичпандинская средняя общеобразовательная школа» Зубово-Полянского муниципального района  Республики Мордовия Поршиной Ольги Ивановны «Проекты -  как средство развития исследовательской деятельности в начальных классах»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление   инновационного педагогического опыта работы  учителя начальных классов

МБОУ « Пичпандинская средняя общеобразовательная школа»

Зубово-Полянского муниципального района  Республики Мордовия

Поршиной Ольги Ивановны

 «Проекты -  как средство развития исследовательской деятельности

в начальных классах»

«Дети охотно всегда чем-то занимаются.   Это весьма полезно, а потому не только  не следует им мешать, но нужно принимать  меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

(Ян  Амус  Каменскай,  основоположник   дидактики,  17 век)

Актуальность опыта.

    Важными задачами современного образования являются подготовка детей к различным формам деятельности, развитие творческих способностей. Дети от природы полны желанием учиться, любознательны.  Каждый ребёнок обладает  своими талантами и способностями. И основной момент жизни учащихся начальных классов  - это желание и стремление  к познанию, творчеству, поиску, активной деятельности.

    И поэтому ученики начальных классов  стремятся проявить свои таланты, умения и способности. А для этого им нужно умелое руководство учителя, взрослых.

   Исследовательская деятельность – это творческая деятельность учащихся, характеризующаяся  активностью, предметностью, мотивированностью и  сознательностью,  результат  которого – формирование познавательных мотивов, исследовательских умений. А для детей начальных классов исследовательская деятельность это источник получения представления о мире, который формирует умения и навыки. Дети открывают, познают, исследуют,  стремятся   познать  что-то новое, неизвестное.

   Современное общество учит людей и требует, чтобы мы могли самостоятельно и творчески осваивать и перестраивать свою деятельность в разных сферах культуры. А  начальная школа ставит перед собой задачи  - воспитать ученика субъектом учебной деятельности. Чтобы он мог самостоятельно учиться, быть эрудированным, способным самостоятельно применять  и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях.  Сформированность  ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств как самостоятельность, инициативность , деловитость, ответственность, готовит их  к дальнейшему обучению.

Условия формирования опыта.

    Как научить младшего школьника самостоятельно добывать и применять знания? Как сделать так, чтобы ребёнок был индивидуальностью?  Эти вопросы волнуют большинство учителей, в том числе и меня.  И в этом помогает проектно-исследовательская деятельность младших школьников.

    Я изучила и продолжаю изучать методическую литературу  федерального государственного образовательного стандарта , где отражается идея формирования  исследовательской культуры учащихся начальных классов, на уроках и во внеурочное время через метод проектов. Создание проектов позволяет детям выбрать деятельность  по своим интересам , которые соответствуют их способностям, формирует ключевые компетенции. Дети  по природе маленькие исследователи.  Они оперативно проводят кратковременные проекты исследования по тематике, где осваивают методы творческой деятельности, самостоятельно или при помощи взрослых, находят информацию, изучают и анализируют, приобретают умения и навыки решения поставленных задач. Всё это способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Теоретическая база опыта.

    Начальным этапом вхождения в проектную деятельность – это младший школьный возраст, начальные классы, где закладывается основа подготовки к проектно-исследовательской деятельности.

    Я работаю по УМК «Школа России» по ФГОС второго поколения , что позволяет мне в рамках уроков с 1  по 4 класс обучать детей проектно-исследовательской деятельности. В частности на уроках «Окружающего мира» это проекты: «Богатство отданное людям.  С. Кинякин»,  «Музей путешествий»,  «Разнообразие природы родного края»-3кл; «Города России», «Родное село», «Профессии»-2кл;

по математике «Математические сказки», «Задачи –расчёты»- 3кл; «Узоры и орнаменты на посуде», «Оригами» 2 кл;

по технологии проекты «Деревенский двор», «Аквариум» -2кл; «Дикие животные», «Осенний урожай» 1 кл.

      При подготовке  к проектам я использую как индивидуальную деятельность, так и групповую, это проект « 70 лет Победе», «Красная книга Мордовии»  (1, 2,4 кл). В рамках внеурочной деятельности провожу долговременные исследования , это проекты «Из истории автомобиля», «Кошки». Защита проектов проходит на классных часах и в кружке «Выразительного чтения» (2-4классы).

       Из этого следует, что проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.   Проект – это   проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация и - портфолио – это папка, куда собирается весь материал учащихся.  Организовывать проектную деятельность младших школьников помогает следующая таблица – помощница и литература.

Название этапа

Содержание работ

Время исполнения

Подготовительный этап работы групп учащихся (индивидуальных) над проектом

- определение темы исследования;

- выделение предполагаемых направлений работ;

- составление плана;

- начало выполнения проекта.

За неделю до проектного дня

Подготовительный этап работы групп учащихся (индивидуальных) над проектом

- определение проблемы и задач исследования (использование в ходе совместного поиска метода “круглого стола”);

- выдвижение гипотез и способов решения;

- обсуждение методов исследования (эксперимента, наблюдений и т.д.);

- распределение работы между участниками группового проекта;

За два - три дня до начала проекта

(в зависимости от темы)

Основной этап

- продолжение работы по сбору информации;

- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся по реализации проекта;

- систематизация и анализ полученных данных;

- обсуждение способов оформления конечных результатов;

- подведение итогов, оформление результатов.

В день выполнения проекта.

Заключительный этап

- презентация проекта;

- представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (стенгазеты, доклада, макет,  рисунок )

- рефлексия.

В день проекта или на следующий день (в зависимости от темы).

  1. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя /А.Б. Воронцов, В.М. Заславский и др./  под редакцией А.Б. Воронцовой М.:  Просвещение, 2012г. (Стандарты второго поколения).
  2. Проектная деятельность школьников; пособие для учителя. К.Н. Полеваева.
  3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9
  4. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
  5. http://www.nachalka.com/proekty
  6. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/proektnaya-deyatelnost-v-nachalnoi-shkole-umk-planeta-znanii

Технология опыта.

     Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации   проектов с детьми младшего школьного возраста.  Кроме того отмечается необходимость системности в использовании  проектов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе. Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

    Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

-умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

-умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

-умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

-умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение). Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

    Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к  исследовательской деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

-развитие аналитико-синтетических действий;  сформированность алгоритма сравнительного анализа; умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;  возможность выделять общий способ действий;

-перенос общего способа действий на другие учебные задачи.  При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

    В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектно-исследовательской  деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

-адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

-обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

-выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания

      Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектно- исследовательского  метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока)однопредметных проектов к долговременным,  межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

-мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

-планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

-информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

-рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

      Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности, моя   роль как учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою  роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

   Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего,  начиная работу над проектом, я как учитель должна пробудить  в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.

    Затем на этапе погружения в проект   я раскрываю  проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации,  вытекают цель и задачи проекта.  Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.

   На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным. 

   После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. Стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.

    Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить   сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

Анализ результативности опыта.

Результатом своей педагогической деятельности считаю:

-стабильные хорошие результаты освоения учебных программ;

-участие моих учеников в проекте «Дети-герои Великой Отечественной войны», посвящённый  70-тилетию Победы.

   Проектно-исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности. Главная цель исследовательского обучения – формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

    Анализируя проделанную работу, я убедилась, что в процессе внедрения проектно-исследовательской деятельности у детей развиваются творческие способности; они учатся мыслить самостоятельно, проявлять инициативу, оригинальность суждений; у них развивается творческое воображение; возникает потребность в самореализации, самовыражении; усилилась положительная мотивация; формируются первичные навыки самостоятельной ориентации в справочной, научно-популярной литературе.

 Метод проектов можно считать сдоровьесберегающим методом, так как проектная работа это интересная увлекательная деятельность не вызывает утомляемости и усталости.

   Мои ребята не всегда занимают  призовые места, но самое главное - приобретут опыт выступления перед   аудиторией. Смогут сопоставить свою работу с работами других ребят. Возможно, увидят некоторые недочёты в своей работе. Такое участие в конкурсе позволит ребятам сделать соответствующие выводы, появится стремление продолжить работу над проектом.

Трудоёмкость опыта.

Расширяя свой опыт работы я выявила, что самым трудным в исследовательской деятельности это выбор темы проекта , исследования. Работая в объединённых  классах понимаешь, что интересы школьников разнообразны и по возрасту, по мышлению. И мы стараемся вместе разобраться, что больше их интересует.  Трудоемкость действий обучения ребенка в проектно-исследовательской деятельности  заключается в подходе к каждому моменту темы, где необходимо  продумать прогнозировать конечный результат проекта. В обучении проектной и исследовательской деятельности очень важна роль самостоятельных решений ученика, а вот подвести его к ним грамотно и осторожно – должен учитель, это моя задача.

    Когда тема выбрана, мы вместе решаем, какой будет проект: мини, краткосрочный или долгосрочный  ( при долгосрочных проектах используются мини и краткосрочные проекты). Теперь нужно собрать конкретные факты и подготовить небольшое сообщение по выбранной теме. Затем правильно и красиво оформить сообщение, это может быть и в печатном виде и написанным от руки, и конечно с рисунками. Для подготовки дети идут в библиотеку и ищут информацию в книгах, энциклопедиях, в интернете. После этого группируем собранный материал, совместно делаем выводы, обобщаем.  Детям бывает иногда трудно и сложно, но в процессе работы над проектом хорошо помогает творчество и детское мышление. Они учатся высказываться уверенно и смело, отстаивать своё мнение.

При проведении родительских собраний я знакомлю родителей с темами учебных  и внеурочных проектов, с особенностями исследовательской деятельностью младшего школьника. И это важный момент для помощи детям в подготовке к проектам. Родители настроены позитивно, всегда готовы сотрудничать с детьми и с учителем. Это развитие интереса родителей к совместной деятельности, где родители  не пассивные наблюдатели, а активные участники. И тогда проекты получаются интересными, так как это совместная проектно-исследовательская деятельность.

Адресность.

Опытом работы делюсь на семинарах и на кустовых и школьных методических объединениях  в виде открытых уроков, докладах и внеклассных мероприятий.

Свои разработки выкладываю на сайтах в интернете:

http://nsportal.ru/porshina-olga-ivanovna

http://www.proshkolu.ru/user/porshina2011/

http://infourok.ru/user/porshina-olga-ivanovna

Директор школы:                                                            /О.И. Мараева/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лобаскинская средняя школа"

Материал содержит Актуальность, концептуальность, теоретическую базу опыта, ведущую педагогическую идею, оптимальность и эффективность средств, результативность опыта, возможность тиражирования, налич...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ "Луховский лицей" г.о. Саранск Великановой Е. А. 2018

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ "Луховский лицей" г.о. Саранск «Организация системы оценивания учебных достижений младших ...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республика Мордовия

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района  Республика Мордовия...